borkhers: (Default)
[personal profile] borkhers
*
Несколько лет назад я встретил в церкви молодую женщину с ребенком на руках, лицо которой показалось мне знакомым. Я не ошибся - то была моя бывшая пациентка, которая в свое время около трех месяцев провела в психиатрической больнице. Тогда она была совсем юной и училась в художественном училище. Никакого интереса к религии не проявляла.

*
Женщина подошла ко мне и почти задорно сказала: А мне опять пора к Вам! Мы вышли из храма. Я спросил у нее, что случилось. А ничего! - ответила она, - все отлично. Просто я уже израсходовала запас вдохновения, который дала мне шизуха. Нужно опять подзарядиться. Вот, тут кетами рекомендуют... (кетамин - тот же каллипсол, название другое)

*
Я осведомился, не шутит ли моя бывшая пациентка. Но она была настроена серьезно. Все эти годы она активно использовала в творчестве образы, явившиеся ей в психозе. Ее картины и скульптуры пользовались успехом. В последнее время она заметила, что стала повторяться. Чем дальше от приступа болезни, тем больше то ужасное состояние притягивало ее! И обстановка в отделении казалась уже вполне приемлемой. А товарки по несчастью представлялись ей интересными - и желанными! - собеседницами.
Она хотела заболеть опять! Она хотела - пусть на короткое время - попасть в иную реальность, где пространства "здесь" и "там" совмещались, где ангелы боролись с демонами, а причудливые лица-маски окружали ее со всех сторон...

*
То был приступ онейроидной кататонии. Одна из форм шизофрении, когда человек застывает в ступоре, созерцая невиданные прежде картины... Зрительные галлюцинации (псевдогаллюцинации) носят масштабный характер. Их называют то апокалиптическими, то манихейскими (борьба добра со злом). Прием ЛСД как раз и порождает нечто подобное.
Клинически это - благоприятная форма болезни. Приступы повторяются редко и не оставляют после себя грубых изменений личности. Но тем не менее - и врагу не пожелаю перенести нечто подобное.

*
Я назначил ей встречу в небольшом кафе.В то время я уже не работал в больнице, а домашние условия не позволяли мне вести прием дома. На следующий день мы провели час-другой за кофе и психотерапевтической беседой. К сожалению, состояние моей пациентки было не столь благополучным, как мне показалось в храме. Она явно находилась "на взводе" , говорила быстро и с напором. Оказывается, у нее в последниенедели нарушился сон. Кроме того, она не могла закончить ни одну работу. Начинала что-то новое, но и эту работу оставляла незавершенной.Ее мечта - вновь попасть в больницу - была близка к воплощению. Я назначил ей курс лечения, не имея уверенности в том, что она будет принимать таблетки. Настойчиво убеждал ее постараться избежать госпитализации. Как ни странно, но впечатление на нее произвело то, что ни я, ни другая доктор, лечившая ее, уже не работают в больнице...

*
Еще раз повторю - даже в психотическом состоянии человек чувствует, как к нему относится врач. беседу с пациентом не следует откладывать до времени, когда он придет в норму. Они помнят нас - равнодушно проходящих мимо, отдающих распоряжение "подвязать" больного или сдлеать ему болезненну инъекцию. Они помнят нас - заинтересованных в их судьбе, сочувствующих, относящихся к "болящим", как к равным.

*
Короче говоря - они помнят.

*
Та больная - единственная, кто признался мне, что психоз влечет ее к себе, что психотический мир привлекательнее нашей обыденности. Для нее, по крайней мере.

Date: 2012-05-27 06:06 am (UTC)
From: [identity profile] kolvas.livejournal.com
Короче говоря - они помнят.***

После того как учительница, которой мы долго выбирали подарок на 8 марта, взяла и не глядя отложила его в сторону, на кучку других подарков, я подумал, что мы зря так старались и еще мне стало интересно запоминают ли учителя кто и что им дарит? Недавно знакомая учительница сказала, что после вручения подарка, при первой возможности, записывает на нем - от кого.)

Date: 2012-05-27 06:09 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Интересно! Никогда не пробовал делать такие отметки: в свое время дарили в основном коньяк :))) Фамилия дарителя на этикетке - это был бы класс, вкус напитка приобрел бы индивидуальность :)))

Date: 2012-05-27 06:16 am (UTC)
From: [identity profile] kolvas.livejournal.com
Мы тогда подарили духи. Часто на коробке духов и коньяка - фамилия-бренд, так что если написать вторую, получится двойная фамилия.)
Интересно, что присоединение более двух фамилий, по нашему закону, не допускается)):

"Согласно ст. 35 Семейного кодекса Украины, при заключении брака невеста и жених имеют право избрать фамилию одного из них как общую фамилию супругов, в дальнейшем — именоваться добрачными фамилиями либо присоединить к своей — фамилию жениха, невесты. Если оба желают иметь двойную фамилию, по их согласию определяется, как она будет записана.

Присоединение более двух фамилий не допускается, если иное не вытекает из обычая национального меньшинства, к которому принадлежат невеста или жених. В случае, если на момент регистрации брака фамилия невесты (жениха) уже является двойной, она (он) имеет право заменить одну из частей своей фамилии на фамилию второго."

Date: 2012-05-27 06:21 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Больше двух не собираться!

Date: 2012-05-27 01:18 pm (UTC)
From: [identity profile] nanomaestro.livejournal.com
я 20 лет проработала в школе. Не поверите - ни одного подарка у меня нет. Цветы, конфеты и еще детские рисунки. Хотя один раз девочка сама сделала из кожи розочку, подвеска на шею. Храню. Но кто именно подарил, не помню. Вела ин.яз. Много проработала в коммерческих группах. Там и цветы и конфеты были дорогие. Но и все. А ученики помнят, помогают по жизни, если могут. Подарки дарили тем, кто построже...:-)
уже 10 лет в вузе. Сначала дарили, конфеты и бутылки. Теперь уже нет. История повторяется. Наверное, я не умею работать...как-то так...Хотя в гости приходят и через 5 лет..просто так, повидаться-потрепаться..

Date: 2012-05-27 06:11 am (UTC)
From: [identity profile] amiram-g.livejournal.com
Кетамин назначают шизофреникам? Это же анестетик? Какой смысл?

Помню, учил наизусть стадии развития онейроида. Какие-то там были вполне поэтические называния, что-то там "острое фантастическое" и т.д. Увы, всё забыл.

Date: 2012-05-27 06:16 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Ей рекомендовали ребята в качестве психоделика. И тут ошибки не было. Разве только, что в ее состоянии употребление подобных веществ почти гарантирует рецидив психоза.

Date: 2012-05-27 06:22 am (UTC)
From: [identity profile] amiram-g.livejournal.com
А, вот в чём дело. Побочное действие, чтобы делирий спровоцировать. Когда я учился, некоторые особо умные студенты кололись этим ошарашивающим говном, а некоторые, ну совсем умные, закапывали под веко.

Date: 2012-05-27 06:31 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Это не вполне делирий, по структуре ближе к онейроиду. Но этот хрен не слаще той редьки.

Date: 2012-05-27 06:40 am (UTC)
From: [identity profile] amiram-g.livejournal.com
Удивитесь, но месяца два назад (мне везёт) иду я по Таганке по своей, вечером, иду мимо парка, и вижу женщина сидит на скамейке, сидит очень странно. Ну, как странно, не знаю, но странно. Я потом был в двух местах, в банке был, в цветочном магазине был, ну, скажем, долго ходил. Иду обратно - сидит точно так же. В позе, как говорил Дали про Роденовскую статую, что в этой позе не то, что думать, а гадить невозможно. Подошёл. Посмотрел. Думаю, нужно ж сказать что-нибудь. А та не раегирует. Я подумал - вмазалась. А потом осенило. Восковая ригидность! Вызвал Скорую. Забрали.

Date: 2012-05-27 09:02 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Да, иногда встречаешь кататоника на улице. Но чаще чаще, не в роденовской позе, а в позе суслика у норки.

Date: 2012-05-27 09:03 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
И, для точности - симптом называется восковая гибкость. Состоит в том, что конечность застывает в той позе, которую ей придал врач. А ригидность - иной симптом - того же состояния. иногда - негативизм.

Date: 2012-05-27 09:25 am (UTC)
From: [identity profile] amiram-g.livejournal.com
Я, в общем, побоялся её трогать, только слегка за руку тронул, а то, мало ли что.
Год назад я шёл на поэтический вечер. Иду к метро Таганская, дворами, и мне кажется, что какой-то мужчина, лет 30-ти, одетый неплохо, на меня смотрит вызывающе, боковым зрением вижу. Но я не реагирую, иду, обгоняю его, тот остановился. Прошёл метров 10, слышу за спиной стук тела о землю. Оглянулся - тот упал, не подставляя рук. Думаю, эпилептик, вернулся. Тот разбил нос, лежит неподвижно, спиртом не пахнет,на эпилептика не похож, но пена есть, даже не пена, а слюна. Никто не помогает, а я был после больницы, где лежал с обострением подагры, этого крупного мужчину оттащил к подъезду, кое-как посадил. И подошёл таджик, стал помогать. А дальше - чудо, таджик оказался врачом. Посадили, он заваливается. Таджик закатал ему рукав, - а там полоса от уколов. Наркоман оказался, а не эпилептик. Я скорую вызвал. Приехала, а он уже умер, прямо за три-четыре минуты до приезда. Таджик сбежал. Тут и ментов вызвали. Я всё рассказал, они записали телефон, паспорт, и вообще час пришлось торчать. Я был, мягко говоря, в шоке от этого всего.

Date: 2012-05-27 09:29 am (UTC)
From: [identity profile] amiram-g.livejournal.com
Вот так мне везёт. Добавить если аж двух действительно эпилептиков, которые при мне на улице упали, одну шизофреничку, которая в метро напала на тётку, а я кое-как отбил эту тётку, и ещё одного несчастного, который при мне попал под машину, а машина уехала, то получите неполный список за последние лет 5. Тем, кто заканчивал лечебный факультет, так никогда не повезёт.

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-05-27 07:21 pm (UTC) - Expand

Date: 2012-05-27 07:11 am (UTC)
From: [identity profile] tesuk17.livejournal.com
"Та больная - единственная, кто признался мне, что психоз влечет ее к себе..."
Интересно, как часто люди сами себе отдают в этом отчет?

Date: 2012-05-27 09:00 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Думаю, очень редко - по крайней мере по моей личной статистике как доктора.

Date: 2012-05-27 09:04 am (UTC)
From: [identity profile] tesuk17.livejournal.com
Да. Спасибо.

Date: 2012-05-27 08:10 am (UTC)
From: [identity profile] alpamare.livejournal.com
Я встречала одну отставную балерину, которая ежедневно принимала "гостей", разговаривала с ними, накрывала на стол. Жила одна.
Потом ее вылечили. И она очень по "гостям" скучала. Говорит, теперь так одиноко стало, скучно.

Date: 2012-05-27 08:37 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Как странно! У меня было стихотворение о фантомной гостье... Там сюжет - вымышлен. Оказывается, такова реальность...

Date: 2012-05-27 08:58 am (UTC)
From: [identity profile] alpamare.livejournal.com
Она говорила, что с гостями было так интересно разговаривать, прямо целый салон дома держала. И готовила для них вкусно. А потом для себя стало неинтересно.

Date: 2012-05-27 09:00 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
У Бредбери был похожий рассказ. только там "гостей" продуцировало телевидение. Впрочем ТВ и психоз понятия близкие.

Date: 2012-05-27 09:10 am (UTC)
From: [identity profile] alpamare.livejournal.com
Ага, а в "451 по Фаренгейту" замечательно предсказана интерактивность...

Date: 2012-05-28 04:17 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Конечно...

Date: 2012-06-01 01:01 am (UTC)
From: [identity profile] boring-pizza.livejournal.com
"ТВ и психоз понятия близкие"? Вы не могли бы раскрыть мысль?

Date: 2012-05-27 08:16 am (UTC)
From: [identity profile] stroler.livejournal.com
А вот интересно - есть расхожее мнение, что для Художника (в широком смысле этого слова) некоторые психические отклонения от нормы чуть ли не обязательны, т.е. для него они и есть норма. Что бы Вы сказали по этому поводу?

Date: 2012-05-27 08:38 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Это только при самом узком понимании нормы.
(deleted comment)

Date: 2012-05-27 08:38 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Или дракон на дне колодца, как в известной притче.

Date: 2012-05-27 09:23 am (UTC)
From: [identity profile] merjana.livejournal.com
Возможно ли, что таким больным просто удобно, чтобы их лечили, бесспокоились, а в больнице еще и все принимается, со всем соглашаются и т п. Какая то доля эгоизма привела к такому состоянию.....И забота о ближнем стала бы неплохим дополнением к терапии....Или я ошибаюсь?

Date: 2012-05-27 07:20 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Тут совсем другое - пациентку привлекало измененное сознание как таковое.

Date: 2012-05-27 08:17 pm (UTC)
From: [identity profile] merjana.livejournal.com
Борис, а разве это не эгоизм? У нее же ребенок. А после этих терапий - уколов, таблеток, такое состояние в голове, что может произойти все что угодно. И как жить потом с этим? Это ведь блаж у барышни просто....или нет?

Date: 2012-05-28 04:16 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Нет, конечно. Психоз - не блажь.

Date: 2012-05-27 09:41 am (UTC)
From: [identity profile] orhidea777.livejournal.com
А что её притянула в церковь ? Что-то неосознанное или поиски образов, нового состояния, чего-то ещё ?

Date: 2012-05-27 07:19 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Мы не обсуждали этот вопрос. Но то были девяностые - время массового воцерковления.

Date: 2012-05-27 12:12 pm (UTC)
From: [identity profile] kajiuhka.livejournal.com
Разве такие случаи - редкость?
А психотический мир привлекательней может оказаться по многим причинам. Если учитывать, что она больна - то здесь и вопросов возникать не должно. Поправьте, если не прав :)

Date: 2012-05-27 07:19 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Редкость, как видите. По крайней мере - признание психотика в привлекательности психоза.

Date: 2012-05-27 01:05 pm (UTC)
From: [identity profile] trapezion.livejournal.com
У меня были минуты слабости, когда я хотела сойти с ума. Это можно отчасти списать на наивность и незнание деталей. Но что было, то было. Хотелось мира, в котором нет никакой ответственности.

Date: 2012-05-27 07:18 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Не дай мне Бог сойти с ума (с)

Date: 2012-05-27 01:19 pm (UTC)
From: [identity profile] vernova.livejournal.com
я тоже могу вам сказать по опыту, что в психозе много привлекательного. мне он давал ощущение счастья, какого в другом состоянии я не испытывала. у меня даже характер менялся - обычно я молчаливый, замкнутый, спокойный человек, но в психозе я - раскрепощенная, контактная, общительная. еще одна вещь - целостная картина мира. когда у меня был психоз, мир казался мне прекрасным, осмысленным, все происходящее - закономерным, мудрым и правильным. у меня появлялось также религиозное сознание, в обычном состоянии не такое выраженное или отсутствующее.

Date: 2012-05-27 07:18 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Да, для многих психоз - пробуждение религиозного сознания. расскажу как нибудь о собеседнице ангелов....

Date: 2012-05-27 08:41 pm (UTC)
From: [identity profile] helgani.livejournal.com
д-р Хаус МD.
В восьми сезонах

Date: 2012-05-28 04:18 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Ну, что же, за исключением того, что
1. Сезон первый.
2. Доткора зовут иначе и специальность у него иная.
3. Все это - жизнь, а не киносценарий.

Date: 2012-05-28 08:30 am (UTC)
From: [identity profile] zolot4.livejournal.com
герои Пелевина для этой цели грибы жуют
(deleted comment)

Date: 2012-05-28 09:05 am (UTC)
From: [identity profile] grey-horse.livejournal.com
Нельзя сказать, что это совсем уж уникальный опыт. В "Больничных арабесках" отношение к автора к больнице примерно то же.

Date: 2012-05-28 10:49 am (UTC)
From: [identity profile] o-kulya.livejournal.com
Дочка замечательно рисовала лет с четырёх до шести (краски не любила и не любит, а вот графика была очень интересной для её возраста), потом как отрезало. Росла, занималась в музыкальной школе (домра, потом гитара), фотографировала, года три назад понемногу стала рисовать. Потом она сильно заболела...
Мы долго не могли понять, что с ней: неделями держалась температура 37,5, врачи лечили простуду и больное горло. Она сама попросила отвести её к психиатру, её госпитализировали 25 января, выписали 12 апреля, сейчас она дома. В этом году должна была сдавать экзамены, но мы решили пройти программу 9 класса повторно. Зимой она много и постоянно рисовала, а вот на слух жаловалась, что "не слышит", сейчас не рисует и не хочет, зато опять стала постоянно напевать (это её привычное состояние, она поёт лет с трёх не переставая).
К чему я всё это пишу? Не дай Бог никому посмотреть в глаза своего ребёнка, которые видят То, что дано видеть только ему и никому больше, это очень страшно...
From: [identity profile] fillmoscow73.livejournal.com
Интересно, а как официальная медицина относится к разного рода медитациям и психическим экспериментам типа хлотропного дыхания? Ведь было много самоисследователей, которые погружались разными способами (я не про наркотики)в пограничные состояния. А разного рода курсы усовершенствования личности (Синтон, фиолетовые, лайф спринг)? Там ведь тоже эксперименты с сознанием? Используется ли такой опыт? Или только рекомендованные таблетки-уколы от фирм гигантов? Или игнорирует?

Date: 2012-05-29 08:26 pm (UTC)
From: [identity profile] esper-godmade.livejournal.com
Меня это как раз не удивляет, подруга с шизофренией как раз рассказывала,что "там" очень интересно и красочно, так и тянет отдаться "волне", когда подступает. А вот что ее дико пугало - это больница и отношение к больным. Помогало удержаться на краю...

Date: 2012-05-31 05:59 am (UTC)
From: [identity profile] marina-fr.livejournal.com
Странное напишу, но может быть это потому, что подобных людей болтает между двумя полюсами - устрашающий, но яркий и красочный мир и - потухший, погасший, плохо видимый, плохо помнящийся, без эмоций?

Date: 2012-05-31 06:02 am (UTC)
From: [identity profile] marina-fr.livejournal.com
То есть если бы оно было возможно, то лечить бы их следовало и от того состояния, которое сейчас врачи считают здоровым и приемлемым?

December 2020

S M T W T F S
  1 23 45
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 12th, 2026 01:20 pm
Powered by Dreamwidth Studios