borkhers: (Default)
borkhers ([personal profile] borkhers) wrote2006-07-23 07:37 am

Утешение философией

Профессор понимает, но молчит. Он, конечно, скрытый фрейдист, этот самый профессор Пуримфатер, но он не знает, поможет ли Фиме непорядочная девушка. Впрочем, философия, которой увлекся юноша, тоже далеко не девственница.

– Ты читал мою последнюю книгу?

– Конечно, нет. А что, опять атеизм?

– Разумеется.

– А ты у отца Михаила благословение взял на эту книгу?

– Не шути. Но ты почитай книгу, там цитат из святых отцов больше, чем моего собственного текста. Пусть люди хоть так прочитают...

Это еще один симптом философской болезни, обязанность критиковать и отрицать то, во что веришь сам, что считаешь верным и интересным. Любишь Карла Поппера? Разоблачай его, подлеца, и тогда тебе, подлецу, дозволено будет сначала читать его, а затем и писать о нем. Увлекаешься философом Ф.? Пиши книгу – «Иллюзии и заблуждения Ф.». И оправдывайся всю жизнь (или гордись) что в обмен на это позволено было тебе издать собственные конспекты работ Ф. тиражом пятьсот экземпляров. С грифом «для служебного пользования». Только для философов. Боже, как страшна была эта борьба за право сказать полуправду в то время, когда было положено говорить только ложь. Сколько радости, если удавалось «протащить» чуждую мысль во время собственной лекции, удачно приписав ее Марксу. Вероятность, что досужий студент сверится по первоисточнику и попросит уточнить страницу – минимальна. И все же страшно, а вдруг «поймают»? Государство воздавало всем поровну – и за просвещенное лицемерие, и за механическое заучивание, и за несокрушимую веру.

Приблизительно рублей по сто пятьдесят в месяц. Если с ученой степенью – больше. Можно жить. Больно только в первый раз, стыдно только первый год.

 

[identity profile] ruffe.livejournal.com 2006-07-23 04:59 am (UTC)(link)
Какая, право, тавтология "любить философию". Не находите?)))

[identity profile] borkhers.livejournal.com 2006-07-23 05:32 am (UTC)(link)
Да, любить любомудрие... Хорошо грекам, у них четыре (как минимум) слова обозначает любовь. а нам что делать?
Был анекдгот:
Гиви, ты любишь помидор?
Кушать - да, а так - нет.

[identity profile] stroler.livejournal.com 2006-07-23 06:47 am (UTC)(link)
Это - не только философии касалось.. Да, кроме "эзопова языка" было множество разнообразных уловок, нацеленных на то, чтобы люди "хоть так почитали". Помню, я скупал книги с разносной критикой разных "не соцреалистичесих" течений в живописи - не для того, конечно,чтобы проникнуться их критическим пафосом, а чтобы узнать неизвестные мне имена художников, названия их картин, посмоттреть репродукции абстрактных картин - порой вполне приличные, даже цветные. Таким же манером - по критическим книгам - мы изучали западное кино. А в поэзии, если кто-то хотел высказаться достаточно определённо, то получался сложный гибрид его позиции с названием стиха, не слишком удачный пример(просто первое, что вспомнил) - Е.Евтушенко - "Монолог американскоо писателя" и др.
Пожалуй, это была тогда своеобразная пища для умов - искать лазейки и находить их.

[identity profile] kneipermann.livejournal.com 2006-07-23 07:00 am (UTC)(link)
Да. Окуджава "Песенка американского солдата":
"А если что не так - не наше дело:
как говорится, Родина велела!
Как славно быть ни в чем не виноватым,
совсем простым солдатом, солдатом."

[identity profile] borkhers.livejournal.com 2006-07-23 07:43 am (UTC)(link)
Так оно и было. Иллюстрированная критика модернизма в живописи Запада - что могло быть лучше? А одна из лучших книг о Лакане в моей библиотеке издана под грифом "Критика буржуазной философии и идеологии".

[identity profile] borkhers.livejournal.com 2006-07-23 07:45 am (UTC)(link)
Читать между строк, а то и между букв... Надо сказать, что многие авторы критических книг после отмены запретов немедленно перешли в критикуемые ими учения. Пример - умеренный критик фредизма Лейбин ныне - автор лучших учебников по психоанализу и вполне приличного словаря.

дада я помню разносную статью Евгения Габриловича

[identity profile] jkl-jkl.livejournal.com 2006-07-23 08:37 am (UTC)(link)
о фильме Бертолуччи "Последнее танго в Париже":

"Более отвратительного фильма я не видел за всю свою жизнь" - писал Габрилович

немедленно захотелось увидеть фильм

некоторым большим кинодеятелям это удалось и одна дама в приватной беседе сказала мне, что единственное, что она вынесла из фильма, это то, как можно использовать вологодское масло :)

я посмотрел фильм лет через 20-ть :)

и что?

Габрилович написал совершенно искренне и король оказался голым :)


а если бы не сдерживали тиражи Евтушенко, то читать бы его перестали значительно раньше ;)


сейчас, правда, это называется PR-ом :))))))))))))))

у нас был профессор философии в Университете

[identity profile] jkl-jkl.livejournal.com 2006-07-23 08:24 am (UTC)(link)
слушать его было наслаждением :)

только он мог открыто с трибуны сказать, что главу о диалектическом и историческом материализме в "Кратком курсе ВКП(б)" Сталин спёр у какого-то полузабытого болгарского марксиста

мы ему безгранично верили
сами-то мы "Краткий курс" прочесть не могли - книга была запрещена и большей частью сожжена

а уж узнать о каком-то болгарском марксисте и его истинном мировоззрении вообще не представлялось возможным :)


к чему я это всё?

не надо оправдываться, дорогой!
уехали, прижились - живите

только не надо изображать Россию Китаем

Россия тоже великая страна
и я, например, её всё же люблю :)

Re: у нас был профессор философии в Университете

[identity profile] borkhers.livejournal.com 2006-07-23 08:55 am (UTC)(link)
Да никуда я не уехал. Соответственно и не прижился. Страна, где я живу, теперь называется Украина. Но в Одессе от этого мало что изменилось. Как говорил бы Иа-Иа, я просто отмечаю факты. Любить сою страну - большое счастье. Не каждому дается.

прошу прощения

[identity profile] jkl-jkl.livejournal.com 2006-07-23 09:10 am (UTC)(link)
искренне

Одессу люблю нежно :)

[identity profile] jkl-jkl.livejournal.com 2006-07-23 09:13 am (UTC)(link)
еще со времён "Белой акации" Дунаевского :)

Дунаевский, как утверждал Утёсов, за всю свою жизнь не написал ни одной минорной мелодии - только мажор :)

я ему (Утёсову) почему-то верю :))))))))))

Я тут слегка вмешаюсь

[identity profile] evr-evr.livejournal.com 2006-07-23 10:59 am (UTC)(link)
Здрасьте, уважаемый Борис, я тут слегка вмешаюсь.

Просто, мы вдруг(?) встали вспоминать филосовские частушки и внезапно вспомнилась детская песенка из "Чебурашки" (естественно, на мотив "кузнечика"):
"Под знаменем марксизма,
марксизма-ленинизма
к победе коммунизма
уверенно идем!
(припев):
Предтсавьте себе,представьте себе - победе коммунизма,
Предтсавьте себе,представьте себе - уверенно идем!"...

[identity profile] lichoman.livejournal.com 2006-07-23 11:08 am (UTC)(link)
Да, а когда у творюг отняли необходимость изъясняться эзоповым языком, многие подрастерялись, а многим просто не было что сказать...

дык они же всё это и поддерживали десятилетиями :(

[identity profile] jkl-jkl.livejournal.com 2006-07-23 11:19 am (UTC)(link)
кормёжки ради :)

off topic

[identity profile] evr-evr.livejournal.com 2006-07-23 04:14 pm (UTC)(link)
Борис,
я бы попросил Вас извинить меня за несдержанную реакцию
на комментарий некоего субъекта на страницах вашего Журнала.
Увы, в ин-нете приходится терпеть присутстствие различных особ,
с которыми в реале отношения совершенно другие.
Ну, и натурально время от времени забываешься, и наговоришь такому субчику лишнего.

Еще раз: простите что не сдержался в вашем журнале.