borkhers: (Default)
[personal profile] borkhers
*
В середине девяностых ко мне обратился преуспевающий бизнесмен средних лет. Сам он ни на что не жаловался. Предметом консультации была его жена - сорокадвухлетняя женщина, в недавнем прошлом - преподаватель русской литературы, ныне - просто жена богатого человека. Он "снял" ее с работы, потому, что она постоянно жаловалась на нервную обстановку и огромную нагрузку в школе. И впрямь - было на что жаловаться! Время дома она проводила преимущественно лежа в постели. Потом садилась за проверку тетрадей и опять - "глухая лежка" (выражение ее мужа). Но, когда всякая необходимость в весьма скромном учительском заработке отпала, когда женщина наконец-то бросила "ненавистную" работу, она совсем расклеилась! Целые дни в постели, без книжки в руках, если телевизор и был включен - то только как "фон", жена явно не следила за сюжетом передачи. В доме не убиралось неделями. А взять уборщицу (такая возможность была) жена отказывалась категорически. Она высказывала опасение, что уборщица будет красть. Готовить не готовила. А еду из ресторана ела неохотно. чувствовала "странный привкус". Несколько раз говорила мужу, что он. скорее всего, хочет ее отравить, для того, чтобы жениться на молодой....
*
Муж и не пытался представить себя ангелом. Сауны с девочками были обычным пятничным развлечением его компании. Кроме того у него была устойчивая связь с молодой привлекательной девушкой - бухгалтером "на фирме". Но разводиться со "странной" женой муж в то время не хотел. Собственно, я не знаю, чем там кончилось дело...
*
Но больше всего мужа встревожило то, что жена принесла со свалки старый стул. Потрепанный, с облезлым лаком. Она поставила его посреди гостиной. вынести эту "мебель" из квартиры обратно на помойку она отказывалась категорически. Вы наверное представляете, насколько это наследие семидесятых годов гармонировало с недавно приобретенным роскошным гарнитуром!
*
Гостиная давно уже не была гостиной, бизнесмен никого не приглашал к себе домой. Но все раздражение этого грубоватого человека, все что накопилось за годы болезни (а вы, наверное, поняли - то была болезнь) его жены вылилось на этот злосчастный хромоногий стул. Его значение совершенно не соответствовало реальности. Стул превратился в символ, камень преткновения. На него муж яростно нападал, а жена - столь же яростно защищала. Однажды она сказала мужу, что если он вынесет стул - она умрет. и только тогда муж обратился за профессиональной помощью...

*
Возможность помочь была практически нулевой. Жена категорически отказывалась встретиться с врачом. Показаний для неотложной госпитализации в то время не было. Да и если бы пришла она ко мне - что тогда? Заболевание длилось годами, постепенно прогрессировало... Лечению такие состояния поддаются плохо. Муж просил меня прийти к нему якобы в гости и поговорить с женой, под видом друга мужа... Я отказался категорически. В таких случаях доктор, согласившись прийти туда, где его не ждут, ставит себя в крайне уязвимое положение. Обычно пациент сразу понимает, о чем идет речь и замыкается....
*
Эту историю я рассказываю как преддверие к рассуждениям о вещах. О старых вещах, которые люди не хотят выбрасывать. О вещах, которые находят на помойке. О вещах, которые настолько сливаются с личностью человека, что разрушение вещи становится для него разрушением психики.

Date: 2012-05-22 05:48 am (UTC)
From: [identity profile] cortas.livejournal.com
У Кортасара есть персонаж, который жить не мог без шурупчика, любовался на него целыми днями. Когда шурупчик украли, он умер.

Date: 2012-05-22 05:50 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Архетипически - это иголка в яйце.

(no subject)

From: [identity profile] cortas.livejournal.com - Date: 2012-05-22 06:01 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-05-22 06:55 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] cortas.livejournal.com - Date: 2012-05-22 07:41 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-05-22 07:43 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] 7freiheit.livejournal.com - Date: 2012-05-22 11:25 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] cortas.livejournal.com - Date: 2012-05-22 05:22 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-05-22 05:54 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-05-22 05:53 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] 7freiheit.livejournal.com - Date: 2012-05-22 05:59 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

Date: 2012-05-22 05:52 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Доброе утро! Поскольку с ней я так и не встретился, то и диагноз сформулировать могу приблизительно. А вывешивать его в сети и вовсе невежливо. Есть понятие "психиатрия ярлыков". Не хотелось бы иметь к ней какое-либо отношение.

(no subject)

From: [identity profile] donkihot.livejournal.com - Date: 2012-05-22 05:54 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-05-22 05:54 am (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-05-22 06:00 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ex-anaregin.livejournal.com - Date: 2012-05-22 06:02 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-05-22 06:56 am (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-05-22 06:57 am (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-05-22 08:56 am (UTC) - Expand
From: [identity profile] 7freiheit.livejournal.com
Да, это ведь серьёзное психическое отклонение
Начала печатать Вашу лекцию (http://7freiheit.livejournal.com/568507.html) и, надеюсь, сегодня завершу.
Edited Date: 2012-05-22 05:51 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
спасибо! Это конечно нуждается в редактировании... А почему под замком?

Date: 2012-05-22 05:52 am (UTC)
From: [identity profile] shenbuv.livejournal.com
Не думаю, что разрушение какой-либо вещи у меня дома стало бы для меня разрушением психики, но я ужасный Плюшкин, почти ничего никогда не выбрасываю. Доктор, меня вылечат?

Date: 2012-05-22 05:55 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Даже не попытаются :)))
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-05-22 06:58 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] green-dancer.livejournal.com - Date: 2012-05-22 08:29 am (UTC) - Expand
(deleted comment)

Receptum

From: [identity profile] green-dancer.livejournal.com - Date: 2012-05-22 10:32 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kumluk.livejournal.com - Date: 2012-05-22 09:51 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-05-22 10:05 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kumluk.livejournal.com - Date: 2012-05-22 10:40 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-05-22 10:44 am (UTC) - Expand

Date: 2012-05-22 06:04 am (UTC)
From: [identity profile] l3lu.livejournal.com
У меня друг навел шмон и все повыбрасывал... теперь ловлю себя на жалости к подушке с расшитым крестиком чехлом... но ее моль жрала! Так что все к лучшему... а я неизлечима.

(no subject)

From: [identity profile] shenbuv.livejournal.com - Date: 2012-05-22 06:07 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] l3lu.livejournal.com - Date: 2012-05-22 06:24 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] shenbuv.livejournal.com - Date: 2012-05-22 06:34 am (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] l3lu.livejournal.com - Date: 2012-05-22 06:34 am (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] l3lu.livejournal.com - Date: 2012-05-22 06:51 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-05-22 06:58 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] l3lu.livejournal.com - Date: 2012-05-22 07:04 am (UTC) - Expand

Date: 2012-05-22 05:59 am (UTC)
From: [identity profile] l3lu.livejournal.com
Мне ее жалко. Что бы ни послужило "пусковым крючком" - причина - неумение приспособиться к изменившейся реальности. "не дай мне Бог сойти с ума"...

Date: 2012-05-22 06:01 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Да и мне ее очень жаль. Я понимаю, что она сама чувствовала себя выброшенной на свалку...

Date: 2012-05-22 06:04 am (UTC)
From: [identity profile] dinoza-yats.livejournal.com
Лучше всего ей было бы вернуться в школьную мясорубку.

Date: 2012-05-22 06:28 am (UTC)
From: [identity profile] jetset1912.livejournal.com
ага, для детей очень полезно с такими училками общаться

(no subject)

From: [identity profile] dinoza-yats.livejournal.com - Date: 2012-05-22 06:32 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] shpigor123.livejournal.com - Date: 2012-05-22 08:20 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dinoza-yats.livejournal.com - Date: 2012-05-22 09:11 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-05-22 06:59 am (UTC) - Expand

Date: 2012-05-22 06:07 am (UTC)
From: [identity profile] simon-glass.livejournal.com
Лечению такие состояния поддаются плохо. - разве это не один из примеров психиатрии ярлыков?)

Date: 2012-05-22 07:00 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Нет, это печальная констатация факта.

Date: 2012-05-22 06:08 am (UTC)
From: [identity profile] troninatania.livejournal.com
Грех, не смертельный - называется мшелоимство, когда старье копят.

Есть такие знакомые, прямо беда.... :(

Date: 2012-05-22 06:14 am (UTC)
oryx_and_crake: (Default)
From: [personal profile] oryx_and_crake
Мшелоимство - это грех пристрастия к изящным и дорогим предметам, особенно у монахов. А когда люди не могут выбросить старые тряпки и стулья - это называется патологическое накопительство, по-английски hoarding syndrome.

(no subject)

From: [identity profile] troninatania.livejournal.com - Date: 2012-05-22 07:36 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-05-22 07:01 am (UTC) - Expand

Date: 2012-05-22 06:27 am (UTC)
From: [identity profile] jetset1912.livejournal.com
какое счастье, что она ушла из школы. а сколько таких странненьких не уходит.

Date: 2012-05-22 07:02 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Да, но для нее это было одним из факторов ухудшения состояния... Какое-то время она могла бы продержаться и (как знать?) м.б. и довольно долго.

Date: 2012-05-22 07:06 am (UTC)
From: [identity profile] revliscap.livejournal.com
я тоже такой плюшкин, с трудом что-то выбрасываю
и о каком сдвиге в психике говорит такое накопительство ненужного хлама?

Date: 2012-05-22 07:46 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Ну, злостный психоаналитик называл бы это анально-накопительской чертой характера :)))

(no subject)

From: [identity profile] revliscap.livejournal.com - Date: 2012-05-22 07:56 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-05-22 08:59 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] lisbetina.livejournal.com - Date: 2012-05-22 10:22 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-05-22 05:52 pm (UTC) - Expand

Date: 2012-05-22 07:35 am (UTC)
From: [identity profile] hesh-ke.livejournal.com
сталкивался с подобной проблемой, когда меняли технику в доме. Родители очень переживали, что я хотел выбросить старый телевизор и старую разваливающуюся мебель. Она доставалась ими с огромным трудом через знакомых. И я их понимаю.

Date: 2012-05-22 07:47 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Тут совершенно иное. Это вещи, с которыми они жили и сжились. Отказ от прошлого всегда болезненен...

(no subject)

From: [identity profile] hesh-ke.livejournal.com - Date: 2012-05-22 07:53 am (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-05-22 08:10 am (UTC) - Expand

Date: 2012-05-22 08:05 am (UTC)
From: [identity profile] denistumarkin.livejournal.com
Наверное, дело не в стуле, а в маниакальном упрямстве, женщине хотелось "добиться своего", пусть и таким способом.

Date: 2012-05-22 08:10 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Негибкость - да. Но дело в том, что фетиш имеет значение.

Date: 2012-05-22 08:45 am (UTC)
From: [identity profile] postal2.livejournal.com
очень жду рассуждения о вещах!

Date: 2012-05-22 08:56 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Завтра, думаю...

Date: 2012-05-22 08:52 am (UTC)
From: [identity profile] zolot4.livejournal.com
это касается только старых вещей?
часто ведь помешаны и на новых.
например, один знакомый монах помешан на мобильниках. у него их несколько. несколько карточек.
когда разговаривает, например, в кафе, то выложит на стол телефоны, переставляет карточки, звонит то по одному, то по другому.

или вот знакомый священник - фанатеет на наручных часах. у него их по всему дому, в ящичках, на стенах.
говорит, любит просто в руках вертеть часы, смотреть на них.
каждый день меняет. сегодня одни носит, завтра другие.
потом покупает новые
и так далее

Date: 2012-05-22 08:58 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Коллекционирование однородных предметов - иная история. Фрейдистское объяснение здесь понятно какое. Особенно, если речь идет о часах... Кстати, мы ведь все знаем священника очень высокого ранга, который явно неравнодушен к часам...

(no subject)

From: [identity profile] zolot4.livejournal.com - Date: 2012-05-22 09:00 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-05-22 10:06 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] zolot4.livejournal.com - Date: 2012-05-22 10:16 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] zolot4.livejournal.com - Date: 2012-05-22 09:08 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-05-22 10:08 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] zolot4.livejournal.com - Date: 2012-05-22 10:19 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-05-22 05:56 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] zolot4.livejournal.com - Date: 2012-05-22 06:03 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ananist21.livejournal.com - Date: 2012-05-22 11:17 pm (UTC) - Expand

Date: 2012-05-22 09:02 am (UTC)
From: [identity profile] donnafen.livejournal.com
Когда умерла моя матушка, папенька вынес 50 огромных мешков мусора из квартиры. Она не позволяла выкидывать вещи, старые газеты, тряпки и тп.

Поэтому я выбрасываю все лишнее и никогда не запасаю еду более чем на два дня. У меня пустой холодильник. А у матушки были два забитых черт знает чем холодильника. Так мне это надоело)

Date: 2012-05-22 10:42 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Да. представляю себе. Обидно, но иногда в таких истерических выбросах накопленного пропадают интереснейшие вещи. Один мой знакомый сжег подшивки одесских газет 1910-1920х годов. Остались от запасливых тетушек. Уже совсем собрался порубить зеркало... Ну, оно украшает нашу квартиру теперь.

(no subject)

From: [identity profile] donnafen.livejournal.com - Date: 2012-05-22 11:32 am (UTC) - Expand

Date: 2012-05-22 09:20 am (UTC)
From: [identity profile] lizaharris.livejournal.com
"О старых вещах, которые люди не хотят выбрасывать. О вещах, которые находят на помойке."
Да нет, в данном конкретном случае речь о человеческой жизни, человеческой судьбе.
Стул с помойки в шикарных апартаментах - это образ самой женщины и её места в жизни. Всё, что она делала, было совершенно никому не нужно - учёба, работа, замужество. На её глазах распалась огромная страна, она пережила целый ряд разочарований и потерь. И, в конце-концов, жизнь выбросила её на свалку, как старый стул, как неуместный, в определённом месте, предмет интерьера. Она отдала кучу нервов работе, но, как оказалось, её нужность там была не более чем иллюзией. Она была рядом с мужем пока он строил свою маленькую империю, но, в итоге, оказалась не у дел. Такие мужья и не пытаются особо скрывать свои похождения и связи на стороне, это один из способов самоутверждения. И, без того слабая (скорей всего была предрасположенность к психическим расстройствам), психика дымы не выдержала и она просто перестала сопротивляться. А стул? Стул - это символ, это её никчемная и никому не нужная, но выполнившая свою функцию пусть простого, но нужного предмета мебели в до-апартаментный период, жизни.
И страсть к старым вещам здесь ни при чём.

Date: 2012-05-22 10:09 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Я как раз об этом и написал в одном из комментов - см., где про онтологическую незащищенность.

(no subject)

From: [identity profile] ananist21.livejournal.com - Date: 2012-05-22 11:07 pm (UTC) - Expand

Date: 2012-05-22 09:25 am (UTC)
From: [identity profile] ubizza-ap-stenu.livejournal.com
Да, есть о чём поговорить.
У меня сейчас "камнем преткновения" является хлеб.
Нечто, накапливающееся с годами, обретает "точку проявления". С моей точки зрения, это принцип появления кожных болезней, переложенный на всю жизнь. Наверх вылезает, когда внутри уже созрело и набралось много. Лечение и последствия зависят от того, насколько глубоко всё накопилось и чем, собственно, является болячка. Простой прыщ можно сковырнуть, выдавить, протереть и жить дальше. (Например, прооравшись, учинив мини-скандальчик, разбив пару тарелок.) Если дело серьёзнее, вроде фурункулёза, то и давить бессмысленно (чаще всего), и лечение нужно другое, это не местное воспаление, это системная штука, стафилококк...
Такие вот медицинские ассоциации.
Что касается хлеба, то муж покупает чёрный. И только. А я чёрный не ем (он кислотный для меня). Когда я иду в магазин, я покупаю всё, нужное в дом, и хлеб разный, и вообще впечатление такое, что я одна покупаю всё, а он - только хлеб. И только чёрный. Себе. При том, что я объясняла, и не раз, что в понятие "хлеб" входит ряд других изделий... Однажды попросила купить хлеба (у меня как раз пшеничный закончился, была половинка чёрного дома). Он эдак недоумённо переспросил: хлеба?? И купил - разумеется, снова чёрный.
Очень хочется убить.

Впрочем, это всё ерунда, а на самом деле я тут пишу, чтобы дать вам линк: Питер разместил материал. Вот: http://catherine.spb.ru/index.php/blog/comments/hersonski
У себя я ещё не вывешивала - жду сверки досланного "хвостика". Он не потерялся?
Edited Date: 2012-05-22 09:26 am (UTC)

Date: 2012-05-22 10:11 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Нет, потерялся вероятно мой ответ - все в порядке. Не убивайте его. Посадите на черный хлеб и все. Ну, воду. И все будет хорошо. :)))

(no subject)

From: [identity profile] ubizza-ap-stenu.livejournal.com - Date: 2012-05-22 12:06 pm (UTC) - Expand

Date: 2012-05-22 09:43 am (UTC)
From: [identity profile] entenhaus.livejournal.com
У меня бабушка, когда начала стареть и слабеть, было ей тогда под 80, стала покупать новые и дорогие вещи - телевизор, холодильник, стиральную машинку. Т.е. вещи нужные, но без которых до 80 обходилась. Она инвалид войны, пенсия большая, позволяла. Не надо иметь псих. образование, чтобы понять, что это попытка зацепиться вещами за уходящую [активную] жизнь. Если это и болезнь - вряд ли это стоило и имело смысл лечить. Я о другом. Вещи (и деньги) для нее, похоже - замена отношений с людьми. Сейчас ей 91, стиральной машинкой она пользоваться уже не может - не может удержать в сознании последовательность действий запуска. ТВ не смотрит - тоже, видимо, не может сфокусировать внимание на картинке. Слушает старое радио целыми днями. Отношения с родственниками, включая меня, такие, что "досматривать" ее никто не в состоянии, иначе Вам, уважаемый Борис Григорьевич, еще один клиент в течение месяца гарантирован. Устраиваем в пансионат (так ныне называется Дом престарелых). Так вот. Грустно.

Date: 2012-05-22 10:16 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Грустно, да... ничего не скажешь.

Date: 2012-05-22 11:04 pm (UTC)
From: [identity profile] ananist21.livejournal.com
Ого!.. Вот действительно тема для разговора!.. И действительно - тема...

Date: 2012-05-23 04:41 am (UTC)

December 2020

S M T W T F S
  1 23 45
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 12th, 2026 09:50 am
Powered by Dreamwidth Studios