borkhers: (Default)
[personal profile] borkhers
*
«Weinen, Klagen, Sorgen, Zagen». Плач, жалобы, заботы, сомнения. Мои записки - не слишком ли часто напоминают эти четыре слова? Почему, как бы ни сложилась жизнь, именно отрицательные переживания так часто являются стержнем, соединяющим наш опыт воедино? Неужели слезы - раствор, цементирующий личность?

*
Почему из всего многообразия эмоций и чувств, память выбирает неизменно чувства унижения, обиды, почему из всех времен в истории запоминаются самые трудные и жестокие? Почему имя правителя не проигравшего или не выигравшего ни одного сражения, летейские воды смывают с особой легкостью? Почему первые имена царей, которые называет школьник - всегда Иван Грозный и Петр Великий? Почему бюстики Сталина и Гитлера с успехом продаются, а бюстики Бетховена и Моцарта - нет?.

*
В моей жизни было первое объятие любимой девушки - вот она бежит в белом платьице и обнимает меня. До этого мы обменялись признаниями в любви в письмах, выдержанных в стилистике девятнадцатого века.
Был эпизод, много позже, когда Преемник держал меня за грудки и, дыша перегаром в лицо, говорил: знал бы ты, как я вас всех ненавижу!
Почему я так редко вспоминаю первое объятие и так часто - второй эпизод, почему лицо Преемника и сейчас передо мной? Может потому, что ничего путного не вышло из той любви? Но ведь из вражды с Преемником тоже ничего путного не вышло, даже настоящей ненависти и вражды.

*
Той девушке сейчас 63 года. Я кое-что знаю о ее судьбе. По странной случайности мы оказались коллегами, она также возглавляет психологическую кафедру. Мы не пересекаемся. Свое счастье я нашел поздно, но нашел. Нашла ли она?

Преемнику сейчас под семьдесят. Он в том же статусе. Хотя регалий у него поболее, чем у всех участников этих историй вместе взятых. Пару лет назад я консультировал пациентку, которую на высоте ее проблем госпитализировали в психиатрический стационар. Продержали два дня и выписали. Вместе с проблемами.

Я спросил , кто ее консультировал. Молодая женщина. поморщившись, сказала: ну, такой дедушка... любит выпить...

*
Кто же это мог быть? Боже, так это же Преемник! Красавец в белом костюме... Не может быть!

*
Может. Я и сам "дедушка". Правда, непьющий. Но это мало что меняет.

Date: 2012-05-05 09:41 am (UTC)
From: [identity profile] amado.livejournal.com
А я как раз сегодня думала, что у меня "хорошая" память. Не потому, что я всё помню, а потому, что помню смешное, забавное, счастья моменты. И вспоминаю их часто. А плохое забываю. И даже не всегда это так уж хорошо. Забываю, как меня человек обидел, потом опять нарываюсь. Но, по большому счёту, рада, что у меня память ТАК избирательна.
Причём, у отца моего был точно такой характер.
Разве так не бывает? Что вы, как специалист, сказали бы?
Я, кстати, очень не люблю людей, которые обо всех говорят одинакого хорошо, с умилением...

Date: 2012-05-05 09:54 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Завилую. Способность к вытеснению - великая вещь!

Date: 2012-05-05 03:49 pm (UTC)
From: [identity profile] amado.livejournal.com
А это именно вытеснение? то есть бессознательное выталкивание мрачного?
Или умственный отбор? Просто далеко не всегда я даже осознаю, что меня хотели обидеть или ещё что-то плохое...
Мне казалось, что это легкомыслие своего рода, свойство не понять даже опасности или негатива...
Причём именно в разговорах с отцом я видела, что мы одинакого оцениваем некоторые вещи, не считаем их вообще существенными. Именно негативные.
И меня сильнее волнуют какие-то радостные моменты, гедонистические)) Их я вспоминаю))

Date: 2012-05-06 05:38 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Ну, не думаю, что такой отбор имеет именно "интеллектуальную" природу...

Date: 2012-05-05 09:50 am (UTC)
From: [identity profile] limeryk.livejournal.com
Почему я так редко вспоминаю первое объятие и так часто - второй эпизод, почему лицо Преемника и сейчас передо мной?

может, потому, что любовь гармонична, а ненависть - это всегда возмущение гармонии?

Date: 2012-05-05 09:53 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Конечно, именно так.
(deleted comment)

Date: 2012-05-05 02:03 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Ну, скорее слабак :)))

Date: 2012-05-05 10:30 am (UTC)
From: [identity profile] crusty-da-clown.livejournal.com
Похоже, так или иначе, общение происходит в замкнутом кругу (круге)? Отсюда и термин "круг общения". Возможно, диаметр этого круга у разных людей различен... и всё-таки. Одни и те же физиономии каждый день, много лет! :) Поневоле осточертеют.

Date: 2012-05-05 02:02 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
это так. Но не всегда.

Date: 2012-05-05 02:19 pm (UTC)
From: [identity profile] crusty-da-clown.livejournal.com
Не понял.

Н-ну... тойсть, если мы принимаем "мой" термин "круг общения" и включаем туда любимых или просто близких нам людей (которые, ведь правда же, должны быть отнесены к этому кругу?), с ними - любимыми и близкими - всё очень даже однозначно - мы за них всем пасть порвём, моргалы выколем и при крайней необходимости пожертвуем собой. :)

Теперь, пожалуйста, расскажите мне про "но не всегда".

Date: 2012-05-05 03:35 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
иногда, попав в узкий круг, понимаешь, что попал в окружение. Или просто - попал.

IMHO

Date: 2012-05-05 12:44 pm (UTC)
From: [identity profile] flitched9000.livejournal.com
Плач, жалобы, -- не замечал.
Заботы, сомнения, -- а как может ответственный человек без них? С ними тяжко, а без них? Самолёт без топлива тоже кажется легче...

И, наконец, пролить их хотя бы бумагу... Как там у Фрейда?.. (Полагаю, не у него одного).

Re: IMHO

Date: 2012-05-05 02:02 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Да, это вариант катарсиса. Спасибо!

Date: 2012-05-05 01:00 pm (UTC)
From: [identity profile] ma535468.livejournal.com
раньше я инсктивно жил по правилу не помнить зла
и опасений и недоверия
а теперь наоборот стараюсь ворошить обиды
и думаю что сейчас делаю правильно


а что касается ненависти высокопоставленных интеллектуалов, то это не были безобидные слова и бессильная злоба. все выливалось в очень злобное коварство и иногда со смертельным исходом.
Edited Date: 2012-05-05 01:11 pm (UTC)

Date: 2012-05-05 02:01 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Ворошить обиды не стоит. М.б. дело облегчает "слив" эмоций. А вот держать их в себе... не знаю, не знаю. Мой опыт говорит - вредно.

Date: 2012-05-05 01:52 pm (UTC)
From: [identity profile] kolvas.livejournal.com
Наши люди любят и помнят силу и "понты". К сожалению.

Date: 2012-05-05 02:00 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
и силу "понтов".

Тайная книга обид.

Date: 2012-05-05 06:08 pm (UTC)
From: [identity profile] o-kulya.livejournal.com
Есть у каждого тайная книга обид,
Начинаются записи с юности ранней;
Даже самый удачливый не избежит
Неудач, несвершенных надежд и желаний.
Эту книгу пред другом раскрыть не спеши,
Не листай пред врагом этой книги страницы,-
В тишине, в несгораемом сейфе души,
Пусть она до скончания века хранится.
Будет много распутий, дорог и тревог,
На виски твои ляжет нетающий иней,-
И поймёшь, научившись читать между строк,
Что один только ты в своих бедах повинен.

В.Шефнер.

Re: Тайная книга обид.

Date: 2012-05-05 07:50 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Знаю эти стихи. Они очень христианские, великопостные даже - согреших паче всех, един согреших Тебе, Господи!
Однако, к социальной несправедливости и государственной политике это отношения не имеет. На хватит груза вины в иных сферах жизни.

Re: Тайная книга обид.

Date: 2012-05-05 08:42 pm (UTC)
From: [identity profile] o-kulya.livejournal.com
Интересны те, чьими руками осуществляется социальная несправедливость и государственная политика. В быту и общении зачастую это милые и симпатичные люди, с которыми ты сидишь за одним столом, ешь, пьёшь, разговариваешь о детях, сочуствуешь им, сопереживаешь, до поры, до времени. Потом приходит пора и приходит хорошо если "бумага", а то и просто "устное распоряжение", и эти "милые и симпатичные", но очень ПОСЛУШНЫЕ особи начинают тебя "гнобить", старательно выполнять приказы и разводить ручками:"Ну не сердись, что я могу сделать?!! Сам виноват, надо было кланяться и помалкивать". Ещё и обидятся:"Чего дуешься и руки не подаёшь?". Они ни чём не виноваты, они просто ПОСЛУШНЫЕ. Овечьи мозги можно лечить?
Честно говоря, обидно даже не за себя, не за уязвлённое самолюбие, жаль сил, которые ушли на бодание с овечьим стадом и времени, ушедшего "на зализывание ран". Более продуктивно можно было их потратить.
А знаете, какое стихотворение у Шефнера мое любимое? Вот это:
* * *

У ангела ангина,
Он, не жалея сил,
Берег чьего-то сына,
Инфекцию схватил.

В морозном оформленье
За домом тополя,
В неясном направленье
Вращается Земля.

До рая не добраться
С попутным ветерком,
И негде отлежаться -
Летай под потолком.

Земная медицина
Для ангела темна.
Ангина ты, ангина,
Чужая сторона!

Re: Тайная книга обид.

Date: 2012-05-06 05:43 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
А я люблю "Фараон возводил пирамиду".

Re: Тайная книга обид.

Date: 2012-05-06 06:39 am (UTC)
From: [identity profile] o-kulya.livejournal.com
"Он теперь — только мелкая сошка.
Хорошо отдыхать одному.
И душа, как домашняя кошка,
Что-то тихо мурлычет ему."

О бывших врагах

Date: 2012-05-05 06:36 pm (UTC)
From: [identity profile] o-kulya.livejournal.com
Был у меня враг в школе. В шестом, седьмом и восьмом классе не только сам мне жизнь отравлял, но и других подначивал, настолько преуспел в этом, что я пришла однажды домой и наотрез отказалась идти в школу (а до восьмого класса я была круглой отличницей). Родители сходили в школу, устроили там тарарам и обидчики мои домой к нам пришли извиняться. Есть что вспомнить...
А после школы враг мой бывший недолго прожил: работал шофёром-дальнобойщиком, заночевал в машине и угорел. Похоронили его на нашем городском кладбище в таком месте, что от основного пешеходного маршрута его могилу с фотографией хорошо видно. Раза два в месяц мне приходится мимо проходить, гляну через оградку:"Лежишь? Ну лежи, лежи, а я вот погулять пошла, завидно, поди?".
Он приснился мне вскоре после своих похорон. Позвонил в дверь, я открыла, впустила, посидели в сумерках, чаю попили, он прощения попросил, я простила и он ушёл. Тень такая, серая с синим. Мама моя долго на него сердита была, я ей про сон рассказала, она успокоилась как-то, она в сны верит.
Прощать - работа трудная, обиду неотомщённую в себе носить ещё труднее, она не только тебя, но и близких разрушает, рикошетом бьёт по самым родным и без вины виноватым. А в сущности, наши обидчики - несчастные люди, от хорошей жизни гадости делать не будешь, много им чести - помнить их всю жизнь.

Re: О бывших врагах

Date: 2012-05-05 07:53 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
однако и Вы помните, и я. Забывать не нужно. И злиться не нужно. И мстить - тем более не нужно...

Re: О бывших врагах

Date: 2012-05-05 08:05 pm (UTC)
From: [identity profile] o-kulya.livejournal.com
" Я не злопамятная. Но я злая. И у меня хорошая память".
Помнить приходится потому, что это "опыт - сын ошибок трудных". В конце концов, я небезгрешна, и на меня кто-нибудь обиду затаил, и мне придётся за неё платить, для равновесия.

Date: 2012-05-05 08:59 pm (UTC)
From: [identity profile] selestin-a.livejournal.com
Я - "отходчивая",как говорит моя мама. Не умею долго обижаться и быстро забываю плохое. Не то чтобы совсем,это невозможно,но вот перед глазами чаще все-таки светлые моменты жизни стоят.И слава Богу,потому,что за 31 год столько всего было,что если бы это меня не оставляло,то наверное и меня нужно было бы консультировать у специалиста... Согласна с тем,что любовь в любом ее проявлении это естественная составляющая человека,как дыхание. Мы же не часто фиксируем свое внимание на том,что дышим,а вот удушье запоминается... хотя бы на подсознательном уровне и меняет человека. Он уже знает,что такое может быть,даже если не задумывается над этим.Поэтому полностью забыть нельзя,даже если человек "отходчив"....

Date: 2012-05-06 05:41 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Я и не думаю, что можно "забыть", можно - вытеснить. Но то, что вытеснено - консервируется и, как говорил Фрейд "возврщается" в виде болезненных симптомов... От себя добавлю - не всегда. Но частенько.

Date: 2012-05-06 10:50 am (UTC)
From: [identity profile] selestin-a.livejournal.com
Наверное...Но тогда получается,что мы весь свой "багаж" тянем за собой всю жизнь. А избавиться от этого никак нельзя?А благодать покрывающая все злое?Или она просто помогает человеку быть независимым от собственных воспоминаний,опыта и законсервированного негатива?
Очень интересная тема...

Date: 2012-05-05 11:22 pm (UTC)
From: [identity profile] orlandina77.livejournal.com
когда я в раннем возрасте услышала что "забывается все плохое, помнится хорошее", удивилась: это что же я забыла, если помню столько плохого). мне как-то больше помнится плохое и стыдное. зато у меня есть замечательная подруга, которая во время учебы в институте решила записывать кто и как ее обидел, потому как забывала неприятное, но верила что все должно быть справедливо и на обидчика как минимум надо обидеться ))

Date: 2012-05-06 05:39 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Способность к вытеснению - великая вещь!

Date: 2012-05-06 02:37 am (UTC)
From: [identity profile] radix50.livejournal.com
Почему из всего многообразия эмоций и чувств, память выбирает неизменно чувства унижения, обиды, почему из всех времен в истории запоминаются самые трудные и жестокие?

вы в и правду не знаете или просто художественный прием писателя?

Date: 2012-05-06 05:39 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
А Вы как думаете?

Date: 2012-05-06 07:03 am (UTC)
From: [identity profile] radix50.livejournal.com
как психиатор может этого не знать просто нонсенс
но верующий человек и писатель тут всего можно ожидать
а вообще я первый спросил и все еще жду ответа

Date: 2012-05-07 03:43 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
На самом деле с теорией психиатрии и психологии это не очень согласуется - негативные эмоции должны вытесняться, трасформироваться, угасать в результате действия механизмов защиты. Но во многом это зависит от личностного типа.

Date: 2012-05-07 04:06 am (UTC)
From: [identity profile] radix50.livejournal.com
Запоминание негативных эмоций ( возникающие в момент опасности как вариант ) поможет избежать их в будущем, а положительные моменты должны повториться что б закрепиться.

Хотя докторские регалии у вас так что настаивать не буду

Date: 2012-05-07 01:50 am (UTC)
From: [identity profile] danvolodar.livejournal.com
>Почему имя правителя не проигравшего или не выигравшего ни одного сражения, летейские воды смывают с особой легкостью?
Некоторых все-таки прозывают Тишайшими и помнят.

Date: 2012-05-07 03:41 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
И это правда. Или "Миротворцами".

Date: 2012-05-08 09:08 am (UTC)
From: [identity profile] piitsur.livejournal.com
***
Герострат и Нерон остаются в веках,
А тысячи добрых, достойных людей забыты.
Что тысячи? Миллионы уходят в прах,
Но их души свисают с неба, как сталактиты...

December 2020

S M T W T F S
  1 23 45
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 12th, 2026 09:50 am
Powered by Dreamwidth Studios