borkhers: (Default)
borkhers ([personal profile] borkhers) wrote2007-04-14 04:09 pm

Комментарий к удаленному стихотворению

Пришлось удалить стихотворение, которое было откликом на очень печальную весть, полученную мной. Речь шла о смертельной болезни друга. Стихи как это обычно бывает, поятнули за собой цепочку ассоциаций... К сожалению, один из моих френдов конкретизировал ситуацию. И она перестала быть предметом поэтического прочувствования и превратилась в нечто вроде разборки. А жаль.

Кстати, и в других моих стихах существуют прототипы. Но образы всегда собирательны и всегда что-то не так, как в жизни. В момент называния прототипа стихи автоматически будут удалены: такова жизнь.

Re: стихи автоматически будут удалены: такова жизнь

[identity profile] igor-sid.livejournal.com 2007-04-14 01:22 pm (UTC)(link)

Ужасно интересный алгоритм.

Представляете, если при обнаружении
прототипов известных классических
произведений сами вещи автоматически
удалялись бы из истории культуры.

Re: стихи автоматически будут удалены: такова жизнь

[identity profile] borkhers.livejournal.com 2007-04-14 03:03 pm (UTC)(link)
Мандельштам писал - и сладок нам лишь узнаванья миг. Но иногда предполагаешь, что хотя бы некоторое время сохранится нечто вроде тайны. Образ, который возникает никогда не тождественен реальности. И в момент, когда кто-то говорит: Ага! Это о нем! Как ты мог!, стихи завершаются.
По крайней мере в пространстве досягаемости. Допустим, не было у прототипа Стива Облонского интрижки. И первые страницы "Анны Карениной" становятся клеветой. Всек это теряет всякий смысл столетие спустя.

Re: сладок нам лишь узнаванья миг

[identity profile] igor-sid.livejournal.com 2007-04-14 03:28 pm (UTC)(link)

Ещё это чем-то похоже на девиртуализацию,
когда персонаж ЖЖ (почему только Толстого
или Херсонского?) оказывается похожим/непохожим
на себя, или даже ужасным, и приходится
расфренживать.

Re: сладок нам лишь узнаванья миг

[identity profile] borkhers.livejournal.com 2007-04-14 03:50 pm (UTC)(link)
Ох, и такое бывает.

[identity profile] zivunin.livejournal.com 2007-04-14 02:33 pm (UTC)(link)
Мне кажется, что это очень даже напрасно. Трудно гипотетически представить, чтоб поэтическое прочувствование по этой причине сразу исчезло. (Впрочем, Вам как автору, конечно, видней).

[identity profile] borkhers.livejournal.com 2007-04-14 03:06 pm (UTC)(link)
Прочувствование и текст сохранились. Наверное речь идет об уровне восприятия этого текста. И, конечно, об "уровне публичности". Я просто оказался не в состоянии противостоять жесткой кокретности восприятия текста. Греой и обстоятельства тождественно равны жизни. Что-то вроде этого.

[identity profile] zivunin.livejournal.com 2007-04-14 03:25 pm (UTC)(link)
Если под "уровнем публичности" понимается конкретное пребывание стихотворения в том или ином месте - бумажном или виртуальном - тогда понятно.

[identity profile] kaplja.livejournal.com 2007-04-14 02:40 pm (UTC)(link)
силюсь понять, но...
Вам, конечно, виднее.

[identity profile] borkhers.livejournal.com 2007-04-14 03:10 pm (UTC)(link)
Вдруг вспомнил, как ближайшая знакомая Бродского напала на него из-за стихотворения "Дорогая, я вышел сегодня вечером...", которое показалось ей оскорбительным в отношении М.Б. Там действительно были некоторые строки...
Но знакомая Бродского не поняла, что движущая пружина стихотворения - страдание и любовь.
Я забыл, что стихи могут пониматься конкретно ии сверхконкретно. А при таком понимании, они невольно ранят.
Если бы не коммент, сделавший возможным дешифровку...

[identity profile] kaplja.livejournal.com 2007-04-14 03:24 pm (UTC)(link)
движущая пружина стихотворения - страдание и любовь.
это и есть - главное.
а все другое - второстепенно, даже если слово ранит кого-то, оно же и лечит кого-то другого.
жизнь - не собирание цветочков в поле.
другое дело - когда СПЕЦИАЛЬНО ранят, это непростительно.
а если этой цели не было - то Господь знает как и чем залечить эти раны, некоторые бывают даже необходимы, чтобы душа к Богу потянулась, из спокойствия ей, душе, труднее вверх тянуться.

я так думаю.
а если из-за каждого узнавания и буквального понимания слов убирать из публикации стихи, то можно далеко зайти... и вообще ничего не ставить.

[identity profile] borkhers.livejournal.com 2007-04-14 03:41 pm (UTC)(link)
Ну, это был случай исключительный. Скажем так - эмоциональная реакция на эмоциональную реакцию. Всё путём. Но конечно, никого ранить я своим стихотворением не собирался. Для этого вполне годится проза. Но и к ней прибегаю, мягко говоря, не так часто...

У Вас-то в Москве, блин, что творится!

[identity profile] kaplja.livejournal.com 2007-04-14 03:51 pm (UTC)(link)
беспредел творится, как всегда.
ментов нагнали отовсюду, их уже больше чем жителей, кажется.

час назад приехала с Новокузнецкой, около метро еще народ тусуется между ментами, а чуть подальше от метро отошла - все улицы резко опустели, люди по домам прячутся.

вот такой выходной день, Суббота Светлой Седьмицы!

[identity profile] borkhers.livejournal.com 2007-04-14 04:01 pm (UTC)(link)
Уже видел фотки во френд-ленте. Много у вас людей в сером. Думаю, и у нас - не меньше.

[identity profile] kaplja.livejournal.com 2007-04-14 04:03 pm (UTC)(link)
один стиль

[identity profile] alimych.livejournal.com 2007-04-14 06:11 pm (UTC)(link)
Да, страдание и любовь диктуют поэту стихотворение о том, что его бывшая любимая превратилась в полное дерьмо и счеты с ней кончены.
Такой ход мне нравится.

[identity profile] borkhers.livejournal.com 2007-04-14 06:47 pm (UTC)(link)
Перечитайте последние четыре строки

[identity profile] alimych.livejournal.com 2007-04-14 06:48 pm (UTC)(link)
Ваши или Бродского?

[identity profile] borkhers.livejournal.com 2007-04-14 06:57 pm (UTC)(link)
Бродского, конечно.

Повезло и тебе: где еще, кроме как на фотографии...

[identity profile] alimych.livejournal.com 2007-04-14 07:04 pm (UTC)(link)
Да я помню.
Именно поэтому. Одно не отменяет другого.
Стоп машина. Страдание - по поводу М.Б. - в прошлом. Любовь там же. "С твоим голосом, телом, именем
ничего уже больше не связано".
Точка.

[identity profile] zimina.livejournal.com 2007-04-14 03:09 pm (UTC)(link)
Нет, я не согласна с удалением. КОгда я его прочла, ощущение было такое, что прототип таки да существует, но дело совсем не в конкретной ситуации. То есть именно то, о чем ты и говоришь: образы всегда собирательны и всегда что-то не так, как в жизни. Когда вышла у меня предыдущая книжка, я ее отправила в соседнюю комнату - бабушке. Бабушка проштудировала до стр.№.., где стояло стихотворение:
Чтоб еду не отравила ведьма,
Что живет в квартире у меня,
Прячу за окно мешок со снедью,
Если стужа на исходе дня.

Чтобы мне она не нагадала
Дальнюю дорогу без любви,... и т.д."

Это стихо предваряет эпиграф "Я сама не из таких,кто чужим подвластен чарам,я сама..." Это Анна Ахматова писала по-доброму о Е.Булгаковой, которая считалась не без колдовских задатков. Бабушке не объяснишь, что литературу не воспринимают буквально. Вот и сейчас передо мной диллема - написалось стихотворение, которое боюсь размещать, чтобы не царапнуть любимых людей. Правильно ли это, если мы-то осознаем, что пишем литературное произведение, а не личный дневник???

[identity profile] borkhers.livejournal.com 2007-04-14 03:14 pm (UTC)(link)
Я с тобой согласен, Машенька. Без "дешифровки" оно бывло бы узнано одним-двумя людьми. Кстати, в моей жизни это не впервые. Самое смешное, что предыдущий конфликт у меня вышел из-за ВЫМЫШЛЕННОГО персонажа. Но в нем кто-то кого-то узнал. В данном случае, кроме того человека, который был узнан, в стихо эмоционально присутствовали две умерших женщины. Одна из них - моя мать.

[identity profile] borkhers.livejournal.com 2007-04-14 03:15 pm (UTC)(link)
Еще вспомнилось = по поводу одного стихо в семье разгорелась довольно жаркая полемика, кто в доме натирал полы. Это уже точно, как у тебя с бабушкой...

Табу на семейные разборки

[identity profile] zimina.livejournal.com 2007-04-14 03:24 pm (UTC)(link)
Вот поэтому - поэты и должны быть либо одиночками, либо жить в инцесте с сестрами-поэтами, которые могут (скрипя зубами) соблюдать табу в отношении всего, что в стихах им кажется откровенным и конкретным, заслуживающим разборки.

Re: Табу на семейные разборки

[identity profile] borkhers.livejournal.com 2007-04-14 03:48 pm (UTC)(link)
Ну, разборка, как раз и получилась инцестуозной, не с сетричкой, а с братцем.

[identity profile] nataljusha.livejournal.com 2007-04-14 03:10 pm (UTC)(link)
*смущенно* а я успела сохранить:)

[identity profile] borkhers.livejournal.com 2007-04-14 03:14 pm (UTC)(link)
Нет проблем.

рад родственной душе

[identity profile] letny.livejournal.com 2007-04-14 03:34 pm (UTC)(link)
Модификация "Колизея". Вирус уничтожения - сколько же форм у этой Гоголевской болезни:)))?

Re: рад родственной душе

[identity profile] borkhers.livejournal.com 2007-04-14 03:49 pm (UTC)(link)
В этом роде. Но не входит в программу. Цезари, по крайней мере, пока не назначены.

Re: рад родственной душе

[identity profile] letny.livejournal.com 2007-04-14 04:50 pm (UTC)(link)
...а дело было так: я заметил эту тенденцию в себе и решил её формализовать, сделать т.ск. из минуса плюс. Цезарей назначил очень произвольно, стараясь выбрать разных (противоположных) людей.
Знал лишь одного из них. С остальными знакомство не превышало недели. И не ошибся в выборе!
Но главное не в этом, главное - что книга псалмов выйдет!!! И Ваши там будут в первую очередь.
Ну не счастье ли?
Готовьте подбор:) Моя мечта сбывается.

Re: рад родственной душе

[identity profile] borkhers.livejournal.com 2007-04-14 06:49 pm (UTC)(link)
Очень приятно слышать. Я, вообще-то отдал Кулле предпоследний экз. своей книжки с переводами Псалмов (Книга Хвалений). Но, если он ее куда-то дел, сделаю подборку - а какого объема?

Re: рад родственной душе

[identity profile] letny.livejournal.com 2007-04-14 07:08 pm (UTC)(link)
надеюсь, Витя ничего не потерял,я просто не знал об этом,я в Питере всё время. Если что случилось - сразу напишу. До 25 псалмов.

Re: рад родственной душе

[identity profile] borkhers.livejournal.com 2007-04-14 07:52 pm (UTC)(link)
Идет.

[identity profile] fatlynx.livejournal.com 2007-04-14 05:06 pm (UTC)(link)
*тоскливо* а я добавила было в мемориз...

[identity profile] borkhers.livejournal.com 2007-04-14 06:49 pm (UTC)(link)
Ну, пока ничего не поделать...

[identity profile] lihomir.livejournal.com 2007-04-14 08:21 pm (UTC)(link)
Ну, что поделать... Буду себе копировать, как бандиты - письма Петрарки...

[identity profile] imperatressa.livejournal.com 2007-04-16 09:05 am (UTC)(link)
Очень хорошо Вас понимаю.