borkhers: (Default)
borkhers ([personal profile] borkhers) wrote2012-06-15 07:57 am

Записки психиатра

*
Человек проваливается в психоз, как в сон. С той разницей, что сон смешан с явью, они неотличимы и неразделимы. И что пробуждение часто - невозможно. Я убежден в том, что коллективное бессознательное существует реально. Что "в норме" (не спрашивайте, что такое - норма) его содержания доступны нам лишь опосредованно - через мифы, легенды, сказки. Но прямой контакт с ним возможен лишь в сновидении, да и то - далеко не во всяком.
Но сознание идет по тонкому льду, под которым в темных глубинах перемещаются ангелы, демоны, русалки, кентавры, чародеи и разбойники, ужасные богини-матери с отточенными ножами в руках.

*
Лед трещит, ломается, сознание проваливается в глубину и все то, чем пугали ребенка в детстве, что запечатлено в легендах и изображено на античных вазах обступает сознание со всех сторон... И сквозь эти образы где-то мелькают черты реальности. Иногда они приюближаются почти вплотную, иногда - уходят в бесконечность, уступая место той страшной сказке, которая, как и Царство Божие - внутри нас.

*
Иногда я шучу, что если в мире еще и остались практические философы, то это - больные алкоголизмом. А мистики, визионеры, собеседники ангелов и борцы с демонами, увы, находятся не в стенах монастырей (хоть, кое-кто, возможно, и там), а за не менее крепкими, и более охраняемыми стенами психиатрических учреждений.

*
Молодая женщина идет по улице. Ей навстречу идет бродяга, БОМЖ. И женщина слышит голос - она должна отдать ему все, что у нее с собой. И женщина отдает этому человеку все, что есть у нее в сумочке, снимает часы, даже сережки вынимает из ушей. Она знает - это голос ангела. И ослушаться нельзя. Бродяга уходит счастливый, а женщина еще какое-то время стоит, не то, чтобы глядя вслед бродяге, но -сквозь него - в неведомые пространства, откуда все еще слышится ангельский голос, который убаюкивает, утешает ее.

*
Другая молодая женщина сидит в кафе с подругой. И тут она слышит голос, который велит ей ударить подругу по лицу. И женщина бьет по лицу саму себя. Потому, что знает - это голос демона, которого слушаться нельзя. Но и ослушаться невозможно. И молодая женщина обращает агрессию на себя. Подруга знает, что молодая женщина больна. Он ведет больную в туалет, там она помогает ей утереть кровь с лица. Их провожают заинтересованные взгляды немногочисленных посетителей. Вечером она позвонит матери больной и скажет, что Иру нужно опять везти в больницу....

*
Как часто в ответ подруга услышит: хочешь, сама - вызывай скорую. А я - устала...
(deleted comment)

[identity profile] borkhers.livejournal.com 2012-06-15 05:49 am (UTC)(link)
При электрическом освещении.
(deleted comment)

[identity profile] borkhers.livejournal.com 2012-06-15 06:48 am (UTC)(link)
Несомненно

[identity profile] nkbokov.livejournal.com 2012-06-15 05:42 am (UTC)(link)
Человек говорил: я верю в Бога. В институте Сербского ему объясняли, что он болен скорее всего вялотекущей шизофренией. Это посильнее невроза Фрейда, но все-таки из той же коллекции человеческих суждений, призванных упорядочить мир (а если есть власть, то и других людей).

[identity profile] borkhers.livejournal.com 2012-06-15 05:50 am (UTC)(link)
Увы, это так...

не спрашивайте, что такое - норма

[identity profile] alentia11.livejournal.com 2012-06-15 06:51 am (UTC)(link)
а мы спросили - что такое "норма"
и наш профессор Соловьева С.Л., улыбаясь своей фантастической полуулыбкой ответила, что психически-нормальный человек - это мертвый... никаких акцентуаций, психических отклонений и патологий)

Re: не спрашивайте, что такое - норма

[identity profile] borkhers.livejournal.com 2012-06-15 06:55 am (UTC)(link)
У нас еще говорили - человек, сшитый для магазина готового платья...

Re: не спрашивайте, что такое - норма

[identity profile] piitsur.livejournal.com 2012-06-15 09:16 am (UTC)(link)
Анекдот: встречаются как-то (чисто гипотетически!:) Сократ и Фрейд. Сократ спрашивает: "В чем смысл жизни?"
Фрейд с профессиональным участием: "У Вас проблема? Вы хотите об этом поговорить?":)

Re: не спрашивайте, что такое - норма

[identity profile] borkhers.livejournal.com 2012-06-15 10:26 am (UTC)(link)
это к доктору Франклу
(deleted comment)

[identity profile] borkhers.livejournal.com 2012-06-15 11:20 am (UTC)(link)
Часть содержаний бессознательного просто НЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНА для осознания. Она никогда не была частью сознания, а потому не вытеснялась. Хоть Фрейд и называл эту часть "первично вытесненным".

[identity profile] borkhers.livejournal.com 2012-06-15 08:39 pm (UTC)(link)
Спасибо, что читаешь.
(deleted comment)

[identity profile] borkhers.livejournal.com 2012-06-15 10:15 am (UTC)(link)
Обе - из жизни.

[identity profile] apatrikeyev.livejournal.com 2012-06-15 09:21 am (UTC)(link)
А если сказок не рассказывали, книжек в доме не было и на кино денег не давали, чудища становятся еще страшнее…

[identity profile] borkhers.livejournal.com 2012-06-15 10:19 am (UTC)(link)
Сновидения и детский фольклор с нами.

[identity profile] green-dancer.livejournal.com 2012-06-15 09:49 am (UTC)(link)
Ничего нельзя придумать нового! Йэх!

Я сам придумал такой же почти образ:
я иду по бесконечной ледяной пустыне. Лёд, лёд, лёд - во все стороны, до горизонта, и я знаю (знает мой альтер-эго, моя душа), что почти вся планета, по которой я бреду без цели и без здоровой бодрости, - точно такая же. Белый или сероватый лёд, небо с тёмными облаками, чёрные прорехи между ними, в них - колючие звёзды-ледышки. Очень холодно, изо рта всегда поднимается пар, но замёрзнуть по-настоящему нельзя. Можно уснуть, но нельзя умереть или погибнуть. Не получится себя убить - проснёшься там же, где пробуждался в последний раз.

Подо льдом - чёрная бездна воды, бесконечная и вглубь и вширь - планетарный океан. До Солнца и Земли так же далеко, как и до галактики Млечный Путь. Этот мир действительно Бог знает где. Квинтиллионы парсек до Земли.

Иногда я тону в этой воде (когда наступает обострение), я задыхаюсь, но не могу задохнуться; я всегда медленно-медленно, мучительно-мучительно всплываю день за днём из мрака к белому льду. Снова выкарабкиваюсь на льдину, много сплю, восстанавливаю силы, - и снова иду бог знает куда, без надежды, без цели, без будущего.

Над горизонтом раз в несколько дней поднимается маленькая злая звезда. И тогда становится теплее, но ненадолго. Мой мир, тот мир - это мир почти чёрно-белый, мир почти крайностей.

Image

Примерно так это выглядит.
Edited 2012-06-15 09:56 (UTC)

[identity profile] borkhers.livejournal.com 2012-06-15 11:21 am (UTC)(link)
Очень похоже. И Вы правы - нового нам не выдумать :)))

[identity profile] valde-khan.livejournal.com 2012-06-15 09:58 am (UTC)(link)
Насчет льда прекрасная метафора.

[identity profile] borkhers.livejournal.com 2012-06-15 11:22 am (UTC)(link)
Наглядная и объясняющая...

[identity profile] green-dancer.livejournal.com 2012-06-15 10:07 am (UTC)(link)
Кстати, а ведь писатели-фантасты, те, кто придумывает новые миры, получается, тоже ближе к "коллективному бессознательному"?

Те, кто не разучился фантазировать и удивляться новому, необычайному?

Когда-то в центре реабилитации психолог меня смешила своими наивными рассуждениями: дескать взрослые люди не фантазируют, они утрачивают эту способность с вхождением во взрослую жизнь, поскольку желание придумывать и мечтать - эта черта ребёнка или подростка. Но, (психологически корректно) добавляла она, поскольку вы любите фантастику, то должна заметить, что писатели как правило не утрачивают эту способность.

А я тогда постоянно таскал с собой томики фантастики или поэзии. И мне было в диковинку, что Люди вокруг меня тратят время на пустые разговоры ни о чём или коротают время, просматривая всё подряд по ТВ. Вместо того, чтобы читать, придумывать, мечтать, учиться.

Но потом всё прошло.
Edited 2012-06-15 10:08 (UTC)
(deleted comment)

[identity profile] borkhers.livejournal.com 2012-06-15 11:24 am (UTC)(link)
У Леви была книжка "Искусство быть собой". Для своего времени- революционная.
(deleted comment)

[identity profile] borkhers.livejournal.com 2012-06-15 08:40 pm (UTC)(link)
И правильно - на общем безрадостном фоне книга выделялась. По-моему я учился в 10 классе, когда она вышла в серии "Эврика"

[identity profile] borkhers.livejournal.com 2012-06-15 11:23 am (UTC)(link)
Взрослые не фантазируют? Кто ее этому учил? Три с минусом.

[identity profile] green-dancer.livejournal.com 2012-06-15 11:43 am (UTC)(link)
А ведь она в это верит!
Взрослые живут практической жизнью, и у них нет ни времени ни потребностей (как бы обусловленных этой жизнью: дом, семья, работа, дети, огород...), которые бы требовали развития силы воображения.

Впрочем, тогда ей уже было за пятьдесят, и ещё она крайне не любила поэзию. :) И всегда говорила мне: "Учтите, не все люди любят, когда им читают стихи"... Зато она любила раскладывать пасьянсы. И любила говорить: "Я работаю профессионально!" И ещё: "Настоящий психолог должен уметь..." в ответ на все претензии и непонимания.

- Я думаю, что вы здесь не понимаете моих мыслей...
- Настоящий психолог должен уметь понимать мысли своих клиентов...

Предполагалось, что она - настоящий психолог, значит она таки понимает, и значит любые замечания или попытки разъяснить - неуместны.

В принципе, её любимым инструментом была не мысль, а демагогический приём. И самый любимый - многократное повторение простых истин. И раз, и два, и три... как словесный щит - пока собеседник не выдохнется и не отчается "достучаться". Я часто сравнивал наши "индивидуальные консультации" с ледяной горкой - невозможно забраться. Хоть час говори - всё равно останешься при своих.

[identity profile] valde-khan.livejournal.com 2012-06-15 11:24 am (UTC)(link)
Тысячи людей играющих в ролевые игры (словесные и живого действия)смотрят на этого психолога... просто смотрят :)

[identity profile] borkhers.livejournal.com 2012-06-15 11:25 am (UTC)(link)
А кинематограф - фабрика грез?

[identity profile] green-dancer.livejournal.com 2012-06-15 11:52 am (UTC)(link)
Она знает (я рассказывал). Но нормальные люди в RPG - не играют. У них нет на это ни времени ни сил. Они живут нормальными взрослыми интересами. И им этого должно хватать с головой.

Играют взрослые подростки, великовозрастные недоросли.

[identity profile] valde-khan.livejournal.com 2012-06-15 12:02 pm (UTC)(link)
Ну естественно, прямо клинические инфантилики :)

[identity profile] e-1-off.livejournal.com 2012-06-15 12:26 pm (UTC)(link)
А мне кажется, что перемещается там кое-что другое. А демоны и русалки это только то, что во что наше сознание, превращает проступающие через лед смутные и расплывчатые образы.

[identity profile] borkhers.livejournal.com 2012-06-15 01:14 pm (UTC)(link)
Если верить Юнгу. то так оно и есть - содержание коллективного бессознательного невыразимо и невообразимо.

[identity profile] lizaharris.livejournal.com 2012-06-15 01:04 pm (UTC)(link)
"Я убежден в том, что коллективное бессознательное существует реально".
Существует. Так же реально, как всё то, что только способен создать человеческий разум. Нет только того, чего нет.

"Но прямой контакт с ним возможен лишь в сновидении, да и то - далеко не во всяком."
Как правило. Но сновидения не единственный путь. Сильный стресс, шок, медитация, транс, кратковременное кислородное голодание мозга, клиническая смерть, те же психические заболевания - могут дать способности к такого рода контактам. Просто опыт сновидений - это свой, личный опыт, которому человек не может не доверять. А опыт других всегда сомнителен. Но так и должно быть. У каждого свои задачи и каждому даются свои инструменты, чтобы их решать. Не зря одни почти не видят снов, а другие одарены поистине фантастическими возможностями видеть всё "великолепие" "реальной реальности", не ограниченной скромными человеческими познаниями о пространстве, времени и материи.

[identity profile] borkhers.livejournal.com 2012-06-15 01:15 pm (UTC)(link)
я намеренно не указал на экстремальные варианты...
А Вы всерьез считает психологические категории плодом фантазии, психической реальности?

[identity profile] lizaharris.livejournal.com 2012-06-15 01:42 pm (UTC)(link)
Не совсем поняла вопрос. Поясните что именно вы имеете в виду.

[identity profile] borkhers.livejournal.com 2012-06-15 06:11 pm (UTC)(link)
коллективное бессознательное, по-моему, скорее познается умом, но не созидается им.

[identity profile] lizaharris.livejournal.com 2012-06-15 07:44 pm (UTC)(link)
))Щаз будет фантастика, но не лишённая логики. Не все поймут, но... тем не менее.
Я имела в виду не человеческий ум, но человеческий разум. Как квинтэссенцию всей деятельности и всех форм проявления человеческого, как такового.
Т.е. коллективное бессознательное настолько же реально, как и то, про что мы можем с уверенностью сказать что "это есть". Потому что оно является энергетическим хранилищем человеческого опыта бытия и познаётся теми же органами чувств и познания (они, кстати, далеко не все изучены), которыми мы познаём то "что есть". Это продукт от людей (прошлого, настоящего и, что есть самой большой фантастикой, будущего) и для людей же.
*Только не спрашивайте откуда я это знаю )) Знаю и всё ;)

[identity profile] borkhers.livejournal.com 2012-06-15 08:41 pm (UTC)(link)
С такой формулировкой - соглашусь.

[identity profile] eugenepro.livejournal.com 2012-06-15 02:54 pm (UTC)(link)
Хорошо пишите. Емко, по-Чеховски. Ценю.

Когда-то помню читал запоем Юнга, и задавался вопросом: так все-таки архетипы - это онтологическая реальность (бесы и ангелы существуют на самом деле) или это только психологическая реальность (объективированные проекции нашей психики)? До сих пор не могу однозначно ответить на этот вопрос. Хотя сейчас больше склоняюсь к компромиссному решению. Они существуют точно также как существует культура или язык. Их нет вне человека. Но не как отдельного существа, а как совокупности людей. Язык - рожден многими людьми и вне людей - его нет, но для отдельного человека он предстает как внешняя реальность. То же самое с ангелами и демонами.

[identity profile] borkhers.livejournal.com 2012-06-15 06:09 pm (UTC)(link)
Без человека - вестники, ангелы, в том числе и падшие, не имеют функции и. следовательно, смысла :)))