borkhers: (Default)
[personal profile] borkhers
*
Дано мне тело. Что мне делать с ним, таким единым и таким моим? Эти строки Мандельштама передают растерянность человека, воспринимающего тело как нечто внешнее по отношению к нему самому. Оно лишь объект среди объектов внешнего мира. С ним нужно как-то обходиться: тренировать, лечить. украшать, одевать-обувать. Изнурять тяжким трудом и постом. Бросать его на амбразуру во время войны. Отдавать его во власть любимому человеку, мало ли что?

*
Мое тело. Частный случай противопоставления: я и мое. По-моему, определение, что "Я" - это то, о чем нельзя сказать, что это "мое" существует с древности. В психологии эта формула связана с именем Уильяма Джемса. Легко убедиться, что при таком подходе для "Я" не остается места. Оно превращается в точку, лишенную измерений (простите за ложное определение неопределимой точки). Может быть поэтому французские аналитики считают человеческое "Я" целиком воображаемой инстанцией. Между тем "Я" не есть воображенная структура, это наиболее личная, не воспринимаемая, но переживаемая часть психики. Именно "Я" - то стержень, который объединяет все расщепленные элементы психики. И лишь тогда, когда расщепление непреодолимо, само теряет единство и способность объединять. Именно "Я" при таком подходе наиболее полно выражает понятие души человека. Хотя по мнению многих психологов "Я" - лишь посредник между душой и внешним миром. Его роль - исследование реальности, адаптация к ней, подавление агрессивных и неприемлемых секусальных импульсов. Отсрочка или отказ от удовлетворения влечений... Тяжелый груз обязанностей! Но не забудем и о такой функции, как объединение, интеграция. в том числе "Я" ответственно за объединенное переживание души и тела.

*
Один из моих комментаторов-буддистов упрекнул меня в том, что я искажаю взгляд Будды на тело, как на нечто злое, как на оковы, от которых нужно освободиться. Тело - не зло, пишет мне он, оно лишь результат ОШИБКИ, и каждое новое воплощение души - результат ошибки...Тело есть ошибка ума, заблуждение.

*
По мне большой разницы нет. "Это хуже, чем преступление! Это ошибка!". Известная максима. Чем рассуждать, лучше почитаем вместе отрывок из Дхаммапады, одного из самых авторитетных буддийских источников, принадлежащих самому Гаутаме Будде.«Взгляни на сей изукрашенный образ, на тело, полное изъянов, составленное из частей, болезненное, исполненное многих мыслей, в которых нет ни определённости, ни постоянства.»«Изношено это тело, гнездо болезней, бренное; эта гнилостная груда разлагается, ибо жизнь имеет концом —смерть.»
«Я прошел через сансару многих рождений, ища строителя дома, но не находя его. Рожденье вновь и вновь —
горестно.»

*
Разлагающаяся гнилостная груда... Можно ли выразить полнее отвращение к телу?

*
Кто читал житие Марии Египетской, помнит, во что превратила свое грешное тело святая, искупая свои грехи в пустыне..."И когда так стоял(старец Зосима - Б.Х.) и пел, увидел справа от себя словно бы тень, напоминающую человека. Сперва Зосима испугался, думая, что это видение бесовское. И затрепетал, и осенил себя крестным знамением, и, преодолев страх, перестал бояться. Уже кончал он свою молитву, когда, обратившись лицом на юг, поднял взор и увидел, что идет кто-то, нагой и черный с виду от солнечного загара, волосы же на голове его были белы, словно шерсть, и коротки. так что едва достигали шеи."
"Словно бы тень, напоминающая человека". Стоит ли удивляться тому, что мы встречаем в жизни враждебное отношение к телу, стремление отделить, отбросить его от себя, смирить, иссушить его?
Page 1 of 3 << [1] [2] [3] >>

Date: 2012-06-12 06:16 am (UTC)
From: [identity profile] ex-anaregin.livejournal.com
Святая Мария не делала специально ничего со своим телом. Она просто ЗАБЫЛА о нем. Она так явно увидела, как ее грязь прошлого отделила ее от Бога, что забыла обо всем и всю себя превратила в единую молитву, на едином вдохе. Настолько явно перед ее глазами стояла эта пропасть между ней и Истинной Любовью, настолько она хотела ее преодолеть, что ни одной мысли больше не приходило ей в голову. Когда человек убегает, скажем, от преступника - он не думает, как он одет или в какой ресторан сходить, сначала спастись надо. так и здесь.
Это даже атеисту легко понять, на примере образов каких-нибудь сумасшедших ученых, которые ходят с развязанным шнурком и неправильно застегнутой пуговицей. Они ж не специально, просто они настолько в своей науке, что просто этого не заметили. Или как мы в молодости интересную книжку читали, которую на ночь нам дали: уже рассвет, а мы и не заметили...

Date: 2012-06-12 06:20 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Однако термин умерщвление плоти - вполне наше, христианское. Добродетель. И помыться в бане - грех, почитаем жития...

Date: 2012-06-12 06:33 am (UTC)
From: [identity profile] ex-anaregin.livejournal.com
Скорее прокатолическое. Поэтому и быстро выродившееся в маниакальные моменты или заменившееся необязательностью исполнения в западном сознании. У нас же всегда говорили о царском пути: разумном, по силам. Какое "умерщвление", если ей еще воскресать, плоти-то нашей? Ее надо поставить на свое место, а душу - на свое. Ровно настолько сдвинуть плоть в сторону, чтобы она не комадовала душе.
Человек просит помочь, а мне лень вставать с дивана. Плоть командует полежать, а ей говорю: а иди-ко ты,а? тут человеку помощь нужна! Встаю и иду. Душа хочет обратиться к Богу, а телу спать приспичило. Слушай, потерпи уже давай, тело, я помолюсь - а потом спи сколько влезет, да и вообще, тебе тоде воскресать еще, так что давай-ка подвигайся немного, а то что тебе потом у Бога делать, если ты к Нему не привыкло?... Вот, собственно, и всё "умерщвление". Разумеется, кто выбирает путь аскезы - там другие моменты. Но и там "умерщвление" никому не нужно: нужно, чтобы телесное не заслоняло собой путь к Богу. Кто чем спасается. Св. Серафим об этом хорошо говорил: как купец продает тот товар, который больше выгоды приносит, так и нам надо делать больше то, что нам приносит больше пользы. Кто-то видит Бога тогда, когда проводит много лет в строжайшем посте - ну, так на такой пост только сам Бог и может силы дать, не всякий потянет. Кто-то вообще поститься по здоровью не может, но он, например, людям помогает. Тоже "отодвигание" тела на его законное место, тоже пост.
Поставить тело на свое место - это, собственно, прежде всего телу нужно. Если человек слушается тела - он не только банальным перееданием может пострадать. Но прежде всего пострадает психика, и об этом уже Вы лучше меня расскажете))) Пустота - оттого, что человек выполняет телесные желания, а не душевные. Не тело выполняет желания души, а душа - желания тела.Все равно, что ногами держать ложку и вилку, а руками ходить. (Что-то сумбурно я сегодня как-то...))))

Date: 2012-06-12 06:35 am (UTC)
From: [identity profile] krupelega.livejournal.com
Читаю, вчитываюсь и восхищаюсь.
Тело часто становится источником душевных страданий. Оно требует то, против чего восстаёт душа. И насколько физические страдания ТЕЛА могут иссушать душу зависит от силы духа. Но человек- слабое существо!

Date: 2012-06-12 06:38 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Это об отчуждении человека от собственного тела и о враждебности к телу. Бываети у здоровых, и у больных Бывает как элемент культуры. Не все по клеточкам разнести можно.

Date: 2012-06-12 06:38 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Это так.

Date: 2012-06-12 06:39 am (UTC)
From: [identity profile] ex-anaregin.livejournal.com
П.С. А где это мыться в бане - грех? В каких житиях? Нет, я помню, как в Римской империи считалось у приличных людей (и у христиан), что в баню лучше не ходить, ну так это не значило, что дома нельзя помыться, - просто голым, пардон, шататься на глазах у пришедших туда отдохнуть содомитов?..))Думаю, мы бы с вами тоже не пошли)))

Date: 2012-06-12 06:42 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Для меня важным источником для понимания взаимоотношения души и тела - притча о слепце и хромце...
То, что Вы пишете - высокий идеал. Но не практическое отношение к телу. Вспомните, с каким отвращением описываются тела в наших источниках. Вспомните девшку выколовшую себе глаза, чтобы не соблазнять юношу, которому ее глаза нравились... Давайте признаем очевидное. В основе нашего мировосприятия лежит противопоставление тела и духа. Вы еще плотские! - говорит св. ап. Павел.

Date: 2012-06-12 06:56 am (UTC)
From: [identity profile] ex-anaregin.livejournal.com
"Противопоставление тела и духа" - это ересь манихейства, о чем и спешу вас предостеречь. Тело не помеха, а помощник, соработник, и ему тоже воскресать! Девушка "с глазами" - это единичный случай (если в веках вообще не перепутали реальное житие и легенду). Есть реальное житие св. Домники с дочерьми, которые утопились, чтобы спастись от насильников, но это не значит, что каждая женщина должна так поступать: мы должны подражать их жизненному подвигу (они были настоящие христианки, за то их и схватили и вели на пытки).
"Вы еще плотские" - на эти слова и могу опереться. Давайте вместе перечитаем, о чем Апостол пишет. Он пишет о жизни по "хотелкам" плоти, т.е. по эгоизму и самоублажению.
"Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, 6зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха." Не просто "тело", а "тело греховное"! "Распять в себе ветхого человека" - это означает распять свои страсти, мешающие освободиться. "Умерщвление" - в том, чтобы тело не могло диктовать свою волю, как не может этого делать мертвый. Это не мои измышления, это "официальная" наша вера)).

Date: 2012-06-12 06:58 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Но помимо "официальной" веры существует и общее отношение к "плоти". То, что Вы написали, мне известно. Но и то, о чем пишу я - известно Вам.

Date: 2012-06-12 07:00 am (UTC)
From: [identity profile] ex-anaregin.livejournal.com
Не знаааю...)) По-моему, сейчас наоборот все только о плоти и говорят..)) Но это уже к теме не относится))

Date: 2012-06-12 07:27 am (UTC)
From: [identity profile] lizaharris.livejournal.com
Вот как-то это: "враждебное отношение к телу, стремление отделить, отбросить его от себя, смирить, иссушить его" - никогда меня не удивляло. Для этого есть так много предпосылок и примеров в истории и окружающей жизни (как впрочем и совершенно противоположное отношение - почти обожествление, возведение в ранг идола и кумира), что реально удивить может только ровное и здоровое отношение, которое находится между этими крайностями.

Date: 2012-06-12 07:57 am (UTC)
From: [identity profile] gelutka.livejournal.com
Это и есть самая большая беда иудео-христианской цивиллизации...

Date: 2012-06-12 07:58 am (UTC)
From: [identity profile] mszappata.livejournal.com
От своей подруги-англичанки впервые услышала то, что очень понравилось: "Заботьтесь о своём теле. Иначе где вам жить?"


ДУША И ТЕЛО

Из двух частей мы состоим,
неравных в весе и значеньи:
из тела, духа, а мучение
дано в противоборстве.
Несчастий наших в том причина,
что дух стремится ввысь, вперед,
телесное, наоборот,
нас тянет в страшную пучину.
Но расстается тело с духом,
когда земля нам станет пухом,
и дух взирает с высоты,
с насмешкой скорбной и блаженством,
на то, что звал он совершенством -
на человека суеты.
И духов дивный хоровод
летит, смеется и поет:

"Мы плывем по небосводу,
по земле ползете вы.
Обрели мы здесь свободу,
ну, а вы - увы-увы.

Ваши общества убоги:
с кем-то выпил - тот и друг.
Здесь же ангелы и Боги
так и шастают вокруг.

Вам бы пузо набить колбасой и лапшой,
нам бы в небе парить огромной душой.
У людей жизнь какая? - телесная!
А у духов какая? - Небесная!

А. Дольский

Date: 2012-06-12 08:12 am (UTC)
From: [identity profile] valentin-irkhin.livejournal.com
В буддийских текстах (как и в христианских) можно встретить все спектр кажущихся противоречивыми оценок роли тела.

Отсюда уходить не нужно,
Верх бытия вам ни к чему.
Здесь и теперь в своем же теле
Должны вы обрести победу.

- Почтенный Нагасена, мило ли монахам тело?
- Нет, государь, монахам тело не мило.
- Что же вы, почтенный, носитесь с ним, возитесь с ним?
- Скажи, государь, случалось ли тебе как-нибудь, когда-нибудь получать удар копьем?
- Да, почтенный, случалось.
- Ведь рану и мазью смазывают, и маслом умащают, и мягкой тканью перебинтовывают… Что же, государь, мила тебе рана? (Вопросы Милинды)

При сем монах живет, созерцая тело в теле, пылко, безупречно постигая и осознанно, сумев преодолеть в этом мире корысть и бедствия (Сатипаттхана-сутра).

А в тантре тело становится основным инструментом для достижения освобождения и просветления (собственно, полное просветление без тела и не мыслится).

Date: 2012-06-12 08:18 am (UTC)
From: [identity profile] olezhka-2910.livejournal.com
Вы смотрели спектакль "Одновременно" Гришковца?
У него рассуждения на эту тему интересные.

Date: 2012-06-12 08:37 am (UTC)
From: [identity profile] evelbius.livejournal.com
1) Возможно, существующие формы христианства были педагогичны, исходя из состояния людей(как дохристианское "глаз за глаз" для тех времён) - но эти формы чрезвычайно далеки от исходного призыва.
Исходно:
- тело Христа не истлело, а преобразилось,
- "когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища?",
- "не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие",
- "пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам",
- ну ещё масса примеров, Вы помните.
Хотя есть обратные примеры, эти не просто наличествуют, а определяют отношение к телу в Писании. Прежде всего - само Воскресение.

2) Конечно, в таком отношении к телу "повинно" монашеское движение. Точнее, не само движение (вполне естественный локальный уход от мира), но его вход в церковную иерархию и постепенная победа в ней. Не хочу обвинять, это, возможно, тоже педагогичность - но не факт, увы.

3) Не факт, что к пользе церковной была и победа одной из многих традиций христианства - в частности, пророческая традиция была прервана, клирики отделились от лаиков и т.д. Эти разделения, очевидно, параллельны не-единству в отношении к человеку.

4) В конце концов, "Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?" Ведь нас никто не может заставить пойти за словом человеческим, а не за Словом, если они не согласны. Проблема обожествления "преданий старцев" ставилась и в Писании. Умерщвление плоти - локальная норма, пригодная как позитивный путь для отдельных людей и времён.

5) Пример того, как локальное сделали общеобязательным в отношении тела - посты. Как евхаристический, так и прочие. В "Шестодневе" св. Василия Великого ясно видно, что в 4-м веке крещёные брали на себя пост (Великий) лишь в солидарность с оглашаемыми. А российские его варианты - по сути монашеские, причём по жёсткому уставу. Наверняка помните т.н. Апостолькое правило 64: "Если кто из клира будет усмотрен постящимся в день Господень, или в субботу, за единственным исключением Великой Субботы: да будет извержен. Если же [это будет] мирянин: да будет отлучен".

Date: 2012-06-12 08:52 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Да, похоже, что держаться середины нам не дано. Я более фиксирован на отвержении тела, поскольку срежи моих пациентов чаще встречаются именно "развоплощенные", а не созавшие кумир из собственного тела. Причны этого понятны. Самодовольный человек, который превратил свое тело в некоего идола вряд ли придет к доктору...

Date: 2012-06-12 08:53 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Как видите, подобные вещи встречаются и за пределами иудео-христианского мира.

Date: 2012-06-12 08:54 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Прекрасный афоризм. Но и в нем - дело твой дом. Но не ТЫ.

Date: 2012-06-12 08:56 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Ну, тантра - особый вопрос. С точки зрения иудеохристианской цивилизации, нечто совсем неприемлемое.

Date: 2012-06-12 08:56 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
к сожалению - нет... Увы.

Date: 2012-06-12 08:57 am (UTC)
From: [identity profile] reader-n.livejournal.com
***
...на старте
мы платим плотью
которая крайняя
потом в ход идет подушечка
безымянного пальца –
твой камешек должен
чаще других шлепнуться о воду
потом приобретения
становятся весомей –
жировые складки и рубцы на сердце
хорошей валютой для них
бывают почки и печень
легкие тоже сгодятся
а на сдачу зубные протезы
и бейсболка
чтобы лысину не напекло
но на финише
все равно
придется сдать
транспортное средство целиком
или вернее то
что от него осталось...

Date: 2012-06-12 09:00 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Да. Но мне кажется есть и еще один фактор. "Интериоризация мученичества". После окончания веков преследования, нужно было стать преследователями самих себя, чтобы обрести Спасение...
Спасибо за Ваш очень разумный, замечательный комментарий.

Date: 2012-06-12 09:01 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Увы... Спасибо! Прекрасный текст.
Page 1 of 3 << [1] [2] [3] >>

December 2020

S M T W T F S
  1 23 45
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 12th, 2026 01:50 pm
Powered by Dreamwidth Studios