borkhers: (Default)
[personal profile] borkhers

*
Это псевдообразование, эта игра в казаки-разбойники (учителя-ученики), неужели с распада СССР началась? Да нет, конечно. Хорошее, более или менее надежное образование можно было получить в крупных городах, да и то - не во всех школах. Все мы помним: у разных школ была различная репутация. Не в последнюю очередь, в зависимости от района, где была расположена школа. И если школа в "плохом районе", где живут неблагополучные семьи и где учатся дети из неблагополучных семей, то оттуда разбегались и хорошие учителя и хорошие ученики. Между прочим, хорошие учителя стараются иметь дело с хорошими учениками. Никому не хочется работать впустую. А учителей, настолько хороших, что они были готовы работать именно с плохими учениками и радоваться даже минимальному успеху никогда не было много на этой грешной земле.
*
А школа районного центра? Тут имели значение многие факторы - степень удаленности районного центра от областного, развитие инфраструктуры, готовность районного начальства выделить "молодому специалисту" жилье в соответствии с действующим тогда законодательством. Но ведь были и сельские школы, и тут...
*
И тут я расскажу невеселую, но забавную историю. По-моему, все забавные истории в сущности очень невеселые.
*
В 1974 году (СССР еще 17 лет оставалось жить-поживать на земле) я приехал по распределению в Овидиопольский район Одесской области. Я уже много раз вспоминал годы работы там. Но ни разу не упомянул, что мои профессиональные интересы и профессиональная судьба сформировались именно там. А виною тому был закон о всеобщей воинской повинности.
*
Вообще, военные все время вмешивались в нашу медицинскую жизнь. То на сборы заберут молодого доктора (2-3 месяца), об этом разговор впереди, то - на месяц, а то и два - работать в комиссии по призыву. Проверять состояние здоровья призывников.
Мне, психоневрологу, приходилось определять состояние психического здоровья юношей. Вопросы стандартные - припадки бывали? ночное недержание мочи? на учете у психиатра не состоите? - и прочее. Но нужно было оценить и уровень психического развития, состояние интеллекта. И тут у нас был стандартный набор вопросов, типа - в какой стране живешь, как называется столица, сколько есть континентов,. назови, кто был первым космонавтом, умножь 6 на 8, что означает пословица "тише едешь, дальше будешь" и т.д.
*
Так вот, с ответами на эти элементарные вопросы были большие сложности. А аттестаты зрелости у всех были. При этом у многих - оценки приличные. А знаний никаких. А о тех, у кого в аттестате одни трояки, говорить и вовсе не приходится...
Короче говоря за день я выписал около 20 направлений в психиатрическую больницу на стационарное обследование по поводу дебильности (легкая степень умственной отсталости - по современной классификации).

*
А на следующее утро меня вызвал военком. Он не стеснялся в выражениях. "Ты сам дебил! Если ты, блядь, мне, сука, так будешь работать, я тебя самого в Александровку (там была вторая областная психушка) направлю! Будешь там сидеть, пока не подохнешь!". Мои направления были изорваны в клочки у меня на глазах.

- Но они ничего не знают! Они даже не знают в какой стране живут!
-Это ты, блядь, нихера не знаешь! Это ты не знаешь, где живешь. Ну, ничего, я тебе, сука. объясню...

*
Как он был прав, Боже, как он был прав! Я знал многое, но того, что пришлось увидеть мне в сельской местности я не знал ( и вообразить себе этого не мог). Мой собеседник несколько смягчился, узнав, что я работаю не только первый год, но и только второй месяц, а в призывной комиссии вообще впервые. Матюги исчезли из его речи. Он начал говорить тише и даже некая печаль чувствовалась в его голосе. Сказал он мне приблизительно следующее. Они все ничего не знают. В Овидиополе кто учится - еще ничего. В Николаевке первой - хуже. А в Ленинтале и Николаевке-второй - ужас! Там они годами учителя не видят. Но они нормальные. Держать автомат или лопату в стройбате смогут. Да и танк водить при случае. А вернутся - на трактора пересядут. Вот, доктор, на, читай! И он швырнул мне на стол журнал.
*
Журнал был неожиданным: "Курьер Юнеско". Он был посвящен как раз проблемам психического здоровья. На обложке красовался явно умственно неполноценный человек за рулем трактора. Крупными буквами было написано: "водить трактор может даже человек с выраженной умственной отсталостью".
*
Эту обложку я потом положил под стекло на моем рабочем столе в поликлинике. И перед началом профилактического осмотра механизаторов смотрел на нее и читал надпись. Это мне немного помогало.
*
Шутки шутками, но как-то оценивать умственное развитие призывников при полном отсутствии у них школьных знаний было необходимо. И тут я набрел на книжку В.М.Блейхера о экспериментально-психологическом исследовании психически больных. Позднее я лично познакомился с Вадимом Моисеевичем. Он рецензировал мои первые монографии. Мы состояли в постоянной переписке. И я всегда с благодарностью вспоминаю этого человека...
Итак, мне в руки попала первая книжка по патопсихологии. И я быстро освоил несколько методик и начал их применять сначала на призывной комиссии, а потом и в своей повседневной практике. В Областную больницу я поступил на работу уже в должности психолога....

*
Да. нужно добавить. Моя бывшая ученица, ныне коллега, лет на двадцать пять младше меня, нарвалась на такую же ситуацию с военкомом, когда работала в другом районе в девяностых. Только с ней военком был вежливее (все же, юная красивая доктор). Но запереть ее саму в психушку все же обещал. Моя коллега не только весьма миловидна, но и очень сообразительна и быстро освоилась...

*
И последнее. Кажется, уже писал, что один из юных "простецов" в 1974 году на вопрос "В какой стране ты живешь?" ответил - "На Украине!). А столица? - Киев. А что такое СССР? Долгое молчание, непонимающий взгляд....

Простец оказался пророком. Собственно, так и бывает иногда.

Не в тему, но спрошу.

Date: 2012-04-17 05:52 am (UTC)
From: [identity profile] alpamare.livejournal.com
Борис Григорьевич, скажите, пожалуйста, а патографией Вы не занимаетесь?

Re: Не в тему, но спрошу.

Date: 2012-04-17 06:38 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
У меня было две таких работы. Но очень давно. Сейчас я мало чем занимаюсь - преподаю, пишу, довожу до ума свои старые научные работы, готовлю к публикации две профессиональные книжки.

Date: 2012-04-17 06:01 am (UTC)
From: [identity profile] jimtonik.livejournal.com
... Об чем вы говорите?!...об чем ты говоришь, Боря!.. . этот кошмар я хорошо исПАТЫЛ на своей не очень дубленой шкуре -
они (ученички) сельских и многих городских школ действительно НИЧЕГО не знали, с трудом что-то понимали... и получали аттестаты!
Самообман и взаимный обман были АБСЛЮТНЫ!...всем было все понятно(как и твоему военкому) и часто смешно(?), все страдали и
все потешались, включая учителей и администрацию (разумеется, были и идеалисты, к счастью!), которые, как и я, упорно несли (кроме чуши!) "разумное и вечное", и далеко не безнаказанно...
но вообще - цинизм и безнадега были чудовищные, особенно при леониде ильиче - ... потому и союз развалился, ибо сгнил!!
(да, напомнил ты мне забытое, придется писать... записочки учителя (вечерней школы)!... Ибо бывали "случАи" просто
поразительные..! (но об это отдельно).
Твои "записки" замечательны!.............. =

Date: 2012-04-17 06:40 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Спасибо. Фима. Ты наблюдал процесс с другой стороны. Записки пиши обязательно! Меня вот Люся уговорила, я не хотел. А теперь понимаю, что все это не нужно хоронить в памяти...

(no subject)

From: [identity profile] ligrin.livejournal.com - Date: 2012-04-17 11:21 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-04-17 01:22 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vsukharev.livejournal.com - Date: 2012-04-17 11:29 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] jimtonik.livejournal.com - Date: 2012-04-17 12:53 pm (UTC) - Expand

Date: 2012-04-17 11:28 am (UTC)
From: [identity profile] vsukharev.livejournal.com
эх.и я вспомнил свою практику в школе на Черемушках(а это не Сусуман и не Николаевка),где моим руководителем была некая Авербух(хорошо - не приснопамятный Авербах)и она так к нам и детям относилась...короче,Блюмкина на меня не было,а даваемые мной "мимо кассы"Пастернак и Мандельштам для двух-трех особо интересующихся девушек тянули на "пропоганду"(директорское фрикативное "г"),а длинные волоса мои,а также прочие "интересы" удручали одного майора из КГБ,который сначала орал(а я кивал в такт),потом выпивал стакан водки и переходил на доверительный тон под сурдинку,обещая волчий билет(почти как вечный покой).Он,видимо,полагал,что кроме как работать в школе,я ничего делать не собираюсь.В его кабинете висел "железный"Феликс.от майора пахло ненавистью и плохим желудком.

Date: 2012-04-17 06:38 am (UTC)
From: [identity profile] nazareth-stv.livejournal.com
Все верно.. Все правильно...только эта неученная школота о которой вы говорите... не стала всех учить жить.. не являлась примером для подражания.. из них не получились малограмотные дизайнеры, парикмахерские ( тьфу стилисты) .. они не стали снимать фильмы типа "Гитлер капут".. они не стали участниками проекта "Дом - 2"...Правильно??? Они просто работали и все...

Date: 2012-04-17 06:41 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Я понимаю, о чем Вы говорите. Вторжение невежества в культуру стало завершающей фазой процесса. И ТВ тут сыграло первую скрипку...

(no subject)

From: [identity profile] nazareth-stv.livejournal.com - Date: 2012-04-17 06:50 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-04-17 06:51 am (UTC) - Expand

Date: 2012-04-17 08:11 am (UTC)
From: [identity profile] night-horseman.livejournal.com
Извините, что вмешиваюсь.
Но ведь Вам ничего не мешает переключить канал, ходить на другие фильмы и прочая.
Мне, к примеру, никогда не нравились бесконечные показы бесконечных съездов по телевизору. А ведь и участвовали , и снимали, и смотрели подобное явно люди образованные. Я даже не знаю, что хуже: бесконечный съезд партии или бесконечный "Дом-2". Но последнее я могу переключить на что-то более интересное, а вот съезд - только выключить.

(no subject)

From: [identity profile] nazareth-stv.livejournal.com - Date: 2012-04-17 08:28 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] night-horseman.livejournal.com - Date: 2012-04-17 08:32 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] nazareth-stv.livejournal.com - Date: 2012-04-17 08:38 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] night-horseman.livejournal.com - Date: 2012-04-17 08:50 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] nazareth-stv.livejournal.com - Date: 2012-04-17 08:59 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] night-horseman.livejournal.com - Date: 2012-04-17 09:11 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] nazareth-stv.livejournal.com - Date: 2012-04-17 09:20 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] night-horseman.livejournal.com - Date: 2012-04-17 09:58 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] nazareth-stv.livejournal.com - Date: 2012-04-17 10:11 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] night-horseman.livejournal.com - Date: 2012-04-17 10:22 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] nazareth-stv.livejournal.com - Date: 2012-04-17 10:31 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] night-horseman.livejournal.com - Date: 2012-04-17 10:40 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-04-17 09:29 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] night-horseman.livejournal.com - Date: 2012-04-17 10:01 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] oldthinker.livejournal.com - Date: 2012-04-17 03:54 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] night-horseman.livejournal.com - Date: 2012-04-17 04:24 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] oldthinker.livejournal.com - Date: 2012-04-17 09:22 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] night-horseman.livejournal.com - Date: 2012-04-18 08:25 am (UTC) - Expand

Date: 2012-04-17 11:23 am (UTC)
From: [identity profile] taras-ermashov.livejournal.com
Причина так ярко :) описанных Вами явлений всё же проста: "неученная школота" с самого начала формирования системы (причём задолго до периода после 1917 г., когда настал пик активности) систематически ставала ба-а-а-альшим начальством, и "учить всех жить" сделала основным своим занятием. Буйная крона теперешнего невозможна без мощных корней прошлого...

(no subject)

From: [identity profile] nazareth-stv.livejournal.com - Date: 2012-04-17 01:07 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] taras-ermashov.livejournal.com - Date: 2012-04-17 01:17 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] nazareth-stv.livejournal.com - Date: 2012-04-17 01:19 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] taras-ermashov.livejournal.com - Date: 2012-04-17 01:34 pm (UTC) - Expand

Date: 2012-04-17 06:40 am (UTC)
From: [identity profile] grizzlins.livejournal.com
ну, да. А чего такого? в 1987-м, когда выдавали приписные, чуть не 2/3 моих одноклассников пословиц объяснить не могли. А когда психиатр выглянул в коридор и стал угрожать, что всех щас запишет в "пограничники", пацаны чОтко поняли, что речь идёт о погранвойсках:)).

Но по факту ж получается, что уровень стандартов школьного образования действительно был завышенным! И в какой-то момент разрыв между постоянно растущими требованиями и реальностью стал беспросветным. Тут проще сказать не об общеобразовательных предметах, а о физкультуре. В том же 1987-м пришли новые нормы по тем нормам десятиклассник должен был подтягиваться 20 раз и не менее 10 раз делать силовой выход. В среднем цифры эти составляли 5-10 и 1-2, соответственно. И ничего ж, отчитывались...

С третьей стороны: вот дебил может транспортом управлять, а я 14 раз сдавал на права категории С и не сдал. Значит, интеллект в этом деле реально не главное?

Date: 2012-04-17 06:42 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Вы ведь и так все знаете... Но трактор в чистом поле - одно, а автомобиль на трассе - чуть иное. Но интеллект и тут - не главное :)))

Date: 2012-04-17 10:31 am (UTC)
From: [identity profile] green-dancer.livejournal.com
...уровень стандартов школьного образования действительно был завышенным!

Не уровень стандартов, а... вам никогда не было жаль взрослых людей (уже давно взрослых, имеющих даже взрослых детей), которые никогда в жизни не прочтут ни Бердяева ни Перельмана? не узнают о существовании книг Шкловского и не будут смеяться и грустить вместе с Марком Твеном?

Вот ради (шанса?) (равного?) для всех детей и подростков без исключения всё-таки развить максимум максиморум и душу, и сердце, и ум (и тело - говоря о физической культуре, культуре тела, культуре движения, которое, как говорят, есть жизнь) - и должны быть, и поддерживать развитие человека высокие стандарты образования. Нельзя снижать планку и называть это нормальным.

Живые Люди как могилы загубленных талантов и возможностей. ФРРРРРрррр!

А ведь когда-то, в советской НФ, например, Игорь Росоховатский мечтал об совершенных педагогах, искусственно созданных людях, синте-гомо, они же сигомы, которые смогут вылечить и поднять на высоких уровень даже самых безнадёжно, казалось бы, больных и обиженных детей. Есть такой рассказ "Учитель".

И у Ефремова (любимого в отрочестве) сколько веры в могущество человека! :)) А знаете, в идеи и в мир Ефремова верят и сейчас, современные подростки и юноши! :)) И у Вячеслава Рыбакова - сколько веры в человека!

И ещё кусочек:

- И чтобы это сказать, вы тащились в такую даль?

- Ну, не так уж это и далеко. Просто надо дорогу знать. Да и... простите, но разве есть что-то более важное, чем успеть сказать "спасибо" человеку, которому благодарен?

- Возможно... - с сомнением протянул хозяин.

- Мы прожили мощную, полную жизнь. Настоящую. Такую, какая и присниться не может всем, кто тут... хлебает пиво из горлышек в вагонах метро или с улюлюканьем пугает старух на перекрестках, раскатывая в... в пахеро. А дети наши... они вообще живут среди звезд. Благодаря вам. Вот... собственно, и... - Быков беспомощно повел рукой. Потоптался.- Мне казалось, что вам будет приятно это узнать... нет, не то что приятно... Важно. Что вам легче станет, если... вы будете это знать. Нам там это важно - чтобы вам стало легче.

Это из рассказа "Возвращения" Рыбакова.
Edited Date: 2012-04-17 10:33 am (UTC)

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-04-17 10:48 am (UTC) - Expand
(deleted comment)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Знаю вполне разумных людей, к браткам отношения не имеющих. Но вполне состоятельных, с лексусами. И круче. Но они, конечно, не составляют большинство в этом классе.
(deleted comment)
(deleted comment)

Date: 2012-04-17 07:17 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Да, "Одополь"... И про звездное небо - правда, и про Белгородскую крепость. Только телескопа у меня не было. А вот неврологический молоточек - был. А в каком селе Вы были?
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-04-17 07:27 am (UTC) - Expand
(deleted comment)
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] alogic.livejournal.com - Date: 2012-04-19 03:15 am (UTC) - Expand

Date: 2012-04-17 07:45 am (UTC)
From: [identity profile] gomazkov.livejournal.com
Собственно, именно это и называется "народ".)
И ничего особенного в этом нет, и страшного тоже (пока, конечно, за топоры не берутся).
Я, болезненный московский мальчик из семьи научных работников, каждое лето для поправки здоровья проводил в деревне Киричанка Житомирской области: там большинство ребят были столь же интеллектуальны, что не мешало нам играть и даже в каком-то смысле дружить.)
А мужики хоть иногда и брались за топоры по пьянке, но всё обходилось: жёны разнимали.

Date: 2012-04-17 09:31 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Да, а я знаю некоторые места в Брянской области. там жены не всегда поспевали - разнять. И ходили друг на друга все больше - с косами.

(no subject)

From: [identity profile] green-dancer.livejournal.com - Date: 2012-04-17 10:35 am (UTC) - Expand

Мы жили в разных странах?

Date: 2012-04-17 08:12 am (UTC)
From: [identity profile] speak1001.livejournal.com
Странные вещи Вы пишете, Борис. Не буду спорить, может быть, на Одесщине всё так и было... Я всю жизнь прожил в Челябинске, учился (1963-1973) в четырех разных школах (и в самых рабочих, и в самой элитной). Не было у нас даже среди самых "отстающих", отпетых двоечников-второгодников, таких персонажей. Точнее, были два-три человека (на три класса параллели) с легкой степенью "задержки развития". Учителя относились к ним с пониманием - как к неизбежности, мы, в общем, тоже. Одного, помню, перевели в 6-м классе во вспомогательную школу.
По поводу студентов: если честно, у меня тоже много претензий к их уровню "обшей образованности". Но, положа руку на сердце: они немного другие, но в целом НЕ ХУЖЕ, чем были мы (правда, я учу, можно сказать, элиту: студентов-ЭВМщиков). И главное: они вполне обучаемы, стоит только потуже закрутить гайки (точнее, обеспечить мотивацию).
Да, я еще и в школе поработал немного (параллельно с вузом) - и тоже в 9-10-х классах не встречал такой клиники (один-два на параллель).
Может быть, различия между городскими и сельскими школами? Но я спрашивал жену, которая училась в райцентре (в Казахстане), и она тоже не помнит такого ужаса, который Вы описали.
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
в одном лагере, но в разных бараках... Нет, в Одессе в то время в школах все было хорошо, а я учился в школе привилегированной - последние три года. Но и до того, во вполне приличной. И дети тогда были вполне обучаемые, и отставать считалось плохо. Не любили "зубрил", учительских любимчиков. Но это к делу отношения не имеет. Именно поэтому я и был совершенно не подготовлен к тому, что увидел в сельской местности. Опять-таки если читаете, читайте. Я ведь написал, что в самом районном центре все было еще кое-как. И даже в некоторых селах кое-как. Но в некоторых....
(deleted comment)

Date: 2012-04-18 02:29 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Сейчас почитаем!

мальчику - респект)

Date: 2012-04-17 08:49 am (UTC)
From: [identity profile] orlandina77.livejournal.com
Нормально, если человек может реализоваться на уровне своих способностей и знаний. ума хватит только на сантехника, а вот на хирурга уже не потянешь - ну и нормально, лучше хороший сантехник, чем плохой хирург, надо бы проще к этому относиться, но включаются разные стереотипы: как - мой сын - сантехник - ужас-ужас, пусть хотя бы зачуханый вуз, но чтоб менеджер... бред какой-то
если все ребята не прошедшие Ваши тесты выросли и стали трактористами, никакой разницы нет, знали ли они, поля какой страны пашут.
но пугает одна фигня... в этих селах умерли сотни Моцартов... Тысячи талантов просто погасли и это обидно.


можно вопрос не совсем в тему:
Существуют ли тесты, помогающие определить уровень интеллекта врожденного? то есть не протестировать приобретенные знания, а измерить то что Богом дано? для ребенка 4 лет....(извините, мне правда не удобно, но очень хочется спросить)

Re: мальчику - респект)

Date: 2012-04-17 09:01 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Думаю, лучше всего подождать годика три... А затем применить тест Векслера для детей, желательно, в современной модификации.

Date: 2012-04-17 09:19 am (UTC)
From: [identity profile] plurensa.livejournal.com
Очень понравилось, жду продолжения.

Date: 2012-04-17 09:30 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Пока можно идти назад... Довольно много уже написано. Но кое-что еще осталось.

Date: 2012-04-17 09:55 am (UTC)
From: [identity profile] no-ua.livejournal.com
Ваш пост було додано у стрічку "Nародного Оглядача" [NO.UA (http://no.ua/) - найкраще в українських блогах]. Ви можете прочитати свій запис за цією адресою: 

http://no.ua/blogs.php?id=124014

Date: 2012-04-18 02:31 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
приятно

Date: 2012-04-17 11:43 am (UTC)
From: [identity profile] taras-ermashov.livejournal.com
Кстати (или офф-топ - что, впрочем, неважно - всё равно "лыко в строку"): вот всплывал риторический вопрос о качестве образования, ни черта не читающих детях и т.д. Всё правильно, всё верно... Но: кто из нас, старшего поколения (от 40-х до нач. 70-х гг. р.), последний раз брался перечитывать ту же разнообразную серьёзную классику, собирающую пыль на книжных полках? Достоевского какого-нибудь, Панаса Мирного, Гофмана, Кафку? Э-э-э, нет - "не лезет", "многа букафф"... Раньше читалось, а нынче - ритм жизни другой, таварисьчи-гаспада... Успеть бы хоть новости переварить...

ритм жизни другой

Date: 2012-04-17 12:37 pm (UTC)
From: [identity profile] oldthinker.livejournal.com
Я попадаю во вторую половину интересующего Вас диапазона, и, честно говоря, я не очень понимаю, о чем Вы говорите. Ритм моей жизни определяю лично я, и только от меня зависит, как использовать мое свободное время. В этом смысле у меня практически ничего не изменилось за последние 30 лет, т.е. с окончания университета: я по-прежнему мало смотрю телевизор и много читаю, в том числе серьёзную классику. Почему я должен менять свои безобидные для окружающих частные привычки только потому, что человечество в массе своей дичает? Я этому делу не соучастник.
Edited Date: 2012-04-17 12:38 pm (UTC)

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-04-17 01:25 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] taras-ermashov.livejournal.com - Date: 2012-04-17 01:39 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-04-17 02:28 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] taras-ermashov.livejournal.com - Date: 2012-04-17 03:04 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-04-17 05:24 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kartetz.livejournal.com - Date: 2012-04-21 01:24 am (UTC) - Expand

Date: 2012-04-17 04:39 pm (UTC)
From: [identity profile] Наташа Бахарева (from livejournal.com)
А я, например, вполне могла бы так ответить: "Долгое молчание, непонимающий взгляд..." Т.е. то ли от меня требуют расшифровать аббревиатуру, то ли объяснить, что это такое за явление, то ли это какая-то провокация? Не могут же на самом деле спрашивать такую ерунду... В общем, я бы думала долго, особенно если бы это было в детстве, и ничего не решилась сказать. На устных экзаменах у меня всегда были большие проблемы. Один сельский Кулибин, большой психолог, сказал мне как-то, налегая на "о": Отчего у тебя, Наталья, мысли опережают слова?" (Чем меня глубоко поразил). А помните знаменитый ответ Мандельштама на экзамене? В общем, по-разному бывает. Хотя я, может быть, в свое время чудом избежала какого-нибудь диагноза...

Date: 2012-04-17 05:23 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Наталья, у той девочки никакого диагноза не было. И я бы не поставил. Был такой термин - педагогическая запущенность. Но тут я бы заменил на педагогическую распущенность.

Date: 2012-04-17 04:50 pm (UTC)
From: [identity profile] rifle2.livejournal.com
Неужели сельские школы выпускали таких учеников?
Если ты закончил пед, то должен был три года отработать на селе, и отказаться не мог никто.
Т.е. сельских детей учили те же самые люди, которые потом учили городских вундеркиндов.
Вот статью читал недавно про сегодняшее умственное развитие призывников.
Там утверждалось, что в советские время оно было лучше:
"Помимо проблем со здоровьем, у нынешних призывников практически отсутствует логическое мышление, сообщил психиатр Владимир Щукин из городской клинической психбольницы №1, который участвует в работе военно-врачебной комиссии уже на протяжении 18 лет. Один из признаков этого - неумение объяснить смысл пословиц.
«В советские времена это считалось признаком возможной дебильности, и такой призывник сразу направлялся на дополнительное обследование. Сейчас мы этого не делаем: беда с пословицами – чуть ли не у всех. Кто толкует их буквально, кто – как попало», - сказал он. При этом, как отметил психиатр, нынешние призывники повально безграмотны."

Date: 2012-04-17 05:22 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Вот об этом-то я и пишу.

December 2020

S M T W T F S
  1 23 45
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 12th, 2026 01:20 pm
Powered by Dreamwidth Studios