borkhers: (Default)
[personal profile] borkhers


*
Нельзя дважды войти в одну и ту же реку. Но можно сто раз наступать на одни и те же грабли.
*
Фрейд называет это "навязчивым повторением". Во французской психиатрии принято говорить "невроз неудачи", или более патетически - "невроз судьбы". Еще говорят - "торможение перед целью". Когда, подойдя к завершению многолетней работы, человек пасует, упускает возможность. Еще это можно назвать "синдром Сизифа". Или "жизненным сценарием Сизиф".
*
Называть одно и то же разными терминами - болезнь психологии и психиатрии. Переименование не есть осмысление, сколько раз я повторял эту фразу своим студентам? Один из юллюзорных путей развития науки я называю "терминологическим сдвигом". И того хуже, когда устоявшийся термин наполняется новым содержанием. И это заблуждение, еще Аристотелем описанное в качестве паралогизма (ошибки рассуждения), воспринимается как научное открытие.
*
Десятилетиями слово "нарциссизм" понимается, как неспособность к любви к другому, или, выражаясь языком психоанализа - неспособность к "катексису" - переносу либидо на объект. Вся любовь, на которую способен человек, адресована ему самому. Себе, любимому.
Но вот находится ученый, который начинает говорить, что нарциссизм есть самооценка, весь комплекс отношения человека к самому себе. Все то, что до него называли "Я-образ", "Я-концепция". И это неоправданное расширение смысла термина,
и даже классическая подмена тезиса считается революцией в изучении нарциссизма.

*
Но и того хуже - мы иногда начинаем смотреть на здоровых людей, как на "недобольных". Начинаем вообще отрицать возможность психического здоровья. На какого больного похож этот здоровый? Так в портретной галерее человек пытается найти сходство рыцаря шестнадцатого века со своим знакомым или родственником: Ваня, подойди сюда, смотри! Ну чисто Изя из второго цеха!
(deleted comment)

Date: 2012-04-13 07:54 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Спасибо Вам!

Date: 2012-04-13 07:20 am (UTC)
From: [identity profile] gomazkov.livejournal.com
А шо-таки Изя делает в цеху?)

Date: 2012-04-13 07:53 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
То же, что и Ваня. :)

Date: 2012-04-13 08:43 am (UTC)
From: [identity profile] gomazkov.livejournal.com
Нет, Изя столько выпить не может!)

Date: 2012-04-13 08:54 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Кстати, были у меня знакомые соплеменники, которые были горазды выпить и могли потягаться с грузчиком плодоовощного магазина.

Date: 2012-04-13 07:42 am (UTC)
From: [identity profile] ganna rozkovskaya (from livejournal.com)
Спасибо! очень интересно ..есть над чем поразмышлять!!

Date: 2012-04-13 07:53 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Надеюсь :)

Date: 2012-04-13 07:47 am (UTC)
From: [identity profile] grizzlins.livejournal.com
последний абзац - это плюс стопицот! Тут шабашку делал - отчёт психолого-медико-педагогической консультации одного миллионного города за несколько лет.

Так вот, из 2 500+ детей, прошедших эту консультацию, совершенно здравыми было признано 0. У остальных нашли хотя бы "синдром гиперактивности/дефицита внимания".

Date: 2012-04-13 07:53 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Это действительно забавно. Был случай, когда возбужденный доцент С. прибежал ко мне с сообщением, что 82 процента студентов медиков на эхо-энцефалограмме обнаружили признаки ликворной гипертензии. Ты понимаешь, что это значит! - почти закричал он. Понимаю- спокойно ответил я. Твой эхо-энцефалограф плохо работает.

Date: 2012-04-13 02:48 pm (UTC)
From: [identity profile] better-days.livejournal.com
Или студенты-медики :)

Date: 2012-04-13 07:16 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
возможен и такой вариант

Date: 2012-04-13 09:49 am (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
Очень рада последнему параграфу!

Date: 2012-04-13 09:53 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Спасибо, Елена!

Date: 2012-04-13 10:42 am (UTC)
From: [identity profile] mahavam.livejournal.com
Спасибо!
задумалась.

Date: 2012-04-13 10:54 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Спасибо, что читаете.

Date: 2012-04-13 11:02 am (UTC)
From: [identity profile] tarzanissimo.livejournal.com
Извините, Борис, но о рыцарях 16 века едва ли надо упоминать: фактически рыцарство кончилось при Франциске !, ( царствовал с 1515 по 1547).
Хотя формально - завершилось оно с гибелью на последнем в мирк турнире его сына короля Генриха Второго в 1559 году.

Date: 2012-04-13 11:30 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Согласен.

Офф-топ

Date: 2012-04-13 11:18 am (UTC)
From: [identity profile] green-dancer.livejournal.com
http://maxima-for.livejournal.com/

Уважаемый Борис Григорьевич, возможно, вам будут интересны эти работы. Только что увидел их во фрэнд-ленте. :)

Edited Date: 2012-04-13 11:20 am (UTC)

Re: Офф-топ

Date: 2012-04-13 11:30 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Спасибо, сейчас посмотрю

Re: Офф-топ

Date: 2012-04-13 11:33 am (UTC)
From: [identity profile] bulavinka.livejournal.com
Хм...мрачненько.

Re: Офф-топ

Date: 2012-04-13 11:35 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
это наверное про рисунки :))) Хоть и психиатрия не очень веселая.

Re: Офф-топ

Date: 2012-04-13 11:41 am (UTC)
From: [identity profile] bulavinka.livejournal.com
Извините, что влезла со своим мнением.
Талантливо, но не моё...
А вам нравится?

Re: Офф-топ

Date: 2012-04-13 12:53 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
не очень, честно говоря. Есть пару удачных.

Re: Офф-топ

Date: 2012-04-13 01:54 pm (UTC)
From: [identity profile] bulavinka.livejournal.com
Мне такое не нравится, не хватает знаний, чтоб сформулировать ощущения, чувствуется какая-то моральная ущербность, но наверняка у автора есть поклонники.

Re: Офф-топ

Date: 2012-04-13 02:57 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
юмор не то, чтобы черный, а темный...

Re: Офф-топ

Date: 2012-04-13 03:21 pm (UTC)
From: [identity profile] bulavinka.livejournal.com
Да-да, именно так.

Date: 2012-04-13 02:38 pm (UTC)
From: [identity profile] elenaanufrieva.livejournal.com
я даже полезла в википедию, чтобы уточнить, правильно ли я понимаю слово "либидо". Оказалось, правильно.
Тогда я не совсем поняла, что значит "перенос либидо на объект". а на кого ещё может быть либидо? на себя, что ли?!...???!
Чё-то непонятно мне здесь. Правда, слово объект по отношению к человеку не воспринимаю...но это потому что я не специалист-профессионал,это понятно. И всё равно у меня слово объект ассоциируется или с неодушевлённой природой или со слежкой в детективах...и только так.

А в целом Вы, наверное,правы. Более того...из-за всеобщего мнения, что гении обязательно безумцы, многие культивируют у себя психические расстройства.
А я думаю, что любой творческий человек просто перенапрягается внутренне волей-неволей...из-за увлечённости делом...и отсюда в их поведении странности для окружающих...
плюс к нетворческим людям нет столько внимания...и странности каких-то других людей не так заметны другим. Поэтому, кстати, и не замечают, начало психической болезни у тех, кому вроде бы не положено "по статусу".

Date: 2012-04-13 02:45 pm (UTC)
From: [identity profile] elenaanufrieva.livejournal.com
и кстати, чтобы не наступить на грабли, их нужно прислонять к чему-либо гребешком...зубами внутрь...ну или зубами от себя...ой, всё равно смешно получается...

в общем, чем смешнее получается, тем скорей научишься их правильно ставить)

Date: 2012-04-13 02:56 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Не ограничивались бы проверкой слова "либидо", проверили бы "нарциссизм". Согласно психоаналитической теории либидо первично направлено на себя (первичный нарциссизм) и называется "Я-либидо". Та часть либидо, которая отдается объекту влечения называется объект-либидо.
Я согласен, что слово "объект" - не самое удачное, но оно - общепринятое.

Date: 2012-04-13 03:01 pm (UTC)
From: [identity profile] elenaanufrieva.livejournal.com
не глянула сразу - потому что знала, что это такое.
Сейчас глянула, убедилась)
но у меня это просто в голове не укладывается, когда в жизни сталкиваюсь.
вот даже сыграть могу...а всё кажется, чтолюди всерьёз так не могут....что это такая извращённая форма комплекса неполноценности...типа защиты самогосебя от этого комплекса, но чрезмерная защита...
как-то так

Date: 2012-04-13 07:20 pm (UTC)
From: [identity profile] raria.livejournal.com
СПАСИБО!!! КАТЕКСИС... неспособность к катексису как переносу либидо...
Прыгаю до потолка...!!! ПОНЯТНО!!

Date: 2012-04-13 07:30 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
А то я тебе этого в лекции не читал :))) Перечти конспект!

Date: 2012-04-13 08:15 pm (UTC)
From: [identity profile] raria.livejournal.com
Краснею, дырАвля пол тапочком... )))
Хотя.. идея найти ещё пару поводов... О!! ЭТО МЫСЛЬ!!
Спасибо :))
Edited Date: 2012-04-13 08:18 pm (UTC)

December 2020

S M T W T F S
  1 23 45
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jun. 24th, 2025 12:11 am
Powered by Dreamwidth Studios