borkhers: (Default)
borkhers ([personal profile] borkhers) wrote2012-05-21 07:49 am

Записки психиатра

*
Один из наиболее частых вопросов, которые мне задавали во время интервью, был вопрос о взаимосвязи моей поэзии и моей работы психиатра и психолога. Я неизменно отвечал, что такое влияние есть, хоть оно и не слишком велико. Скорее оно проявляется опосредованно: профессиональный навык - свободно ассоциировать, внимание к движениям души другого человека, наконец - вчувствование, то есть умение не просто выслушать другого человека. но и, в известной степени,, - прожить его жизнь эмоционально. Как для многих людей моей профессии, собственные сновидения бывают для меня источником вдохновения. Как и иные инсайты, периодически возникающие в результате самоанализа, никогда не прерывавшегося.
*
Мой друг А.Ш., как-то пошутил - хорошо психологу! Поговорил с пациентом, вот и тема для стихотворения. В каждой шутке доля шутки, остальное - правда. Но здесь правды немного. Да, история болезни в принципе может дать какой-то материал. Но материал этот должен быть значительно переработан и отложен для публикации на много лет... Творческий импульс не должен вступать в конфликт с принципами врачебной тайны. А потому, даже в случаях когда я прямо описываю случаи из своей практики в стихотворениях. к примеру, в цикле "Письма Марине", речь идет о художественном вымысле, где реальные факты изменены так, чтобы ни при каких обстоятельствах пациент не был опознан. Да и сама картина болезни чаще всего - плод моего воображения.

*
Был забавный эпизод - как-то мне написали письмо полное упреков: как могу я так выдавать секреты моих пациентов? В том стихотворении, о котором шла речь, был персонаж, страдающий шизофренией. Он был полностью вымышлен, даже его навязчивые ритуалы я придумал сам. Так я и ответил моей корреспондентке. Но она не поверила мне и написала второе письмо, еще более гневное. Может быть речь шла о случайном совпадении? Кто знает... Но я тогда был доволен - мне удалось создать совершенно реального человека, за которого нужно вступиться!
*
Думаю, что в моих текстах люди с изломанными характерами встречаются несколько чаще, чем в реальной жизни. Что же, таков мой опыт, от него никуда не деться.... Как-то моя подруга написала, что у некоторых литераторов "фрики" в моих стихах вызывают раздражение. Раздражаться никому не запретишь. Меня, например, раздражает т.н. "розовая водичка" и "сладкое повидло" в стихах. В описании чувств человека важна не "пиитическая красота", а подлинность.
*
Вот пример стихотворения, героиня которого больна. Разумеется, это вымышленный персонаж... М.б. прототипом являлся молодой человек с агрессией против дочки, о котором я писал - тот, давний случай? Сейчас я не могу ни отрицать, ни подтвердить это... Выбрал эти стихи, потому что читатель в этом случае может сопоставить реальность и вымысел.
Стихотворение написано пять лет назад. по-моему не публиковалось... Нет под рукой книги той поры.
*
Клинический случай

*

Она боится, что убьет
своего маленького ребенка.

*
В конце концов,
почему бы и нет,
ведь многие это делают,
вот, по телевизору
показывали вчера.

*
Они это делают и не боятся.
Как можно не испытывать страха?

*
Ходить по площадям,
спускаться в подвалы,
подниматься в лифтах,
закрывать за собой дверь,
не запирать за собой дверь,
не проверять,
не контролировать,
не задумываться.

*
И убивать детей,
не в последнюю очередь,
убивать своих и чужих.

*
Два вопроса,
которые она задает себе:
сделаю ли я это?
что я почувствую, если сделаю?

*
Ну, закрой глазки,
закрой глазки,
засыпай малыш,
засыпай.

*
Я прикасаюсь к твоей шейке,
но не для того, чтобы
причинить тебе вред,
для того, чтобы проверить себя.

*
Мама только тем и занята,
что проверяет себя.

*
Засыпай малыш, засыпай.
.

[identity profile] apatrikeyev.livejournal.com 2012-05-21 07:24 am (UTC)(link)
Забавно – несмотря на остроту темы, в комментариях поэзии больше, чем в стихах. Скорее всего потому, что опыт переживания был изменен, точнее, подогнан под чересчур рассудочные модели описания реальности.

[identity profile] borkhers.livejournal.com 2012-05-21 11:47 am (UTC)(link)
м.б., не знаю.

[identity profile] timur0.livejournal.com 2012-05-21 07:52 am (UTC)(link)
вопрос не совсем по теме записи: насколько распространено сексуальное насилие в семье? если судить по голливудским фильмам, то это практически норма - за пристойным буржуазным фасадом скрываются инцесты с детьми и пр. понятно, что в кино, особенно в нуарах и триллерах, это преувеличение. но надо иметь, что преувеличивать - тем и отличается триллер от зомби-апокалипсиса, что второй полностью выдуман. так все же - насколько распространено сексуальное насилие в семье? понятно, что мой личный опыт не показатель (имхо, зомби реальней) - что говорит Ваш профессиональный опыт?

[identity profile] borkhers.livejournal.com 2012-05-21 11:48 am (UTC)(link)
Встречается, но не очень часто. Если не считать насилием грубый окрик и проч.

[identity profile] irkathena.livejournal.com 2012-05-21 08:24 am (UTC)(link)
Боря, ты уже в Одессе?

[identity profile] borkhers.livejournal.com 2012-05-21 11:37 am (UTC)(link)
Буду завтра утром. поясню ситуацию.

[identity profile] myshkind.livejournal.com 2012-05-21 08:37 am (UTC)(link)
Какие-то банальности спрашивали, Борис Григорьевич, - хотя это неудивительно: журналисты черпают знания о внешнем мире в основном на пресс-конференциях.
Читали ли стишок про двухголового мальчугана?
И с кем общались-выпивали в Киеве? На киевских фото пока Вас не нашёл. Простите, если слишком личный вопрос.

[identity profile] borkhers.livejournal.com 2012-05-21 11:38 am (UTC)(link)
Кенжеев, Цветков, Крючков, Галина. Штыпель, Любка... Много всех. Фото будут.

[identity profile] ubizza-ap-stenu.livejournal.com 2012-05-21 09:36 am (UTC)(link)
В "Площадке под застройку". Раздел - "Песнь восхождения". :-) Сразу вспомнила, что читала в книге.

[identity profile] borkhers.livejournal.com 2012-05-21 11:39 am (UTC)(link)
Спасибо, Ирена!

[identity profile] ubizza-ap-stenu.livejournal.com 2012-05-21 12:50 pm (UTC)(link)
Кстати, классический тупой вопрос о связи Вашей поэзии и проф.деятельности я до сих пор не задавала. :-) Мне за это конфетку?? :-))))))

С Цветковым мне было стыдно. Вот честно. Сложно говорить с человеком, ни капли не подготовившись. Просто потому что он оказался в досягаемости... Но ведь и упустить нельзя!! Видно, такие странные случаи и формируют у людей впечатление о журналистах как профессиональных дебилах.
Впрочем, Кенжеев меня утешил, и весьма. Очередной раз убедилась в правоте слов моего духовника - "не бывает глупых вопросов, на любой можно ответить умно". Он прекрасен! Спасибо Саше К. за моё счастливое детство... в смысле, за эту детски-радостную возможность услышать умное и интересное слово.
Когда будет весь текст (Ваш), я дам ссылку. Там ещё хвостик.

[identity profile] borkhers.livejournal.com 2012-05-21 01:37 pm (UTC)(link)
Cпасибо! Да, Бахыт обаятелен.

[identity profile] piitsur.livejournal.com 2012-05-21 10:48 am (UTC)(link)
...но убивают все любимых... (Оскар Уайльд). Вовсе не обязательно убивать буквально. Не зря есть пословица: оттого мОлодец на лошади криво сидит, что мать плохо подсадила. Что же касается поэзии и психиатрии, то что Вы скажете о словах Льва Шестова: чтобы сделать из человека поэта вовсе не обязательно его развивать в общепринятом смысле, может быть его нужно сбросить с третьего этажа или проделать с ним другой не менее экстремальный опыт?

[identity profile] borkhers.livejournal.com 2012-05-21 11:40 am (UTC)(link)
Лучше не надо!

[identity profile] piitsur.livejournal.com 2012-05-21 01:13 pm (UTC)(link)
Вы правы, буквально эти слова, конечно, не надо понимать,но ведь в каждой шутке есть доля:)

[identity profile] borkhers.livejournal.com 2012-05-21 01:38 pm (UTC)(link)
:)))

[identity profile] antonus.livejournal.com 2012-05-21 10:54 am (UTC)(link)
Целую неделю читаю ваши записки о "пятой власти". Некоторые из ваших размышлений даже заставили по-другому взглянуть на некоторые мои собственные психологические кунштюки. Например, мысль о том, что человеку, погруженному в депрессию, бессмысленно советовать "взять себя в руки". Ведь его проблема как раз в том и состоит, что ни в какие руки он себя взять не может.
Спасибо! Жду продолжения.

[identity profile] borkhers.livejournal.com 2012-05-21 11:50 am (UTC)(link)
спасибо Вам!

[identity profile] elenaanufrieva.livejournal.com 2012-05-21 12:45 pm (UTC)(link)
...да уж(про тему стиха)

и да- как именно рождается стих, и от чего, и каким образом трансформируются, пройдя путь от реального впечатления, переживания и наконец, именно такого образа и почему - сказать точно невозможно...это я и по своему стихоплётству могу сказать...
по-моему, стихи вообще нельзя объяснить, как и юмор...да и проза также...это ведь не документ, не акт,не протокол...
для буквального есть дневник...да и там всё равно субъективное восприятие....

[identity profile] borkhers.livejournal.com 2012-05-21 01:39 pm (UTC)(link)
Да, но целая наука этим занимается...

[identity profile] elenaanufrieva.livejournal.com 2012-06-06 09:53 pm (UTC)(link)
:)неблагодарное, выходит,дело...
(простите, что сразу не ответила - была в ремонте)
(deleted comment)

[identity profile] borkhers.livejournal.com 2012-05-21 05:24 pm (UTC)(link)
Да...Есть и иная ситуация. Но о ней -завтра