borkhers: (Default)
[personal profile] borkhers
*
Лет семь назад я зашел в подвальчик, где находился антикварный магазин. В витринке я обнаружил необычный товар - несколько старых разнокалиберных неврологических молоточков, преимущественно для исследования детей, самшитовый стетоскоп (трубочка для выслушивания сердца и легких с узкой и широкой воронками, никто давно не пользуется такой), старый ртутный аппарат для измерения давления... Практически весь такой набор остался у меня от дедушки Роберта через папу.

*
Когда видишь такой товар в антикварной лавке, причина может быть только одна: умер старый доктор, невропатолог (или психоневролог). Я задал продавцу вопрос и получил ответ. Все эти предметы сдала в магазин вдова профессора А. Я помню ее еще молодой эффектной женщиной. Сейчас наверняка я не узнал бы ее на улице. А вот голос... Голос по телефону узнал бы.

*
Я не стал покупать эти предметы - во первых у меня был и такой молоточек, и такой аппарат для измерения давления, и даже стетоскоп (да, я учился еще в те баснословные года!). Было и во-вторых....

*
Весть о смерти профессора А. не была для меня неожиданностью: то с одной, то с другой стороны доходили до меня слухи о его болезни. А. заболел все той же болезнью другого профессора А. - Альцгеймера. Несколько лет он уже не мог работать. Однажды он появился в психиатрической больнице - осенью, в нижнем белье. Он был совершенно дезориентирован, не понимал, что к чему. Но ноги сами принесли его в больницу, где он проработал много лет и где, при иных обстоятельствах, мог бы закончить свои дни. Но его жена ухаживала за ним до конца.

*
Говорили, что она не была верна ему в молодости. Но в старости, в годы, когда ученый превращался в дементного старика, она проявила исключительную верность.

*
Верность в старости.

*
А. был одним из учеников моего дедушки. Отец говорил, что дедушка Роберт весьма ценил А. и часто ставил его папе в пример. Дедушка говорил, что из А. получится образцовый научный работник. В каком-то смысле дедушка был прав. По крайней мере, А. не был безудержным фантазером и романтиком, как профессор М. Он не пил и не курил. Был педантичен ровно настолько, чтобы не допускать грубой фальсификации научных данных. Пожалуй, он был слишком педантичен.

*
Но ничего выдающегося, ничего выдающегося.

*
В Одессе А. сделать карьеру не смог. Ему пришлось уехать в Харьков. Там он поднялся до заместителя директора по науке (не уверен) НИИ, по крайней мере, защитил докторскую. Затем обстоятельства заставили его вернуться в Одессу.
Здесь у А. была проблема - педагогический стаж. В НИИ идет стаж научный. А для того, чтобы стать полноправным профессором, необходим стаж педагогический. Какое-то время А. был на положении кафедрального раба: он не только читал лекции, но и вел практические, бегал по больнице в сопровождении студенческой группы. Чем больше часов, тем быстрее наберется необходимая для профессора норма.
*
Я было увязался за ним - послушать клинические разборы (чуть не описался - разборки). Но вскоре утратил к его занятиям всякий интерес. Дело в том, что в НИИ профессор А. пациентов не вел. На территории нашей психушки произошла встреча теоретика с практикой...
*
С А. связано несколько неприятных для меня воспоминаний. Первое - самое неприятное, поскольку мне было больно за родителей. Когда А. приехал в Одессу, он пригласил всю нашу семью к себе на кутью в Сочельник. Тут был изначально некий подвох. Ну, я-то был к тому времени крещен и воцерковлен. Но мои родители... Далеки они были от всякой религиозности. И еврейской, и, тем более, христианской.

*
Когда мы вошли в роскошную, уставленную старинной резной мебелью квартиру А. (мы жили в ужасающей коммуне, старинную мебель приобрести в то время было очень легко, но мама явно предпочитала румынские горки), мы оторопели. И мама приветствовала жену А. словами "Христос Воскрес!". Это замечательное приветствие, но в рождественский сочельник не вполне уместное. Жена А. "сделала лицо". Я очень хорошо чувствую взгляды "породистого русского человека" на "беспородного еврея". Эта надменная брезгливость вызывает во мне приступ ярости. Я в свою очередь сказал правильно: "Христос рождается, славите!". Но ничего исправить ни вовне, ни внутри себя уже не мог.

*
Цели этой встречи у сторон были различные. А., вероятно, хотел вспомнить прошлое. А моих родителей интересовало будущее, мое будущее как научного работника. Говорить об этом А. явно не хотелось. Он понимал, что никакого будущего у меня нет и быть не может....

*
В последний раз я видел его в трамвае. Он был несколько неряшливо одет, небрит. Да, забыл сказать - А. был коротышкой.
Рядом с огромным львиноподобным профессором М. он смотрелся комично... Мы поздоровались. И тут произошло неожиданное. А. извинился передо мной "за ту роль, которую он сыграл в моей судьбе".
С одной стороны А. было за что извиняться. С другой стороны - все оказалось к лучшему. Так часто бывает.

*
У меня есть поговорка. Когда тебя откуда-то вытолкнули, не спеши огорчаться. Сначала оглядись и попробуй понять, куда ты попал.

Date: 2012-05-04 10:47 am (UTC)
From: [identity profile] ubizza-ap-stenu.livejournal.com
Это выглядит нелогичным. Возможно, и не только выглядит, но - как минимум. Ведь если есть люди, на которых, что называется, написано призвание, то почему надо их не пущать? Ведь хорошие же врачи. Или союзу были нужны только плохие врачи? Нелогично же. Объяснимо только одной логикой - ненависти. Как приказ касательно Шевченко (Тараса), "с запретом писать и рисовать".
Но всё равно глупо.
Кстати, этот Ваш постинг у меня в ленте идёт следом за вот этой записью: http://alan-christian.livejournal.com/457058.html. Забавно, вопросами психологии человек не занимается.

Date: 2012-05-04 10:59 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Это был частный случай идеи "пропрционального представительства наций и народностей СССР" во всех сферах деятельности. То есть, госантисемитизм прятался под маской справедливости. Там, где евреев было мало, эти ограничения не имели существенного значения и все зависело от бытового антисемитизма местного начальства. Но там, где они составляли 30 процентов населения... Кстати, и тут дела обстояли по-разному. В технической сфере ограничения были меньше, чем в медицине, в медицине меньше чем в гуманитарных науках. Т.е. в политех в Одессе мне дорога была открыта. В медин - закрыта. Но вот же - нашлась щелочка. а вот на филфак... это совсем-совсем низзя!

December 2020

S M T W T F S
  1 23 45
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Aug. 1st, 2025 03:24 am
Powered by Dreamwidth Studios