borkhers: (Default)
borkhers ([personal profile] borkhers) wrote2012-04-16 12:12 pm

Записки психиатра


*
Лет пять назад я консультировал девушку 18-ти лет. Привела ее мама. Втрое больших размеров, чем дочь. Дочь, впрочем, тоже не отличалась миниатюрностью. Маму беспокоило, что дочку не удается пристроить на работу. Только определят, как через неделю уволят. А ребенок ничего рассказать не может - только плачет. Ребенок год назад закончил колледж по специальности международный туризм. Сначала мама во всем винила систему,а потом подумала, что, может быть, с дочкой что-то неладно. Возможно, депрессия.
*
О, это слово депрессия!
*
Я начал беседовать с девочкой. Вскоре выяснилось, что она не знает не только иностранных языков, но и названий стран, в которых на этих языках говорят. С таблицей умножения у нее тоже были сложности. Нечего и говорить о том, что о гостиничном бизнесе, в котором специализировалось дитя, она тоже никакого понятия не имела. Мама объяснила мне, что с третьег класса носила подарки учителям, а преподавателям колледжа просто оплачивала все экзамены. Дочка сидела, потупив взор (слово потупив здесь особо уместно). Маме я сказал, что если платить тем, кто будет держать девочку на работе, то неприятностей можно избежать, но на зарплату девочка рассчитывать не может. - А в чем же смысл? - спросила мама. Шутку она явно не оценила.
*
Тогда я сказал маме, что девочке надо нанять учителей, которые дали бы ей знания хотя бы за пять классов средней школы. А девочке сказал, что она должна начать читать книги. Услышав слово "читать", девочка зарыдала. Именно зарыдала, а не заплакала. Никогда, ни до того, ни после, я не вызывал у своих клиентов такого потока слез Читать книги - это уже слишком!
*
Оговоримся: девочка не была умственно отсталой. Ее интеллект работал нормально, но очень мало. Умственная лень, осложненная развалом образования в стране - таков мог бы быть точный диагноз. Школьное образование катилось в тартарары на моих глазах.
*
Однажды уже другая мама (моя студентка) привела на мои лекции свою двенадцатилетнюю дочку. От скуки девочка принялась конспектировать мою лекцию в маминой тетрадке. В перерыве мама показала тетрадку мне. Там была чудовищная смесь русских и украинских слов и букв, и НИ ОДНО слово не был написано правильно. Лет десять назад так не писали даже в знаменитой одесской 75-й школе для умственно отсталых.
*
- Они все теперь так пишут, - сказала мама-студентка. Особой тревоги в ее голосе не было.
*
С тех пор я много навидался и наслушался. Я видел пятнадцатилетнего мальчика, который всю жизнь жил в Одессе, но не знал, где находится Оперный театр и Потемкинская лестница. То есть, знал, но не знал, что они так называются.
Надо ли говорить, что никаких сведений это дитя вполне обеспеченных родителей не имело. Амбиций, впрочем, у него хватало. Вернувшись домой. он устроил родителям скандал, в ходе которого сказал, что вся школа - для старых козлов, и пусть они туда и ходят. Но мы, старые козлы, школу давно закончили. А молодые козлята, по сути, и не начинали.
*
Не лучше обстоят дела и в высшей школе. Поражает не столько отсутствие знаний, сколько полная потеря интереса к ним. Обращаясь к студентам, я иногда говорю, что они никогда не получат дипломов. В аудитории поднимается возмущенный ропот. Тогда я объясняю, что дипломом называется документ, складывающийся пополам. Есть даже наука - дипломатика ( не путать с дипломатией), которая изучает такие документы. Нынешние "дипломы государственного образца" - пластиковые карточки. И по определению дипломами не являются.
*
Эти пластиковые карточки имеют несколько степеней защиты от подделки. Но по сути сами они являются грубой фальсификацией. Иногда я допускаю совсем грубую шутку - предлагаю после получения засунуть эти дипломы... в банкомат и попробовать получить по ним деньги. Банкомат по такой карточке не выдаст ни копейки. И правильно сделает.

[identity profile] den80.livejournal.com 2012-04-16 01:37 pm (UTC)(link)
Все нормально. Кто-то же должен бизнес ланч подавать в ресторане и машину на заправке заправлять.

Меня всегда напрягала проблема доступности образования, все, что доступно - теряет свою ценность. Учиться должны избранные.

[identity profile] borkhers.livejournal.com 2012-04-16 05:51 pm (UTC)(link)
Нет, вы не правы! Танцуют все. Элитарное образование - другое дело. И оно должно быть - для самых способных. и для самых богатых - тоже, но на разных условиях. Нация погибнет. выродится. А ведь жаль...
(deleted comment)

[identity profile] borkhers.livejournal.com 2012-04-16 05:30 pm (UTC)(link)
Надо группироваться с теми, кто мыслит так как Вы (их мало, но они - есть)Вместе обсуждать проблемы, читать книги, а когда и выпить и потанцевать. И, что греха таить, - и любовью заняться. Не пускать интеллектуально пустых людей в свою жизнь. Не отдавать им свое время и свои силы.
(deleted comment)

(no subject)

[identity profile] borkhers.livejournal.com - 2012-04-17 03:39 (UTC) - Expand

[identity profile] croca.livejournal.com 2012-04-16 01:59 pm (UTC)(link)
Печально... И что же делать студентам? Ведь не они придумали эту профанацию с пластиковыми карточками?

[identity profile] borkhers.livejournal.com 2012-04-16 05:27 pm (UTC)(link)
Учиться, учиться, учиться (с)

(no subject)

[identity profile] croca.livejournal.com - 2012-04-16 17:36 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] borkhers.livejournal.com - 2012-04-17 03:42 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] croca.livejournal.com - 2012-04-17 07:12 (UTC) - Expand

[identity profile] roi-s.livejournal.com 2012-04-16 02:12 pm (UTC)(link)
научить можно всему, но только не любознательности

[identity profile] borkhers.livejournal.com 2012-04-16 05:26 pm (UTC)(link)
Так.

(no subject)

[identity profile] oldthinker.livejournal.com - 2012-04-16 19:22 (UTC) - Expand

[identity profile] night-horseman.livejournal.com 2012-04-16 02:31 pm (UTC)(link)
Справедливости ради, надо отметить, что вы описали "клинический" случай.
Могу в ответ описать другой. В моей группе в университете училась девочка. На отлично. На 4-ом курсе она меня спрашивала, как вставить дискету в дисковод. А учебной программой предполагалось, что к этому моменту студенты уже будут свободно знать минимум два языка программирования и минимум две операционные системы. А лучше - больше, конечно.
Преподавательский состав - заслуженные советские доценты - тоже не баловал качеством знаний. К примеру, считалось, что необходимо глубоко изучать архитектуру неких процессоров, которые на тот момент уже стремительно выходили из обращения. Это подавалось под лозунгом: "Классику надо знать!". Эффект этих знаний примерно такой же, как от детального изучения верблюжей упряжи.
Но ничего, к психиатрам никого не направляли. И, если бы не развалилась обязаловка с работой по месту распределения, то клепала бы сейчас эта замечательная отличница самые замечательные советские холодильники в мире. И был бы у неё "документ, складывающийся пополам" красного цвета. А вот знания языков не было бы ни в одном полушарии.

[identity profile] borkhers.livejournal.com 2012-04-16 05:26 pm (UTC)(link)
Как Вы говорите, так Вы - правы, но... Здесь истина носит статистический характер. А статистически уровень подготовки учеников средних школ и институтов снижается.

(no subject)

[identity profile] borkhers.livejournal.com - 2012-04-17 03:46 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] a-orlov.livejournal.com - 2012-04-16 21:50 (UTC) - Expand

[identity profile] grueffelo.livejournal.com 2012-04-16 02:37 pm (UTC)(link)
Одна знакомая, окончив медин, пошла на курсы и работает косметологом. В Одессе, разумеется.
Обоюдоострая проблема.
Думаю, нормальных преподавателей в ВУЗах вообще через 20 лет не будет. На физфаке, например, все, кто молоды (т.е. 50 минус) и не спились - за границей, остальные - 60 плюс. В крайнем случае, детки этих 60 плюс, без особого дарования в науке и педагогике.
Все ВУЗы будут на уровне колледжей (бест кейс).

[identity profile] g-garina.livejournal.com 2012-04-16 03:03 pm (UTC)(link)
60 плюс - к сожалению - не гарантия качества. Не знаю как в вузах, но в школе моей дочери ее классная руководительница (как раз этого возраста) на род.собрании нам заявила "Ну что вы переживаете из-за математики. Мне вот математика за всю жизнь не пригодилась". Если она подобные мысли высказывает и при детях, то нет ничего удивительного, что экзамены они сдают только "за деньги"

(no subject)

[identity profile] borkhers.livejournal.com - 2012-04-16 17:24 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] halomea.livejournal.com - 2012-04-16 17:36 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] borkhers.livejournal.com - 2012-04-17 03:48 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] borkhers.livejournal.com - 2012-04-16 17:24 (UTC) - Expand
(deleted comment)

[identity profile] borkhers.livejournal.com 2012-04-16 05:20 pm (UTC)(link)
Так...
(deleted comment)

[identity profile] borkhers.livejournal.com 2012-04-16 05:22 pm (UTC)(link)
Это просто, как и всякая неправда. Нет у родителей в Украине практической возможности обеспечивать и материальное благополучие детей и должный уровень образования и заботы. С уходом поколения грамотных неработающих бабушек семейное воспитание умирает. Разве что семья может нанять гувернантку.
(deleted comment)

(no subject)

[identity profile] borkhers.livejournal.com - 2012-04-16 18:52 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] a-orlov.livejournal.com - 2012-04-16 22:05 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] borkhers.livejournal.com - 2012-04-17 03:50 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] a-orlov.livejournal.com - 2012-04-17 20:57 (UTC) - Expand

[identity profile] de-quincey.livejournal.com 2012-04-16 05:35 pm (UTC)(link)
Спасибо за пост. Всё правда, но уже давно не новость.
Перепощу у себя просто так, чтобы было.

[identity profile] borkhers.livejournal.com 2012-04-16 06:48 pm (UTC)(link)
Это совсем не новость. Но одно дело дождик, а другое - ливень который доится сорок дней и сорок ночей...

[identity profile] ister1cka.livejournal.com 2012-04-16 06:40 pm (UTC)(link)
"Услышав слово "читать", девочка зарыдала. "
Будто сама услышала.
Руганью и слезами реагирует моя мама на слово "подумай". Несбыточная мечта её жизни при этом иметь документ о наличии высшего образования.

[identity profile] borkhers.livejournal.com 2012-04-16 06:47 pm (UTC)(link)
Надеюсь, Вы пойдете другим путем )))

[identity profile] dellorto.livejournal.com 2012-04-16 07:04 pm (UTC)(link)
У нас страна маразматических парадоксов. Можно иметь два высших образования, и быть бомжем. А можно иметь две судимости, и быть президентом.
Какая после этого у молодежи будет мотивация?

[identity profile] borkhers.livejournal.com 2012-04-17 03:53 am (UTC)(link)
это одна из деталей, самая м.б. мелкая. Для того, чтобы стать бомжем все же нужно что-то иное - алкоголизм или тяжелый психический недуг, судимость, подлая родня. все это делает дипломы малозначащим фактором. А Президент... Знали очи, що купувалы то ж ижте, хоч повылазьте.

[identity profile] lescontsen.livejournal.com 2012-04-16 07:26 pm (UTC)(link)
Позитивчик.

[identity profile] borkhers.livejournal.com 2012-04-16 08:12 pm (UTC)(link)
проба на ТБ тоже позитивна

[identity profile] 2-red-cat-2.livejournal.com 2012-04-16 07:27 pm (UTC)(link)
Ой, это самое больное.
Нежелание читать - вообще непонятно, откуда это. Этим детям читали те же сказки, те же нормальные детские книжки. Это просто болезнь поколения. Они получают воспитание от телевизора, рекламы и компьютерных игр. мне кажется, что это главное зло.
Когда мы росли, уж извините за некорректность сравнения, направленность наших информационных полей совпадала. На и телевизор, и родители учили одному и тому же. Хорошему.
Или я просто чокнутая бабушка, переживающая из-за того, что у меня с внуком в определённом плане несовпадение?

[identity profile] borkhers.livejournal.com 2012-04-16 08:14 pm (UTC)(link)
Телевизор и тогда называли дебилизатором)
Но мощность дебилизирующего влияния значительно усилилась (она прямо пропорциональна числу каналов)

(no subject)

[identity profile] 2-red-cat-2.livejournal.com - 2012-04-16 20:17 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] borkhers.livejournal.com - 2012-04-17 03:53 (UTC) - Expand

[identity profile] experiment8or.livejournal.com 2012-04-16 08:37 pm (UTC)(link)
вы зря считаете, что в америке такого нет. Видать, за америкой и идем.
разброс ужасающий - от приличного или полу-приличного университета, до community college, исторически черных университиов и на самом дне - универитеты и колледжи "приносящие прибыль".

Лично знаю все ступени. Нижний уровень ужасен. Да и в полу-приличном университете существуют классы для студентов, плохо умеющих читать, не говоря уже о более низких уровнях. И эти классы воспринимаются как должное. Читают здесь только люди после сорока, молодежь не читает, а смотрит в экраны и экранчики.Функционально неграмотна значительная часть населения.

[identity profile] borkhers.livejournal.com 2012-04-17 03:55 am (UTC)(link)
Но дело в том, что в Америке все эти уровни известны. Кстати, я-то был не в университетах "первой десятки". Но уровень все равно несоизмерим.

[identity profile] doctor-alexandr.livejournal.com 2012-04-16 08:48 pm (UTC)(link)
Действительно, тупость, лень и невоспитанность многих в современном населении попросту поражает. Подростки интересуются не знаниями в сфере науки, литературы, искусства, спорта, а знаниями в том, что происходит в "Доме 2", кто как преуспел в сексуальной жизни, кто что планирует, кто пробовал какие стимуляторы и т.д. Это я привожу примеры тем разговоров детей 13-17 лет, находящихся в стационаре. А что касается молодых мам - это вообще тьма! Иногда такое ощущение, что разговариваешь с соломенным чучелом. А знакомый один эпилептолог сказал, что среди тех, кто к нему обращается (имеется в виду родители детей, эпилептолог - детский), очень много людей с ненормальной психикой.

[identity profile] borkhers.livejournal.com 2012-04-17 03:57 am (UTC)(link)
Да, молодая мама это нечто. Их в Одессе называют "мамочками". Они очень хорошо выглядят, но очень плохо разговаривают. Так что глаз соблазняет, слух отрезвляет. Это, конечно, не 100 процентов и даже не 90.

[identity profile] prykosnovenie.livejournal.com 2012-04-16 09:23 pm (UTC)(link)
Добрый вечер!
Борис Григорьевич, а что делать вашим студентам, которые хотят вас видеть (а вы нас, кажется, нет)?

[identity profile] prykosnovenie.livejournal.com 2012-04-16 09:48 pm (UTC)(link)
А на вопрос "что делать?" я бы ответила "ни всё так страшно!"
Я как раз на студ.конференции планирую выступать с докладом на тему альтернативного образования. Поверьте, очень много родителей, которые не хотят отдавать на откуп системе своих детей и их образование. Да только общество воет от ужаса, когда видит, что ты со своей семьей не идешь проторенной дорожкой, как все. И психологи здесь не исключение. Хотя все понимают, что школу давно пора менять. Двойные стандарты какие-то ей-богу((

(no subject)

[identity profile] borkhers.livejournal.com - 2012-04-17 03:59 (UTC) - Expand

[identity profile] alcore.livejournal.com 2012-04-16 10:30 pm (UTC)(link)
Здесь многие говорят о кризисе Системы Образования (и как следствие сразу обращают гневные взоры на государство... тупик).
Сложно спорить, но я предлагаю взглянуть глубже.

Кризис Системы Образования - лишь вершина айсберга. Глядя на вершину сложно понять причины. Если из этих трех слов отбросить третье, остается Кризис Системы. Система образования есть ее часть и всего лишь отражает системные проблемы сегодняшнего общества в целом.

А проблемы эти настолько глубоки, что ребенок интуитивно чувствует, что старый путь не ведет уже никуда... он видит, что миром правит сила куда более мощная чем наука, знания.

Это взрослые уже умеют себя обманывать (заставлять работать, мотивировать)... ребенок пойдет по пути наименьшего сопротивления. Если сопротивление везде - будет подсознательно саботировать общество полнейшим наплевательством. Это мы с вами уже наблюдаем сегодня.
Edited 2012-04-16 22:33 (UTC)

[identity profile] borkhers.livejournal.com 2012-04-17 03:59 am (UTC)(link)
Не уверен, не уверен...
(deleted comment)

[identity profile] vla-sta.livejournal.com 2012-04-17 01:17 am (UTC)(link)
;)
при устройстве на реальную работу и сейчас смотрят на суть.Что знает, что умеет, как воспитан, насколько работоспособен.

(no subject)

[identity profile] borkhers.livejournal.com - 2012-04-17 04:00 (UTC) - Expand

[identity profile] vla-sta.livejournal.com 2012-04-17 01:14 am (UTC)(link)
спасение утопающих-дело рук самих утопающих.

Работаю с молодежью, с инженерами.
Умные, начитанные, быстро учатся тому что им надо по работе.Нормально зарабатывают.

Сам по образованию учитель математики и физики, работал в школе и соответственно понимаю о чем вы сокрушаетесь.
Ну есть значительная часть людей которые не хотят или не считаю для себя нужным постоянно расти над собой.Это данность и тут ничего не сделаешь, по большому счету. И не надо по моему мнению.

[identity profile] borkhers.livejournal.com 2012-04-17 04:00 am (UTC)(link)
Это и называется африканизацией страны.

[identity profile] emiratec.livejournal.com 2012-04-17 03:04 am (UTC)(link)
Полтора года был учителем в частной школе. Очень специализированной. Очень-очень. С индивидуальной формой обучения. К нам приводили детей, которые не смогли в других частных школах. По разным причинам - поведению, психическим травмам, апатии и пр. Просто богатые родители приводили детей, от которых они хотели реальных знаний и навыков. А то папа осознал, что его сын шестиклассник считать еще не умеет. Даже на калькуляторе. А у папы - три парохода. И он хочет их передать сыну. А сын до трех сосчитает, а дальше - не факт.
Словом, много чего могу порассказать "из жизни новой молодежи". Чаще всего они просто не имели ни малейшего представления, что читать вообще можно и в этом есть хоть какой-то смысл.
Для затравки - самая яркая ученица. 10-й класс, папа хочет, чтобы она поступала в юр.академию. Прямо сейчас, а не после 11-го. Физикой не занималась никогда и на нее у нас времени не было вообще. А математику хотелось подтянуть немного. Как и ее джинсу, которые норовили соскользнуть с бедер (Дженнифер Лопес-мода, не хрен собачий). Так вот, на первом уроке порешали всякие примерчики. По ходу одного из них надо было 18 поделить на 2. И она стала делить в столбик. А оно ж не делится. И тут она... Показала мне способ, о котором я не имел никакого представления.
Молниеносно на листике поставила 18 палочек. Затем соединила их дужками по две. А затем пересчитала дужки. В этот момент я понял, что мы сработаемся. Так и вышло - к концу года девочка бодро владела математикой в объеме 8-ми классов. И еще немного сверх того.
Резюме: все они могут, но подобрать к ним подход становиться слишком дорого.

[identity profile] borkhers.livejournal.com 2012-04-17 04:03 am (UTC)(link)
Ваша девочка отличалась тремя качествами:
1. соображала
2.знала, что отстала
3. хотела подтянуть если не джинсы, то знания. Последнее (лампочка сама должна захотеть вкрутиться) важнее всего.

[identity profile] shenbuv.livejournal.com 2012-04-17 05:16 am (UTC)(link)
ОМГ, а мы еще грешим на наше израильское образование... Утешили.

[identity profile] borkhers.livejournal.com 2012-04-17 10:52 am (UTC)(link)
Да, думаю, мы среди цивилизованных стран займем тут первое место

[identity profile] cybercop.livejournal.com 2012-04-17 06:22 am (UTC)(link)
Мой взгляд на проблему немного с другой стороны http://bezmaly.wordpress.com/2012/04/14/razm/

[identity profile] borkhers.livejournal.com 2012-04-17 10:53 am (UTC)(link)
Сейчас прочтем.

(no subject)

[identity profile] borkhers.livejournal.com - 2012-04-17 10:55 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] cybercop.livejournal.com - 2012-04-17 10:57 (UTC) - Expand

[identity profile] freya-victoria.livejournal.com 2012-04-17 10:00 am (UTC)(link)
"Там была чудовищная смесь русских и украинских слов и букв, и НИ ОДНО слово не был написано правильно."
О да, не раз сталкивалась, все - не все, но многие дети и подростки действительно так пишут, и это ужасно.

Ну, с другой стороны, я и рада: на фоне подрастующего поколения дебилов лично я всегда буду ценным и квалифицированным специалистом, раз уж элементарная грамотность нынче редкость :D

Пожалуй, надо вернуться к некоторым советским нормам: высшее образование для 20% - тех, кому оно действительно по силам, для остальных - школа и ПТУ. Да, и в школе надо оставлять на второй год неуспевающих, это было правильно, и зря от этого отказались.

[identity profile] borkhers.livejournal.com 2012-04-17 10:54 am (UTC)(link)
Вот тут-то Вы и ошибаетесь - в среде "дебилов" квалификация как раз и не ценится.

(no subject)

[identity profile] borkhers.livejournal.com - 2012-04-17 11:10 (UTC) - Expand

IMHO

[identity profile] flitched9000.livejournal.com 2012-04-17 10:31 am (UTC)(link)
Homo sapiens sapiens станет таки первым на Земле видом, начавшим involution?!

Конспирологическое: как чудненько всё укладывается в "управляемый хаос"...

Re: IMHO

[identity profile] borkhers.livejournal.com 2012-04-17 10:54 am (UTC)(link)
Так.

[identity profile] a-orlov.livejournal.com 2012-04-17 09:10 pm (UTC)(link)
И молодежь, о которой Вы пишете, уже учит детей в школах http://nu-2004.livejournal.com/543092.html

[identity profile] alpamare.livejournal.com 2012-04-18 06:12 pm (UTC)(link)
Мне крестик-семиклассник сегодня как раз жаловался, как школьная учительница музыки налажала - не выдержала такт паузы. Он спохватился, говорит, Марьиванна, тут же пауза на такт написана! А вы не выдержали! - Знаешь что, Петя, я уже шесть лет музыку преподаю, и мне виднее, где пауза, а где не пауза.

Page 2 of 3