borkhers: (Default)
[personal profile] borkhers

*
На донышке воспоминаний остается самое тяжелое. Но до дна пока ногой не достать - как в детстве, после непосильного заплыва, когда возвращаешься к берегу.
*
Стараясь отложить на потом все самое печальное, судорожно вспоминаешь хоть что-нибудь веселое. И это веселое оборачивается чем-то отвратительным и скорбным. Жизнь не симфония, пасторальной не бывает. А веселое - все больше о девушках и о водке. И чем потом обернулось веселье?

*
Ну, вот веселое: сидит напротив меня пациент, алкоголик, вторая стадия, перенес белую горячку, навидался чертей зеленых и черных. Спрашиваю его: - А вы много пьете? Он отвечает: - А как каждый нормальный мужчина. Как Вы, доктор!
Я уточняю: - А это сколько? - Ну, бутылки три портвейна на день. Я опять уточняю: - 0,5 или 0, 75?
- Конечно, 0,75, - отвечает пациент. - 0,5 - это же ни то, ни сё!
Сидящий рядом со мной доктор М. начинает смеяться уже на первой фразе больного. Выражение "ни то, ни сё" просто приводит его в восторг...
Позже я узнал, что просто есть такая алкогольная поговорка, что 0,5 - ни то, ни сё. Никакой оригинальности... Были еще алкогольные поговорки типа "не пьют телеграфные столбы - у них стаканчики перевернуты", "не пьет сова - после семи не продают".

Но чем было это "веселье" для семьи больного? А у него была семья - жена и трое маленьких детей. Он вообще был слесарем шестого разряда. Говорил: - Что это, доктор. Вы выдумали, что мне пить нельзя. Я, когда не пью - больной совсем, руки у меня дрожат. А выпил с утра двести грамм - и работаю целый день!
*
Еще веселое. Приезжаю в Петербург, ну, Ленинградом он был тогда. Прихожу в гости к известному ученому, моему коллеге. Прихожу с бутылкой коньяка. Садимся за стол. И тут я вижу, что пока я тяну первую рюмку, коллега мой выпивает остальное! И достает из-за ряда книг бутылку водки. Заныкал! Плохи дела! Начинаю пить больше, чтобы ему досталось меньше. Страшная ошибка - никогда так не поступайте! Мой коллега уже заметно пьян. Но ему нужно еще.А время позднее - в магазинах спиртное не продают уже. Ничего, говорит коллега, сейчас я тебе покажу фокус! И мы спускаемся на улицу. Мой коллега останавливает такси.
*
В те баснословные года у водителей такси был дополнительный бизнес. Днем они покупали водку по 4 рубля бутылка, а вечером - продавали по 10 рублей жаждущим. Вот таким "жаждущим" и был мой коллега. Но в чем же фокус?
*
А фокус был вот в чем. Когда машина остановилась, мой коллега попросил бутылочку. Ему дали. Но вместо красной бумажки, мой коллега показал водителю красную книжечку... Водитель выматерился и дал газ. Коллега с торжеством показал книжечку мне. Напрасно он это сделал. Незачем мне было знать, что профессор психиатрии работает не только в клинике, но и в КГБ...
Но на этом веселье не кончилось.
*
Минут через десять с работы вернулась жена моего ученого коллеги. С ее мужем разговаривать к тому времени было невозможно. А вот со мной, относительно трезвым, можно было и поговорить. Вся ярость несчастной женщины обрушилась на меня:
- Как Вы смели! - кричала она, - как вы смели принести спиртное в дом Евгения Павловича (назовем его так)! Вы что, с Луны свалились? Вы что, не знаете, что он алкоголик и психотик?
*
Я попытался объяснить, что я приехал из Одессы и об алкоголизме и психическом заболевании Е.П. понятия не имел.
- Не лгите! - закричала она, - ВСЕ ЗНАЮТ ЧТО ОН АЛКОГОЛИК! Вон отсюда! Никогда больше не появляйтесь в этом доме!

Зря она на меня кричала. Я бы и так больше к ним не пришел... К банкету после моей защиты (защищался в Питере) я уже был более подготовлен и хорошо знал, кого из коллег приглашать в ресторан нельзя. В их числе был и один из официальных оппонентов.

Date: 2012-04-03 07:03 am (UTC)
From: [identity profile] gomazkov.livejournal.com
Кроме шуток, вспоминаю свою студенческую молодость: 0,5 портвейна действительно "ни то, ни сё". Только распалишься.
А 0,75 уже умиротворяют.

Date: 2012-04-03 07:17 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
вы смелый человек

Date: 2012-04-03 07:55 am (UTC)
From: [identity profile] dfs-odessa.livejournal.com
Алкоголизм - это же зависимость. Т.е. алкоголь удовольствия алкоголику не приносит - только кажущееся избавление от каких-то его проблем. В смысле питие не ради удовольствия... Вот интересно понимание пития, как "общепринятый" для менталитета. И вообще, как принцип - ведь у множества народов есть свой способ-аналог. Из места, что индейцы Америки, в основном курили, а спиртное их погубило на корню. Многих западных людей, погубило курение, которое, вроде-как, нормально, для арабов и т.д. Дело привычки?
Походу, спиртное вероятно помогает в народе снять стресс, может еще что, что известно. Т.е. если посмотреть статистически на самые пьющие группы населения. ...

Date: 2012-04-03 07:58 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
не очень хочется теоретизировать - но тут замешаны и особенности культуры, и генетическая предрасположенность.и, не в последнюю очередь - особенности этанола.

Date: 2012-04-06 08:29 pm (UTC)
From: [identity profile] yulia-shulimova.livejournal.com
За расщепление алкоголя в организме отвечает определенный фермент - алкогольдегидрогеназа. Наличие и количество этого фермента определяется генами. У индейцев ( у якут, части этносов севера России) ввиду частого кровосмешения, этот ген практически отсутствует. У прибалтов, скандинавов, этот ген встречается чаще, поэтому толерантность выше.

Курение не имеет доказанной генетической обусловленности.

Надеюсь, немножко получилось прояснить вопрос.

p.s. Извините, что влезла в беседу, я по образованию молекулярный биолог, очень уж хотелось поведать интерестностей...)

Date: 2012-04-07 07:01 am (UTC)
From: [identity profile] dfs-odessa.livejournal.com
спасибо за информацию, интересно

Date: 2012-04-03 08:04 am (UTC)
From: [identity profile] raoul-duke23.livejournal.com
Когда в народном сознании это перестанет быть смешным, тогда и пить перестанут. А тех, кто снимает фильмы типа "особенностей национальной охоты" я бы привлекал к уголовной ответственности. За пропаганду наркотиков

Date: 2012-04-03 08:09 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
вы правы - это не должно вызывать смех. вы не правы -репрессивные меры бессмысленны.

Date: 2012-04-03 08:11 am (UTC)
From: [identity profile] raoul-duke23.livejournal.com
Так не против алкоголиков же меры, а против пропаганды. Неужели вы считаете, что она допустима?

Date: 2012-04-03 08:47 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
она недопустима. Но пока по ТВ идет сплошная реклама водки и пива, говорить о кино, типа "с легким паром" как-то неудобно даже...

Date: 2012-04-03 09:03 am (UTC)
From: [identity profile] raoul-duke23.livejournal.com
На мой взгляд, такая вот скрытая реклама-через-смех намного эффективнее открытой рекламы. Сужу по себе, был алкоголиком, пытался бросить, после очередной комедии и бурного обсуждения коллегами (обсуждения со смехом и захлебом от восторга) неизменно приходил к выводу, что проблемы у меня нет, она надумана. "Ведь все смеются - следовательно это реальный позитив, а я заблуждаюсь со своими заморочками. Да и пьют то все, это нормально же." В тоже время открытая реклама на меня никогда не действовала.

Date: 2012-04-03 10:15 am (UTC)
From: [identity profile] kaplja.livejournal.com
перенос ответственности за свою тягу на кинематографистов хорошего результата не даст

работайте со своей зависимостью, учитесь ее преодолевать, заполняйте зону дискомфорта чем-то кроме алкоголя
и будет Вам ЩАСТЬЕ )

невозможно сделать так, чтобы вообще не было соблазнов, поэтому проблема не в соблазнах, а в нашем отношении к ним

Date: 2012-04-03 10:38 am (UTC)
From: [identity profile] raoul-duke23.livejournal.com
Да я то давно уже соскочил) теперь хочется, чтобы и другие тоже

Date: 2012-04-03 11:16 am (UTC)
From: [identity profile] kaplja.livejournal.com
поздравляю! )
ну, вот как Вы соскочили, так и они могут
другое дело - хотят ли они сами трезвости
ведь тогда придется отвечать за свои желания и поступки

Date: 2012-04-03 11:22 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Ника, это, конечно, рационализация. Но давление внешней среды нельзя недооценивать (не забудем и про бесов)

Date: 2012-04-03 12:45 pm (UTC)
From: [identity profile] kaplja.livejournal.com
> весь мир объединяется в попытке соблазнить того, кто решил изменить свою жизнь

это точно )
меняя себя меняем мир
мир, соответственно, сопротивляется
именно поэтому на него (на мир) перекладывать ответстенность и нельзя

как-то так

Date: 2012-04-03 11:21 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Ваш индивидуальный опыт очень ценен. Похоже, что весь мир объединяется в попытке соблазнить того, кто решил изменить свою жизнь.

Date: 2012-04-03 10:29 am (UTC)
From: [identity profile] stoshagownozad.livejournal.com
по-моему, это как раз фильм об ужасах алкоголизма, я лично его так и смотрю...

Date: 2012-04-03 11:23 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Радости в нем мало. Но есть и такой аспект - "все пьют, а я что же?"

Date: 2012-04-03 09:16 am (UTC)
From: [identity profile] gooooooooogle.livejournal.com
Вспоминаю свой визит в Ленинград и встречу в научных кругах. Один ученый с такой ненавистью вдруг заговорил о спиртном, что я сразу стал подозревать худшее. Так и получилось: человек бы горьким пьяницей.

Date: 2012-04-03 11:24 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Амбивалентность к спиртному ненависть и любовь... Это-то и есть самое неприятное.
(deleted comment)

Date: 2012-04-03 11:25 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Про козу настолько грустно, что и сказать не могу. Видимо, не смог передать впечатления... Несколько погибающих людей на глазах у десятка специалистов "по спасению".

Date: 2012-04-03 10:20 am (UTC)
From: [identity profile] kaplja.livejournal.com
Бедная жена. Ее эти срывы мужа ведь подстерегают на каждом шагу. Представляю в каком стреме она живет.

Date: 2012-04-03 11:25 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Жила. Эта история тридцатилетней давности. Их уже нет на свете.

Date: 2012-04-03 10:36 am (UTC)
From: [identity profile] ubizza-ap-stenu.livejournal.com
(Интересно, а нужны ли Вам в действительности комментарии... вряд ли какой особо умный разговор состоится. Так, резонансы.)

А я пить не могу. В смысле алкоголя. Даже когда было плёхо-плёхо и хотелось,"как люди", надраться.
Рвотный рефлекс, пардон.

Date: 2012-04-03 11:26 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
комментарии необходимы - особенно, когда у людей свой, личный опыт. Рвотный рефлекс - это хорошо, нормальная реакция.

Date: 2012-04-03 03:03 pm (UTC)
From: [identity profile] green-dancer.livejournal.com
*недоумённо*
Как люди??!!

Когда плёхо-плёхо - попробуйте танцевать под хорошую музыку, или декламируйте любимую поэзию для души (я, например, Гумилёва люблю очень, "Капитанов" и "Шестое чувство"), или займитесь релаксирующей гимнастикой, или предпримите длинную прогулку на природе, или запишитесь в бассейн, или нарисуйте состояние, или сыграйте с умным партнёром в шахматы/"Эрудит"/рэндзю, или перелистайте старые журналы... вариантов - как светлячков в ночном лесу! Что, кстати, тоже приятный вариант - побродить по летнему ночному лесу и любоваться сияющей (в буквальном смысле) природой.

У меня тоже рвотный рефлекс! и от никотина меня может вырвать токо так! И Жданов, между прочим, рассказывал на одной из лекций:

Представьте себе, что сейчас с гРРРохотом распахивается дверь в аудиторию, и сюда врываются ПЯТЬ мордоворотов в чёрных масках! Четверо из них хватают меня за конечности, за руки, за ноги, а пятый силком раскрывает мне рот и насильно вливает бутылку водки! Что произойдёт с организмом? Рефлекторная защитная реакция даже без участия рук и ног - рвота! организм будет стремиться как можно скорее освободиться от этой гадости!

Кстати, Борис Григорьевич, а какого вы мнения о Жданове и его лекциях?
Edited Date: 2012-04-03 03:06 pm (UTC)

Date: 2012-04-03 03:15 pm (UTC)
From: [identity profile] ubizza-ap-stenu.livejournal.com
Уважаю оптимистов, дающих пачки советов. :-) Они такие оптимистичные, такие мимимилые. :-)))
Когда просто плёхо, я могу и музыку, и в морду кому при случае, и нарисовать. Но вот когда плёхо-плёхо, тогда ваши советы не работают. Ни один.
Проверено, мины есть (с).

Date: 2012-04-03 03:44 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Я, честно говоря, не читал лекций Жданова... А рвотный рефлекс на передозировку- нормальный защитный рефлекс. Его исчезновение - один из симптомов алкоголизма. А его отсутствие - признак наследственной предрасположенности...

Date: 2012-04-03 03:59 pm (UTC)
From: [identity profile] green-dancer.livejournal.com
Их легко можно увидеть на ю-тьюбе.

http://youtu.be/O0xPo30Kz90

Или просто поискать по тэгу "Жданов". :) Фигура одиозная, но мне нравится!
Edited Date: 2012-04-03 04:00 pm (UTC)

Date: 2012-04-03 10:38 am (UTC)
From: [identity profile] crusty-da-clown.livejournal.com
Недопонял про слесаря. Принял он с утра 200 г., весь день работает. Остальные 3х750-200 = 2 литра - вечером, после работы? На следующее утро опять 200 г. и снова весь день работает? Не срастаеццо щё-та. Врёт, поди. Или, может быть, ему на работе делать нечего.

Date: 2012-04-03 11:28 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Пьет (вернее пил) "по часам", поддерживая постоянный уровень концентрации алкоголя в крови. На работе пил, конечно же!

Date: 2012-04-03 02:10 pm (UTC)
From: [identity profile] crusty-da-clown.livejournal.com
Да…
Как бы вот определить эту «точку невозврата»?
У меня приятель умер пять лет назад, 36 лет ему было. Практически каждую копейку тратил на алкоголь. Вместо хлеба, вместо там картошки дешевую водку покупал. Мог не есть ничего, а выпить – непременно. Каждый день, каждый час. Всё лицо перед смертью распухло…
Сказать за себя, так тоже пью. На ужин – бокальчик сухого, норма-ально. На выходных или в праздник и побольше можно. Стаканчик виски или там коньячку какого. В приятной компании да под хорошую закусочку-то! Понервничаешь, бывает, на работе, так и в обед с кем-нибудь из коллег опрокинешь водки стопку (или даже две).
Как спастись? Как понять, что уже пьёшь больше, чем допустимо?

Date: 2012-04-03 03:47 pm (UTC)
From: [identity profile] alla-ostrvsk.livejournal.com
удивительно! аналогичная история произошла с моим мужем и его оппонентом (и реакция жены один-в-один!). оба не психиатры ни разу...
от этого не застрахованы ни слесари, ни академики, ни мореплаватели, ни плотники. слышала даже про талантливого, но запойного математика. его друг-нарколог рассказывал, что давно ждет деградации когнитивных и творческих способностей у своего приятеля. не дождался! подвела печень

Date: 2012-04-03 03:48 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Это, увы, риторические вопросы... Все говорит человеку, что у него проблемы. Все говорят человеку, что у него проблемы. Но он уходит вместе со своей проблемой. Занавес!

December 2020

S M T W T F S
  1 23 45
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 12th, 2026 01:20 pm
Powered by Dreamwidth Studios