borkhers: (Default)
[personal profile] borkhers
*
В порядке исключения, делюсь отрывком из сновидения моей клиентки. Делаю это, разумеется, с ее разрешения.
*
Клиентке снится, что она - тележурналист и представляет Президента Украины. Президент сидит у нее за спиной, развалившись, на кожаном диване. Клиентка объявляет на государственном языке:
А зараз - звернення вельмишановного пана Президента!
Она поворачивается назад и видит, что Президент исчез бесследно. А дело в прямом эфире!
*
Клиентка поворачивается "на камеру" и разочарованно говорит, переходя на русский язык:
Ну вот! Опять Президент сбежал! Придется платить дань московскому Президенту!
*
Проснувшись, клиентка некоторое время не понимает - сон это, или явь... Я - тоже.

*
Почему я написал - "в порядке исключения"? Почему спросил разрешения использовать этот отрывок сновидения?
В психотерапии, как известно, действует жесткое правило конфиденциальности. Любой, даже самый невинный психический материал, является "собственностью" клиента. На его разглашение этика психотерапии налагает столь же строгий запрет, как церковь - на разглашение тайны исповеди. Первый этап психотерапии Юнг так и называет "светская исповедь".
*
Лишь несколько ситуаций требуют нарушить этот принцип. Если клиент на грани суицида и ему необходима срочная госпитализация. Если клиент угрожает кому-то убийством и терапевт сочтет эту угрозу реальной. Если клиент "действующий" педофил и какому-то ребенку угрожает реальная опасность.
*
Мне повезло. В моей практике были только случаи суицидальной угрозы. Но ни разу мне не пришлось сообщать в милицию о том, что мой клиент замышляет убийство или склонен к развращению ребенка. Просто не было у меня подобных клиентов. Но у кого-то были.
*
Было бы справедливо, если бы принцип конфиденциальности был взаимным. То есть - клиент не должен разглашать того, что происходит в процессе терапии, не должен обсуждать с родственниками и друзьями материал, анализировавшийся на очередной встрече и т.п. Это явно не в интересах клиента и не в интересах психотерапии, как таковой.
Однако же - клиент совершенно свободен. Не существует специальной этики клиента и нет этической комиссии, которая может рассматривать поведение клиента. Мне неизвестны случаи, когда клиент привлекался к ответственности.
*
Иными словами - клиент может разглашать все, что происходит в кабинете психотерапевта. Более того, клиент может сделать психотерапевта и психотерапию объектом своих фантазий. Мало кому из моих коллег удавалось избежать оговора. Я - не исключение. В моей практике было два таких случая. Один просто очень забавный. Второй - совсем не смешной. Хоть тоже не повлек за собой никаких серьезных последствий.
Расскажу о первом.
*
Как-то мне позвонила женщина и, представившись подругой моей знакомой М., попросила о встрече. Я назначил время. Накануне женщина позвонила, что у нее заболел ребенок, и она не сможет прийти. Вот и все. Больше она не звонила.
*
Некоторое время спустя, встретившись с М. я заметил, что та как-то лукаво на меня поглядывает. При следующей встрече это впечатление усилилось, М. буквально распирало от желания что-то мне сказать.
Я и спросил ее, что ее так заинтересовало.
- Ну, Боря, от тебя не ожидала! - сказала М., - ну понимаю, моя подруга привлекательная женщина, ты молодой (о где то время!) мужчина, но вот так, на первой же консультации...
Оказалось, что подруга рассказала М., что я буквально налетел на нее и она едва от меня отбилась... Причет рассказывала о том, что она отбилась так, что М. была уверена - отбиться подруге не удалось.
*
Мой рассказ о том, что я вообще не видел эту женщину, на М. особого впечатления не произвел. Лишь через неделю она сказала мне: ты знаешь? она почему-то спрашивала, какое белье ей надеть, когда она пойдет на консультацию. М. ответила ей, что эти доктора пациентов не раздевают. То есть, М. была готова поверить в мою невиновность (о невинности говорить не будем). Но не до конца.
*
Впрочем, говоря откровенно, мой авторитет в глазах М. не только не упал, но наоборот, она начала смотреть на меня как на настоящего "мужика". Но это уже совсем иная история.


размножение идет

Date: 2012-04-25 04:38 am (UTC)
From: [identity profile] natalipast.livejournal.com
развелось тут президентов тьма-тьмущая,даже спать мешают!

Re: размножение идет

Date: 2012-04-25 04:39 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Как раз сон об уменьшении их числа :)))

Date: 2012-04-25 04:41 am (UTC)
From: [identity profile] white16.livejournal.com
Пациентка слишком много смотрит телевизор...
... Как там у Булгакова – "не читайте советских газет..." (с)

Date: 2012-04-25 04:41 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
пациентка слишком много размышляет о политике.

Date: 2012-04-25 04:42 am (UTC)
From: [identity profile] white16.livejournal.com
Ну я уверен, что телевизор дает ей почву :)

Date: 2012-04-25 04:50 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Пойду, включу новости на десять минут :)))
(deleted comment)

Date: 2012-04-25 05:53 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Это было бы весьма разумно. Но не знаю, есть ли соответствующее правило...
(deleted comment)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Так я и думал. Знаю два случая, когда на исповедь шли, чтобы "посмеяться", смутить священника детальным описанием "блудного греха" и с радостью потом рассказывали в компании о реакциях батюшки...

Date: 2012-04-25 06:05 am (UTC)
From: [identity profile] klepinin.livejournal.com
после исповеди, кающийся вряд ли будет направо и налево рассказывать ее содержание. Иначе и исповедь была бы не нужна. Имхо.

Date: 2012-04-25 06:54 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
См. мой коммент выше.

Date: 2012-04-25 06:03 am (UTC)
From: [identity profile] klepinin.livejournal.com
да... оговоры в практике очень неприятная вещь.
А по поводу тайны содержания психотерапии, Вы же не нарушаете ее, не приводя имен, либо изменяя их. Ведь в книгах и учебниках примеры из практики именно так приводятся. Как же научить других, не раскрывая того, с чем Вы столкнулись, и что сделали?

Date: 2012-04-25 07:01 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Я напишу о нескольких случаях оговора. в том числе и второй случай, происшедший со мной.
Теперь о том, как я делюсь опытом. Я положил себе некий срок давности: двадцать пять лет. Мне помогает то, что практику я веду уже очень давно. Но и в этом случае - не называю имен и иногда меняю детали.
Что касается случаев "в ходу", не уверен, что моим клиентам будет приятно узнавать себя в героях моих "записок" или услышать рассказ моего студента о "веселой истории", сообщенной лектором...

В связи с этим я не писал статей с патографическим материалом. А эти "записки" в основном построены на очень давних случаях.

Date: 2012-04-28 11:57 am (UTC)
From: [identity profile] klepinin.livejournal.com
дада. Более чем разумный подход!

Date: 2012-04-25 06:05 am (UTC)
From: [identity profile] bulavinka.livejournal.com
Странное представление о "настоящем мужике".
Гамзатов вспомнился.))

Кто любую звал голубкой
И за каждой бегал юбкой,
Разве тот мужчина?

Date: 2012-04-25 06:17 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
странное, но распространенное :)))
(deleted comment)

Date: 2012-04-25 07:02 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Мюссе писал, что человек светский за жизнь имеет дело не менее чем с 200 женщинами. Он, впрочем, по-моему умер от сифилиса... Донжуанский список Пушкина выглядит куда скромнее.
(deleted comment)

Date: 2012-04-25 10:58 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
да, милая! но как же я узнаю,
что в мире нет прекраснее тебя? (с)

Date: 2012-04-25 07:00 am (UTC)
From: [identity profile] werhamster.livejournal.com
Я однажды, после литургии, просила у священника совета по поводу ситуации, которую мы обсуждали во время исповеди. Он охотно был готов мне помочь, но попросил:
- Только вы мне должны снова рассказать о ситуации. К тому, что прозвучало на исповеди, я не имею права обращаться в каких-либо других разговорах.
Оказывается, даже в обычных разговорах с самим исповедовавшимся, вот как.

Date: 2012-04-25 07:04 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Никогда этого не знал. Спасибо!

Date: 2012-04-25 08:31 am (UTC)
From: [identity profile] borschhh.livejournal.com
А вы делаете аудиозаписи своих сеансов общения с пациентами?

Date: 2012-04-25 10:58 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Уже длительное время - нет. Как-нибудь расскажу, почему.

Date: 2012-04-25 08:45 am (UTC)
From: [identity profile] eleonorar.livejournal.com
Всё-таки клиентка, не пациентка?

Date: 2012-04-25 11:00 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
У меня классификация такова. Если человек страдает заболеванием - он пациент. если у него психологические проблемы - он клиент. Не все ли равно?

Date: 2012-04-25 12:32 pm (UTC)
From: [identity profile] kolvas.livejournal.com
Как-то, заинтересовавшись гипнозом, как явлением(после книги В.Леви "Наемный бог. Исповедь гипнотизера") я купил и прочел несколько книг по этой теме. ВО ВСЕХ книгах написанных западными авторами, настойчиво советовали записывать сеансы гипноза на видео. Для безопасности(больше юридической) обоих, но больше - для спокойствия и безопасности доктора-гипнотизера.

Date: 2012-04-25 01:01 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Это как раз связано с эпидемией оговоров, которая началась на Западе в восьмидесятые годы. Судебное преследование психотерапевтов стало своего рода спортом и развлечением. По счастью, до нашей территории эпидемия так и не добралась.Расскажу в завтращнем посте

December 2020

S M T W T F S
  1 23 45
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 11th, 2025 01:46 am
Powered by Dreamwidth Studios