borkhers: (Default)
[personal profile] borkhers
*
Мама сидит за дверью и слушает, что ее сын говорит психоаналитику. Жена выпытывает у мужа, о чем шла речь во время психотерапевтической сессии и дает уничтожающие реплики по отношению к психотерапевту. "Он, оказывается, еще больший идиот чем ты! Ну, вы подойдете друг другу!". Во время дня рождения жены муж встает и произносит тост в честь именинницы, не забыв при этом упомянуть, что "она теперь умная, она ходит к психоаналитику", а заодно и пошутить над ее страхами. Родители пациента настаивают на встрече с молодым аналитиком, который теоретически знает, что встречаться с родителями клиента не следует, но у него просто не хватает силы воли противостоять их напору. Он встречается с ними и долго беседует об из сыне. После этого родители жестко настаивают на прекращении терапии.

*
Повседневная тирания близких людей. Странные отношения, коктейль из любви и власти. Чем больше власти, тем меньше любви. Сейчас многие пары венчаются, не очень представляя себе смысл церковного таинства. Но все знают - кто первым ступит на рушник, тот будет хозяином, правителем дома. И тщательно контролируют этот момент. Это не сулит ничего хорошего паре: их жизнь рискует превратить в то, что мы с Сергеем называли "борьба борьбы с борьбой".

*
Но вот в чем дело. Помимо всем понятной тирании силы, существует тирания беспомощности. Иногда не менее жесткая, чем тирания силы. На ней и основывается власть симптома, о которой я уже писал. Симптому невозможно противостоять. Болезнь извинительная причина для любых парадоксальных требований, невыполнение которых превращает жизнь в ад, но и выполнение тоже превращает жизнь в ад, но более педантический и регулярный, а оттого менее заметный.

*
Вот, что пишет мне френдесса [livejournal.com profile] daskalidi

Чаще всего тот, кто в нем самом, не отпускает (контролирует, да!) того, кто рядом.
Да, этот, рядом, нехороший -- подслушивает и даже "убивает". НО: разве сын-агорафоб не держит при себе мамочку, хотя бы тем, что остальной мир, без мамочки, так страшен? Разве муж-тряпка не держит при себе авторитарную жену, которая, может, и сходила бы за покупками, да он без нее ТАКОЕ наговорит и натворит...
Это рабство взаимное. А настоящий рабовладелец -- всегда внутри раба. Внешний "тиран" -- только посредник, и сам несвободен.

*
Все это очень точно. Внутренний рабовладелец - жесткое и даже жестокое "Сверх-Я", контролирующее наши поступки и порождающее в нас чувства вины, тревоги и смятения. Сложность проблемы в том, что бороться с "Сверх-Я", означает бороться с совестью, которая входит в эту структуру личности. А бороться с совестью - себе дороже. Некоторые уже пытались.
*
Солдаты! Я освобождаю вас от химеры, которую. люди назвали совестью. Это изречение Гитлера.

Date: 2012-09-01 05:44 am (UTC)
From: [identity profile] kofeman.livejournal.com
Как это - бороться с совестью, которой в этом вот СуперЭго, как понимаю, и не пахнет? Не понял.

Date: 2012-09-01 05:53 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
В структуру Сверх-Я входят идеализированные интроециованные родительские образы и совесть, конечно. Вот Вам фраза из Википедии:Сверх-Я (Супер-Эго) — в психоанализе так обычно называют моральные установки человека. Представление человека о том, что в этом обществе он должен делать, а что — нет. Совесть, стыд — всё это проявления Сверх-Я.

Поскольку то, что я написал совершенно элементарно, мне кажется, Вам не следовали бы разговаривать в таком тоне. Впрочем, незнание всегда агрессивно.
Edited Date: 2012-09-01 05:57 am (UTC)

(no subject)

From: [identity profile] kofeman.livejournal.com - Date: 2012-09-01 06:02 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-09-01 06:52 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kofeman.livejournal.com - Date: 2012-09-01 06:56 am (UTC) - Expand

Date: 2012-09-01 05:54 am (UTC)
From: [identity profile] l3lu.livejournal.com
Бегство в болезнь иногда до того комфортно, что люди заболевают по-настоящему.

Date: 2012-09-01 05:57 am (UTC)

Date: 2012-09-01 06:02 am (UTC)
From: [identity profile] galyad.livejournal.com
"Сложность проблемы в том, что бороться с "Сверх-Я", означает бороться с совестью, которая входит в эту структуру личности"
Вот, думала об этом, но не могла сформулировать.

Была у меня подруга, которая после сеансов у психотерапевта (попытка суицида) начала вести себя с окружающими, как свинья и стерва.
Она говорила, что это влияние доктора: мол она должна думать исключительно о своих интересах.
Не знаю, что это было. Может быть, она перестаралась.(

Date: 2012-09-01 06:33 am (UTC)
From: [identity profile] resonata.livejournal.com
Поскольку такие влияние мне встречались не один раз, то я подозреваю, что это не случайно, а действительно часть психологов к этому подводят пациентов. Мне кажется, что это промежуточный этап, что предполагается, что сначала человек должен оттаять вместе со всем своим мусором и пакостью души, которая начинает мерзко пахнуть, а потом потихоньку убирать этот мусор.

(no subject)

From: [identity profile] galyad.livejournal.com - Date: 2012-09-01 06:36 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] koshkopjos.livejournal.com - Date: 2012-09-01 09:17 am (UTC) - Expand

Date: 2012-09-01 06:53 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Она проходила терапию у гештальтиста :)))

(no subject)

From: [identity profile] eka42003.livejournal.com - Date: 2012-09-01 07:01 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] resonata.livejournal.com - Date: 2012-09-01 11:51 am (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] galyad.livejournal.com - Date: 2012-09-01 11:10 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] troninatania.livejournal.com - Date: 2012-09-01 12:42 pm (UTC) - Expand

Date: 2012-09-01 06:09 am (UTC)
From: [identity profile] elenaanufrieva.livejournal.com
ДА!

огромное спасибо...мне всё время хотелось как-то ёмко и ладно написать на эту тему...но вследствии своих эмоций и повседневностей очень сложно формулировать...плюс постоянно боюсь задеть бестактностью чьи-то судьбы, которые на глазах происходят..............чаще всего в таких случаях, пишу как о себе(да это и есть о себе - это ведь моя совесть заставляет писать)
много чего хочется добавить - зашкаливает примеров, но не стану - массу дел в реале нужно переделать...плюс складывается сказка в моей сохранившей детство голове-душе-сердце.)
с благодарностью за тему. Лена.

Date: 2012-09-01 06:53 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Спасибо, Лена!

Date: 2012-09-01 06:09 am (UTC)
From: [identity profile] fumiripits.livejournal.com
"Во время дня рождения жены муж встает и произносит тост в честь именинницы, не забыв при этом упомянуть, что "она теперь умная, она ходит к психоаналитику", а заодно и пошутить над ее страхами."

(Здесь было непечатное слово).

Date: 2012-09-01 06:54 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Да, есть несколько хороших вариантов :)))

Date: 2012-09-01 06:27 am (UTC)
From: [identity profile] -comeback-.livejournal.com
такое ощущение бывает, что вообще выхода из всего этого нет. туда пойдешь - чувство вины. сюда пойдешь - чрезмерно развитое Эго. иногда удержишься посередине.

Date: 2012-09-01 06:54 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Это иногда и есть самое то.

(no subject)

From: [identity profile] dali19.livejournal.com - Date: 2012-09-01 07:42 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-09-01 08:43 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dali19.livejournal.com - Date: 2012-09-03 04:52 am (UTC) - Expand

Date: 2012-09-01 07:00 am (UTC)
From: [identity profile] polenova.livejournal.com
У меня была подруга - врач психиатр и психотерапевт, Такое тоже бывает. Она мне говорила - "Никогда нельзя заниматься психотерапией с друзьями м не стоит спать с пациентами". В итоге нарушила оба своих правила, за своего пациента замуж вышла, а со мной поругалась, дружба на психотерапии разваливается. Профессиональная деформация, или ее, или моя, теперь уж неважно. Мужа она сумела вылечить от героиновой зависимости - она действительно вылечила, врач редкий, это мало кому удается. А умер он довольно молодым, 60-ти не было, инфаркта, внезапно. Героина не употреблял лет 5-7, если не больше. А со мной она не общается с тех пор, бог ей судья. В том что не стоит заниматься психотерапией с друзьми - она была права. Меня лечить у нее сил не хватило. Я не сужу, просто многолетнюю дружбу жалко. А психотерапевт она совершенно гениальный, только вот отношения в личной жизни и с друзьями не задались. Про себя она ничего не понимала. Мы много лет не общаемся, а болит все равно. Она меня выбросила из жизни как неудачный опыт. Я - алкоголик, а как с этим бороться, она не знала.
Извините, что о личном, вас и без меня достают.
А стихи вашы мне очень нравятсся. В психитрии я не очень, а в стихах (смею думать) разбираюсь. У вас замечательные стихи, и очень разные. Я не кто-то там с горы, у меня бвл муж-поэт, и вся московская тусовка - мои приятели. Я привыкла машнально раздавать комплименты. Поэты ужасно обидчевы. Но ваши стихи мне нравятся без комплиментов. Прожив 20 лет в поэтической среде, я научилась к стихам относиться осторожно. У вас - Стихи. Не все ровно, но это поэзия, как я ее понимаю.

Date: 2012-09-01 08:48 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Спасибо! Принцип "исключительности психотерапевтических отношений" - один из самых важных, но, к сожалению, часто нарушаемых. Поэтому Ваша подруга - далеко не единственный пример. Но попробую сказать - нельзя быть гениальным психотерапевтом, если ты ничего не понимаешь о себе. Потому, что Другого воспринимаешь через инструмент собственной психики, и этот инструмент должен быть отлажен и настроен.
Мне очень приятно, что Вы принимаете мою поэтику.

(no subject)

From: [identity profile] belarussachka.livejournal.com - Date: 2012-09-01 10:08 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-09-01 10:52 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sword-of-gedeon.livejournal.com - Date: 2012-09-01 01:59 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kseniatr.livejournal.com - Date: 2012-09-01 01:10 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] polenova.livejournal.com - Date: 2012-09-02 12:44 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-09-02 01:22 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] polenova.livejournal.com - Date: 2012-09-02 01:32 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-09-02 01:50 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] polenova.livejournal.com - Date: 2012-09-02 02:10 pm (UTC) - Expand

Date: 2012-09-01 07:02 am (UTC)
From: [identity profile] renata.livejournal.com
Бороться со Сверх-Я все равно что бороться с собственной лимбической или эндокринной системой, ровно так же бесполезно. Остается только пытаться понять устройство и структуру и тщательно следить за теми местами, которые работают неправильно. Я видела очень успешные варианты такой стратегии у людей с очень тяжелыми психиатрическими вводными. Правда, там всегда интеллект был выше среднего и масштаб личности ого-го. Ну и еще это почти всегда было связано с серьезной глубокой религиозной практикой.

Date: 2012-09-01 08:48 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Согласен...

Date: 2012-09-01 08:16 am (UTC)
From: [identity profile] gavriloid.livejournal.com
Солдаты! Я освобождаю вас от Гитлера, которого люди назвали фюрером.
Химера.

Date: 2012-09-01 08:48 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Эх, Ваши бы слова да Богу в уши....

(no subject)

From: [identity profile] gavriloid.livejournal.com - Date: 2012-09-01 11:16 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] green-dancer.livejournal.com - Date: 2012-09-01 02:23 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] gavriloid.livejournal.com - Date: 2012-09-01 02:26 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] green-dancer.livejournal.com - Date: 2012-09-01 02:27 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] gavriloid.livejournal.com - Date: 2012-09-01 02:29 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] green-dancer.livejournal.com - Date: 2012-09-01 02:47 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] gavriloid.livejournal.com - Date: 2012-09-01 02:51 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] green-dancer.livejournal.com - Date: 2012-09-01 02:59 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] gavriloid.livejournal.com - Date: 2012-09-01 03:08 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] green-dancer.livejournal.com - Date: 2012-09-01 03:17 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] gavriloid.livejournal.com - Date: 2012-09-01 03:18 pm (UTC) - Expand

Date: 2012-09-01 08:57 am (UTC)
From: [identity profile] valde-khan.livejournal.com
Мне кажется, что нельзя ставить знак равенства между силой (воли, личности и т.д.) и властолюбием, авторитарностью. Настоящая сила, коль скоро имеется, не требует постоянной демонстрации, но как бы подразумевается в отношениях, отсекая ненужные вопросы.

Ну и еще, я верю, что она накладывает на своего носителя некие черты, как-то отсутствие того что было вами описано в посте. По настоящему сильные люди они часто наивны в некоторых вопросах
, так как не понимаю сути и необходимости в манипулировании, двойных смыслах и т.д. Ну я про бытовую жизнь.

Date: 2012-09-01 10:57 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
По-моему все не вполне так. Ну что же - значит у нас разный опыт.

(no subject)

From: [identity profile] valde-khan.livejournal.com - Date: 2012-09-01 11:25 am (UTC) - Expand

Date: 2012-09-01 09:03 am (UTC)
From: [identity profile] valentin-irkhin.livejournal.com
Наверное, более позитивно у ап.Павла:

Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть. (К Титу 1:15)

Да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистив сердца от порочной совести, и омыв тело водою чистою... (К Евреям 10:22)

(тж. 1Кор. 8, 10 и др.)

Date: 2012-09-01 10:56 am (UTC)

Date: 2012-09-01 09:20 am (UTC)
From: [identity profile] koshkopjos.livejournal.com
Спасибо, я спощу.

Date: 2012-09-01 10:55 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
нет возражений.

Date: 2012-09-01 09:34 am (UTC)
From: [identity profile] oehme.livejournal.com
Мучает совесть. Да, мне очень стыдно бороться с маминой тиранией. Совесть мучает прежде всего. Иногда кажется, что правильнее будет умереть. Но, в любом случае, увы, хорошего не будет, к сожалению. Не разрываемая связь.

Date: 2012-09-01 10:56 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Понимаю Вас...

(no subject)

From: [identity profile] oehme.livejournal.com - Date: 2012-09-01 10:59 am (UTC) - Expand

Date: 2012-09-01 10:07 am (UTC)
From: [identity profile] decoratrix.livejournal.com
Чем больше власти, тем меньше любви.

Чистая правда, и в обратную сторону тоже.

Date: 2012-09-01 10:53 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Я всегда так думал.Спасибо!

Date: 2012-09-01 10:10 am (UTC)
From: [identity profile] merjana.livejournal.com
А если фундамент совести стоит на основании Божих учений ( В смысле, есть знание правды у человека ) ?

Date: 2012-09-01 10:54 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Есть такое понятие - естественное откровение. Ощущение нравственного призыва, заложенного в нас от рождения - это ли не Божий перст?

(no subject)

From: [identity profile] merjana.livejournal.com - Date: 2012-09-01 11:33 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] green-dancer.livejournal.com - Date: 2012-09-01 02:32 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] green-dancer.livejournal.com - Date: 2012-09-01 02:36 pm (UTC) - Expand

Date: 2012-09-01 10:37 am (UTC)
From: [identity profile] aarona-banderas.livejournal.com
а еще, порой мешает чувство долга и эгоизм. вот маме кажется, что ее ребенку так будет лучше и она должна заставить его сделать так, как ЕЙ кажется что ЕМУ будет лучше. и наплевать, что "ребенку" уже за 20 и он в состоянии сам отвечать за свою жизнь. мы порой много берем на себя за других, этакая ложная ответсвенность, наверное.
никого не имею в виду, с себя списываю ситуацию )))

Date: 2012-09-01 10:55 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Да, ребенок остается частью тела матери - в ее самоощущении. Не всегда, но довольно часто.

(no subject)

From: [identity profile] aarona-banderas.livejournal.com - Date: 2012-09-01 11:03 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-09-02 01:52 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] aarona-banderas.livejournal.com - Date: 2012-09-02 01:56 pm (UTC) - Expand

Date: 2012-09-01 01:02 pm (UTC)
From: [identity profile] kseniatr.livejournal.com
"Под звуки флейты и трубы
Я понял в дальних странах -
Тиранов делают рабы,
А не рабов тираны...
Ах, граф, как это странно..."

Date: 2012-09-02 01:51 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
в том же смысле, что короля делает свита, да.

Date: 2012-09-01 01:14 pm (UTC)
From: [identity profile] marina-fr.livejournal.com
Отцепить совесть от родителей и старших ещё как-то получается. А вот чувство защищёности...

Date: 2012-09-02 01:50 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
так, конечно....

Date: 2012-09-01 05:14 pm (UTC)
From: [identity profile] flitched9000.livejournal.com
Кто-нибудь знает наверняка, за что (почему) Фрейд так себя ненавидел?

Date: 2012-09-02 07:33 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
он не ненавидел себя. потому-то на Ваш вопрос нет ответа.

Date: 2012-09-02 03:21 pm (UTC)
From: [identity profile] bitie-i-ni4to.livejournal.com
Скажите, пожалуйста, что можно было бы почитать на эту тему? Чтобы лучше понимать ситуацию, в которой находишься.

December 2020

S M T W T F S
  1 23 45
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jun. 24th, 2025 07:42 pm
Powered by Dreamwidth Studios