borkhers: (Default)
borkhers ([personal profile] borkhers) wrote2012-04-16 12:12 pm

Записки психиатра


*
Лет пять назад я консультировал девушку 18-ти лет. Привела ее мама. Втрое больших размеров, чем дочь. Дочь, впрочем, тоже не отличалась миниатюрностью. Маму беспокоило, что дочку не удается пристроить на работу. Только определят, как через неделю уволят. А ребенок ничего рассказать не может - только плачет. Ребенок год назад закончил колледж по специальности международный туризм. Сначала мама во всем винила систему,а потом подумала, что, может быть, с дочкой что-то неладно. Возможно, депрессия.
*
О, это слово депрессия!
*
Я начал беседовать с девочкой. Вскоре выяснилось, что она не знает не только иностранных языков, но и названий стран, в которых на этих языках говорят. С таблицей умножения у нее тоже были сложности. Нечего и говорить о том, что о гостиничном бизнесе, в котором специализировалось дитя, она тоже никакого понятия не имела. Мама объяснила мне, что с третьег класса носила подарки учителям, а преподавателям колледжа просто оплачивала все экзамены. Дочка сидела, потупив взор (слово потупив здесь особо уместно). Маме я сказал, что если платить тем, кто будет держать девочку на работе, то неприятностей можно избежать, но на зарплату девочка рассчитывать не может. - А в чем же смысл? - спросила мама. Шутку она явно не оценила.
*
Тогда я сказал маме, что девочке надо нанять учителей, которые дали бы ей знания хотя бы за пять классов средней школы. А девочке сказал, что она должна начать читать книги. Услышав слово "читать", девочка зарыдала. Именно зарыдала, а не заплакала. Никогда, ни до того, ни после, я не вызывал у своих клиентов такого потока слез Читать книги - это уже слишком!
*
Оговоримся: девочка не была умственно отсталой. Ее интеллект работал нормально, но очень мало. Умственная лень, осложненная развалом образования в стране - таков мог бы быть точный диагноз. Школьное образование катилось в тартарары на моих глазах.
*
Однажды уже другая мама (моя студентка) привела на мои лекции свою двенадцатилетнюю дочку. От скуки девочка принялась конспектировать мою лекцию в маминой тетрадке. В перерыве мама показала тетрадку мне. Там была чудовищная смесь русских и украинских слов и букв, и НИ ОДНО слово не был написано правильно. Лет десять назад так не писали даже в знаменитой одесской 75-й школе для умственно отсталых.
*
- Они все теперь так пишут, - сказала мама-студентка. Особой тревоги в ее голосе не было.
*
С тех пор я много навидался и наслушался. Я видел пятнадцатилетнего мальчика, который всю жизнь жил в Одессе, но не знал, где находится Оперный театр и Потемкинская лестница. То есть, знал, но не знал, что они так называются.
Надо ли говорить, что никаких сведений это дитя вполне обеспеченных родителей не имело. Амбиций, впрочем, у него хватало. Вернувшись домой. он устроил родителям скандал, в ходе которого сказал, что вся школа - для старых козлов, и пусть они туда и ходят. Но мы, старые козлы, школу давно закончили. А молодые козлята, по сути, и не начинали.
*
Не лучше обстоят дела и в высшей школе. Поражает не столько отсутствие знаний, сколько полная потеря интереса к ним. Обращаясь к студентам, я иногда говорю, что они никогда не получат дипломов. В аудитории поднимается возмущенный ропот. Тогда я объясняю, что дипломом называется документ, складывающийся пополам. Есть даже наука - дипломатика ( не путать с дипломатией), которая изучает такие документы. Нынешние "дипломы государственного образца" - пластиковые карточки. И по определению дипломами не являются.
*
Эти пластиковые карточки имеют несколько степеней защиты от подделки. Но по сути сами они являются грубой фальсификацией. Иногда я допускаю совсем грубую шутку - предлагаю после получения засунуть эти дипломы... в банкомат и попробовать получить по ним деньги. Банкомат по такой карточке не выдаст ни копейки. И правильно сделает.

[identity profile] e-smetanka.livejournal.com 2012-04-16 11:10 am (UTC)(link)
Все верно. Малограмотным социумом управлять в разы дешевле и проще, увы (

[identity profile] pauluskp.livejournal.com 2012-04-16 11:12 am (UTC)(link)
Куда детей отдавать учиться? Страшно все это.

[identity profile] parvummomentum.livejournal.com 2012-04-16 11:12 am (UTC)(link)
весь опыт работы в школе подсказывает, что ничего не прислушались - ни мама, ни дочь. Ибо если уж решили для себя - "только я воздушный шарик, все остальные суть резиновые изделия номер два", то этого уже никому не изменить.

[identity profile] parvummomentum.livejournal.com 2012-04-16 11:15 am (UTC)(link)
Детей отдавать учится в школу. Но не забывать и самим принимать участие в образовательном процессе. Но не в виде "выбивания\вымаливания" оценок у преподавателей. А в виде (хотя бы) реальной заинтересованности в успехах ребенка, в контроле за процессом образования, в сотрудничестве с теми, кто старается обучить.

[identity profile] nimleo.livejournal.com 2012-04-16 11:15 am (UTC)(link)
Не могу молчать. Получила настоящий диплом - складывающийся. Училась на бюджете в ВУЗе. Проблем с грамотностью не имела, знаю два иностранных языка. А толку? В моем родном провинциальном городе филологи никому оказались не нужны. Кризис, видете ли, сокращение штатов. Учусь теперь на мастера салона красоты, так на этой должности могу получать раза в три больше, чем на предыдущей, не особенно напрягаясь. В этой сфере много таких, как я: с высшим образованием, но без возможности жить на зарплату в 5-6 тысяч рублей. На эти деньги разве что бомжевать.

А вы говорите: безграмотны. В некоторых отраслях грамотность побоку. Той девочке из примера надо было пойти, к примеру, поваром. Сразу после школы. А что родители зря отдали деньги - проблемы родителей.

Есть еще грамотные люди в нашей стране. Только ум ценится только в передачах рода "Что? Где? Когда?", а жить хочется сейчас.

[identity profile] postal2.livejournal.com 2012-04-16 11:18 am (UTC)(link)
я не сомневаюсь, что ничего не услышали (если б могли услышать, то не пришли бы к такому состоянию), но всё же не теряю надежду, что автор меня приятно удивит :)

[identity profile] alpamare.livejournal.com 2012-04-16 11:36 am (UTC)(link)
Как Вы точно формулируете. Мурашки по коже.

[identity profile] alpamare.livejournal.com 2012-04-16 11:37 am (UTC)(link)
И все равно ничего не изменится. Даже несмотря на топ.

[identity profile] blazch.livejournal.com 2012-04-16 11:46 am (UTC)(link)
Даже, если эта статья заставит задуматься хоть одного человека, это уже польза.

[identity profile] alpamare.livejournal.com 2012-04-16 11:51 am (UTC)(link)
Это да.
Я о том, что если уж "в верхах" приняли решение душить образование, то будут душить.

[identity profile] blazch.livejournal.com 2012-04-16 11:54 am (UTC)(link)
Если в "низах" будет понимание того, что нужно образование и зачем, тогда никакие "верхи" и их "программы" не повлияют.

[identity profile] alpamare.livejournal.com 2012-04-16 11:59 am (UTC)(link)
Вопрос еще и в том, что простая грамотность скоро будет не только ненаказуемой, но и невостребованной, не говоря уже об образованности. Я думаю, что перед многими преподавателями сейчас "стена": знания есть, а отдавать их - некому.
Все это очень тревожно и погано.
Ведь вместе с тем, наряду с отменой престжа настоящих знаний, подменой их дрессировкой и тестами, существуют громадные перегрузки. И нормальный, мыслящий человек не может не чувствовать бессмысленности такого "учения". Это сказывается на результатах. У моей подруги сыну 11 лет, их в школе постоянно стращают тестами, экзаменами и армией, если "не сдадут", объемы дикие, индивидуальный подход исключен, а мальчику учиться трудновато. Унывает, руки опускаются. Хороший мальчик, светлый, верующий, не раздолбай какой, не гопник. Учиться очень хочет, но не все получается. Как результат - отчетливая психосоматика: постоянно болеет, причем заболевает ровно перед тем, как нужно уже снова идти в школу. Выздоровел, собрал портфель, утром звонит будильник - бац, горло болит, температура 38, кашель. "Ни с того, ни с сего". Что тут делать - непонятно. Как тут может помочь психолог? Ведь проблема-то объективная.

Я, пожалуй, сделаю перепост.

[identity profile] alpamare.livejournal.com 2012-04-16 12:04 pm (UTC)(link)
Это только в том случае, если в "низах" сформирован престиж образования. В частности, это делается с помощью фильмов. Помните - "Доживем до понедельника", "Уроки франуцзского", "Большая перемена" - какие там образы, и ведь правдивые! Да тот же "Электроник" или "Гостья из будущего" - как там у деток глаза горят, как за этим хотелось идти! А у нас специально показали Гай Германику в прайм-тайм. Чтобы все посмотрели "какова школа на самом деле". Посмотрели. И ничем это не уравновешено. Сейчас вышла из моды грамотность, образованность. Вспомните - какими тиражами раньше расходились толстые журналы. И что сейчас.

[identity profile] nadezda28.livejournal.com 2012-04-16 12:05 pm (UTC)(link)
правильно писать - "по морде глаз", олух царя небесного!

Тоже не могу молчать

[identity profile] psoglavets.livejournal.com 2012-04-16 12:05 pm (UTC)(link)
В интернете сейчас очень здорово развит институт удаленной работы. Есть бюро переводчиков, работающие удаленно. Есть просто биржи труда, где можно продавать ваши навыки. Ссылками сорить не буду, но, возможно, вам стоит заняться исследованием вопроса и скрутить салонам красоты увесистый кукиш.

Откат в темноту

[identity profile] oldthinker.livejournal.com 2012-04-16 12:24 pm (UTC)(link)
Именно так, если называть вещи своими именами. Вот и Владимир Захаров то же самое говорит (http://exlibris.ng.ru/person/2009-08-27/2_zaharov.html): "Произошло одичание, отход от цивилизации."

[identity profile] blazch.livejournal.com 2012-04-16 12:25 pm (UTC)(link)
Согласен. Но.. спасение утопающих дело самих утопающих. Мы привыкли, что кто-то придет и сделает все за нас. Правительство сформирует правильную образовательную программу, министерство образования вместе с СМИ займется рекламой образования и т.д. Вспомните своих родителей, у которых на прикроватной тумбочке лежал Лесков или Вальтер Скотт, которые выписывали нам журналы Мурзилка, Трамвай, Юный натуралист, ЮТ, Моделист-Конструктор. Которые доставали и приносили интересные, яркие книжки, сказки, потом романтику в духе Ж.Верна, потом серьезные произведения, которые подсовывали вырезки из газет и т.д. А теперь посмотрите на нынешних родителей, которые включают детям 2х2 на весь день и занимаются своими делами (смотрят в другой комнате MTV или Дом-2), а ведь они ваши дети или мои ровесники. У меня нет пока детей, хотя и пора. И если будут, чтение это первое к чему я их приучу после горшка и слова мама, папа.
Начните с себя, со своих детей, с внуков. Отмазки, время такое, сейчас все дети такие, это отмазки, на самом деле родители такие, а не дети. Да и дети разные, у меня много примеров, когда современные дети гораздо образованней своих родителей - детей 70-80-90-х. На то и родители, чтобы не только родить, одеть и накормить, но и на то, чтобы сделать из ребенка человека, стремясь сделать из него лучшее, чем являются сами.

[identity profile] nadezda28.livejournal.com 2012-04-16 12:32 pm (UTC)(link)
Пост-советское пространство догнало Америку. Господа, Азия легко слопает наш ланч. Сын писал сочинение по Чехову - "Вишнёвый сад", "Три сестры" и т.д. Так не только Жванецкий, Марк Твен со Салтыковым Щедриным отдыхали. Взялась помочь - уже и так мат. анализ завалил, среднний бал (GPA) поёт романсы. Профессор Миллер сперва обвинил в плагиате, а затем вкатил нам трояк на двоих. Уже не знаю кто больший неуч...

Re: Тоже не могу молчать

[identity profile] parvummomentum.livejournal.com 2012-04-16 12:42 pm (UTC)(link)
Как бы совершенно согласна - филологу в интернете всегда найдется возможность заработка: те же статьи писать для многочисленных сайтов, или переводы делать. Гораздо легче сказать "я не могу", чем суметь и сделать.

[identity profile] alpamare.livejournal.com 2012-04-16 12:45 pm (UTC)(link)
Ну, со своим-то сыном я занимаюсь. Тревожит контекст, в котором ему расти. Среда может быть помогающей, а может - тянущей назад.

[identity profile] gwinplane.livejournal.com 2012-04-16 12:50 pm (UTC)(link)
и я с таким сталкивался...нормальный парень а пишет на чудовищной смеси русских и украинских букв на непонятном языке...даю ссылку в одноклассники - действительно беда нашего времени...

[identity profile] green2100.livejournal.com 2012-04-16 01:01 pm (UTC)(link)
Интересно, но не удивительно. Это и многое другое вполне закономерно.

[identity profile] orlandina77.livejournal.com 2012-04-16 01:06 pm (UTC)(link)
Замечательная статья.
Но мне не понравились комментарии, обьясняющие крах системы образования развалом СССР, тем более высказывания типа "догнали Америку".
поясню:
моя прабабушка была учительницей младших классов, институт она закончила где-то в 1919 году, свободно владела 5 языками (совковские училки младших классов уже не дотягивают, правда?) так вот, она рассказывала что в ее времена (где-то в 20-30 годах прошлого века) еще проводились обязательные тесты на грамотность для учителей (все без исключения преподаватели писали диктанты) и, по ее словам, уже ее поколение учителей были намного безграмотней людей, получивших образование дореволюционное.
я всего несколько лет проработала в школе и, скажу я вам, что все без исключения дети читают меньше, чем мое поколение, но встречаются молодые люди у которых настолько развита логика, что получаешь огромное наслаждение от общения, и, честно говоря, такого мышления я не встречала ни у кого из своих старших знакомых.
В советские времена у детей было меньше выбора, чтобы как-то развлечься приходилось читать, а сейчас появилась огромная альтернатива, жизнь стала ярче и быстрее, вот литература и не выдерживает конкуренции, такова жизнь. Без регулярного чтения не будет грамотного правописания, но ведь книгопечатание когда-то убило архитектуру).

[identity profile] orlandina77.livejournal.com 2012-04-16 01:07 pm (UTC)(link)
насчет "докатились до Америки" - дай-то Бог... по части образования мы от них отстаем с 70-х. малюсенький пример: моя учительница химии (заслуженный учитель Украины, готовившая победителей областных олимпиад, призеров всеукраинских) эмигрировала в США лет 15 назад, получила там образование, работает в школе. мы с ней списались недавно: совесть не позволяет ей преподавать химию в старших классах муниципальной (!) школы, так как она человек порядочный и боится, что не подготовит детей к достойной сдаче выпускных тестов. такие дела.

[identity profile] blazch.livejournal.com 2012-04-16 01:18 pm (UTC)(link)
Учится быть дипломатичным, не зазнайкой, тогда и в качестве "ботана", не будет белой вороной в среде будущей уголовщины.

Page 2 of 9