borkhers: (Default)
[personal profile] borkhers


*
Что делать, если рядом с тобой душевно больной человек? Недавно прочел текст, написанный для религиозного журнала. У Церкви свои универсальные рекомендации. У них два недостатка: чрезмерно общи, годятся далеко не для каждого... Рецепты - терпеть, любить и молиться замечательны, но во многих случаях - первый недопустим, а второй -
усугубляет ситуацию.

*
Передо мной два немолодых человека. Супружеская пара. Давно развелись. но счастья своего (или нового несчастья) не нашли и снова как-то прибились, притерлись друг к другу. Они пришли поговорить о сыне. Сыну 23. Он закончил институт, но практически не занимался и работать по специальности не может. Да он и не пытался. Прошел армию. Там были постоянные конфликты, драки. Попал в психиатрическое отделение госпиталя. Ничего не нашли, вернули в часть.
С горем пополам - дослужил.

*
Дальше - хуже. Дома мрачен, агрессивен. Несколько раз поднимал руку на мать. Завесил окна, запрещает их открывать, чтобы не "пропускали лучи". Что-то шепчет себе под нос. Много времени проводит у компьютера, выискивает литературу исламского радикального толка. Иногда открывает Коран, пытается читать, но вскоре откладывает в сторону. Требует от родителей крупную сумму денег, для того, чтобы приобрести оружие и потом "решать свои вопросы".
*
Родители - невоцерковленные христиане. То есть - крестик носят, в церковь заходят, чтобы поставить свечку. На пасху святят куличи. То есть все как у всех. Почти как у всех. К Исламу никакого отношения не имеют.

*
Между тем сын говорит о преследовтелях и о мести. Называет конкретные имена людей, с которыми нужно "посчитаться"....
Как это часто бывает, болеет парень уже два года. А посоветоваться с доктором пришли только чейчас.
*
Что им сказать? Чтобы они молились, любили и терпели? Чтобы привели сына в Церковь на вычитку и посоветовать им "хорошего экзорциста"?

*
Не существует психически больных вообще. Юноша, впервые заболевший шизофренией, старуха, доживающая свой век,
утратив память и разум, эгоистичная гистрионическая (истероидная) психопатка, импульсивный эпилептик, тихий, улыбчивый больной болезнью Дауна, одержимый навязчивостями и страхами невротик, погруженный в тяжелую меланхолию больной биполярным расстройством, мучимый страстями педофил - неужели мы найдем универсальный рецепт - как быть?

*
Есть лишь одна универсальная вещь - симптомы психической болезни, вне зависимости от ее характера, представляют непреодолимую силу, они могут подчинить себе не только больного, но и его окружение. На самом деле родственники больных колеблются между двумя крайностями - подчинением себя болезненным проявлениям близкого человека или отвержением родственника вместе с его болезнью.

*
Вот пример, когда симптом подчинил себе страну. Сталин мучился бессонницей. И все руководство страны перешло на ночной ритм работы. Альтернативы на было. Вернее, была - государственный переворот.

*
Проблема в том, чтобы найти третий путь. Не бояться лечить больного, не бояться принимать лекарства, даже если "не благословили", помещать пациента в стационар, если это необходимо, а то и в дом инвалидов. Но при этом не оставлять его любовью, заботой, поминать его в молитвах. Если, конечно, ты - верующий и молишься искренне, а не "для порядка".
Живя рядом с пациентом - не гневаться, не обижаться, если старая мать обвинит Вас в том, что Вы украли или специально спрятали деньги и документы... Если молодой бредовый пациент обвиняет Вас в том, что Вы травите его ядовитыми газами и отказывается есть приготовленные Вами блюда.

*
Не бояться - контактировать с врачом, получить элементарные знания о болезни близкого человека. Если врач занят - поговорите с медсестрой, получите информацию из сети. Говорят, что родственник психически больного должен быть профессором психиатрии. По крайней мере по заболеванию, которым страдает близкий... Да, можно привести больного в
церковь, если он верит в Бога. Но приводить человека в Церковь, как в поликлинику, заставлять его принимать Святое Причастие, как лекарство - бессмысленно.

*
Мне бы хотелось, чтобы священники и врачи лучше понимали друг друга. Когда-нибудь это произойдет...

*
А парня, о котором шла речь нужно срочно и принудительно помещать в стационар. Он не только болен. Он опасен. Судя по тому, как развивается болезнь, особых перспектив у него нет. Инвалидность. Периодические госпитализации - с годами все более частые и длительные. Страшно. Но ничего не поделаешь.

Date: 2012-04-30 04:07 am (UTC)
From: [identity profile] grey-horse.livejournal.com
Спасибо. Говорю как переживший то самое отвержение вместе с болезнью.

Date: 2012-04-30 04:10 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
понимаю... Пусть все это останется позади.

Date: 2012-04-30 04:19 am (UTC)
From: [identity profile] shenbuv.livejournal.com
А у христиан бывает такое, как у нас, когда какой-нибудь рав "специализируется" на медицинских вопросах? Я не имею в виду, разумеется, "целителей"-"каббалистов", но есть равы, которые специально изучают медицину, чтобы направлять обращающихся к ним, куда нужно, - например, при благотворительных организациях.

Date: 2012-04-30 04:33 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Как система - у православных отсутствует, у католиков и протестантов - как и у иудеев - есть специализированные рачи, вне зависимости от вероисповедания, и лечатся тоже - вне зависимости от религиозных убеждений. церковь осуществляет общий патронат и финансирует больницы. Примеры - еврейские больницы во Львове и Одессе в начале прошлого века. Это тот же принцип и он - наилучший, по-моему.
В ПРравославии иначе - больше экзорцистов (аналог целителей-каббалистов), когда-никогда профессиональный врач становится священником, не оставляя профессии. но это редкость.

(no subject)

From: [identity profile] shenbuv.livejournal.com - Date: 2012-04-30 04:45 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-04-30 04:50 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] shenbuv.livejournal.com - Date: 2012-04-30 05:03 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-04-30 05:56 am (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-04-30 07:44 am (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-04-30 07:49 am (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-04-30 07:00 pm (UTC) - Expand

Date: 2012-04-30 04:46 am (UTC)
From: [identity profile] kaktus-okamenel.livejournal.com
страшное расщепление между медициной и религией...

Date: 2012-04-30 04:48 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Не всегда. Я читал настольгную книгу священника, т.8, там толковый психиатрический раздел. Есть книга архимандрита Киприана (старая, тридцатые годы), кое-что новенькое, вполне годится. Но в массе - да.

(no subject)

From: [identity profile] kaktus-okamenel.livejournal.com - Date: 2012-04-30 05:49 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-04-30 05:54 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kaktus-okamenel.livejournal.com - Date: 2012-04-30 06:06 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-04-30 07:08 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] a-tanj.livejournal.com - Date: 2012-05-05 11:01 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-09-20 12:28 pm (UTC) - Expand

Date: 2012-04-30 04:47 am (UTC)
From: [identity profile] naechste.livejournal.com
Это беда.
У Сталина бессонница, мне кажется, не была единственным симптомом, от которого страдала вся страна. Я не доктор, но параноидальная подозрительность - первое, что приходит в голову.

Date: 2012-04-30 04:49 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Разумеется. Но это сложнее доказать ;))).Доброе утро, Рита!

(no subject)

From: [identity profile] naechste.livejournal.com - Date: 2012-04-30 05:00 am (UTC) - Expand
(deleted comment)

Date: 2012-04-30 05:55 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Это очень разумно. На западе создаются группы самопомощи...
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-04-30 07:11 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] green-dancer.livejournal.com - Date: 2012-04-30 04:07 pm (UTC) - Expand

Date: 2012-05-02 07:24 pm (UTC)
From: [identity profile] resonata.livejournal.com
Надо. Актуально очень.

Date: 2012-04-30 06:32 am (UTC)
From: [identity profile] je-nny.livejournal.com
Если бы прочла это лет двадцать пять назад...
Через все прошла - и терпение со смирением, и неприятие, и ненависть, и отчаянье...
"На самом деле родственники больных колеблются между двумя крайностями - подчинением себя болезненным проявлениям близкого человека или отвержением родственника вместе с его болезнью" - да, да...
Спасибо.

Date: 2012-04-30 06:49 am (UTC)
From: [identity profile] ex-anaregin.livejournal.com
Господь, помимо Своей Крестной Жертвы, дал еще и каждому голову на плечах. А "рекомендация Церкви" может быть только одна - идти за Христом.
К "экзорцистам" идти следует только в том случае, если человек не может подойти к Причастию, а вместо этого лает, ползает и разносит всех и вся на своем пути. В остальных случаях он должен пробиваться сам, постом и молитвой, см. Евангелие.
А старцы...это такие люди, при которых просто все вопросы пропадают. Он может ничего не ответить, а проблема, его молитвами, уже решилась, и пока ты недоуменно от него выходишь - тебе уже трезвонят, что вредный начальник уволился или родственник вышел из комы. "Вместо лечения" не может быть вера. Она может быть ВМЕСТЕ. Нельзя же прекратить дышать на время лечения больного? Так и здесь.
Так что обращение с больным - это немного по другому ведомству. А любовь (настоящая) и терпение - они нормальны для нормального человека и точно в лечении никак не мешают.

(no subject)

From: [identity profile] je-nny.livejournal.com - Date: 2012-04-30 06:50 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-04-30 07:14 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ex-anaregin.livejournal.com - Date: 2012-04-30 08:05 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-04-30 10:16 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ex-anaregin.livejournal.com - Date: 2012-04-30 12:00 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-04-30 12:06 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ex-anaregin.livejournal.com - Date: 2012-04-30 12:25 pm (UTC) - Expand

Date: 2012-04-30 07:10 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
неужели никто не сказал этого двадцать лет назад? Сто лет назад? Это все трагично, да.

(no subject)

From: [identity profile] je-nny.livejournal.com - Date: 2012-04-30 07:13 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-04-30 07:16 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] je-nny.livejournal.com - Date: 2012-04-30 07:18 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-04-30 07:46 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] je-nny.livejournal.com - Date: 2012-04-30 07:46 am (UTC) - Expand

Date: 2012-04-30 06:44 am (UTC)
From: [identity profile] alla vysokova (from livejournal.com)
добрый день! спасибо Вам за Ваши "записки". А вот вопрос... а если человек отрицает существование у него заболевания, тогда что делать? насильно не потащишь же в клинику..

Date: 2012-04-30 07:17 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Спасибо, что читаете. Иногда приходится прибегать к насильственным мерам. По счастью, не так уж часто...

(no subject)

From: [identity profile] kocha25.livejournal.com - Date: 2012-04-30 09:43 pm (UTC) - Expand

Date: 2012-04-30 07:59 am (UTC)
From: [identity profile] ubizza-ap-stenu.livejournal.com
По поводу экзорцизмов же, то как представитель тех, кто общается (профессионально) к экзорцистами, могу только повторить - и это, полагаю, в данном случае будет уместно и авторитетно, - слова каждого из них. Ибо все эти товарищи, я знаю ровно трёх, но говорят одинаково: не нужно бежать на экзорцизм как к единственному выходу, прежде всего надо идти к врачам, а потом снова к врачам, и уже убедившись, что это не заболевание, - к священнику. Поскольку экзорцист - НЕ врач.

Это, кстати говоря, касается вопроса "бесы - не стыдно, а психическая болезнь - стыдно". Как это - пойти к врачу, признать себя "психом"?? или родственников. Куда как лучше ходить на молитвы и чувствовать себя "особенным"... У нас (ну, адреса не скажу профилактически) группа "на вычитку" собиралась, пока батюшку не отправили на отдых, регулярно, а отдельные товарищи по личной договорённости ежедневно приходили. Так что эту позу "я особенный" - извините, не осуждаю, а констатирую - приходилось наблюдать неоднократно.

Date: 2012-04-30 08:57 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
То же самое мне говорил один толковый иеромонах, занимающийся экзорцизмом.

(no subject)

From: [identity profile] ubizza-ap-stenu.livejournal.com - Date: 2012-04-30 09:06 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-04-30 09:48 am (UTC) - Expand

Date: 2012-04-30 08:02 am (UTC)
From: [identity profile] elenaanufrieva.livejournal.com
да...недаром в народе возникла поговорка...захочет бог наказать - разум отберёт.
это страшнее любой обычной болезни, даже смертельной.
и опять у меня возникает вопрос, как Вы и Ваши коллеги выдерживаете всю жизнь, каждодневно, рядом с такой печалью..."стихопишущий психиатр" - это комплимент, это выше, чем "настоящий поэт"...
я вообще думаю, что ни писатель, ни поэт не получатся в наше время, не будь они ещё кем-то...то есть, надо ведь прожить и пережить...только тогда есть о чём сказать...

и извините за такое опять длинное послание)
просто мне очень часто кажется, что вокруг посходили с ума - ну не вообще, а по какому-нибудь конкретному поводу - и я начинаю невольно думать, а может, это со мной непорядок?
в связи с этим меня интересует такой вопрос - возможно ли дойти до конкретного медицинского психического заболевания, если ты по мировоззрению не совпадаешь с окружением?...и возможно ли, чтобы большое количество людей - ну то есть большинство - по-настоящему "свихнулось"? - на этот вопрос даю свой неуверенный ответ - невозможно, возможен только их самообман из каких-либо корыстных мотивов либо страха...
третий вопрос - возможноли не поддаться этому общему мнению(назовём это так) и не сойти с ума...
четвёртый вопрос - Вам никогда не казалось, что насегодня все религиозные течения, все различные политические течения, все торговые организации, построенные по принципу герболайфа - а таких и "замаскированных" уйма...и большинство людей...все они - неосознанно или осознанно - давно подчиненны, фанатично подчиненны на самом деле единственному богу, которого они не называют вслух - деньгам....а?

что делать-то с этим...
нас не станет, а нашим детям, нашим внукам жить...
и "молиться богу" - меня не убеждает.

Date: 2012-04-30 09:54 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
В больших масштабах мы не говорим о бредовых идеях, а говорим об идеологии. Курт Воннегут писал, что у человечества нет иммунитета против безумных идей... Теперь о служении деньгам. Христос предупреждает, что одновременное служение Богу и деньгам (Мамонне) невозможно. Но иметь деньги и служить им - разные вещи. Это прекрасно сказано в диалоге юного рыцаря с ростовщиком ("Скупой рыцарь")

(no subject)

From: [identity profile] elenaanufrieva.livejournal.com - Date: 2012-04-30 09:57 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-04-30 12:05 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] elenaanufrieva.livejournal.com - Date: 2012-04-30 10:42 pm (UTC) - Expand

Date: 2012-04-30 11:56 am (UTC)
From: [identity profile] e-1-off.livejournal.com
А еще у нас так принято в быту употреблять понятие "психбольной" и конкретные названия психических расстройств как оскорбление. И в результате человеку или родственникам человека, заболевшего психическим расстройством кажется, что этого человека в чем-то упрекают или обвиняют. Встречал несколько раз в речи далеких от медицины людей словосочетание "обвинили в психической болезни".

Date: 2012-04-30 12:04 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Да, об этом я уже написал в своих заметках. И также о том, как психиатры стараются выести из употребления такие названия болезни. Психоз заменяется на расстройство, ушли в прошлое "истерия", "психопатия"... Но на бытовом уровне эти термины, конечно сохранились и в психатрической среде.

Date: 2012-04-30 01:47 pm (UTC)
From: [identity profile] troninatania.livejournal.com
Спасибо за пост!
Мне кажется, почти каждый сталкивается с чем-то подобным.

(no subject)

From: [identity profile] troninatania.livejournal.com - Date: 2012-04-30 08:24 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

Date: 2012-04-30 07:02 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Что за неприкрытый троллизм? Ясно написано, что у него идеи преследования и галлюцинации. В симптомокомплекс экстремизма не входят.
From: [identity profile] lodop.livejournal.com
не хотелось говорить о родителях , "...которые как у все. К Исламу никакого отношения не имеют" да ,наверняка, и в синагогу дорогу не знают,а вот о ПРИНУДИТЕЛЬНОМ лечении услышать не от обывателя ,а человека знающего УКРАИНСКУЮ психиатрию из нутри ... было больно.Наверняка в своих лекциях Вы упоминаете проф.Саса (Thomas Stephen Szasz ),знаете о неотложной (!) госпитализации и говорите на весь мир (!) о принудиловке ....Жаль ,профессор.
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
В данном случае есть показания для неотложной госпитализации (вернее, были - случай, мягко говоря, не сегодняшний). Что касается принудительного лечения, это допускается только по приговору суда, если пациент совершил преступление. Этот человек преступления не совершил. Будете писать в таком тоне - попрощаюсь с Вами мгновенно.

December 2020

S M T W T F S
  1 23 45
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 12th, 2026 01:25 pm
Powered by Dreamwidth Studios