borkhers: (Default)
[personal profile] borkhers
32,98 КБ

Рано или поздно - нужно завершить начатое и, обращаясь к читателю, поздравить друг друга с берегом. Ура!
*
Но строка не кончается, и крик застревает в горле, и разрастающийся снежный ком комментомнений, которые высказали вы, мои дорогие друзья, не дает мне покоя.
*
В любой дискуссии есть одна бессознательная цель - показать как мы не любим друг друга, чтобы доказать как мы любим Идеал, Истину.

*
Рече Пилат: Что есть Истина?
Иисус же ответа не даде ему.

*
Потому что истина может быть воплощена, оставаясь невыразимой.

*
Если она и рождается в споре, то рождается мертвой. Участники спора приходят каждый со своей маленькой правдой и выкладывают ее, а потом мы играем, как дети во дворе, которые вынесли свои игрушки. Не лучшие, а те, которые им позволили вынести родители.

*
И начинается игра с участием всех наших истин-игрушек.

*
Но пора расходиться по домам, разобрать игрушки, сваленные в кучу, или "до кучи", как иногда говорят у нас. При этом многие уже забыли, какую именно игрушку кто вынес во двор, что нужно забирать с собой. На разбирательство уходит какое-то время.

*
Истины разобраны, все разошлись по домам. И мертворожденная в споре истина так и остается на асфальте, как глиняная дымковская игрушка с раскинутыми руками и выпученными глазами.

*
Никому не нужна она на фиг, ни мне, ни кому иному. Никому. А ведь в ней, глиняной, грубо раскрашенной, примитивной, есть своя прелесть. Она не хуже Барби, в конце концов.

*
Я принес свою игрушку-истину домой и теперь рассматирваю. Она порядком пообтрепалась, но изменилась мало.

*
Когда то я написал:

Мы твердо на своем стоим, приходим каждый со своим, друг друга ни о чем не просим, и все свое назад уносим...

Лет тридцать назад. Но пришлось как раз к этому случаю.

*
Не хочу суммировать, сводить счеты с людьми и их мнениями. Обидно за впавших в крайности и прошу прощения, если я кого-то к этому подтолкнул.

*

Просто напоминаю, что хотел сказать.

Модно не любить Бродского. Можно не любить Бродского. Можно превратить его имя в фетиш, можно в ярлык.

Но вот чего делать не стоит: забывать, с чем пришел поэт в наш мир, что унес с собой навеки, а что оставил нам, чтобы мы как-то этим распорядились.

*
Отказ от наследства, особенно демонстративный, всегда имеет в своей основе отождествление и нежелание признать отождествление. Ненависть оказывается оборотной стороной любви.

*
Меня глубоко коробят эпитеты "гениальный графоман", "средний поэт", "слабый поэт", "пустослов" применительно к Иосифу Бродскому. Это как детская дразнилка, когда дразнят беззащитного. Человек особенно беззащитен, когда он мертв.
*
Написал " коробят", плохо, надо - "ранят". В этом эссе было много передержек, это от боли.

*
"Век скоро кончится, но раньше кончусь я" - написал поэт и выполнил намеченное. ХХI век - это век без Иосифа. Но и без нас с вами, участники спора!

Ибо поэтический турнир - это турнир, за которым не следят Герцог и Прекрасные дамы. Только участники и те, кто хотел бы участвовать, но пока не выпустили.

*

Зал в клубе, где сидят исключительно участники чтений. Кто отчитался - громко обсуждает с приятелем свои дела. Кто еще не читал - готовится к чтениям. На сцене - читающий, не имеющий представления о том, как он одинок.

*

Это ведь имеет отношение не только к Бродскому. Мне пришлось участвовать в пушкинском фестивале 1999 года (200 лет!). Выступающим был предоставлен выбор: читать или Пушкина, или свое... Как вы думаете из ста с лишним читающих, как много поэтов прочитало Пушкина?

Думаете, никто?

Ошибаетесь.

*
Человек, который прочел Пушкина, был один. Это был Дмитрий Пригов. Правда, он не читал текст, а пел, или почти завывал. Он решил превратить "Мой дядя самых честных правил" в индийскую мантру. Это получилось не очень хорошо.

*
А автор этих строк, что прочел он?

*
Я прочел Набокова, заключительное стихотворение из "Дара":

"С колен подымется Евгений, но удаляется поэт"

*
Вернее, поэты. В том числе и Иосиф Бродский. С каждой минутой он все дальше и дальше.
Но строка не кончается, не кончается, все еще не кончается, ну не странно ли?

Date: 2007-03-25 03:53 pm (UTC)
From: [identity profile] silkhat.livejournal.com
спасибо!

Date: 2007-03-25 07:47 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Спасибо Вам!

Date: 2007-03-25 04:40 pm (UTC)
From: [identity profile] stroler.livejournal.com
Замечательное эссе. Спасибо, спасибо, опять спасибо... " и пока мне рот не заполнят глиной" - ...

Date: 2007-03-25 07:48 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Не забили глиной. Что сути дела не меняет. Спасибо Вам, Александр!

Date: 2007-03-25 05:20 pm (UTC)
From: [identity profile] alienor-sm.livejournal.com
Даже и комментировать, кажется, неуместно.
Спасибо.

Date: 2007-03-25 07:48 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Спасибо Вам!

Борис!

Date: 2007-03-25 05:29 pm (UTC)
From: [identity profile] lavv.livejournal.com
Хорошо!
и спасибо вам за ваше слово о Бродском!!!
с уважением
вв

Re: Борис!

Date: 2007-03-25 07:49 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Спасибо, Ветка! И пламенный привет от Пернаты!

Date: 2007-03-25 05:29 pm (UTC)
From: [identity profile] oaristes.livejournal.com
Спасибо.

Date: 2007-03-25 07:49 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Спасибо Вам!

Date: 2007-03-25 06:03 pm (UTC)
From: [identity profile] kaplja.livejournal.com
Спасибо за все написанное о Бродском, за Ваше отношение к нему. Мне все-таки думается, что любой мертвый человек (не важно, поэт или критик) находится под Такой Защитой, какая ни одному живому не снилась.

А разговоры о том, был кто-то хорошим поэтом или не очень хорошим - своеобразная суета живых. Так они напоминают самим себе, что еще не умерли. Что их мнение важно, и значительно для культуры, что она, культура, нуждается в этом частном мнении.

Культура нуждается в произведениях культуры. А не во мнениях о ней.

Поэт (даже самый плохой, даже графоман или шизофреник) в любом случае лучше критика (даже самого блестящего и умного). Поэт - творит. А критик только судит.

Это банально, но иногда стоит повторить.

Date: 2007-03-25 07:50 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Спасибо, Ника! Небесная Защита несокрушима. Но и человек на земле должен постараться: "Хочу, но не имам человека..."

взмах после драки

Date: 2007-03-25 06:41 pm (UTC)
From: [identity profile] gipatalamus.livejournal.com

"Ненависть осказывается оборотной стороной...." - неспособности к любви.

эпитеты "гениальный графоман", "средний поэт", "слабый поэт", "пустослов" - самое обыкновенное хамство-
без отношения к Бродскому.Первый признак бессилия и беззащитности
перед собственной пустотой.

спасибо Вам за эссе.




Re: взмах после драки

Date: 2007-03-25 07:51 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Спасибо Вам!

Date: 2007-03-25 06:47 pm (UTC)
From: [identity profile] levchin.livejournal.com
Благодарю.
Единственное, с чем не согласен: Бродский (Пушкин, NN, etc) изменил язык, а Георгий Иванов (ММ, etc) - нет.
Каждый поэт меняет язык - хотя, естественно, не каждый одинаково. Поэтому, скажем, установка Гейде для меня - колошмаченье в открытую дверь.

P.S. Кстати, у меня на столе лежит Ваша книга - на аннотацию :^)*

Date: 2007-03-25 07:52 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Пожалуй, да. Но стоит посмотреть КАК она его меняет...
А книга "Семейный архив" или "Глаголы прошедщего времени"?

Date: 2007-03-29 06:34 pm (UTC)
From: [identity profile] levchin.livejournal.com
"Семейный архив"

Date: 2007-03-25 07:05 pm (UTC)
From: [identity profile] kememmotar.livejournal.com
Вы замечательно закончили, спасибо.

Date: 2007-03-25 07:53 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Спасибо!

Date: 2007-03-25 07:24 pm (UTC)
From: [identity profile] tabler.livejournal.com
Я тоже написал маненько. Вообщем, похоже.
http://tabler.livejournal.com/45309.html
А истина, по-моеиу, - это аттрибут момента. Все, что потом за нее выдают, - только интерпретации. Помните горинского Мюнхаузена? "Это больше, чем правда, - так оно и было на самом деле."

Date: 2007-03-25 08:00 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Сппасибо Вам и за пост и за мужественную рубку.

Date: 2007-03-25 07:35 pm (UTC)
From: [identity profile] lady-vi.livejournal.com
очень вы всем этим меня порадовали

Date: 2007-03-25 08:01 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Рад порадовать! Спасибо, Ирина!

Date: 2007-03-25 07:49 pm (UTC)
From: [identity profile] pticca-gen.livejournal.com
очень странно, но она не кончится, не кончится, она никогда-никогда не кончится!
не было времени -увы( - внимательно прочитать последние части.
но я этому вернусь на неделе,
спасибо за все это))

Date: 2007-03-25 08:02 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Спасибо Вам! Понимаю, заняты были. Читал Ваш пост, жалел, что не был на тех тусовках...

Date: 2007-03-26 01:56 pm (UTC)
From: [identity profile] pticca-gen.livejournal.com
а занятия мои - увы, помираю от работы, развлечений - кот наплакал(((
но. они есть.
приезжайте - тусовки устроим!))

Date: 2007-03-26 04:13 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Думаю, в сентябре.

Date: 2007-03-25 08:05 pm (UTC)
From: [identity profile] top-bot30.livejournal.com
Вы попали в top30 на яндексе самых обсуждаемых тем в блогосфере. Теперь копия вашего поста доступна в ленте по ссылке - link (http://topbot2.livejournal.com/612140.html)
Почитать текст со всеми комментариями можно тут (http://deep-water.ru/?http://borkhers.livejournal.com/143587.html)
Это Ваш 4-й ТОПовый пост за последний год (http://deep-water.ru/top/). Посмотреть статистику автора можно тут (http://deep-water.ru/top/info.php?id=428)
Image

Date: 2007-03-25 10:40 pm (UTC)
From: [identity profile] wlada-kap.livejournal.com
Поклон Вам...
И живые порой бывают беззащитны - и это ТОЖЕ прочитывается в Вашем богатом и болевом эссе.
Да, именно - и коробит и ранит порою...
Главное, что есть ПРОТИВОСТОЯНИЕ.
И МНОГИЕ ЛЮБЯЩИЕ и даже НЕМНОГИЕ ЛЮБЯЩИЕ всегда больше ТОЛПЫ нелюбящих...
Спасибо!

Date: 2007-03-26 04:04 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Спасибо Вам!

Date: 2007-03-26 01:27 pm (UTC)
From: [identity profile] nina-sani.livejournal.com
Огромное спасибо Вам за весь цикл эссе и за этои слова особенно:
" Человек особенно беззащитен, когда он мертв."
Ваши эссе справедливы и человечны, я читала их не просто с интересом, но глубоко со-чувствуя.

Date: 2007-03-26 01:48 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Спасибо Вам!

Шея затекает

Date: 2007-03-26 05:10 pm (UTC)
From: [identity profile] yshata.livejournal.com
Не быть как Бродский очень легко. Сочувствовать ему бесполезно и нелепо. Беззащитным он не выглядел никогда - ни на суде, не в Норинском, ни в эмиграции, ни после смерти. Ибо редкого ежедневного мужества был человек. Первый раз слышу, что бы кто-то назвал его "средним поэтом". Что же касается "модно не любить" - так это всегда было... Неинтересно любить того, кто выше тебя на три головы и три туловища. Да и неудобно. Шея затекает

Re: Шея затекает

Date: 2007-03-26 06:08 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Согласен. Ох, этот острый хондроз, как говорила тетя Маня, живущая на Гаванной угол Ландероновской! Спасибо.

Date: 2007-03-27 01:28 am (UTC)
From: [identity profile] jedynka.livejournal.com
Ну вот и другой срез, другое соотношение; скажешь, нерепрезентативное?

December 2020

S M T W T F S
  1 23 45
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Feb. 8th, 2026 06:24 am
Powered by Dreamwidth Studios