borkhers: (Default)
[personal profile] borkhers
*
Юнг считал, что сновидение может быть уроком, который великое Коллективное Бессознательное дает нашему убогому, ориентированному на мгновение, сознанию. Уроком, который следует выслушать и понять. И помощь психотерапевта, толкователя, интерпретатора, поможет извлечь из урока максимальную пользу.

*
Что же, так бывает. Но может ли психическое расстройство, психоз, стать подобным полезным уроком? Может ли бессознательная информация, лавинообразно обрушившаяся на расщепленную личность, сделать человека мудрее, значительнее? То есть - всегда ли психотический опыт вреден? Не приоткрывает ли психоз дверь в иные миры?

*
В свое время психиатры с энтузиазмом начали давать пациентам "психотомиметические" (вызывающие психозы) вещества. Короли подобных препаратов - ЛСД (белое путешествие) и скополамин (красное путешествие). Путешествие - куда? В глубины собственной психики? Свой психотический опыт американский ученый Дж. Лилли описал в книге "Путешествие к центру циклона". Подзаголовок - "биография внутреннего пространства". Проникал вовнутреннее пространство Лилли с помощью ЛСД. Меня поразила в той книжке фраза: Я принял ЛСД в той дозе, которую мы обычно даем алкоголикам для оживления у них детских религиозных представлений и переживаний. Вот это слово: обычно. Практика проникновения в бессознательное человека с помощью химического вещества была повсеместной.

*
Собственно, лечили же когда-то алкоголизм морфием, а морфинизм - кокаином? Почему бы не попробовать лечить алкоголизм ЛСД? Ответ на вопрос "почему" этого не стоит делать, пришел очень быстро. Порльзуясь средневековой поговоркой ответ может быть сформулирован так: "Не стоит изгонять Вельзевула именем Люцифера". А если вспомнить евангельское изречение - нельзя изгонять бесов силою бесовскою. ЛСД запретили. А психиатры, считавшие форсированный экскурс в бессознательное обязательным, начали применять метод холотропного дыхания. Что же, даже кислород может стать психотропным веществом, если вдыхать его слишком интенсивно... Впрочем, об это лучше расскажут последователи Станислава Гроффа.

*
Психоделическая культура - кто не слышал этого термина? Поколения музыкантов и худодников подстегивали себя психотомиметиками. Наша богема была искренне привязана к каллипсолу. Он же "Настя" (от "анестезия"), он же "айсик" (ледок, если каллипсол выпарить и вдыхать кристаллики носом, как кокаин). Состояния, вызванные приемом этого вещества назывались "лётами".

*
Я переслушал множество рассказов об этих состояниях. И меня поражало несоответствие экстатически-восторженного тона этих рассказов и примитивности, даже убогости их содержания. Даже если интеллектуальность рассказчика сомнения не вызывала. Можно было бы сказать, что опыт интоксикации - довербален, словами он выражен быть не может.

*
Пробовал ли я сам психотомиметики? Никогда. И никому не посоветую. Лучше проникать в бессознательное с помощью анализа сновидений, фантазий и свободных ассоциаций. Это медленный, но контролируемый процесс. А прием веществ, вызывающих психоз дает быстрый "эффект", но разобраться в лавине нахлынувших на человека образов трудно. У принявшего ЛСД не так много шансов выплыть и разобраться в своих переживаниях... А контролировать поведение практически невозможно.

*
Принимая ЛСД, Дж Лилли всегда был не один. Рядом с ним находилась его подруга - она наркотик не принимала. Такой трезвый человек назывался "проводником". Но не всегда проводник может удержать человека, погруженного в мир галлюцинаторных переживаний. Мне известно несколько очень печальных случаев, когда "клиент" был неудержим. К счастью, в моей практике я не сталкивался с трагическим финалом подобных экспериментов. Но моим коллегам повезло меньше....
Page 1 of 4 << [1] [2] [3] [4] >>

Примитивно?

Date: 2012-05-26 08:59 am (UTC)
From: [identity profile] shraibman.livejournal.com
Эта история случилась несколько лет назад. Результат применения наркотика.
Написано сразу после.

...Огненная корона охватила голову. В груди разлилось волнение, легкое жжение, тело сделалось приятно-поддатливым, спокойным.

Сознание отделялось от тела. Руки переставали слушаться.

Пришлось переместиться со стула на диван. Тело почти не подчинялось. Речь окружающих ускорялась, превращаясь в пулеметную дробь, ее смысл ускользал.

Материальная вселенная стала фантомом, плоской картиной, за которой разворачивались иные события. Все, что я видел затем - видел не глазами. Оно стояло за вещным миром.

Побережье Балтийского моря. Детская радость пространства снова реальна, снова нависало над морем бледно-голубое небо, укутанное желтой дымкой. Вместе с радостью пришли грусть и ужас перед непонятностью, непостижимой огромностью вселенной. Горькое откровение: в детстве радость сплеталась с тревогой и смертной тоской.

Лимонно-желтое сияние разлилось перед внутренним взором. Оно было рассечено тонкой невидимой вертикальной чертой и трепетало, как крылья бабочки. Мне захотелось увидеть прекрасное....

Чернота космоса окружила меня. Черные беззвездные вселенные вздувались как мыльные пузыри, в них цвели странные узоры - перья райских птиц, сотканные из синего и оранжевого свечения; узоры беспрестанно менялись; я наслаждался полетом в этом пламенеющем мире.

Время от время приходило осознание того, где я и что происходит. Прислушивался к разговорам окружающих, пытаясь уловить их смысл. Старался восстановить контроль над телом. Но мысль блуждала где-то далеко, отказываясь возвращаться в старый дом. Связи между сознанием и телом истончались - тонкие непрочные нити.

Я боролся. Брал в руку большую керамическую кружку с чаем и отпивал глоток: мышечные усилия и горячая жидкость возвращали домой на мгновение...

Я стоял на побережье, по колено в воде, и сила волн упорно тянула в океан...

Цветы из черного дыма распускались вокруг...

Я не хотел уходить. Если уж уходить, то в ясном сознании, а не так, как уходят наркоманы.

Ах не вовремя пришел страх! Он потащил меня вниз. Все, чего я боялся, собралось вокруг, в гнусном сером свете, в подвалах, где отныне был заточен. Ад создан моим страхом - пришла мысль.

Снова пришлось бороться: на сей раз удерживая взгляд на стрелке часов...

Через час контроль над телом восстановился. Видения ослабевали...

Я видел мир поэтов. Он отпустил меня на сей раз, пощадил. Он опустошил меня. Он унизил меня. Ведь одно дело - где-то прочесть, и совсем другое - узнать - узнать на собственном опыте, что наши эмоции скудны и радости бледны в сравнении со всеобщим, что мы - бесчувственные деревяшки.

Re: Примитивно?

Date: 2012-05-26 09:02 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Нет, не примитивно. Но это проработанный и литературно оформленный материал. И в нем тоже - много расплывчатости, это явно не литературное произведение. Читателю трудно понять, что именно Вы чувствовалии сопереживать Вам. Кстати, то был каллипсол? И хочу доавить - то, что Вы пережили - не мир поэтов.
Edited Date: 2012-05-26 09:04 am (UTC)

P.P.S

Date: 2012-05-26 09:04 am (UTC)
From: [identity profile] shraibman.livejournal.com
Наркотики с тех пор не принимал. Но мне кажется, Вы, не имея такого опыта, не видите одну важную вещь. Этот опыт дает громадный всплеск эмоций, странные красивые образы, мгновенно возникающие перед глазами. И обычные эмоции и образы в сравнении с этим бледны. Те, кого Вы слушали, просто не могли передать виденное словами. ИМХО, разумеется

Re: P.P.S

Date: 2012-05-26 09:05 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
В том-то и дело, что этот опыт невыразим.

Re: Примитивно?

Date: 2012-05-26 09:06 am (UTC)
From: [identity profile] shraibman.livejournal.com
Какая-то синтетическая новомодная дрянь... В незнакомой компании угостили.

Re: Примитивно?

Date: 2012-05-26 09:06 am (UTC)
From: [identity profile] shraibman.livejournal.com
И хочу доавить - то, что Вы пережили - не мир поэтов.

Комментарий
Почему Вы так считаете?

Date: 2012-05-26 09:07 am (UTC)
From: [identity profile] novikovski.livejournal.com
Все эти лсд и прочии препараты крайне вредны. Сложно понять, что подталкивает людей на употребление этого мусора, этого яда. Это чистой воды самоубиство.

Re: Примитивно?

Date: 2012-05-26 09:09 am (UTC)
From: [identity profile] shraibman.livejournal.com
Нет, не примитивно.Но это проработанный и литературно оформленный материал.

Комментарий
Возможно, те, с кем Вы общались, просто не находили слов, чтобы выразить этот опыт, он выходил за грань их возможностей.

Date: 2012-05-26 09:10 am (UTC)
From: [identity profile] shraibman.livejournal.com
Не все хотят жить в таком мире, как наш. Поэтому и выбирают мир грез, пусть и ненадолго. И возразить им очень сложно, покуда наш мир таков, какой он есть.
Edited Date: 2012-05-26 09:11 am (UTC)

Date: 2012-05-26 09:19 am (UTC)
From: [identity profile] novikovski.livejournal.com
Я и вы прекрасно видим и знаем в нашей творческой среде употребляющих все эти психотропники наших коллег по цеху. Примеров уйма. Есть один молодой парень из союза писателей московской организации, он болен смертельной болезнью, но живет с ней давно, какая-то сложная форма у него; так он употребляет психотромники и от всех скрывает свой болезненный недуг и мстит всем и вся. Вот я дано наблюдаю за его деятельностью и не могу понять зачем ко всему еще и употредляет всю эту грязь. Писатель конечно же он никакой.

Date: 2012-05-26 09:24 am (UTC)
From: [identity profile] gelutka.livejournal.com
Я знаю ребят, которые уже в шестнадцать были пьницами, а в восемнадцать стали курить травку и применять ЛСД, от пьянства излечились. На ЛСД тоже не сидят, травку покуривают, но не то, что бы зависимы. Ставили эксперименты на себе, без врачей и взрослых. И ещё одну знаю, пятнадцать лет на опиуме и героине. Снимал её врач, при помощи ЛСД. Снял, что кажется фантастикой...

Re: P.P.S

Date: 2012-05-26 09:30 am (UTC)
From: [identity profile] shraibman.livejournal.com
Сколько я понимаю, Рембо использовал абсент, содержащий галлюциногены и пытался писать стихти в этом состоянии:

...Оцепенели мы -- а ты
Дай аромат нам истерии;
Нас вознеси до чистоты,
Превыше чистоты Марии.

Колдун! Торговец! Колонист!
Твой стих -- что розовый, что алый --
Каучуком льется пусть! И чист
Пусть будет, как лучи металла!

О Фокусник! Из темноты
Твоих поэм вдруг ввысь взлетая,
Пусть кружат странные цветы
И электрические стаи!

Возможно Кубла Хан написан Кольриджем после приема опиума.

In Xanadu did Kubla Khan
A stately pleasure-dome decree :
Where Alph, the sacred river, ran
Through caverns measureless to man
Down to a sunless sea.

...Построил в Ксанаду Кубла
Чертог, земных соблазнов храм
Где Альф, река богов текла
По темным гротам без числа
К бессолнечным морям.

...Чертога тень в волнах скользила,
И звучали стройно в лад
Песнь, что тьма пещер творила,
И гремящий водопад.
Такого не увидишь никогда:
Чертог под солнцем – и пещеры льда.

Будь у меня такие же возможности языка, как у Кольриджа или Рембо, я выразил бы свой собственный опыт лучше, чем смог. Не вижу в чем проблема - только в способности придать этим образам литературную форму? Это возможно...

Я думаю как раз, что этот опыт поэтичен, страшен и прекрасен, но и вполне выразим - были бы слова, была бы возможность переплавлять образы в слова.
Ужас этого опыта совсем в другом.

Date: 2012-05-26 09:31 am (UTC)
From: [identity profile] novikovski.livejournal.com
Мир есть мир. Он неоднозначен. Нужно уметь видеть хорошее в нём. Самоубиство - это разве выход? Я вот могу алкоголь употребить, много, но чтоб натрескаться до невменяемости и навредить своему здоровью себе не позволю. Должны у каждого человека быть свои определённые "рамки дозволенного". ЛСД изобрели американские спецслужбы, если мне помнится, для управления людьми. Так зачем же быть "управляемыми" таким именно образом?

дети, алкоголики и религия

Date: 2012-05-26 09:34 am (UTC)
From: [identity profile] adiaphora22.livejournal.com
"алкоголикам для оживления у них детских религиозных представлений" объясните пожалуйста:1)а почему именно алкоголикам надо оживлять детскую религиозность? 2)а не у пьяниц как?-сами оживают или не оживают никогда ряд детских религиозных представлений?

Date: 2012-05-26 09:35 am (UTC)
From: [identity profile] shraibman.livejournal.com
Затем, что этот опыт лучше, чем наша жизнь. В чем-то. Если повезет подняться вверх, а не вниз. Этим он и страшен - назад не хочется возвращаться. Не хочется слезать с этой штуки. Потому что наша обычная жизнь - убогое дерьмо. Просто не все это скажут.
Понимаете, вы, возвращаясь, начинаете ощущать, что мы все - как бесчувственные чурбаны, вы не видите того, что видите там.
Это страшно. И стоит больших усилий убедить себя это не делать потому что... а почему? Вот ответ на этот вопрос и есть проблема.

Date: 2012-05-26 09:43 am (UTC)
From: [identity profile] shraibman.livejournal.com
Ой, боже мой, да я тоже - агент спецслужб, только меня финансирует разведка Канады.
Потому что Вы и дали ответ на вопрос. Вы меня простите, ничего личного, но жить в одном мире с такими индивидами, как Вы, которым везде мерещится заговор американских спецслужб, с патриотами вобщем, в мире с монотонной работой, с нищетой, с ментами, с... с... может быть много противнее, чем жить в том странном фантастическом мире, в котором бывают нарики. Вот и все. Вот так просто открывается ларчик.
У меня одна знакомая работала в школе, рассказsвала детям про то, что наркотики - плохо. Поечму плохо? Да потому, что мешают они жить. Вот мол, а жить нормально ведь каждый из вас сможет, чтоб семья была, квартира хорошая, чтобы зарабатывать много, чтобы значит дома телевизор большой стоял...
Блядь, да лучше подохнуть от героина, чем жить так, как она предлагает - даже если опустить ту ложь, которая есть в ее словах (не у всех ее однокласников есть будут такие материальные возможности).
И что делать тем, кто не хочет такой жизни, какую она пропагандирует, это вопрос.
Это вопрос, на который надо ответить, потому что я не считаю, что смерть в наркотических видениях - хороший выход. Но это - вопрос вопросов.
Edited Date: 2012-05-26 09:46 am (UTC)

Date: 2012-05-26 09:43 am (UTC)
From: [identity profile] limeryk.livejournal.com
органолептические методы анализа никогда не перестанут быть востребованными. :)
быстро, достоверно, качественно.
а то, что в процессе помереть можно - так то ж тоже результат.
так и запишем - "имеет вкус горького миндаля, смертельно ядовит".

Date: 2012-05-26 09:45 am (UTC)
From: [identity profile] limeryk.livejournal.com
а по теме заместительной терапии Ройзман недавно выступил:
http://roizman.livejournal.com/1378841.html

про Киев, кстати.

Date: 2012-05-26 09:52 am (UTC)
From: [identity profile] ingvar-anastas.livejournal.com
У Ефремова в «Лезвии бритвы» есть описание опытов советских ученых с ЛСД, как о «передовом стимуляторе генной памяти».

Справедливости ради, надо заметить, что ни писатель, ни ученые на момент написания романа еще не знали, что это за «игрушка» в их руках - ЛСД.

= = = = =
Нечто похожая история была и в народном хозяйстве, с широчайшим внедрением для всевозможнейших нужд (чуть ли не головы им посыпали :) - дуста (ДДТ).

Как только разобрались в последствиях: ДДТ, вне закона.

Date: 2012-05-26 09:55 am (UTC)
From: [identity profile] shraibman.livejournal.com
Простите, у меня не было цели Вас обидеть.

Date: 2012-05-26 09:58 am (UTC)
From: [identity profile] novikovski.livejournal.com
Не думаю, если бы он не употреблял всю эту химию, не стал бы тогда заражать окружающих, мстить успешным своим коллегам, одумался в конце концов, остепенился бы и устроился на работу, не стал бы подрабатывать в писательских союзах, пиарась как успешный драматург, шабаша и зарабатывая на свои наркотики. Все таки психотропники крайне опасны, и может быть и создают иллюзию для употребляющего, но со стороны наблюдая за таким человеком очевидно обратное - изничтожение изнутри и душевное психорасстройство, хотя со стороны все вполне и благопристойно - новые пьесы, постановки, деятельность - а на самом деле все это "имитация кипучей деятельности" и иллюзия.

Re: Примитивно?

Date: 2012-05-26 10:05 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Надеюсь, не "крокодил"?

Re: P.P.S

Date: 2012-05-26 10:07 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Конструкция "иных миров" - лишь один и не главный, по-моему, путь к поэтическому постижению мира. Думаю, что мое мнение основывается на достаточно долгом личном опыте и на опыте общения с прекрасными современными 9да и некоторыми почившими уже) поэтами.

Date: 2012-05-26 10:10 am (UTC)
From: [identity profile] novikovski.livejournal.com
))) Да по поводу спецслужб этож так и было, как бы это смешно не было. Не обидели никак. Я с иронией по поводу изобретения лсд уточнил.

Хотя, черт, ржу уже))

Date: 2012-05-26 10:11 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Да, вред от этого несомненен и очевиден. Тем интереснее - что влечет молодых людей к "краю мрачной бездны". Вероятно, по Пушкину в этом есть некое "упоение"
Page 1 of 4 << [1] [2] [3] [4] >>

December 2020

S M T W T F S
  1 23 45
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 14th, 2026 08:13 am
Powered by Dreamwidth Studios