borkhers: (Default)
[personal profile] borkhers


*
Степень, в которой близкие психически больного участвуют в его психотических переживаниях, бывает различной. Чем реальнее близость, тем теснее слияние родственника с психопатологией пациента. О "психозе вдвоем" я уже писал. Но это крайний случай. Точно так же и полное отделение пациента от родственников, непроницаемая психологическая преграда между ними - крайний случай. Хоть и встречается гораздо чаще, чем полное слияние. Обычно мы сталкиваемся с тем, что близкие вживаются в психопатологические переживания пациентов частично. И поведение близких не нарушается, или нарушается на короткое время. До развития полномасштабного бредового психоза у родственников дело не доходит.

*
У нас в ходу выражение: " А зачем Вы ему снитесь?". Эта присказка много лет назад была словами матери больного, который вовлек в бред пожилую женщину-психиатра и начал ей угрожать. Врач рассказала об этом матери пациента. И мать в ответ сказала эту великую фразу: "А зачем Вы ему снитесь?". Действительно, зачем?

*
Как-то ко мне пришла знакомая, близкая подруга человека, о котором ей хотелось поговорить. Три года тому назад этот человек впервые сказал, что его выживают из квартиры соседи сверху. Вероятно, им приглянулась квартира, и они решили создать для ее владельца невыносимую обстановку, чтобы тот продал ее по дешевке и как можно скорее. Для этого они приобрели некую радиоактивную установку и направляют на него незримые лучи. От этих лучей он потерял сон, ему трудно думать, в голове все путается. Кроме того, этот прибор передает угрожающие голоса прямо в мозг несчастного!
Ему становится легче, если он обкладывает себя пластиковыми бутылками, наполненными водой. Вероятно, вода поглощает лучи....
*
Подруга вовсю включилась в дело. Она раздобыла даже фартук, который носят рентгенологи, чтобы уменьшить облучение. Принесла бутыль святой воды, на всякий случай. Если понемногу святой воды добавлять в каждую бутылку с водой, которыми обкладывал себя "преследуемый", вреда от этого не будет.... Ничего не помогало.
*
Речь идет о двух технически образованных людях. Даже кандидатские у обоих защищены. Ну, у мужчины - дебют параноидной шизофрении. Но женщина-то психически здорова! (Правда, не очень умна).

*
Пошли на крайние меры. Квартиру поменяли! С доплатой. И что же? И там преследователи добрались до любовника (назовем вещи своими именами) моей знакомой! И там он начал обкладывать себя бутылками и укрываться резиновым фартуком. И опять не помогло. Новый обмен квартиры!
*
И только тогда, когда и в третьей квартире преследователи взялись за свое, моя знакомая обратилась ко мне. Посоветоваться, все ли у ее любовника "в порядке с головой". Три года было упущено.

*
Мне иногда звонит психически больная, которая уверена, что я на расстоянии влияю на нее и могу облегчить ее телесные недуги. Я выражаю ей сочувствие и неизменно отвечаю, что это самовнушение и никак повлиять на ее, очень тяжелую, болезнь я не могу. Но совсем недавно мне начала звонить ее мать со слезными просьбами - вмешаться в телесный недуг ее дочери. На расстоянии. С помощью гипноза.
*
Самая печальная история из этого "цикла". В юности я дружил со скульптором Ш. Она жила под крышей одного из самых красивых одесских домов в чудовищной коммунальной квартире. У нее иногда собиралась наша компания. Помню, как она хвасталась, что у нее было удачное лето: поставила в области трех неизвестных солдат и двух Лениных... Потом мы как-то разбрелись в разные стороны. Кто-то уехал в США, кто-то в Киев, кто-то - в Москву. С Ш. мы встречались теперь только на улице. Она вышла замуж. Родила ребенка. Развелась. Ленины вышли из моды и Ш. ваяла детали скульптур, которые чаще всего отбивали от мраморных тел вандалы. Да, и мужские гениталии Лаокоона - тоже. И голову лягушки. И пальцы детей.... Однажды мы встретились, и Ш. поговорила со мной дольше обычного. Она изложила мне сложную и запутанную бредовую систему с участием инопланетян, с голосами, лучами и прочими деталями, входящими в традиционный набор шизофренического бреда. Инопланетяне назывались "катанастапаками".
Замечательный кучерявый мальчик (чем-то похожий на маленького Ленина, которого в свое время также ваяла Ш.) бегал по аллеям городского сада. Наконец он подошел к матери и прислушался к тому, о чем она говорит.
Лицо мальчика приняло скучающе-скорбное выражение. "А, катанастапаки!" сказал он. И - побежал от нас. Психотический мир матери был для него повседневной скучнойц реальностью. Я посоветовал Ш. обратиться к врачу. Понятно, что мои советы Ш. не устраивали.

*
Через неделю я решился навестить ее, думая не столько о ней, сколько о ее ребенке. Знает ли отец ребенка о болезни бывшей жены? Но, поднявшись на верхатуру, увидел, что двери в коммунальную квартиру забиты досками . Все ясно. Помещение выкуплено, жильцы расселены, если не хуже.... Потом и весь дом опустел. В нем случился пожар.
Никаких следов Ш. я не нашел.

Date: 2012-04-02 11:48 am (UTC)
From: [identity profile] trepang.livejournal.com
видимо, "лучи" из соседней квартиры - частая история. соседка снизу моей покойной бабушки последние несколько лет ее жизни терроризировала ее, заявляя, что бабушка облучает ее телевизором. телевизор бабушка уже боялась включать, звук убавляла до минимума. соседка все равно исправно вызывала участкового, а также обрезала бабушке телевизионный провод.
(deleted comment)

Date: 2012-04-02 12:03 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
И такое, увы, бывает... Тогда вызывается милиция, милиция вызывает спецкарету...
(deleted comment)

Date: 2012-04-02 12:13 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Я бы не сказал... Но изменение правил госпитализации действительно не на пользу пациентам. В коррупционных случаях (я об этом обязательно напишу!) законодательство не помогает. А там, где пациенту требуется реальная помощь...увы.

Date: 2012-04-02 12:08 pm (UTC)
From: [identity profile] trepang.livejournal.com
у меня есть основания полагать, что соседка сократила дни бабушки на свете. в частности, несколько раз был перерезан и телефонный провод - один раз это было, когда у бабушки ухудшилось здоровье.

увы, участковый, которого мы тоже вызывали, чтобы урезонить соседку, говорил что-то вроде "когда убьют - звоните", а наши собственные разговоры с ней, и вежливые, и грубые, успеха не имели.

у соседки ситуация была, к слову, тоже дрянь; жила (и сейчас живет) в одной квартире с бывшим, ненавидимым мужем, не могли разъехаться.
(deleted comment)

Date: 2012-04-02 12:12 pm (UTC)
From: [identity profile] trepang.livejournal.com
я один раз с этим ее экс-мужем общался. произвел впечатление совершенно пропавшего человека - просто махнул рукой и ответил: я ничего не могу с ней сделать, разбирайтесь с ней сами.

Date: 2012-04-02 12:17 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Вспоминаю - Чазов пришел как-то к жене Брежнева, поговорить с ней о психологических проблемах мужа (речь шла о злоупотреблении снотворными). Та ответил буквально: У Вас есть генсек? Разбирайтесь с ним. А я ничего с мужем сделать не могу.

Date: 2012-04-02 12:03 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Телевизор вообще - враг человека. психотики чувствуют это острее других. Ну, мы тоже когда-то "впускали ядовитые газы" в замочную скважину соседке, комиссия приходила разбираться.

Date: 2012-04-02 08:17 pm (UTC)
From: [identity profile] green-dancer.livejournal.com
Нет, :) вы мне объясните: вот я - не пью, не курю, телеффизора дома уже 15 лет нет.

И почему тогда я такой несчастный человек? :)))

Уважаемый Борис Григорьевич, вы вот не знаете, а ведь у нас есть нечто общее: а именно - нос. Да-да, горбатый нос, который отлично виден в профиль. Так вот, мой нос делал меня несчастным ещё в школе. Конечно, дело было не в "еврейском носе", а в ошибках воспитания, но комплекс неполноценности у меня тогда был очень сильный. Я этот мой несчастный и нелюбимый нос рассматривал с помощью двух зеркал: маленького и настенного, и он казался мне абсолютно уродливым и нестерпимым как повод для унижения. В моём классе учились настоящие арийцы. И даже история Сирано де Бержерака мне не помогла - ведь Сирано не мог ни составить мне компанию ни научить экзотическим приёмам драки, которые в свою очередь он получил в дар от индейца из Южной Америки, потомка инопланетян из миссии "Сердца и Разума". Это, кстати, повесть Казанцева "Колокол Солнца".

Да, так о носе. Подростком я мечтал, чтобы его крылья были как можно меньше, и горбик бы его спрямить... но добила меня любимая бабушка :)))) которая однажды с чисто сельской непосредственностью ляпнула: "Володя у нас як маленький жидовчик". На что дед возмутился: "Скажеш таке!" -- "А чого ж, такий нос як у батька"... Дед не мог с ней согласиться. Но бабушкина неожиданная искренность убедила меня в самом страшном подозрении: меня не любят, потому что я - жид.

Однажды, в шестом классе нас послали собирать рассказы ветеранов ВОВ. Ветеранов досталось только самым ответственным. Собрали (я и мой школьный друг Андрей), принесли, сдали. Через неделю - трам-тарарам: где описание боевых воспоминаний ветерана И.? Нет! -- как?! мы же сдали, во-тт... -- Шнеля, шнеля, - по новой отбирать показания...

Моему другу было лень и неловко, а я был уже пришибленным и запуганным, и ослушаться не посмел. Прихожу снова на явку, а ветеран сидит и картошку с мясом лопает, и салатом заедает. А я перед ним стою... Он спрашивает: "ну, и зачем снова вам рассказывать, я ведь уже всё рассказал..." - я мнусь, и неразборчиво плету какую-то непонятную историю. Он сидит-сидит и вдруг: "Хлопчик, а ты не еврей?" - обидно и больно аж-ж... "Нет, я только похож, а так я - украинец." - "Бывает"...

===
Вот как мне жить с таким носом? и вообще, с такой судьбой... Если бы да кабы мой нос сбежал от меня, интересно, какой департамент он бы выбрал сейчас? :)
Edited Date: 2012-04-02 08:21 pm (UTC)

Date: 2012-04-02 08:34 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Так и я жил с носом. Со школьной скамьи. и долго был несчастным-несчастным. Но с пятидесяти одного года стал почти счастливым. Чего желаю всем, и Вам, в частности!

Date: 2012-04-02 08:39 pm (UTC)
From: [identity profile] green-dancer.livejournal.com
"Да, но..." :)))
Я так долго точно не проживу.

Date: 2012-04-06 08:43 pm (UTC)
From: [identity profile] yulia-shulimova.livejournal.com
Так и хочется сказать:" Да ладно Вам":)

Как бы это глупо не звучало, но больше всего во внешности моего любимого-еврея мне нравится именно нос:)

С горбинкой и широкими крыльями.

Это же целое достоинство!:)))
(deleted comment)

Date: 2012-04-02 12:15 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Интересно, можно ли сказать, что у "особистов" паранойя - профессиональное заболевание? Подумаю над этим :). Само по себе эксцентричное поведение пациентов скорее развлекает народ... К сожалению.
(deleted comment)

Date: 2012-04-02 02:36 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Догадываюсь. Сам я был в подобном положении и как доктор, и как сосед по коммунальной квартире.

Date: 2012-04-02 01:53 pm (UTC)
From: [identity profile] dfs-odessa.livejournal.com
Про мою тетку покойную, отец рассказывал...что она вроде в ГБ работала, так уже на пенсии, при Союзе, если покупала колбасу, то предпочитала ту, которая на витрине, той, которую доставали откуда-то (из-под, ящика, проч). Типа, чтобы не отравиться...

Date: 2012-04-02 02:36 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Понимаю. Работа все же предрасполагает...

Date: 2012-04-02 12:49 pm (UTC)
From: [identity profile] himmelsweit.livejournal.com
Это как же слепо надо любить человека и верить ему, чтобы не спохватиться после первых же рассказов про соседей, посылающих радиоактивное излучение, а дождаться третьего обмена квартиры...
Когда я была маленькая, у нас тоже была соседка, которая приходила и рассказывала, что соседи с другой стороны от её квартиры запускают к ней ядовитые газы, чтобы выжить её. И я ещё не раз слышала похожие истории. Печально.:(

Date: 2012-04-02 12:57 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Границы между безумием и нормой не охраняются. Существуют пограничные области, в которых отличить одно от другого невозможно...

Date: 2012-04-02 01:53 pm (UTC)
From: [identity profile] gg59.livejournal.com
"...мои советы Ш. не устраивали".
У нас есть добрая знакомая, пожилой человек, она выбрала меня слушателем своих страхов. Как правило, это телефонные монологи минут на 30 минимум. Все то, что Вы описали: враги во всех квартирах, газ, чтобы ее отравить и т.д. Если мне удается вставить слово, я тоже ей говорю, а иногда кричу, что нужен врач, а я не врач, но "мои советы Ш.не устраивали".
Прекратить ее звонки, отказать ей я не считаю возможным, у нас очень давняя, несколько десятилетий, дружба. И что делать непонятно.
Когда она чувствует себя неплохо, все понимает, извиняется.

Date: 2012-04-02 02:37 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Да, так оно и получается. Мой принцип - говорить с больным так, как будто он здоров.

Date: 2012-04-02 03:08 pm (UTC)
From: [identity profile] gg59.livejournal.com
Если можно, поясните, Борис Григорьевич.
Говорить, словно человек здоров, не получается. При наших встречах она просит дать ей совет, но никакая логика не воспринимается, она не слышит.
Я приобрел постыдную манеру иногда заканчивать эти беседы, повышая голос, чего, будь она здорова, никогда бы себе не позволил.

Date: 2012-04-02 04:20 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Нужно ясно и внятно сказать, что иного совета у Вас для нее нет и завершить разговор. Иначе Вы играете в знаменитую Берновскую "игру" ДА,НО.

Date: 2012-04-02 04:30 pm (UTC)
From: [identity profile] gg59.livejournal.com
Спасибо!

Date: 2012-04-02 01:57 pm (UTC)
From: [identity profile] dfs-odessa.livejournal.com
у моей знакомой, интересная фишка. Она терпеть не может, когда жуют возле неё. До агрессии доходит. Молодая, лет 30ти. Это может как-то излечиться?

Date: 2012-04-02 02:38 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
А это не болезнь. а фишка. А от фишки лекарств не бывает.
(deleted comment)

Date: 2012-04-02 04:23 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Увы, без желания пациента никакая консультация не будет полезна. Ясно, что для него неоязычество (родноверие) стало сверхценной идеей, мы иногда говорим о "комплексе неофита", поведение не зависит от религии, которую выбрал новообращенный... Лекарств от этого нет.
(deleted comment)

Date: 2012-04-02 04:36 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Да. Даже если это и не поможет. Это единственное, что Вы можете попытаться сделать.
(deleted comment)

Date: 2012-04-02 04:51 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Нет. Говорить о том, что Вас тревожит в его поведении и каких последствий для него Вы боитесь.
(deleted comment)

Date: 2012-04-02 06:19 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Да,желательно, чтобы человек почувствовал это сам.К сожалению, как правило, пациенты этого не чувствуют.

Date: 2012-04-02 04:28 pm (UTC)
From: [identity profile] limeryk.livejournal.com
надо же... я когда-то придумала фразу "главное - это не стать частью чужого бреда", и думала, что это моя такая сочная цветастая метафора, родившаяся по причине моего интуитивного понимания психологии человека, а оказалось, что это - обычный клинический случай...
вот это я попала.

Date: 2012-04-02 04:36 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Ох, все мы открываем велосипеды. Я тоже изобрел несколько :)))

Date: 2012-04-02 04:39 pm (UTC)
From: [identity profile] limeryk.livejournal.com
главное в открытии велосипеда - это то, что это МОЙ велосипед. :))

Date: 2012-04-02 05:27 pm (UTC)
From: [identity profile] ma535468.livejournal.com
http://masha-koroleva.livejournal.com/534206.html

что вы можете сказать о псих здоровьи этой женщины с такими вот статьями в своем жж.
а в остальном весьма адекватный чел

Date: 2012-04-02 06:20 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Диагнозов по жж я не ставлю и, надеюсь, никто из моих коллег тоже.

Date: 2012-04-02 08:17 pm (UTC)
From: [identity profile] krupelega.livejournal.com
Читать Ваши записи - поразительно интересно и, возможно, это странновато звучит в приложении к такой тематике, но мне это чтение доставляет удовольствие. Мне хочется,чтобы посты были ещё длиннее и чтобы чтение так быстро не заканчивалось.

Date: 2012-04-02 08:33 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
тогда это уже не ЖЖ формат. Но когда-нибудь эти осколки соберу в мозаику. Спасибо!

Date: 2012-04-03 11:24 am (UTC)
From: [identity profile] valik-dred.livejournal.com
Моя подруга на полном серезе верить что в ее голоове живеть ,Вампирша,Ведма ,Инкуб,и какоито хранитель виктор,что самое веселое она на автомате вовлекаеть в свою раннюю стадию всех в независимости от того верять ли ей или нет,Она называеть всех либо посвещенными либо нет....

Date: 2012-04-06 08:53 pm (UTC)
From: [identity profile] yulia-shulimova.livejournal.com
В соседней квартире за тонкими стенами живет семья из трех женщин: бабушка, дочка и внучка. У каждой очень тяжелая "судьба". Каждый вечер начинается дикий крик в 3 голоса, кто кому жизни испортил. Заканчивается руганью в адрес самой младшей, так как та утверждает, что у нее не сложилась личная жизнь, потому что бабушка её прокляла и теперь инопланетяне забирают каждого понравившегося ей мужчину.

И так каждый вечер...
Изредка проскакиваю угрозы всех порезать и вот тогда становится совсем страшно - вызывать участкового? Медпомощь? соседа сверху? Теряюсь.
Edited Date: 2012-04-06 08:54 pm (UTC)

Date: 2012-05-02 08:25 pm (UTC)
From: [identity profile] resonata.livejournal.com
Не очень понятно, как отделить эксцентричность от болезни на ранней стадии, а не тогда, когда уже явно острый психоз начался с бредом и галлюцинациями. Особенно, если ты до того никогда не видел таких людей, такие болезни.

Date: 2012-05-02 08:26 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Да. И особенно если ты близок заболевшему и доверяешь ему (ей)

Date: 2012-05-02 08:28 pm (UTC)
From: [identity profile] resonata.livejournal.com
И особенно, если по-настоящему мудрые и верные вещи мешаются с болезненными проявлениями :(

Date: 2012-05-17 07:53 am (UTC)
From: [identity profile] alar563.livejournal.com
"Речь идет о двух технически образованных людях. Даже кандидатские у обоих защищены. Ну, у мужчины - дебют параноидной шизофрении. Но женщина-то психически здорова! (Правда, не очень умна)."
Рассмешили)

December 2020

S M T W T F S
  1 23 45
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 12th, 2026 05:52 am
Powered by Dreamwidth Studios