borkhers: (Default)
[personal profile] borkhers
выложен ролик - программа "Вслух", посвященная взаимоотношениям религиозности и поэзии.

http://www.tvkultura.ru/issue.html?id=120102

М.б. для передачи выбрано не самое лучшее время: у верующих Великий Пост, у антиклерикалов - проблема "Пусси Райотс",
остальным я думаю, мало дела до поэзии и религиозности и, тем более, до их взаимосвязи.

Основной тезис Олеси Николаевой: не существует не религиозной поэзии.
Мой тезис: в основе поэзии заложена ересь.

У молодых участниц программы тезисов не было. Зато были хорошие, молодые стихи, а это - самое главное. Спасибо ведущему программы - Александру Гаврилову и всем, кто был задействован в подготовке передачи.

Date: 2012-04-02 02:55 pm (UTC)
From: [identity profile] lozelo.livejournal.com
Проблема Пусси Райот--как раз у православных.

Date: 2012-04-02 02:59 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Нет у меня такой проблемы. Отпустить и забыть.

(no subject)

From: [identity profile] ma535468.livejournal.com - Date: 2012-04-02 04:54 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-04-03 05:30 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ma535468.livejournal.com - Date: 2012-04-03 10:53 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kaktus-okamenel.livejournal.com - Date: 2012-04-03 05:05 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-04-03 05:29 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kaktus-okamenel.livejournal.com - Date: 2012-04-03 03:31 pm (UTC) - Expand

Date: 2012-04-02 02:58 pm (UTC)
From: [identity profile] koroleni.livejournal.com
Я ради этой передачи даже телевизор включила в кои веки.
Мне стихи участниц тоже понравились, особенно Марьи Куприяновой.

Date: 2012-04-02 02:59 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Я тоже отдал свои симпатии Куприяновой. Хотя ее соперница тоже хороша.

(no subject)

From: [identity profile] koroleni.livejournal.com - Date: 2012-04-02 03:03 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-04-02 04:19 pm (UTC) - Expand

Date: 2012-04-02 05:12 pm (UTC)
From: [identity profile] vazart.livejournal.com
спасибо за ссылку, а то мне удалось посмотреть!

Date: 2012-04-02 08:19 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Спасибо, что нашли время!

Date: 2012-04-02 05:37 pm (UTC)
From: [identity profile] limeryk.livejournal.com
на мой взгляд, поэты - это, безусловно, люди с искрой божьей.
только религия тут, действительно, совершенно ни при чём...

Date: 2012-04-02 07:51 pm (UTC)
From: [identity profile] limeryk.livejournal.com
потому что вера и религия - это две большие разницы

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-04-02 08:20 pm (UTC) - Expand

Date: 2012-04-02 07:03 pm (UTC)
From: [identity profile] prividenie-ja.livejournal.com
Мне помнится рассуждение архимандрита Рафаила о том, что человеческая культура вообще, с точки зрения церкви, примерно равна жемчужине - с позиции моллюска. Залетела песчинка в нежные ткани - трёт, мешает... приходится слой за слоем покрывать её перламутром, чтоб не так раздражала :) Этот подход примиряет оба ваших, нет?

Date: 2012-04-02 08:22 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Я не считаю, что любое творчество есть "маленькое схождение Святого Духа" (Пастернак). Существует творчество религиозно нейтральное и враждебное религии. А рассуждение архимандрита Рафаила прекрасное,конечно.

(no subject)

From: [identity profile] prividenie-ja.livejournal.com - Date: 2012-04-03 09:54 am (UTC) - Expand

Date: 2012-04-02 07:41 pm (UTC)
From: [identity profile] raria.livejournal.com
Спасибо. Очень интересно!! Я получила Огромное удовольствие!!!
Праздник слышать Вас
Спасибо за ссылку ))
Edited Date: 2012-04-02 07:50 pm (UTC)

Date: 2012-04-02 08:22 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Спасибо Валерия, С ДР - еще раз!

(no subject)

From: [identity profile] raria.livejournal.com - Date: 2012-04-02 08:28 pm (UTC) - Expand

Date: 2012-04-02 07:44 pm (UTC)
From: [identity profile] demian123.livejournal.com
"Удивительное - рядом!":)
Сначала включил запись.
Ещё до того, как услышал - и прочитал - комментарии, споткнулся на первом стихотворении ученицы О.Н. в гаррипотеровской мантии. О! "Технически" - абсолютно "херсонское" стихотворение!. Можно и рабирать - а можно - ещё раз прослушать - и представить, что ты его читаешь. Ученица Олеси Николаевой - ученица-ученицей, а что значит - органика!.:) Думаю, что это не "конвергенция" такая - на каком-то этапе, но - органически обусловленное родство. Построение поэтической фразы, образа и т.п. Резонансная Б.Х. ученица О.Н.
Бывает.:)
Хорошая фраза - о ереси.:) Это - да. Мужская позиция.(Скорее даже - не ересь: а отнимание у (несуществующего, имхо:) демиурга одной из его сфер: построение собственных миров.)
О.Н. - о другом: о нащупывании Неявного Присутствия. И экстатичности этого состояния. (Я всё ждал, когда прозвучит фраза о жонглёре, танцующем перед Богородицей). Но для этого не обязательно быть православным: экстатически улавливающим Присутствие может быть и средневековый жонглёр перед ликом Богородицы, и пляшущий Давид пред скинией, и хасид на Пейсах, и дервиш-юла.
И аз, грешный, иногда, если выпью.
И хиппи 60-х в ЛСД-трипе.
И любой наркоман с высшим образованием.:))
Зачем вообще - и при чём - религия.:) Не пойму я вас, религиозных.
Вобщем, взгляд Олеси Николаевой - более шаткий.
А твой - более еретический.:)
Хороший ролик. Жаль - обрезанный.:)

Date: 2012-04-02 08:24 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
где-то вдвое. Спасибо, Демьян!

Date: 2012-04-02 07:45 pm (UTC)
From: [identity profile] alsit25.livejournal.com
Тут нет противоречия, ересь тоже религия, новый жанр т.с. Мы ( когда христиане) , вроде , исповедуем манихейство, ересь.
Это все утраченная цельность Нового Времени. На самом деле это синонимы.
Однако Марговский негодует почему то на высокомерие О.Николаевой. Да и Гаврилову досталось... Вы же там были....
http://margovsky.livejournal.com/27005.html
Edited Date: 2012-04-02 07:48 pm (UTC)

Date: 2012-04-02 08:24 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Да нет, не был, но сейчас схожу :)))

(no subject)

From: [identity profile] alsit25.livejournal.com - Date: 2012-04-02 08:27 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-04-02 08:31 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alsit25.livejournal.com - Date: 2012-04-02 08:46 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-04-03 04:52 am (UTC) - Expand

Date: 2012-04-02 07:47 pm (UTC)
From: [identity profile] entenhaus.livejournal.com
Соглашусь с Вами: Цветаева, кажется, говорила: у поэта не может не быть проблем с единобожием. В таком виде это не противоречит Николаевой, что поэзия как и вера есть обличение вещей невидимых. А вообще да, время выбрано не лучшее, пригласить бы Хайдеггера и Гельдерлина - вот это была бы передача...

Date: 2012-04-02 08:29 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
А вот в чем тут дело: поэзия во многом есть отражение вещей видимых, словесный портрет и пейзаж. Попытка проникнуть в незримый духовный мир - одна из тем поэзии, но попытка проникнуть в спальню возлюбленной - тоже одна из тем...

(no subject)

From: [identity profile] alsit25.livejournal.com - Date: 2012-04-02 09:44 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-04-03 04:53 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alsit25.livejournal.com - Date: 2012-04-03 05:44 am (UTC) - Expand

Date: 2012-04-02 07:51 pm (UTC)
From: [identity profile] alsit25.livejournal.com
зачем же вещи обличать, они ни в чем не виноваты, "сами пришли" а вот давать им имена , это другое дело , облачать.

Date: 2012-04-02 08:30 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Это прямое Господне указание Адаму. Хоть одну заповедь да выполним!

(no subject)

From: [identity profile] alsit25.livejournal.com - Date: 2012-04-02 08:42 pm (UTC) - Expand

Date: 2012-04-02 08:25 pm (UTC)
From: [identity profile] esper-godmade.livejournal.com
Чудная передача, я смотрела по Культуре! Впервые Вас не только читала, но и видела, и слышала. :)
Куприянова очень понравилась. ))

Date: 2012-04-02 08:31 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
да - юность и искренность, два в одном. Очень. Ее соперница вовсю старалась быть более взрослой. У нее получилось.

Date: 2012-04-02 09:37 pm (UTC)
From: [identity profile] alsit25.livejournal.com
Ну вот же , и Зинка говорит "Поэзия вообще, стихосложение в частности, словесная музыка – это лишь одна из форм, которую принимает в нашей Душе молитва".

Date: 2012-04-03 04:55 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
однажды, став зрелей, из спешной повседневности мы входим в Мавзолей, как в кабинет рентгеновский... ну и т.д. Зинка не знала ни нашей современности ни восточной льстивости советской поэзии, иначе бы поостереглась.

(no subject)

From: [identity profile] alsit25.livejournal.com - Date: 2012-04-03 05:53 am (UTC) - Expand

Date: 2012-04-03 05:03 am (UTC)
From: [identity profile] kaktus-okamenel.livejournal.com
в основе поэзии и вообще всего живого - ересь. Христос - еретик, распятый за ересь.

в основе религии - мертвечина.

где между живым и мертвым живет Вера - Вам виднее..

Date: 2012-04-03 05:31 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Вы прошли через некий опыт или это взгляд "внешнего человека"?

(no subject)

From: [identity profile] kaktus-okamenel.livejournal.com - Date: 2012-04-03 03:42 pm (UTC) - Expand

Date: 2012-04-03 11:45 am (UTC)
From: [identity profile] ubizza-ap-stenu.livejournal.com
Тут уже так много всего, извините, если буду лишней. Посмотрела, да, спасибо за линк. Рада Вас увидеть и услышать, кстати.
Подходы такие - я ни один не разделяю, но это же ваши с Николаевой подходы, что сказать. На слово "ересь" я всегда делаю стойку, ибо чаще всего люди понятия не имеют, что говорят (извините). Это употребление теологического термина в совершенно не-теологическом смысле, которое у меня вызывает провал восприятия. Поскольку ересь - это выбор чего-то частного как общего правильного, и именно в силу этого ересь является искажением и осуждается Церковью; а вот бытие неординарным никакой ересью не является. Методологическая ошибка. Если по результатам самой передачи, то Николаева, при всей её заявленной православности, заузила своё понимание, восприятие и звучание (её молодые стихи лучше прочитанного; ритмизировать "поздравление батюшке ко дню рождения" таки не является поэзией). А уж реальные следствия заявленного направления поэзии как обязательно религиозной, так это, простите, "убицца веником". Девочки интересные, кто бы спорил; но эта Марья искусница, с соответствующим внешним видом и "мифологическим сознанием", или как там это определила Николаева, - это же элементарное язычество, пестуемое и возрождаемое. И о какой именно вере и религиозности говорит О.Н.? И что она там учит и растит. Вторая барышня, начавшая с "персонального ада". Кирие элейсон, да что это за ученицы??
Впадание в "тёмные стороны бытия" как диагноз современности. Слегка подвывающие голоса, томные строки, игра в нагромождение образов. Не хватает только пальцами эдак глаза прикрывать...

Ладно, я не хотела Вас расстроить. Просто на фоне этих исключительно-литературных страданий Ваши стихи выглядят попросту... здоровыми. Я бы это определила так.
(А Куприянова-то и вправду - к Вам близка, к Вам. Может, перерастёт молодёжные страсти-горести, и будет хорошо писать. Стихи-то крепкие. И образы замечательные.)

Date: 2012-04-03 06:43 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Вы правы почти во всём

(no subject)

From: [identity profile] ubizza-ap-stenu.livejournal.com - Date: 2012-04-04 07:55 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-04-04 08:59 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ubizza-ap-stenu.livejournal.com - Date: 2012-04-04 02:19 pm (UTC) - Expand

December 2020

S M T W T F S
  1 23 45
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 12th, 2026 08:42 am
Powered by Dreamwidth Studios