Не быть как Бродский-4

У Бродского есть еще как минимум три ипостаси, не имеющие никакого отношения к стихам. Собственно, у всех сколько-нибудь значимых поэтов есть несколько. Но лучше привести пример из иного жанра. Обратимся к музыке.
Тут ключевая фраза: Не кажется ли Вам, что всю органную музыку восемнадцатого века написал И.С.Бах?
Это если и шутка, то отчасти. Если вы наугад включили ТВ или зашли в дом, где играет компакт-диск и услышали величавые, гармоничные звуки органной фуги, вы автоматически выдыхаете: "Бах?" И часто бываете правы. Более чем часто.
Хотя можно и промахнуться. Был же, например, Дитрих Букстехуде. Или Иоганн Пахельбель. Да сколько их было, писавших органные произведения по всей раздробленной Германии... Собственно, дети Баха тоже писали музыку для органа.
Бах стал полномочным представителем поколения, даже двух поколений немецких композиторов. Современному слушателю (я говорю об обычном слушателе, а не о таком, который на вопрос, что такое три великих "Ш" немецкой музыки без запинки отвечает: Шютц, Шейн, Шейдт) достаточно одного И.С. Баха . А уж о советском композиторе со смешной фамилией Исбах слушатель и знать не хочет. Сам великий Бах к этому отношения не имеет.
То же самое случилось с Бродским. Для определенной группы читателей Бродский написал все неофициальные стихи второй половины двадцатого века. Кроме тех стихов, которые спели Высоцкий и Окуджава. При этом песня на стихи Бродского "Пилигриммы" в сознании многих отошла к Булату. Так естественней. Кому стихи, кому - песни. Высоцкий, тот вообще перекрыл своим талантом множество авторов своего времени. Читателю, слушателю не нужно слишком много авторов. В идеале хватит одного. По крайней мере - для американского англоязычного читателя. Этот, если верить профессору Гарвардского Университета Саквану Берковицу, будет удовлетворен "одним именем для одной страны".
Была в годы гражданской войны поговорка: Чай Высоцкого, сахар Бродского, Россия - Троцкого.
Теперь можно было бы сказать: песни Высоцкого, стихи Бродского, Россия - Путина. Не в рифму, зато - правда. (Чай Высоцкого не умер, его выпускают в Израиле. О сахаре Бродского не слыхать, с Россией Троцкого тоже все ясно).
Вот оно, триединство: персонификация, бренд, ярлык.
В Бродском нашли личностное воплощение определенные тенденции неофициальной, по преимуществу Питерской поэзии. Об этом говорил Е. Рейн на одном из дисков с записями авторского чтения Бродского. Голос Рейна звучал чуть обиженно. И, в целом, было на что обижаться. Как ни подчеркивал Бродский роль Рейна в становлении его, Иосифа, поэтики, а не смог вытащить учителя из-за своей спины. То же самое случилось и с другими... Кроме Бобышева, вероятно. И то - по причине непоэтической. Но биография поэта часто равна поэзии. О том уже говорили.
Бренд. Для многих читателей фамилия Бродского автоматически гарантирует высочайшее качество стихов. Как и в случае с Бахом, читатель, в целом, прав. Но не всегда. Хороший стишок, вероятно, Бродского сочинение.
Тут самое время упомянуть о культе великого поэта, который, как и всякий культ крайне неприятен. Бойтесь пушкинистов! - предупреждали же нас. Но для многих людей достаточно, опять таки, ОДНОГО бренда. Вокруг Бродского, Цветаевой, Ахматовой часто создаются "кружки по интересам". Преданность и верность - вот что характеризует почитателей поэтов. Юношеские идеалы, если верить Э.Эриксону. И те, кто верен памяти поэта остаются юными, остаются в своем времени. Они в восьмидесятых. Они так хотят. И никто не вправе осуждать их за этот выбор.
Ярлык. Для тех, кто любит, Бродский почти античный бог. Для тех, кто ненавидит, имя Бродского тоже ярлык. Его наклеивают без разбора ко всем тем, кого не любят те, кто не любит Бродского.
Но это уже другая история....

no subject
no subject
no subject
no subject
no subject
Таковое наличие раздражало самого Бродского. В этом роде он говорил по поводу... ну Вы сами знаете кого, а кто не знает - легко догадаться.
no subject
no subject
Я отвечал Караулову.
Только Караулову.
no subject
no subject
Заговор масонский...
Не оспоривай кретина,
Господин Херсонский!
Простите мою юношескую фамильярность, дорогой старик.
Но пусть эта скромная поэтическая реплика будет моим вкладом в Ваши вчерашние выяснения отношений С К.А.
no subject
в липкой мировой сети.
ты играй, моя гармошка,
в небе звездочка, свети!
no subject
no subject
Еще для восклицаний годится сокращенное от Мордехай - Мордка.
no subject
А насчет Мордки - такие номинативные тонкости были ей, увы, недоступны.
Давно написано,
Мне Бродский не давал сегодня спать,
все лез в мой сон картавыми словами,
и я ему припоминала мать,
но он не шел ни к бабушке, ни к маме!
Под утро, озверев от груды слов
его тягучих мантровых рыданий,
я поняла - так мучает любовь
к словам. Лишь птичий гомон ранний,
бессмысленный, веселый и простой,
небесное свое устроив скерцо,
чуть облегчил бессонницу и боль,
и я уснула со спокойным сердцем.
Re: Давно написано,
no subject
Слободские колготки с хасидскоконфуцианскими частушками?
-- Что ты делаешь, птичка, на черной ветке,
оглядываясь тревожно?
Хочешь сказать, что рогатки метки,
но жизнь возможна?
-- Ах нет, когда целятся из рогатки,
я не теряюсь.
Гораздо страшнее твои догадки;
на них я и озираюсь.
-- Боюсь, тебя привлекает клетка,
и даже не золотая.
Но лучше петь сидя на ветке; редко
поют, летая.
-- Неправда! Меня привлекает вечность.
Я с ней знакома.
Ее первый признак -- бесчеловечность.
И здесь я -- дома.
no subject
Я и пишу, что имя как "бренд" немногого стоит.
Ничего противопоставлять Бродскому, Тарковскому, Цветкову, Гвндельсману, Гандлевскому не собираюсь.
Хасидско-конфуцианские частушки - это замечательно.
Можно так:
Ох, надену молохай,
и отправлюся в Китай.
Не талмудься, Мордехай,
Конфуция почитай!
Пропадай душа-Россия
за колготки слободские
с ножек дролечки моей!
Ничего, что я - еврей?
Над столом тарань висит,
рядом - четвертиночка.
Мой миленочек хасид,
а я - хунвейбиночка.
no subject
*достаёт с антресолей запылённую фисгармонию, постоянно падавшую оттуда одно время.
Ой, стоп! Четвертиночка тоже висит? Это уже - Ури Геллер отдыхает, даосы рулят:)))
Не, классные частухи. Пожалуй, надо продолжить ещё сколько-нибудь. Жаль, ответить не могу - не умею экспромтов писать.
*Сдерживает всхлип.
no subject
no subject
Допустим: стихотворение, тема и прочие превходящие коего не были определены заранее, случайно написанное за десять минут, по моим меркам экспромтом не является. С определённой долей натяжки экспромтом может быть назван стишок, явившийся немедленной реакцией на то или иное событие, либо (уже без натяжки) ответ (к примеру, на Вашу частушку).
Скажем, сидели вчера на "Сити ФМ" Быков и Анна Русс и писали сонеты на заданную тему за 15 минут. Ну да, это,скорее, экспромт. А со стишком, который, как может показаться, написан за 10 минут, дела вовсе другие - кто ж знает, сколько он вертелся на подкорке?
А всхлип мог быть громок - соседей жалко. Лучше сдержусь, а потом, поднакопив подобных всхлипов, всхлипну, как следует, от души (где-нибудь в безлюдном месте вдалеке от лавиноопасных участков).
no subject
no subject
Да и нет.
чуть обиженный Рейн с венецианским Дионисом Бродским - оно ясно.
но Левитанский.Левитанский.Левитанский.
но подзабытые из-за моды чуть старшие Слуцкий-Самойлов-Тарковский.
Шаламов.
Рубцов.Рубцов.Рубцов.
Олег Григорьев.
Мода пройдёт. проходит. если верить Вам,то прошла.А литература не так уж однородна,даже если не говорить о Сапгире, которого мне понять пока не пришлось.
Вышло прелестное созвездие, мне так кажется:)
no subject
Рубцов.Рубцов. Рубцов
Шаламов. Шаламов. Шаламов.
Роальд (не путать) Мандельштам. Мандельштам. Мандельштам)))
no subject
no subject
no subject
no subject
no subject
Но в целом я понял.о чём Вы.О социальной маске некоей.
no subject
no subject
завяжем новый узелок! :-)
no subject
no subject
нам нравится...вперёд, к развязке:)
no subject
no subject
no subject
no subject
no subject
Во-первых, брэнд "Бродский" не так универсален, как брэнды "Высоцкий" и "Пушкин". "Бродский" -- это "Луи Вюиттон", а не "Адидас". А на всякого Луи Вюиттона есть свой Гермес.
Во-вторых, далеко не все любят-не любят поэтов: я люблю-не люблю отдельные стихи. У одного поэта люблю одни и ненавижу другие.
В-третьих, "в Бродском нашли личностное воплощение определенные тенденции неофициальной, по преимуществу Питерской поэзии", так. Но если признать что Бах -- вершина барочной музыки, то в нем есть что-то и от Пахельбеля, и от Букстехуде, и от Бибера, т.е. Бах в какой-то мере представляет их тоже. В Пушкине есть Дельвиг, ранние Баратынский и Вяземский, Батюшков, Веневитинов... Но в Бродском нет ни Вс. Некрасова, ни Елены Шварц, ни Стратановского -- он представляет одну ветвь, и только. Потому Бродский пусть будет античным богом, главное -- чтобы не был ни единственным, ни верховным.
no subject
А Паельбель конечно от Баха весьма далек. он ближе к южнонемецкой школе, насколько я знаю...
no subject
no subject
(смущенно) Давно это было :)
no subject
no subject
Что касается программы и методик преподавания литературы в средней школе то они всегда, как мне кажется, составлялись, с целью отбить охоту к чтению, ежели таковая не была врожденной.
А я была обречена полюбить Бродского - мое знакомство с ним началось с того, что его сборник у меня украли:) (Вместе с сумкой) Причем сборник был чужой, и я в нем успела прочитать только "Рождественский романс"...
Чтобы как-то загладить свою вину переж подругой, я переписала от руки другой сборник Бродского и так прониклась!..
no subject
И, чтоб два раза не вставать - кое-что по теме от Вашего покорного: очерк из Норенской и беседа со Львом Лосевым.
Звиняйте, если зазря потревожил ;=)