Записки психиатра
Apr. 2nd, 2012 02:28 pm![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
*
Степень, в которой близкие психически больного участвуют в его психотических переживаниях, бывает различной. Чем реальнее близость, тем теснее слияние родственника с психопатологией пациента. О "психозе вдвоем" я уже писал. Но это крайний случай. Точно так же и полное отделение пациента от родственников, непроницаемая психологическая преграда между ними - крайний случай. Хоть и встречается гораздо чаще, чем полное слияние. Обычно мы сталкиваемся с тем, что близкие вживаются в психопатологические переживания пациентов частично. И поведение близких не нарушается, или нарушается на короткое время. До развития полномасштабного бредового психоза у родственников дело не доходит.
*
У нас в ходу выражение: " А зачем Вы ему снитесь?". Эта присказка много лет назад была словами матери больного, который вовлек в бред пожилую женщину-психиатра и начал ей угрожать. Врач рассказала об этом матери пациента. И мать в ответ сказала эту великую фразу: "А зачем Вы ему снитесь?". Действительно, зачем?
*
Как-то ко мне пришла знакомая, близкая подруга человека, о котором ей хотелось поговорить. Три года тому назад этот человек впервые сказал, что его выживают из квартиры соседи сверху. Вероятно, им приглянулась квартира, и они решили создать для ее владельца невыносимую обстановку, чтобы тот продал ее по дешевке и как можно скорее. Для этого они приобрели некую радиоактивную установку и направляют на него незримые лучи. От этих лучей он потерял сон, ему трудно думать, в голове все путается. Кроме того, этот прибор передает угрожающие голоса прямо в мозг несчастного!
Ему становится легче, если он обкладывает себя пластиковыми бутылками, наполненными водой. Вероятно, вода поглощает лучи....
*
Подруга вовсю включилась в дело. Она раздобыла даже фартук, который носят рентгенологи, чтобы уменьшить облучение. Принесла бутыль святой воды, на всякий случай. Если понемногу святой воды добавлять в каждую бутылку с водой, которыми обкладывал себя "преследуемый", вреда от этого не будет.... Ничего не помогало.
*
Речь идет о двух технически образованных людях. Даже кандидатские у обоих защищены. Ну, у мужчины - дебют параноидной шизофрении. Но женщина-то психически здорова! (Правда, не очень умна).
*
Пошли на крайние меры. Квартиру поменяли! С доплатой. И что же? И там преследователи добрались до любовника (назовем вещи своими именами) моей знакомой! И там он начал обкладывать себя бутылками и укрываться резиновым фартуком. И опять не помогло. Новый обмен квартиры!
*
И только тогда, когда и в третьей квартире преследователи взялись за свое, моя знакомая обратилась ко мне. Посоветоваться, все ли у ее любовника "в порядке с головой". Три года было упущено.
*
Мне иногда звонит психически больная, которая уверена, что я на расстоянии влияю на нее и могу облегчить ее телесные недуги. Я выражаю ей сочувствие и неизменно отвечаю, что это самовнушение и никак повлиять на ее, очень тяжелую, болезнь я не могу. Но совсем недавно мне начала звонить ее мать со слезными просьбами - вмешаться в телесный недуг ее дочери. На расстоянии. С помощью гипноза.
*
Самая печальная история из этого "цикла". В юности я дружил со скульптором Ш. Она жила под крышей одного из самых красивых одесских домов в чудовищной коммунальной квартире. У нее иногда собиралась наша компания. Помню, как она хвасталась, что у нее было удачное лето: поставила в области трех неизвестных солдат и двух Лениных... Потом мы как-то разбрелись в разные стороны. Кто-то уехал в США, кто-то в Киев, кто-то - в Москву. С Ш. мы встречались теперь только на улице. Она вышла замуж. Родила ребенка. Развелась. Ленины вышли из моды и Ш. ваяла детали скульптур, которые чаще всего отбивали от мраморных тел вандалы. Да, и мужские гениталии Лаокоона - тоже. И голову лягушки. И пальцы детей.... Однажды мы встретились, и Ш. поговорила со мной дольше обычного. Она изложила мне сложную и запутанную бредовую систему с участием инопланетян, с голосами, лучами и прочими деталями, входящими в традиционный набор шизофренического бреда. Инопланетяне назывались "катанастапаками".
Замечательный кучерявый мальчик (чем-то похожий на маленького Ленина, которого в свое время также ваяла Ш.) бегал по аллеям городского сада. Наконец он подошел к матери и прислушался к тому, о чем она говорит.
Лицо мальчика приняло скучающе-скорбное выражение. "А, катанастапаки!" сказал он. И - побежал от нас. Психотический мир матери был для него повседневной скучнойц реальностью. Я посоветовал Ш. обратиться к врачу. Понятно, что мои советы Ш. не устраивали.
*
Через неделю я решился навестить ее, думая не столько о ней, сколько о ее ребенке. Знает ли отец ребенка о болезни бывшей жены? Но, поднявшись на верхатуру, увидел, что двери в коммунальную квартиру забиты досками . Все ясно. Помещение выкуплено, жильцы расселены, если не хуже.... Потом и весь дом опустел. В нем случился пожар.
Никаких следов Ш. я не нашел.
