borkhers: (Default)
[personal profile] borkhers

*
Без сверхценных идей, на мой взгляд, невозможно никакое достижение.Представим себе, сколько усилий прилагает спортсмен для того, чтобы улучшить мировой результат на доли секунды и как мало значат эти доли секунды в глазах большинства, да и в конечном счете в жизни самого рекордсмена. Ибо ему предстоит пережить "схождение с пьедестала", утрату популярности и забвение в сравнительно молодом возрасте. Другие области человеческой деятельности обычно отодвигают разочарование ближе к старости.
Вот почему именно с бывшими спортсменами, музыкантами-вундеркиндами, не достигшими вершин в более позднем возрасте, часто происходят печальные перемены...
*
Еще менее могут быть поняты большинством сверхценные идеи ученых. В студенческие годы мы дружили с С. Он учился с нами на одном курсе. То время, которое мы отдавали развлечениям, КВН, он проводил в биохимической лаборатории, изучая под микроскопом препараты слюнных желез собаки. Он искал там фермент, расщепляющий жиры - трипсин. Считалось, что трипсина в слюнных железах быть не должно и жиры начинают перевариваться только в тонком кишечнике. С. обнаружил в слюнных железах крайне незначительное количество трипсина, но для него это маленькое открытие заслонило весь мир. - Это трипсин! - говорил он всем и каждому. Мы посматривали на него иронично. И напрасно.
С. стал академиком, возглавил крупнейший биохимический НИИ. К сожалению, его уже нет.
В зрелом возрасте, когда ему напоминали о трипсине, он только посмеивался. Но стартовый эмоциональный заряд был ему совершенно необходим.
*
Сам я тоже какое-то время не мог говорить ни о чем, кроме предмета своих научных изысканий. Вероятно, на меня тогда тоже посматривали, как на "двинутого", но я, конечно, этого не замечал.
Сегодня. читая лекции своим студентам, я даже не упоминаю о вещах, столь важных для меня в юные годы.
*
Вспомнился один из героев "Колыбели для кошки" Курта Воннегута, создававший ядерную бомбу. В какой-то момент он сказал:"Интересно про черепах." Оказалось, что он заинтересовался, как перемещаются позвонки черепахи, когда она втягивает голову в панцирь. Работа над бомбой была приостановлена, а лаборатория заполнилась медлительными рептилиями. Пришлось всех их убрать,чтобы ученый занялся "своим прямым делом".
*
Вот это "интересно про черепах" - ключ к пониманию сверхценных идей, совершенно непонятных для окружающего мира...
*
Почему еще так не люблю я термин "сверхценные идеи". Именно его "приклеивали" в брежневские годы диссидентам. Приклеивали совершенно искренне, считая, что если люди ради какой-то "демократии и верховенства закона" готовы сидеть в лагере и психушке, то нормальными их назвать никак нельзя.

Date: 2012-03-25 09:01 am (UTC)
From: [identity profile] al-ta-hd.livejournal.com
Вот, кстати, Буковский в ветре почти готов грустно признать, что они в чем то правы.

Date: 2012-03-25 09:44 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Ну, я пока не готов. У меня понятия нормы очень широки :)))

Date: 2012-03-25 09:04 am (UTC)
From: [identity profile] lev-usyskin.livejournal.com
*считая, что если люди ради какой-то "демократии и верховенства закона" готовы сидеть в лагере и психушке, то нормальными их назвать никак нельзя.*

ух, сложный это вопрос, не простой.

Date: 2012-03-25 09:45 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Да, заслуживающий обсуждения, но помним о поллитркорректности!

Date: 2012-03-25 09:12 am (UTC)
From: [identity profile] ptica-ga.livejournal.com
Очень точно про учёных. Я даже иногда думаю, что любой человек, поймавший драйв от интеллектуальной деятельности в юности, подсевший на этот наркотик, потом ищет его постоянно. И даже если он не становится академиком и директором института и как бы не посмеивался над своими "детскими" открытиями, всё равно уже не может оторваться от поиска этого состояния кайфа от решенной задачи.

Date: 2012-03-25 09:46 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
если только не найдет кайф в каком-либо веществе, чему немало примеров...

Date: 2012-03-25 09:49 am (UTC)
From: [identity profile] ptica-ga.livejournal.com
это да, не редкость.
я не могу тут ни судить ни тем более осуждать, потому что у меня лично аллергия на алкоголь, меня эта чаша миновала категорически.

Date: 2012-03-25 09:52 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Мой знакомый погиб от злоупотребления препаратом, в синтезе которого сам принимал участие...

Date: 2012-03-25 09:55 am (UTC)
From: [identity profile] ptica-ga.livejournal.com
Беда.
Мои знакомые физики, математики, поэтому гибнут от банальной водки, увы и рано и нередко.

Date: 2012-03-25 09:56 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Это универсальное вещество.

Date: 2012-03-25 10:03 am (UTC)
From: [identity profile] ptica-ga.livejournal.com
Тут уже может быть поколенческий эффект, знакомые моих более молодых друзей гибли от наркотиков, ещё больше этого среди ровесников моей дочери. А мои ровесники убивают себя по старинке.

Date: 2012-03-25 10:08 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
у нас наибольший урон наркотики нанесли поколению, рожденному в конце шестидесятых. Там много убитых. А в моем поколении в основном - раненые.

Date: 2012-03-25 10:15 am (UTC)
From: [identity profile] ptica-ga.livejournal.com
Да, Вы правы, это у меня аберраации.
Моих ровесников нет практически там, где я "занимаюсь наукой", это всё люди на 10 лет старше, а я приписываю себя к ним. А ровесники да, много поубиты и тем и этим и всяким.

Date: 2012-03-25 09:17 am (UTC)
From: [identity profile] marina-fr.livejournal.com
После поступления на биофак я заполняла анкету с вопросом "Чем интересуетесь". Имелось в виду, конечно, занять какой-то общественной деятельностью. Я честно написала - "межполушарная асимметрия, распознавание образов, нерешённые проблемы эмбриологии и теории эволюции".

Date: 2012-03-25 09:47 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Да... интересно, что написал бы я, получив такую анкету на первом курсе.

Date: 2012-03-25 09:31 am (UTC)
From: [identity profile] arkshtypel.livejournal.com
Вот и девок упекли за то же самое

Date: 2012-03-25 09:48 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
А упекли? Был суд? Я как-то выпал из новостей. Но, думается, что причиной их неприятностей были не сами идеи, как у нашего брата - диссидента, а поступки. Разумеется, неприятности - чрезмерны.

Date: 2012-03-25 10:07 am (UTC)
From: [identity profile] arkshtypel.livejournal.com
Они сидят в предварительном заключении, а суд в конце апреля.
Так что "неприятности" здесь слово не очень-то уместное.
При советской власти ты мог думать как угодно, а сажали - и в тюрьму, и в дурку - именно за поступки.
Другое дело, что поступки - преступления, блин! - могли быть совершенно смешными. Как и в данном случае

Date: 2012-03-25 10:10 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Тут преступление скорее комично, а последствия, скорее трагичны... Хотя я надеюсь на благополучный исход (типа "отсрочка исполнения приговора до второго пришествия")
Или я недооцениваю установившийся в России режим?

Date: 2012-03-25 10:24 am (UTC)
From: [identity profile] arkshtypel.livejournal.com
Какая отсрочка?! Люди второй месяц сидят в тюрьме по делу, нормальная цена которого - административный штраф.
А тут еще этот гебешник вякает http://www.patriarchia.ru/db/text/2101850.html

Date: 2012-03-25 11:31 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Ну, а что он должен был бы сказать? нынешняя должность его обязывает. Что до меня, то я бы отпустил девиц сразу. ты это хорошо знаешь.

Date: 2012-03-25 11:54 am (UTC)
From: [identity profile] arkshtypel.livejournal.com
Так и "охотников на диссидентов" должности обязывали.
Мог бы сказать не о происках дьявола, а о терпении и милосердии.
А здесь - лицемерно завуалированный призыв "разбить собачьи головы".
А что этот призыв услышан, можешь не сомневаться.

Date: 2012-03-25 12:29 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Ох, подождем! как меня все это огорчает, знали бы вы, друзья. Но в наш пиитический садик, вроде не ходят пока? или уже началось?

Date: 2012-03-25 12:45 pm (UTC)
From: [identity profile] arkshtypel.livejournal.com
Так мы ж людишки робкие. Жмемся по углам, на амвоны не лезем.
А захочут - и до нас доберутся. Гланое, как говаривал Михалсергеич, нАчать...

Date: 2012-03-25 01:01 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
дальше само покатится...
From: [identity profile] bobrinna.livejournal.com
вы правы. и, мне кажется, они важнее, чем продвинутая способность к адаптации..
From: [identity profile] silver-y.livejournal.com
А если сверхценной идеей является способность к адаптации?
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Тогда получится приспособленец чистой воды и высшей пробы. которую некуда будет ставить.

Date: 2012-03-25 09:40 am (UTC)
From: [identity profile] tamar-xiii.livejournal.com
Спасибо за воспоминания и стихи, часто читаю с большим интересом.
"...стартовый эмоциональный заряд был ему совершенно необходим, чтобы достигнуть значительных результатов".
Наверное, это главное - как вынашивание и воплощение идеи скажется на дальнейшем развитии. Если человек увлечен идеей, отсюда совсем не следует, что она вредна для него. Но в некоторых случаях может быть и вредна? Независимо от лагеря и других угроз извне.

Date: 2012-03-25 09:51 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Разумеется, может быть вредна. Гибель за идею - это всегда гибель за сверхценную идею.

Date: 2012-03-25 10:22 am (UTC)
From: [identity profile] grueffelo.livejournal.com
"эгоистические интересы приходят на смену нравственным принципам."
Но ведь "интересно про черепах" - совершенно эгоистический принцип. И ведь такой ученый, возможно, ребенка собственного покормить забудет, изучая черепаху.

Date: 2012-03-25 11:32 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Сверхценное отношение к научным идеям и к нравственным принципам - проходят по разным ведомствам :)))

Date: 2012-03-26 06:49 am (UTC)
From: [identity profile] grueffelo.livejournal.com
О, это точно сказано. :) Хотя психологически, наверное, фиг отличишь. Или нет?
(deleted comment)
(deleted comment)

Re: и в спорте, и в идеях

Date: 2012-03-25 11:33 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Так оно и есть.

Date: 2012-03-25 10:58 am (UTC)
From: [identity profile] rinatishe.livejournal.com
до сих пор помню первую лекцию профессора, читавшего нам дифференциальные уравнения. замечательный дядька, влюбленный в математику, да...
он тогда сказал, что когда понял, еще будучи студентом, насколько связаны диффуры и интегралы - испытал настоящий оргазм
мы всем потоком, конечно, дружно посмеялись, но потом даже самые лентяи старались не пропускать его лекции, уж очень интересно было его слушать. да и вообще интересно было :-)

Date: 2012-03-25 11:34 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
"интересно про черепах".

опечатка

Date: 2012-03-26 07:22 am (UTC)
From: [identity profile] timur0.livejournal.com
В какой-то момент он скмзал:

Re: опечатка

Date: 2012-03-26 08:00 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
выправим спасибо

December 2020

S M T W T F S
  1 23 45
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated May. 13th, 2025 07:03 pm
Powered by Dreamwidth Studios