borkhers: (Default)
[personal profile] borkhers

*
Я уже упоминал, что в семидесятые годы в психбольницу изредка попадали дети т.н.ответственных работников, "слуг народа". Почтенные номенклатурные работники рассматривали больницу как крайнее средство воспитания. Общались они исключительно с администрацией. Поступали "блудные дети" по направлениям, подписанным главными врачами диспансера или больницы.
Задачей психиатра было "наказать" негодных детей так, как чиновные папы наказать своей рукой не могли.
*
Увлечение наркотиками, торговлей импортным шмутьем (какой позор!) и даже чрезмерное увлечение рок-н-роллом(!), тесно сопряженное со спекуляцией импортным "винилом". О психопатическом поведении со вспышками гнева и агрессией (а такое тоже бывало) здесь упоминать не стоит: эти подростки и юноши и впрямь заслуживали госпитализации. И был еще один вариант позора, невыносимого для партийца или гебешника. Это - юношеские увлечения религией. Сын инструктора обкома и внук старого большевика - что он делает в церкви? И мало того, что он отпустил длинную бороду! Он всерьез думает о поступлении в семинарию! И на прикроватной тумбочке у него стоит иконка и - страшно сказать - портрет Государя!
*
Безумец! Безумец! Безумец!
*
И того хуже - увлечение Востоком, буддизмом, а чаще - зловредная кришнаитская ересь! Один несчастный отец всерьез пытался уверить меня, что кришнаиты - агенты мирового сионизма, с их помощью "жиды" пытаются отвратить молодежь от комсомола и... Православия! Чиновный папа кришнаита не мог бы найти себе собеседника на эти темы худшего, чем я. Но, как видно, личное горе притупило в нем партийную бдительность. Тогда я впервые понял, что перед лицом злокозненного Востока партийные чиновники могут обратить свои взоры к традиционному Православию. На марксизм-ленинизм они уже не рассчитывали.
*
Разговаривал отец кришнаита со мной, зная, что я - православный христианин. О том, что я этнический еврей он не догадывался. Поэтому в выражениях не стеснялся. Почему я не сказал ему правду в лицо? Почему не прервал разговор?
Трусость? Нет. МНЕ БЫЛО ИНТЕРЕСНО. В жизни я почти не встречался с этим типом людей. Выше главного врача больницы не было у меня знакомых в начальственной среде. Да и не искал я таких знакомств.
*
Лгу! Вспомнил - в районе я общался с первым секретарем райкома. Он был в депрессии. В районную больницу он пришел "с проверкой". Но цель проверки была встреча с психиатром. Он говорил со мной недолго. Узнав, что наши препараты несовместимы с алкоголем, он еще более помрачнел. Горестно вздохнув, он сказал мне, что уйдет с партийной работы. Я спросил его, почему он принял такое решение. Лицо секретаря приняло брезгливое выражение.
*
- ак Вы не понимаете! - процедил он сквозь зубы, - я больше не могу пить. Он действительно вышел на пенсию через несколько месяцев и вскоре умер от сердечного приступа. Я подумал - странно, всю жизнь работал печенью, а сдало сердце. Так это и называлось - работать печенью.
*
Но вернусь к отцу кришнаита. Он так и не доставил сына в больницу, хотя в момент беседы направление, выписанное на сына, у него было на руках. Очевидно, жена номенклатурного работника не одобрила этой меры. И с несостоявшимся пациентом я пересекся много позднее. Он в то время был уже истовым православным и учился в семинарии! Он рассказал мне, что папа пошел жаловаться на него... в КГБ! Сын тогда был уже в ипостаси христианина и - монархиста.
И в КГБ отцу сказали - ПУСТЬ ПОСТУПАЕТ В СЕМИНАРИЮ! Мы ему поможем! И бывший кришнаит принял эту помощь. Подписал ли он какие-то бумаги? Подписал. Ничего, сказал он мне - я ИХ всех обману.
*
В одном он с папой совпадал. Обратившись в христианство, он стал яростным антисемитом. Впоследствии он принял монашество, уже студентом Академии. Но - не удержался. В его жизни появилась женщина. С церковной карьерой ему пришлось проститься. Он стал политическим деятелем правого, националистического толка. Но и на этом поле не выбился. Вот уже двадцать лет, как я не знаю о нем ничего.
*
Был ли этот человек моим пациентом? Сегодня я думаю, что был. Но пациентом такого рода, которого лечить не нужно. Бесполезно.
*
Во второй половине восьмидесятых в больницу потянулись религиозные молодые люди. И православные, и кришнаиты, и баптисты. Их было совсем немного. Приходили они добровольно. И цель у них была - снять диагноз шизофрении, полученный ими ранее. Они не были жертвами режима. Диагноз был для них средством уклониться от воинской службы. Все они были пацифистами, кроме того, боялись дедовщины. Теперь им ничего не угрожало, а статья в военном билете мешала. Этих "пациентов" поручали вести мне - "этот из ваших", говорил мне старший врач больницы Д.И., Вы в этом разбираетесь.
*
Я и впрямь "разбирался". Где-то через неделю пациент уже был готов для представления на комиссию. За ним следовал второй. Диагнозы растворялись в воздухе. Религиозность для Ея Величества Психиатрии становилась "вариантом нормы".

Date: 2012-03-28 05:02 am (UTC)
From: [identity profile] wlada-kap.livejournal.com
Очень интересно,глубоко, искренно и замечательно написано. Борис, из Ваших "Записок" может быть, составится книга? Запишите тогда меня в первые потенциальные покупатели! :)

У Вас отличное! предисловие к книге Оливера Сакса "Человек, который принял жену за шляпу":)

Date: 2012-03-28 05:17 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Спасибо! Я очень рад, что эта книга 9Сакс) прочитана! Мы переводили еще две, но проект так и не был доведен до конца...

Date: 2012-03-28 06:15 am (UTC)
From: [identity profile] yuramayura.livejournal.com
За такой книгой я и в Одессу приеду! А где можно купить книги ваших стихов?

Date: 2012-03-28 06:18 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Думаю, в интернет магазинах. Или в издательствах - НЛО, "Русский Гулливер", естественно, через сеть. В издательствах - значительно дешевле. Спасибо!

Date: 2012-03-28 06:37 am (UTC)
From: [identity profile] timur0.livejournal.com
кстати, еще две книги Сакса вышли - "Антрополог на Марсе" и "Мигрень". не знаю, ваш ли это проект или параллелно кто.

Date: 2012-03-28 06:42 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Нужно узнать. Я занимался "Пробуждением". Перевели с женой где-то процентов шестьдесят текста, а потом труба заиграла отбой. В мои руки эти две книги на русском не попали, да не страшно - прочел их в свое время на языке оригинала.

Date: 2012-03-29 05:36 am (UTC)
From: [identity profile] stoshagownozad.livejournal.com
"Антрополог" переведен не слишком внимательно... например, drugs все время переводят как "наркотики", хотя по смыслу это "лекарства"... ну и так по мелочи кое-что...

Date: 2012-03-29 09:09 am (UTC)
From: [identity profile] timur0.livejournal.com
спасибо. книгу купил, но пока не читал.
а "мигрень" вообще стоит читать не-врачу? у меня вроде нет ипохондрии (мигрень есть), но насколько эта книга представляет общекультурный интерес? (человек/жена/шляпа - огромный)

Date: 2012-03-28 11:01 am (UTC)
From: [identity profile] rifle2.livejournal.com
вот ранее я вас спрашивал, много ли сумасшедших среди представителей власти.
Вы ответили, что раз сталкивались с секретарем райкома.
А у вас, оказывется, много пациентов было из власть имущих.
Edited Date: 2012-03-28 11:02 am (UTC)

Date: 2012-03-28 11:08 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Нет, это были дети. И то - моим пациентом был всего один.

Date: 2012-03-29 05:38 am (UTC)
From: [identity profile] stoshagownozad.livejournal.com
очень жаль... "Человек, который принял жену за шляпу" в свое время мне очень помог... Спасибо Вам за него.
(deleted comment)

Date: 2012-03-28 05:44 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Думаю, последнее. Кроме того, новая власть принесла огромные разочарования. От советского режима ничего не ждали. А вот от нового, свободного, как казалось...

Date: 2012-03-28 03:53 pm (UTC)
From: [identity profile] silver-y.livejournal.com
В Советском Союзе была стабильность, которой сейчас нет ни в России, ни в Украине. Люди действительно знали, что их ждет в будущем. Даже не так, люди знали, что в будущем если и будет хуже, то ненамного, при этом надеялись, что будет еще лучше. Я говорю о простых людях, не о номенклатуре. Хотя и среди обычных людей были те, кто с циничной усмешкой говорил о «завоеваниях коммунизма», но при этом и они надеялись на лучшее.

Сейчас же ситуация другая: для большинства населения нет светлого будущего. Для них есть «нам бы зиму пережить». Люди понимают, что если дальше будет так, как сейчас, то это уже огромный плюс, но при этом реально смотрят на мир и осознают, что скорее всего, будет только хуже. Намного хуже.

И еще один аспект: в тех местах Союза, где я бывал и откуда у меня есть родственники и знакомые (Пермская область, Архангельская, Крым, Камчатка) человек человеку все-таки был друг/брат. Особенно это было хорошо заметно на Севере. Люди не шуровали локтями в таких количествах, как сейчас, пытаясь отбить себе место под солнцем. Они действительно помогали друг другу.

Всего этого не хватает многим в современном строе.

Date: 2012-03-28 05:30 am (UTC)
From: [identity profile] grizzlins.livejournal.com
а дети-геи у высокого начальства встречались? Их папики пытались лечить? В наших краях такое бывало.

Date: 2012-03-28 05:42 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Скорее всего, были - но мне с этим сталкиваться не пришлось. а в этих заметках ограничиваюсь собственным опытом.

Date: 2012-03-28 05:59 am (UTC)
From: [identity profile] a-kallistratov.livejournal.com
>>>>>Они не были жертвами режима. Диагноз был для них средством уклониться от воинской службы. Все они были пацифистами, кроме того, боялись дедовщины.

Ну вот с этим я мог бы, конечно, поспорить. Как автор книги по истории кришнаитского движения в СССР, имел дело с множеством фактов именно насильственного помещения кришнаитов в психбольницы и именно за исповедование веры. Пионер движения в СССР А. Пиняев провел в психушках (5-я "столбовая" в Москве, спец в Смоленске и спец в Орле) в общем и целом шесть лет. У других тоже были приличные сроки.

Date: 2012-03-28 06:02 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Думаю (вернее, я знаю). Но это - личные воспоминания. А мне не приходилось сталкиваться с теми случаями, о которых Вы пишете. Тут иной жанр. Простите.

Date: 2012-03-28 06:13 am (UTC)
From: [identity profile] a-kallistratov.livejournal.com
Нет-нет, все нормально. Просто не удержался, чтобы не подать голос со своей колокольни. Вы меня простите.

Date: 2012-03-28 06:15 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Спасибо, что заглянули! А знаете ли Вы какие-то случаи в Одессе?

Date: 2012-03-28 06:17 am (UTC)
From: [identity profile] a-kallistratov.livejournal.com
Нет, в Одессе, насколько мне известно, ничего такого не было. В Днепропетровске было и в Киеве.

Date: 2012-03-28 06:20 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Вот Вам и объяснение... В Одессе я отслеживал подобные случаи.

Date: 2012-03-28 06:22 am (UTC)
From: [identity profile] a-kallistratov.livejournal.com
Низкий Вам поклон за это.

Date: 2012-03-28 06:27 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Вам спасибо. По-моему нескольким мы тогда все же смогли помочь. Горбаневская развернула кампанию в защиту Игрунова, это позволило ему избежать спецбольницы. Недавно мы вновь встретились, впервые - все втроем.

Date: 2012-03-28 06:45 am (UTC)
From: [identity profile] rinatishe.livejournal.com
"вариант нормы" - это просто шикарная фраза, так и просится для названия главы вашей будущей книги :-)

Date: 2012-03-28 06:52 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Если книга когда-нибудь будет написана, названием будет "пятая власть". Хотя и Ваш вариант - хорош, не спорю :)))

Date: 2012-03-28 07:25 am (UTC)
From: [identity profile] shraibman.livejournal.com
Я уже упоминал, что в семидесятые годы в психбольницу изредка попадали дети т.н.ответственных работников, "слуг народа". Почтенные номенклатурные работники рассматривали больницу, как крайнее средство воспитания. Общались они исключительно с администрацией. Поступали "блудные дети" по направлениям, подписанным главными врачами диспансера или больницы.
Задачей психиатра было "наказать" негодных детей так, как чиновные папы наказать своей рукой не могли.

Комментарий
Позвольте спросить. А что Вы (лично Вы) с ними делали, как Вы поступали в этих случаях?

Date: 2012-03-28 07:55 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Мне не нравится суровость Вашего вопроса. Тем более, что об этом я уже писал в другом месте. Как "лечащий врач" я наблюдал лишь одного такого пациента. Отказался выполнить распоряжение главврача и не назначил пациенту ни "сульфу" ни аминазина. Ограничился транквилизаторами, которые этому парню были необходимы. Вступил в конфликт с главным и вышел из него победителем. Поговорил с отцом парня - тот был высокопоставленным военным. "Больной" (а у него и впрямь было личностное расстройство) был выписан в кратчайшие сроки.

Другие доктора, кроме одного-двух, также не были извергами.

Date: 2012-03-28 08:50 am (UTC)
From: [identity profile] shraibman.livejournal.com
Извините, если вопрос прозвучал "сурово". Другого места я не читал, так как подписался на Ваш блог недавно. Мне просто было любопытно, что делали люди в таких ситуациях на Вашем месте.

Date: 2012-03-28 08:56 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Посмотрите - это цикл, где проставлен тэг.

Date: 2012-03-28 10:17 am (UTC)
From: [identity profile] no-ua.livejournal.com
Ваш пост було додано у стрічку "Nародного Оглядача" [NO.UA (http://no.ua/) - найкраще в українських блогах]. Ви можете прочитати свій запис за цією адресою: 
http://no.ua/blogs.php?id=111760

Date: 2012-03-28 03:56 pm (UTC)
From: [identity profile] silver-y.livejournal.com
«В одном он с папой совпадал»

Не в одном, а и в том, что прекрасно характеризует фраза:
«я ИХ всех обману»

December 2020

S M T W T F S
  1 23 45
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated May. 13th, 2025 08:53 pm
Powered by Dreamwidth Studios