
Рано или поздно - нужно завершить начатое и, обращаясь к читателю, поздравить друг друга с берегом. Ура!
*
Но строка не кончается, и крик застревает в горле, и разрастающийся снежный ком комментомнений, которые высказали вы, мои дорогие друзья, не дает мне покоя.
*
В любой дискуссии есть одна бессознательная цель - показать как мы не любим друг друга, чтобы доказать как мы любим Идеал, Истину.
*
Рече Пилат: Что есть Истина?
Иисус же ответа не даде ему.
*
Потому что истина может быть воплощена, оставаясь невыразимой.
*
Если она и рождается в споре, то рождается мертвой. Участники спора приходят каждый со своей маленькой правдой и выкладывают ее, а потом мы играем, как дети во дворе, которые вынесли свои игрушки. Не лучшие, а те, которые им позволили вынести родители.
*
И начинается игра с участием всех наших истин-игрушек.
*
Но пора расходиться по домам, разобрать игрушки, сваленные в кучу, или "до кучи", как иногда говорят у нас. При этом многие уже забыли, какую именно игрушку кто вынес во двор, что нужно забирать с собой. На разбирательство уходит какое-то время.
*
Истины разобраны, все разошлись по домам. И мертворожденная в споре истина так и остается на асфальте, как глиняная дымковская игрушка с раскинутыми руками и выпученными глазами.
*
Никому не нужна она на фиг, ни мне, ни кому иному. Никому. А ведь в ней, глиняной, грубо раскрашенной, примитивной, есть своя прелесть. Она не хуже Барби, в конце концов.
*
Я принес свою игрушку-истину домой и теперь рассматирваю. Она порядком пообтрепалась, но изменилась мало.
*
Когда то я написал:
Мы твердо на своем стоим, приходим каждый со своим, друг друга ни о чем не просим, и все свое назад уносим...
Лет тридцать назад. Но пришлось как раз к этому случаю.
*
Не хочу суммировать, сводить счеты с людьми и их мнениями. Обидно за впавших в крайности и прошу прощения, если я кого-то к этому подтолкнул.
*
Просто напоминаю, что хотел сказать.
Модно не любить Бродского. Можно не любить Бродского. Можно превратить его имя в фетиш, можно в ярлык.
Но вот чего делать не стоит: забывать, с чем пришел поэт в наш мир, что унес с собой навеки, а что оставил нам, чтобы мы как-то этим распорядились.
*
Отказ от наследства, особенно демонстративный, всегда имеет в своей основе отождествление и нежелание признать отождествление. Ненависть оказывается оборотной стороной любви.
*
Меня глубоко коробят эпитеты "гениальный графоман", "средний поэт", "слабый поэт", "пустослов" применительно к Иосифу Бродскому. Это как детская дразнилка, когда дразнят беззащитного. Человек особенно беззащитен, когда он мертв.
*
Написал " коробят", плохо, надо - "ранят". В этом эссе было много передержек, это от боли.
*
"Век скоро кончится, но раньше кончусь я" - написал поэт и выполнил намеченное. ХХI век - это век без Иосифа. Но и без нас с вами, участники спора!
Ибо поэтический турнир - это турнир, за которым не следят Герцог и Прекрасные дамы. Только участники и те, кто хотел бы участвовать, но пока не выпустили.
*
Зал в клубе, где сидят исключительно участники чтений. Кто отчитался - громко обсуждает с приятелем свои дела. Кто еще не читал - готовится к чтениям. На сцене - читающий, не имеющий представления о том, как он одинок.
*
Это ведь имеет отношение не только к Бродскому. Мне пришлось участвовать в пушкинском фестивале 1999 года (200 лет!). Выступающим был предоставлен выбор: читать или Пушкина, или свое... Как вы думаете из ста с лишним читающих, как много поэтов прочитало Пушкина?
Думаете, никто?
Ошибаетесь.
*
Человек, который прочел Пушкина, был один. Это был Дмитрий Пригов. Правда, он не читал текст, а пел, или почти завывал. Он решил превратить "Мой дядя самых честных правил" в индийскую мантру. Это получилось не очень хорошо.
*
А автор этих строк, что прочел он?
*
Я прочел Набокова, заключительное стихотворение из "Дара":
"С колен подымется Евгений, но удаляется поэт"
*
Вернее, поэты. В том числе и Иосиф Бродский. С каждой минутой он все дальше и дальше.
Но строка не кончается, не кончается, все еще не кончается, ну не странно ли?