borkhers: (Default)
borkhers ([personal profile] borkhers) wrote2006-11-24 09:13 pm

Из "Семейного архива" 2003

Бердичев, 1911 — Одесса, 1986
1
Еще один фотоснимок.
Трое детей жмутся к ногам
гиганта в длинном пальто
и несуразной шляпе.
Всклокоченная борода,
глаза сходятся к переносице.

Яков, один из детей,
говорил о своем отце:
«Он был такой еврей,
что все остальные евреи
(особенно в профиль)
напоминают его».

Все персонажи скончались в разное время.
Смерть их была естественной,
жизнь — относительно благополучной.

В это невозможно поверить.

2
Однажды семью спас Яков,
в 1941 году не выполнивший
распоряжения властей
об обязательной сдаче
ламповых радиоприемников.
Они ожидали немцев,
избавителей от большевизма.
Передачи немецкого радио
о мировом еврействе
изменили ближайшие планы.
Бегство было поспешным,
а потому — успешным.

Яков дважды менял свой возраст.
Он убавил годы в четырнадцатом,
а в сорок первом прибавил.
Уклонение от мобилизации
было главной задачей.

И все же его призвали.
Он клялся, что воевал.

Шрам на пояснице, пожалуй,
был чересчур аккуратен
для осколочного ранения.

3
Он любил военную форму.
Даже в пятидесятых
он носил галифе
двадцатилетней давности.
Яков был бережлив.

Сохранилась его фотография
в сапогах армейского типа.
У стены — большие портреты
Сталина и Булганина.

Первомайская демонстрация.

Нельзя сказать, чтобы он
ненавидел советский режим.
«Я их не на-, а просто — не».
Он жил и действовал так,
будто власти не существует.

Власть Бога была исключением,
но о ней вспоминали редко.

Йом-Кипур соблюдался свято.

В ящике с документами
(большей частью поддельными)
лежали филактерии
и молитвенное покрывало.

Его жена обучалась
на филологическом факультете.

Ей особенно полюбилось,
что университетами Горького
была его жизнь.

Она повторяла это,
когда Яков брался за рюмку.

4
«Я видел, как сотня людей
стояли в очереди за выпить.
У них были такие глаза, как будто
они стояли в очереди за убить».

(Он взял четвертинку без очереди).

«Мой папа умер от восемьдесят лет.
Я умру не меньше от девяносто».

(Так оно и случилось).

Он уходил на работу —
в семье не знали куда.
Он добывал деньги —
жена не знала откуда.

Он приносил в подарок
пятилетнему внуку
пачки лиловой копирки
и химические карандаши.

Жена не работала.
Семья не нуждалась.

5
Незадолго до смерти он стал говорить
об огромных деньгах
и немыслимых драгоценностях.

К нему позвали врача.

Когда психиатр ушел,
Яков снял дверцу шкафа
и показал тайник.

«Я хочу, чтобы это все
вы потратили на дорогу
как можно дальше отсюда».

Он редко давал советы.

6
Его дочь говорила,
что даже в последние годы
у него была женщина на стороне.
Якобы эту женщину
оставил в наследство Якову
его долгожитель-дядя,
уродливый, нечистоплотный,
с огромной паховой грыжей.
Говорят, она ожидала
смерти его жены,
которая часто болела.

Но шаткое дерево дольше стоит.
Расчеты не оправдались.

Впрочем, все это были слухи.

Он говорил, что нужно
повсюду носить с собой
ключи от собственной жизни,
не впуская в нее ни чужих,
ни тем паче своих.

[identity profile] rits.livejournal.com 2006-11-24 09:35 pm (UTC)(link)
Прекрасное стихотворение. И прекрасный персонаж.

[identity profile] borkhers.livejournal.com 2006-11-24 10:01 pm (UTC)(link)
Спасибо Женечка.

[identity profile] bautta.livejournal.com 2006-11-24 09:40 pm (UTC)(link)
а вот и мой "семейный архив" - с полки в руки упала Ваша книга, вышедшая в Одессе при участии С. и М. Кобринских...
Соня прошлой осенью привезла (мы тогда с ней в реале познакомились) - всё не случайно-))
дай Бог Вам, Борис!

[identity profile] borkhers.livejournal.com 2006-11-24 10:01 pm (UTC)(link)
Спасибо и Вам того же.

[identity profile] igor-bobirev.livejournal.com 2006-11-24 09:45 pm (UTC)(link)
"была женщина на стороне" :))

хорошо...
концовка хороша (напоминает чем-то Павича)

[identity profile] borkhers.livejournal.com 2006-11-24 10:02 pm (UTC)(link)
Павич мифологичен, здесь - строгий биографический реализм.

[identity profile] kava-bata.livejournal.com 2006-11-24 11:12 pm (UTC)(link)
понравилось
вообще, очень интересно их (такие хроники в форме верлибра) читать
в такой форме какая-то очень подкупающая интонация есть: автора словно бы и нет (есть только вспоминаемая жизнь), но тем не менее, он (этот автор) словно разлит по всему тексту - незаметно для себя понимаешь, что смотришь на всё показанное его глазами, любопытно.

[identity profile] borkhers.livejournal.com 2006-11-24 11:46 pm (UTC)(link)
Спасибо, что Вы это заметили. А то некоторые критики в качестве особенности моих стихов отмечают отсутствие в них автора.

[identity profile] kava-bata.livejournal.com 2006-11-25 01:18 am (UTC)(link)
ну это же очевидно)
я тут написал (комент вам написал про это и задумался на эту тему):
http://kava-bata.livejournal.com/235059.html

[identity profile] borkhers.livejournal.com 2006-11-25 06:35 am (UTC)(link)
Спасибо. Вы своершенно правы. А я собственно о статье в "Вопросах литературы" о поэзии и прозе. Сейчас не могу найти ссылку. но это последний номер. Забавно, что отсутствие автора замечено в стихах, где герой плод авторского вымысла. Т.е. никогда не существовал.

[identity profile] kava-bata.livejournal.com 2006-11-25 07:28 am (UTC)(link)
да, я читал эту статью)

[identity profile] kava-bata.livejournal.com 2006-11-25 07:41 am (UTC)(link)
собственно говоря, в ней автор заведомо исходит из неверной предпосылки: он, насколько я помню, выдвигает тезис о том, что разница между поэзией и прозой сразу считывается, угадывается, что далеко не так. Предпосылка неверна тем, что отсылает к уже известному, соответственно, читаемый текст сразу соотносится с его личным читательским опытом, и личное восприятие мнится как общее для всех. Поэтому он текст меряет по себе вместо того, чтобы остаться с ним один на один, грубо говоря. Очень многого себя тем самым лишая:)

[identity profile] borkhers.livejournal.com 2006-11-25 08:07 am (UTC)(link)
Вы, разумеется, правы. Но, мне кажется, что инфильтрация поэзии прозаизмами выражена сейчас в русской литературе более, чем обратный процесс. У меня как раз на столе книжка, где стихи это просто рассуждение или рассказ обыденной истории. сугубо прозаический, но разбитый на строки - верлибр во всей его красе. Но это достаточно тяжелая тема. Вот милый Сема пишет, что Жданов за рюмкой водки называл верлибр "узаконенной графоманией".
По мне называл бы, как угодно, а водки уж лучше бы не пил...

[identity profile] kava-bata.livejournal.com 2006-11-25 09:03 am (UTC)(link)
Ну да. Русская поэзия в последнее 10летие очень бурно развивается), и то, что воспринимается как прозаизация - это одно из свидетельств обновления языка - всё больший массив "прозаического" в речи и тд, ну и огромный массив западной поэзии 20 века, который только-только начинает хоть как-то прочитываться. Разговоры о том, что "музыка ушла" не особо состоятельны - она просто изменилась. Дело же не полярности типа верлибр-не верлибр.
Что же насчёт Жданова, то я его очень ценю. Но рассматривая его фотографии - с 80х по сегодня я наблюдаю, как он тяжелеет, мне очень грустно. Мне интересно, каким образом это связанно с его поэзией - мне кажется, что он не нашел (в результате) выхода: точнее нашёл - он превратился словно в металлическую чеканку прежнего себя.

[identity profile] borkhers.livejournal.com 2006-11-25 01:14 pm (UTC)(link)
В американской поэзии это просто норма жизни. У меня несколько антологий лучших (?) американских стихотворений за 1999-2003 годы. Ближе эсего это к верлибрам Медведева (или наоборот). Что само по себе и неплохо. Регулярный стих эти снобы оставили для детских песенок и эстрадных песен.
Жданова недавно видел после очень долгого перерыва. трудно все это.

[identity profile] kava-bata.livejournal.com 2006-11-25 02:09 pm (UTC)(link)
впрочем, вы же всё это наверняка читали
поэтому я тру коммент, устыдившись))

* просто хочется делиться тем, что любишь, даже если это совсем не новость)))

[identity profile] imelamed.livejournal.com 2006-11-25 10:12 pm (UTC)(link)
По мне - так это высшая похвала. В том случае, если мы имеем дело с шедевром. Прочитайте мысленно "Выхожу один я на дорогу". Попробуйте вычленить специфические стилистические особенности его автора. Ничего не выйдет. А теперь возьмите любое стихотворение Бродского... Совершенно обратный эфффект. Б.присутствует в своих стихах всеми фибрами своего стиля, а Пушкин и Лермонтов себя прячут - это хороший тон. Совершенство для них важнее самовыражения. (Впрочем, об этом я написал и напечатал огромную статью. Она так и назыаается "Совершенство и самовыражение" и есть в моем ЖЖ.) Еще в начале 19 в. стихи часто печатались без подписи автора. Только ли потому что среди дворян сочинительство слыло занятием малопочтенным?
"Смотреть на всё показаное его глазами..." Но иначе не бываает в мало-мальски настоящем искусстве. Чьими же еще?...

[identity profile] imelamed.livejournal.com 2006-11-25 10:16 pm (UTC)(link)
Предыдущий комментарий почему-то ускакал далеко, и может быть непонятно, на что я отвечал. Высшая похвала - "отсутствие" автора, которое якобы усматривали у Херсонского критики. Я, правда, говорю немного о другом.

последняя строфа...

[identity profile] trasser.livejournal.com 2006-11-24 11:21 pm (UTC)(link)
...однозначно да. А что тут еще сказать?..

Re: последняя строфа...

[identity profile] borkhers.livejournal.com 2006-11-24 11:46 pm (UTC)(link)
Помолчим.

[identity profile] marinaa2.livejournal.com 2006-11-25 12:20 am (UTC)(link)
чудесно... просто чудесно!

[identity profile] borkhers.livejournal.com 2006-11-25 06:09 am (UTC)(link)
Спасибо!

[identity profile] t-s-kot.livejournal.com 2006-11-25 12:56 am (UTC)(link)
Да, почти эпос.
Последние пять строк - тут просто не могу не согласиться. Нужно носить (и помнить при этом о Его власти).
Спасибо.

[identity profile] borkhers.livejournal.com 2006-11-25 06:09 am (UTC)(link)
Да, своих впускать нельзя, к сожалению.

[identity profile] t-s-kot.livejournal.com 2006-11-25 12:34 pm (UTC)(link)
Да нет, не к сожалению. Такова данность, это нормально, на мой взгляд.

[identity profile] ikudin.livejournal.com 2006-11-25 08:51 am (UTC)(link)
Ваше стихотворение номинировано мною на Конкурс Свободной Литературной Сети
(см. здесь: http://www.livejournal.com/userinfo.bml?user=litkonkurs_ru)

[identity profile] borkhers.livejournal.com 2006-11-25 01:15 pm (UTC)(link)
Пусть будет так.

[identity profile] eka42003.livejournal.com 2006-11-25 08:53 am (UTC)(link)
Вы его не любите?

[identity profile] borkhers.livejournal.com 2006-11-25 01:15 pm (UTC)(link)
Не сказал бы так. И даже наоборот.

[identity profile] eka42003.livejournal.com 2006-11-25 01:26 pm (UTC)(link)
А мне он что-то не понравился. И каких-то моих дальних родственников напомнил.

[identity profile] lavv.livejournal.com 2006-11-25 08:56 am (UTC)(link)
достойнейшие стихи!
духовны и чисты слова, объединенные ритмом.

[identity profile] lavv.livejournal.com 2006-11-25 08:59 am (UTC)(link)
здесь, в этих стихах.
с уважением
вв

[identity profile] borkhers.livejournal.com 2006-11-25 01:16 pm (UTC)(link)
Спасибо