borkhers: (Default)
[personal profile] borkhers


*
Церкви были закрыты, и суеверие расцветало пышным цветом, как грубый цветок мальва-роза у беленого забора. Никогда ни до того, ни после ухода из районной больницы, не погружался я в мир почти гоголевского фольклора. Бесы, домовые, полевые - все эти языческие духи обитали в домах наряду с "богами" - так назывались иконы, прикрытые рушниками, чтобы боги "не были голыми". В этих условиях иногда трудно было решить, где кончается суеверие и начинается бред.
Так же, как сейчас, трудно определить, где кончается эзотерика и начинается галлюцинаторный синдром. Но нынешняя эзотерика для меня куда скучнее стихии фольклора, в которую был погружен поселок городского типа в начале семидесятых годов прошлого века.

*
Каждая десятая бабушка - ворожит, каждая двадцатая - гадает, выкатывает яйцом детские страхи, читает какие-то заклинания. Чего в них больше - поэзии или колдовской темной силы? За некоторыми молодыми женщинами, чаще - разведенками, но иногда и замужними прочно устанавливалась репутация ведьм. Если такая приходила на похороны, то, перед тем, как заколотить крышку, гроб обыскивали. И находили-таки рядом с мертвецом то смятое фото ребенка, то восковую фигурку. О половине болезней говорилось, что они "сделаны" (то есть - наведена порча). Причинами всех остальных болезней были - сквозняк, работа и "забитый центральный нерв".

*

О "забитом центральном нерве". В некоторых селах так назывался позвоночник. Жалобы на "забитый центральный нерв" у тракториста из Николевки Первой и у доярки из Доброалександровки означали совершенно разные вещи. Нужно было некоторое время, чтобы разобраться во всем этом.

Date: 2012-02-20 10:19 am (UTC)
From: [identity profile] doktorbel.livejournal.com
Неделю назад меня врача реаниматолога, попросили отвезти парня к знахарке, что бы она вылечила его бесплодие. Отговаривать не стал, а зачем? Просто отвёз.
Это явление было, сейчас существует и будет всегда...

Date: 2012-02-20 11:00 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
да, я и сейчас с этими вещами сталкиваюсь...но отношения у меня более жесткое, чем у Вас. Знаю несколько случаев, когда обращение к знахаркам (вернее, необращение к врачам) оказалось роковым.

Date: 2012-02-20 11:13 am (UTC)
From: [identity profile] doktorbel.livejournal.com
Особенно это касается онкопатологии, так это вообще трагедия...

Date: 2012-02-20 11:17 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
все мои случаи - из этой области.

Date: 2012-02-20 11:29 am (UTC)
From: [identity profile] doktorbel.livejournal.com
Это печальный опыт.
К нам тоже, не редкость, таких привозят. А уже поздно, мы тока кровотечение, непроходимость, чисто паллиативные вещи делаем...

Date: 2012-02-20 11:27 pm (UTC)
From: [identity profile] entenhaus.livejournal.com
Что-то вспоминается знахарка у О.Вишни, которая все болезни лечила "макитрой". В которую втягивало пациента чуть не целиком.

Date: 2012-02-20 10:22 am (UTC)
From: [identity profile] ksvs.livejournal.com
"Забитый центральный нерв" - это десять.
А я вот вспоминаю соседа по койке - учителя из Болграда, болгарина, что характерно. Он обратился к врачам, типо, голова болит. Сильно болит, начальник, да. Его увезли на Слободку и назначали инсулин.
Я его вынимал из петли. Вынул.

Date: 2012-02-20 11:02 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
дума, чуть иначе все было. Не стали бы инсулин по поводу головной боли назначать. А что душу уберегли - спасибо Вам!

За что купил.

Date: 2012-02-20 03:28 pm (UTC)
From: [identity profile] ksvs.livejournal.com
В 1-м отделеннии не было мест в 6-й, и солдат положили в инсулиновою. Мы лежали среди этих несчастных, которым, каждый день кололи инсулин. Я, в какой-то раз попытался возбухнуть, на что мне медсестрика сказала, чтобы я молился, что солдат запрещено колоть инсулином и устраивать им электрошок.
Типа, молюсь.

Date: 2012-02-20 10:46 am (UTC)
From: [identity profile] oldthinker.livejournal.com
> Причинами всех остальных болезней были - сквозняк, работа и "забитый центральный нерв".

Есть в этом немалая доля сермяжной правды…

Date: 2012-02-20 11:02 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
полностью согласен.

Date: 2012-02-20 12:09 pm (UTC)
From: [identity profile] kira-mai.livejournal.com
Если я правильно помню цитату (не помню, откуда) - у земских фельдшеров было три главных диагноза: "надрыв", "опой" и "воспаление нутра". :)

Date: 2012-02-20 12:22 pm (UTC)
From: [identity profile] oldthinker.livejournal.com
Мне еще попадалась такая трихотомия: лихорадка, лихоманка и моровое поветрие. Но в смысле классификации глубинных причин в Овидиополе и окрестностях смотрели в корень. Буду теперь беречь центральный нерв.

Date: 2012-02-20 12:38 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Как зеницу ока!

Date: 2012-02-20 12:37 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Правильная классификация!

Date: 2012-02-20 11:42 am (UTC)
From: [identity profile] raria.livejournal.com
Спасибо - понравилось!!! очень живой текст!
ждем продолжения!

Date: 2012-02-20 12:36 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
дали буде

Date: 2012-02-20 11:44 am (UTC)
From: [identity profile] bdag-med.livejournal.com
Сейчас этого, похоже, больше.

Date: 2012-02-20 12:36 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
В городе - да, а вот как в селе?

Date: 2012-02-20 01:02 pm (UTC)
From: [identity profile] bdag-med.livejournal.com
Село теряет сильно замкнутость -мобильность выше все-таки, всякие полтергейсты появляются.

Date: 2012-02-20 01:11 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Да, знаменитое стирание граней между.

Date: 2012-02-20 01:14 pm (UTC)
From: [identity profile] bdag-med.livejournal.com
не, не то :) Люди на лето например активно приезжают, а круглый год не живут. Вполне постсоветское.

Date: 2012-02-20 01:20 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
ну, все села, которые я опекал в качестве невропатолога-психиатра стоят себе, люди живут там круглый год, иногда годами не выбираясь даже в райцентр. М.б. в Ваших краях - все иначе.

Date: 2012-02-20 02:46 pm (UTC)
From: [identity profile] bdag-med.livejournal.com
Это понятно, что стоят, но всякие дети-внуки могут приезжать-уезжать.
А про суеверия - кажется духи страдают сильнее, чем сглаз например. Для лешего нужен лес, все-таки, а для сглаза только соседи. Но пока лес есть - все хорошо.

Date: 2012-02-20 05:15 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Для сглаза нужны глаза. А о возможности адаптации леших в степной местности - нужно провести специальное исследование :)))

Date: 2012-02-21 05:42 am (UTC)
From: [identity profile] bdag-med.livejournal.com
о, Вы недооцениваете науку :) http://www.ruthenia.ru/folklore/ayvazan1.htm#6

Date: 2012-02-20 11:48 am (UTC)
From: [identity profile] koshkodil.livejournal.com
"Забитый центральный нерв" и сквозняк - это тоже чисто метафизические болезни :))))

Date: 2012-02-20 12:37 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Или - метафорические.

Date: 2012-02-20 12:58 pm (UTC)
From: [identity profile] ma535468.livejournal.com
лек-во аменазин что это такое.
дело в том что кгб его родбрасывало в пищу отказникам евреям (я так думаю), чтобы они (евреи) были дурнее

Date: 2012-02-20 01:10 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Аминазин - нейролептик. То есть - успокаивающее лекарство. применяемое при возбуждении у психически больных. При передозировках дает состояние, напоминающее паркинсонизм. До сих пор - в ходу. Идея о подбрасывании аминазина отказникам - практически бредовая. Много было, но такого не было и близко.

Date: 2012-02-20 07:08 pm (UTC)
From: [identity profile] ma535468.livejournal.com
Вы думаете что евреям отказникам вообще ничего подбрасывали?
Вы знаете побочные явления от аменазина? Влияет ли он память?
Генерал Григоренко упоминает о психотропных средствах которые ему подбрасывли для неадекватного поведения. Чтобы это могло быть?
Edited Date: 2012-02-20 11:15 pm (UTC)

Date: 2012-02-20 04:28 pm (UTC)
From: [identity profile] dusya05.livejournal.com
Последний комментарий не менее интересен, чем сам пост))

Date: 2012-02-20 05:14 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Но эту информацию можно немедленно получить в сети из самых верных фармакологических рук.

Date: 2012-02-20 05:23 pm (UTC)
From: [identity profile] dusya05.livejournal.com
Нет, я имела в виду комментирующего Вас...которому Вы ответили.
Ну, это я так сыронизировала.
Извините, если опять неловко...

Date: 2012-02-20 07:43 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
ага, теперь понятно. Да, это уникум. Но я баню только после повторных наскоков подобного рода :)))

Date: 2012-02-20 08:35 pm (UTC)
From: [identity profile] ma535468.livejournal.com
Вы считаете что медицина не использовалась в карательных целях против отказников?
почему психиатрическая часть медицины должна быть благороднее например терапевтической или хирургической?
Edited Date: 2012-02-20 09:03 pm (UTC)

Date: 2012-02-20 08:27 pm (UTC)
From: [identity profile] ma535468.livejournal.com
не думаю что стоит смеяться над словами которые принципиально могут быть осуществлены. другое дело это доказать то или иное утверждение.
Edited Date: 2012-02-20 09:04 pm (UTC)

Date: 2012-02-20 09:49 pm (UTC)
From: [identity profile] dusya05.livejournal.com
Я не смеюсь. Так, улыбнулась))
Не сердитесь!

Date: 2012-02-20 10:07 pm (UTC)
From: [identity profile] ma535468.livejournal.com
я рад что вы обратили это в шутку.
но данной шутке затрагивается вопрос о психотропном оружии и это уже не шутка.

Date: 2012-02-20 06:52 pm (UTC)
From: [identity profile] roi-s.livejournal.com
Есть мнение, что в России так до конца и не приняли христианство

Date: 2012-02-20 07:45 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Я бы сказал: как-кто. Дилемму можно сформулировать так:
что предпочитаем? Почитать Писание, или приложиться к реликвии.

Date: 2012-02-20 06:59 pm (UTC)
From: [identity profile] bulavinka.livejournal.com
"Церкви были закрыты, но суеверие расцветало пышным цветом" - мне это кажется совершенно не правильным утверждением. Вот утверждение "Церкви были закрыты и суеверие расцветало пышным цветом", по-моему, совершенно верно. Верующий в Бога человек целиком полагается на Его волю и не может более верить в приметы, сглаз, порчу, в жизни такого человека просто нет места таким суевериям. Конечно, встречаются и верующие люди разные, без понимания сути.

Date: 2012-02-20 07:46 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Вы совершенно правы. это скорее опечатка, исказившая смысл того, что я хотел сказать (см. предыдущий пост из "Записок"). Выправлю это немедленно. Спасибо.

Date: 2012-02-21 02:14 pm (UTC)
From: [identity profile] skykatyt.livejournal.com
Моя мама верит что на нее порчу навели... Ну я типа появился когда она второй раз вышла змуж а с первым мужем у нее не получалось дитей завести и поэтому типа их отношения и разладились... Так что интересно и у бывшего мужа моей матери тоже есть во втором браке сын и моя мать верит что свекровь ее бывшая чото ей наделала чтоб их брак развалить... Ну... У моей матери была сложная жизнь...

December 2020

S M T W T F S
  1 23 45
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 12th, 2026 02:44 pm
Powered by Dreamwidth Studios