borkhers: (Default)
[personal profile] borkhers
*
Ну вот,, оказывается даже есть анекдот, сравнивающий жриц любви и психотерапевтов. в смысле, у первых с ростом стажа зарплата падает, а у вторых - возрастает. Много знаю анекдотов на тему психотерапии (их, вероятно, психотерапевты и сочиняют), а этого не знал.

*
Я эту сомнительную метафору почерпнул не из анекдота, а из самой гущи жизни. На недавнем психоаналитическом конгрессе в Киеве, дама из российской глубинки делал доклад об особенностях работы с V.I.P. -клиентами. Собственно, хотя доклад мыслился как научный, оформлен он был как рекламный текст. Дама в основном говорила о том, что с этой группой клиентов никакие психоаналитические правила не работают и придерживаться их нет никакого смысла. Мы должны полностью подчиниться желаниям и требованием клиента! Мы должны быть готовы в любой момент оказаться с ними рядом - в аэропорту, в их офисе, в сауне....
Тут ее перебил председательствующий профессор Р. Он спросил даму: а как называется Ваша профессия? Я - психоаналитик! - гордо ответила дама. Нет, возразил профессор Р., - похоже, что Ваша профессия называется иначе.

*
В психоанализе существуют довольно жесткие правила и границы. Одно из наиболее жестких правил - исключительность психотерапевтических отношений. Это значит, что мы не можем гулять с нашими клиентами по бульвару, ходить с ними в театр, пить чай в кафе, флиртовать с ними.... Вне пределов кабинета - никаких отношений. Даже самых невинных.

*
Где есть границы, там есть и пограничники (этические комиссии), и контрабандисты, нарушающие границы и правила. Размывание границ и отступление от правил мне кажется бичом современной психотерапии на постсоветском пространстве... Мы понимаем, почему. Здесь вообще законы не в чести. Почему правила психотерапии должны быть исключением?

Date: 2012-07-25 06:07 am (UTC)
From: [identity profile] daskalidi.livejournal.com
Метафору про "клиента" слышала много лет назад от моих родителей. Когда я объясняла им, почему мне, подростку, надо заниматься "этой ерундой" (за их деньги,да!), я сказала, что хоть терапевт моя относится серьезно к моим проблемам и принимает меня такой, какая я есть.
-- Ты для нее КЛИЕНТ! -- бросила мне в ответ мать. -- Да, тот самый, который "клиент всегда прав"!
То есть любить и принимать меня, относиться ко мне серьезно можно только за деньги, а психотерапевт -- та самая проститутка, которая на это ради денег готова пойти.

Date: 2012-07-25 06:37 am (UTC)
From: [identity profile] grey-horse.livejournal.com
Ну всё же деньги давали? Не самый плохой вариант.

Date: 2012-07-25 06:39 am (UTC)
From: [identity profile] daskalidi.livejournal.com
Да, могло быть хуже.
Когда я совсем переставала быть хорошей девочкой, нейролептиками и транквилизаторами меня пичкали совершенно бесплатно (мать -- психиатр).

(no subject)

From: [identity profile] grey-horse.livejournal.com - Date: 2012-07-25 06:43 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] daskalidi.livejournal.com - Date: 2012-07-25 06:45 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] grey-horse.livejournal.com - Date: 2012-07-25 06:48 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] daskalidi.livejournal.com - Date: 2012-07-25 06:49 am (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] grey-horse.livejournal.com - Date: 2012-07-25 06:50 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] daskalidi.livejournal.com - Date: 2012-07-25 06:54 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] grey-horse.livejournal.com - Date: 2012-07-25 06:54 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] daskalidi.livejournal.com - Date: 2012-07-25 06:56 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] pragmatic-cat.livejournal.com - Date: 2012-07-25 08:46 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] grey-horse.livejournal.com - Date: 2012-07-25 08:51 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] pragmatic-cat.livejournal.com - Date: 2012-07-25 09:01 am (UTC) - Expand
(deleted comment)

Date: 2012-07-25 06:44 am (UTC)
From: [identity profile] grey-horse.livejournal.com
У Лескова некая богатая дама так боялась умереть без исповеди, что повсюду возила с собой "персонального" священника.

Date: 2012-07-25 06:53 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Это чрезвычайно интересный вопрос над которым я много думал. В этой жизни у меня было несколько духовников и со всеми у меня были отношения выходящие за рамки душепопечительства. Боюсь, что ничего хорошего в этом не было. Мы и так знали о слабостях друг друга и отпущение было куда более легким... Вероятно, принцип исключительности отношений был бы полезен в смысле строгости, а вот в смысле любви...

Date: 2012-07-25 06:16 am (UTC)
From: [identity profile] chevrette.livejournal.com
Размывание границ и отступление от правил, похоже, бич современной цивилизации. Правильно так, но можно и этак. В принципе можно все, если очень хочется...

Date: 2012-07-25 06:41 am (UTC)
From: [identity profile] daskalidi.livejournal.com
Да, цивилизации.
Но на Западе, насколько мне известно, все же за злоупотреблениями в терапевтических отношениях есть какой-то контроль профессиональных организаций.
И не потому, что они там все такие хорошие. Просто они не заинтересованы в том, чтобы компрометировали их цех. От этого зависит, в частности, их доход.

Date: 2012-07-25 06:54 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
У нас эти организации бесконечно дробятся. Естественно, они не имеют никакого влияния и никаких прав. хотя очень хотели бы их получить и начать раздавать (продавать) права на практику.

(no subject)

From: [identity profile] daskalidi.livejournal.com - Date: 2012-07-25 06:57 am (UTC) - Expand

Date: 2012-07-25 06:53 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Согласен.

++1024

Date: 2012-07-25 07:17 pm (UTC)
From: [identity profile] flitched9000.livejournal.com
если только городские "джунгли" можно назвать "цивилизацией"...

Date: 2012-07-25 06:27 am (UTC)
From: [identity profile] babanachainike.livejournal.com
еще однин "полуанекдот":

Есть три особые профессии где свеженький неискушенный искренний непрофессионал эффективнее матерых спецов - проституция, дипломатия, психотерапия.

Date: 2012-07-25 06:55 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Ну, это не так. О психотерапии - точно.

Date: 2012-07-25 06:42 am (UTC)
From: [identity profile] trs5.livejournal.com
я бы обратил внимание на другой аспект: стирая границы, терапевт тем самым прогибается под клиента, перестает быть собой в тот момент, желание угодить для него становится выше желания правды о клиенте, терапевт начинает лгать клиенту, а это уже не терапия...

Date: 2012-07-25 06:50 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
вы совершенно правы. Берн называл такую позицию "оранжереей", заботливым выращиванием проблем клиента...

(no subject)

From: [identity profile] flitched9000.livejournal.com - Date: 2012-07-25 07:18 pm (UTC) - Expand

Date: 2012-07-25 06:51 am (UTC)
From: [identity profile] sasha-ing.livejournal.com
это особенность менталитета, у нас гараздо ближе отношения между людьми чем на западе, думаю так. Потому и отношения иногда становяться приятельскими)))

Date: 2012-07-25 06:53 am (UTC)
From: [identity profile] grey-horse.livejournal.com
Меньше дистанция, но ближе ли? Когда терпят получасовый нудный разговор с соседом, а придя домой, его клянут - близость ли это?

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-07-25 06:56 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] green-dancer.livejournal.com - Date: 2012-07-25 12:28 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sasha-ing.livejournal.com - Date: 2012-07-25 11:29 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] grey-horse.livejournal.com - Date: 2012-07-25 12:14 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sasha-ing.livejournal.com - Date: 2012-07-26 09:36 am (UTC) - Expand

Date: 2012-07-25 06:56 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
так и на западе они становятся более чем приятельскими. Обычно статьи, посвященные вреду нарушения границ оперерируют большим фактическим материалом...

(no subject)

From: [identity profile] trs5.livejournal.com - Date: 2012-07-25 07:09 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] geterogen.livejournal.com - Date: 2012-07-25 10:12 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] trs5.livejournal.com - Date: 2012-07-25 01:53 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] geterogen.livejournal.com - Date: 2012-07-25 02:10 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] trs5.livejournal.com - Date: 2012-07-25 02:17 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] geterogen.livejournal.com - Date: 2012-07-25 02:26 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] trs5.livejournal.com - Date: 2012-07-25 06:58 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sasha-ing.livejournal.com - Date: 2012-07-25 11:32 am (UTC) - Expand

Date: 2012-07-25 07:34 am (UTC)
From: [identity profile] valde-khan.livejournal.com
Неудивительно что именно женщина, именно с таким докладом и и именно с такой его главной "идеей".

Работа

Date: 2012-07-25 07:42 am (UTC)
From: [identity profile] aspasia-roma.livejournal.com

смысле, у первых с ростом стажа зарплата падает

Цитата

Не то сходство, не то - различие.

ПС. Не легко психоаналитикам. Жесткие правила - я про то, что "вне кабинета - никаких отношений".

Date: 2012-07-25 08:05 am (UTC)
From: [identity profile] tugrik-s.livejournal.com
при всей моей любви к нарушению запретов (иногда и азарта ради) правила психотерапии кажутся мне настолько разумными для обеспечения безопасности и клиента, и терапевта, что их нарушать не хочется... м.б. пока, у меня опыт небольшой совсем :)

Про "клиент всегда прав": усвоив эту истину на работе, и, наслушавшись от коллег о вариантах халявного обучения на коммерческой основе, я, будучи студенткой 2го высшего, не особенно огорчалась нарушать срок сдачи первой курсовой. Мол, за обучение деньги плачу, значит я клиент и будут поблажки. Однако в деканате мне быстро объяснили, что за нарушение моей ответственности по договору обучения мне будет отчисление, а слова "клиент всегда прав" считаются тут матерными. Психологи, чтож :)))

Date: 2012-07-25 08:59 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
клиент всегда прав - это только в клиент-центрированной терапии, и то не все так просто. Я бы заменил эту формулу на - психотерапевт всегда ответственен. Вы правы - правила психотерапии, особенно в первый период работы. как правила дорожного движения. нарушения порождают хаос и опасны.

(no subject)

From: [identity profile] shobushki.livejournal.com - Date: 2012-07-25 10:13 am (UTC) - Expand

Можно

Date: 2012-07-25 02:19 pm (UTC)
From: [identity profile] psytherapy.livejournal.com
сделать перепост Вашего сообщения? Уж больно актуальный вопрос Вы подняли.
Спасибо за Ваше мнение.

Re: Можно

Date: 2012-07-25 03:29 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
да. но он идет с несколькими прежними.

Re: Можно

From: [identity profile] psytherapy.livejournal.com - Date: 2012-07-25 03:45 pm (UTC) - Expand

Date: 2012-07-26 12:15 pm (UTC)
From: [identity profile] green-dancer.livejournal.com
Есть другая крайность, с которой я столкнулся, и других вариантов я так и не видел. Я никогда не работал с психоаналитиками, но с психиатрами, психологами, психотерапевтами приходилось очень много соприкасаться.

Равнодушие, цинизм, грубость, наплевательское отношение к чувствам пациента, к основным этическим нормам профессии врача.

Борис Григорьевич, а вы знаете, что я - вас - очень боюсь в глубине душе, и уже не умею не бояться - как человека в белом халате? Боюсь не как поэта, а как врача?

Или иначе скажу: до какой степени должен "отпустить" свои животные качества психолог или психиатр, чтобы пациент стал его бояться, бояться его злобы, его вспышек агрессии, его эмоциональных ударов, его нажимов, его манипуляций, его аморальности и бесчеловечности?

Обычно страх "психов" перед врачами объясняют болезнью и деформированным мировосприятием. "Что ж вы хотите, шизофрения - королева психических заболеваний. А врачи - все в белом."

А я очень давно "научился" сжиматься в комочек, заходя в кабинет врача. Одна моя виртуальная знакомая (познакомились в одном чате) рассказывала, что она детский психолог, и насыщенные негативными эмоциями словесные удары она называет "ударами железной палкой". Да, это похоже.

Пациент ПНБ, который проходит через множество госпитализаций, отделений, ведущих врачей, заведующих отделениями, который видит и переживает всю боль унижения, скотского отношения к людям, - ломается как личность. Болезнь сама по себе может быть очень мучительна, а сколько моральных страданий может принести подавление личности, ругань, грубость как норма общения, всяческая душевная грязь, которую человек в белом халате выливает на пациента за закрытой дверью на "консультации".

Унижение как норма жизни. Я и к этому давно привык, и другого отношения я не видел.

Другая крайность. Видите, мне и в голову не придёт искать неформального общения с врачами, - мне слишком горько и больно вспоминать "формальное". Когда живого человека долго и старательно втаптывают в грязь, потом... невозможно уже выздороветь, всю жизнь ходишь с этой горечью и обидой на душе. Как тот же врач, который вечно "тыкал", хамил, обращался со мной (и с другими) как с вещью, как с человеком второго сорта, - как он будет мне смотреть в глаза теперь? а так и будет. У него нет ни души, ни совести.

PS У вас я хотя бы могу написать об этом. Хоть за это спасибо. Так сказать, от анти-VIP клиента.
Edited Date: 2012-07-26 12:20 pm (UTC)

December 2020

S M T W T F S
  1 23 45
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 12th, 2026 01:20 pm
Powered by Dreamwidth Studios