borkhers: (Default)
[personal profile] borkhers
*
Было бы неправильно, если бы я перешел к иным темам, не сказав, что случаи оговора насильника - единичны. А вот случаи оговора жертвы....

*
Наше судопроизводство устроено так, что именно жертва с самого начала поставлена в ужасающее, унизительное положение. Несовершеннолетняя девочка должна пройти все исследования, именно ее в первую очередь допросят, да еще и с пристрастием - как все было, в деталях (а из зала мне - давай все подробности!). И не один раз, а несколько.
Откуда это пристрастие? От нежелания связываться с делом, где доказательства собираются с большим трудом, а свидетелей не бывает? От любопытства - а как оно? От приверженности мифу, что с хорошими девочками этого не бывает?

*
Мне однажды пришлось беседовать со следователем, молодой женщиной, специализировавшейся на подобных делах. Она рассказала мне, что просто не верила, что женщину можно изнасиловать ("сучка не захочет - кобель не вскочит"). Она презирала потерпевших по делам, которые вела. До тех пор, пока сама не стала жертвой изнасилования. Он просото ударил меня и сломал мне челюсть, - сказала следователь, - а потом мне уже было все равно. Теперь я их всех ненавижу.

Опыт заставил женщину радикально пересмотреть свои взгляды, но... От этого ее отношение к делам по изнасилованию не стало взвешенным и справедливым. Так бывает.

*
А жертве еще предстоит выдержать "очную ставку" с насильником ( и не одним - часто). И насильник будет смотреть ей в глаза и говорить, что она договорилась с ним (с ними) за деньги, но они ей дали меньше, потому что она "ничего не умела", и из мести жертва оговорила их. И прекрасные адвокаты будут вразумлять подопечных, как им именно солгать, чтобы лучше вывернуться из трудной ситуации.... А жертва остается практически одна, всеми покинутая перед лицом закона, а чаще - беззакония.

*
Одни лишь вопросы, на которые приходится отвечать эксперту-психологу - чего стоят! С учетом личностных особенностей потерпевшей, и содержания исследуемой ситуации могла ли потерпевшая правильно понимать характер и значение совершаемых с нею действий? Опять же с учетом особенностей и ситуации, могла ли потерпевшая оказывать сопротивление? Имеются ли у потерпевшей такие особенности, как повышенная внушаемость и склонность к фантазированию?

*
Бедный русский язык! "Содержание исследуемой в деле ситуации". Это нужно же сформулировать так. А это - официальная формулировка. "Склонность к фантазированию..." - понятно к чему клонит следователь.

*
Но первыми, кто набрасывается на жертву - это ее родственники. Сколько раз бывало, что девушка, вернувшаяся домой в слезах, и рассказавшая матери о своем горе получала от мамы пощечину. Погоди - сказала мама одной потерпевшей, - вот вернется отец из рейса, - тогда узнаешь! И отец вернулся, и она...узнала.

*
Хуже того - а если насильник - отчим? (А бывает - и родной отец!). Вы уверены, что мать встанет на защиту девочки? Так бывает далеко не всегда. Сколько раз именно мать в конечном итоге заставляет дочь отказаться от показаний! Причины? Позор на весь город , или на все село (городу дела нет, а в селе и так все все знают, до мамы в последнюю очередь дошло). Отправить в тюрьму кормильца - а самой - зубы на полку?

К этой теме я вернусь.

Date: 2012-05-07 06:07 am (UTC)
From: [identity profile] sobakaenot.livejournal.com
по насильникам отчимам
в свердловской области было как минимум три дела (за последние пять лет), которые закончились сроками от 10 лет.
статистику не вел. просто общался со следователями по трем этим делам. вели они их хоть и казенно но, по отношению к жертвам (как мне показалось) щедяще. и довели до суда. так что не все так плохо
во всех случаях матери встали на зашиту детей

Date: 2012-05-07 07:00 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Мои случаи - одесские + одесская область. Кде-то в половине случаев матери заставили девочек отказаться от показаний. И отправили девочек с глаз долой из серца вот - к бабушкам, или в интернаты.

Date: 2012-05-07 06:10 am (UTC)
From: [identity profile] sobakaenot.livejournal.com
самыми ужасными на взгляд девочек (я с ними общался, но писать их откровения в газету не стал) были "роботы" судмедэксперты. у них не было ни капли сочуствия. но и злобы тоже не было. и эта безоценочность очень поразила жертв изнасилования

Date: 2012-05-07 06:58 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Да, независимость и нейтральность эксперта неуместны там. где нужна поддержка и эмоциональное тепло...

(no subject)

From: [identity profile] shpigor123.livejournal.com - Date: 2012-05-07 09:21 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-05-07 09:59 am (UTC) - Expand

Date: 2012-05-07 06:12 am (UTC)
From: [identity profile] meamia.livejournal.com
Спасибо, что вы об этом рассказываете. При редких случаях, когда дело о насилии получает сетевую огласку (юзер sin-avgustina или дело Трушевского), количество обвиняющих жертву просто колоссально. Женщины в первую очередь: просто хотят отглродиться от реальности, что такое может случиться с каждой.

Date: 2012-05-07 06:56 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Здесь, увы, не только мнение отдельных людей, но и система судопроизводства. в центре которого стоит не жертва, а обвиняемый...

Date: 2012-05-07 06:55 am (UTC)
From: [identity profile] evelbius.livejournal.com
"Ворошиловский стрелок" не усвоен и вполовину смыслов - ни обществом, ни его рулящей, оккупационной надстройкой.

Обе части "родом из Октября". Помню, в Алма-Ате-1984 была у нас соседка-девочка. Надежд у неё на справедливость не было - ни в суде, ни в семье. Зашла ко мне за советом, но не решилась спросить, а я не почувствовал. Вечером она спрыгнула с крыши - вместе в ребёночком в животе.

Думаю, с развитием технологий (и соответственным ростом власти отдельного человека, в том числе оружейной) семья "стрелка" перестанет смиряться перед социумом до явного или неявного самоубийства. Обратная связь вырвется пулей или лучом лазера. А потом оформится конструктивно.

Date: 2012-05-07 06:58 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Хотелось бы, чтобы так оно и оказалось...

Date: 2012-05-07 08:33 am (UTC)
From: [identity profile] roi-s.livejournal.com
не перестаю радоваться, что у меня нет и скорее всего не будет дочери, так спокойнее гораздо

да, это "удобно".

Date: 2012-05-07 09:45 am (UTC)
From: [identity profile] green-dancer.livejournal.com
а вот у меня есть знакомая, хорошая и умная женщина лет сорока; растит двух дочек, а муж/отец ушёл к другой, старшей дочке лет четырнадцать. Высшее образование, преподаёт в ВУЗе, живут скромно, но зато дочки учатся в худ-школе, - крутится как может...

и никому в общем-то не нужна... при всех своих изюминках и талантах. Все проблемы в жизни всегда будет решать сама - больше некому.
Edited Date: 2012-05-07 09:46 am (UTC)

Date: 2012-05-07 10:00 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
да, с дочерьми - хлопоты, читай Тевье-молочник

Date: 2012-05-07 11:18 am (UTC)
From: [identity profile] troninatania.livejournal.com
А если внучка появиться потом? Нежное, милое создание, ангел, за которого вдвойне страшно?

(no subject)

From: [identity profile] roi-s.livejournal.com - Date: 2012-05-07 11:23 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] troninatania.livejournal.com - Date: 2012-05-07 11:35 am (UTC) - Expand

Date: 2012-05-07 05:16 pm (UTC)
From: [identity profile] kerry-lla.livejournal.com
рано радуетесь.
внучки, правнучки... где-то в цепи рождений точно будут девочки, чисто статистически.

(no subject)

From: [identity profile] roi-s.livejournal.com - Date: 2012-05-07 07:35 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kerry-lla.livejournal.com - Date: 2012-05-07 09:07 pm (UTC) - Expand

Date: 2012-05-07 08:35 am (UTC)
From: [identity profile] no-ua.livejournal.com
Ваш пост було додано у стрічку "Nародного Оглядача" [NO.UA (http://no.ua/) - найкраще в українських блогах]. Ви можете прочитати свій запис за цією адресою: 

http://no.ua/blogs.php?id=135393

Date: 2012-05-07 09:46 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Дякую

Date: 2012-05-07 08:43 am (UTC)
From: [identity profile] troninatania.livejournal.com
У журналистки Натальи Радуловой эти темы очень часто освещаются - если интересно, почитайте, и как люди там отвечают в комментах. Там - же исповеди этих самых жертв...

Но что отметила - уже многое меняется. Жертвы находят в себе силы бороться, и, главное - говорить.

Date: 2012-05-07 08:56 am (UTC)
From: [identity profile] troninatania.livejournal.com
http://radulova.livejournal.com/2569660.html

Вот этот пост меня у Радуловой особенно поразил.

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-05-07 10:01 am (UTC) - Expand
(deleted comment)

Date: 2012-05-07 09:43 am (UTC)
From: [identity profile] shpigor123.livejournal.com
Это 100%. Нежелание делать что-либо. Инертность.
Зачастую - они банально пьющие. Не всегда это жирные-страшные-ленивые. Просто изнасилование - эта такая штука, которую легко скрыть от общества. Убийство - не скроешь. А вот изнасилование - это трагедия только одного человека, который, к тому же, как думают многие, способен "проморгаться и забыть".
А самое главное - почти все зависит от отношения жертвы. Что для одной приключение, которое можно в блоге описать, то для другой - повод к самоубийству...

(no subject)

From: [identity profile] maryxmas.livejournal.com - Date: 2012-05-07 01:08 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] shpigor123.livejournal.com - Date: 2012-05-07 01:11 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] maryxmas.livejournal.com - Date: 2012-05-07 01:59 pm (UTC) - Expand

Date: 2012-05-07 10:03 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Жестко, а потому не вполне справедливо. Реальность сложнее - попробую описать, как она мне видится...
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] green-dancer.livejournal.com - Date: 2012-05-07 10:32 am (UTC) - Expand

Date: 2012-05-07 01:07 pm (UTC)
From: [identity profile] maryxmas.livejournal.com
когда городские девочки рассказывают, как бабы в селе ленятся, у меня внутри вскипает нехорошая такая классовая ненависть.
потому что городские девочки не имеют ни малейшего представления, _как_ вкалывают бабы в селе.
мужья запугивают жён до дрожи в коленках во всех слоях населения -- и интеллигенты тут не исключение.

(no subject)

From: [identity profile] shpigor123.livejournal.com - Date: 2012-05-07 01:18 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] shpigor123.livejournal.com - Date: 2012-05-07 02:16 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] maryxmas.livejournal.com - Date: 2012-05-07 02:22 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_l_o_r_a_/ - Date: 2012-05-07 06:41 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-05-07 08:02 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_l_o_r_a_/ - Date: 2012-05-07 09:32 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-05-07 09:45 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] maryxmas.livejournal.com - Date: 2012-05-08 06:45 am (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] maryxmas.livejournal.com - Date: 2012-05-08 08:19 am (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] maryxmas.livejournal.com - Date: 2012-05-08 09:08 am (UTC) - Expand

Date: 2012-05-07 06:30 pm (UTC)
From: [identity profile] alienor-sm.livejournal.com
Ой да, это тяжкая тема...

Date: 2012-05-07 08:00 pm (UTC)
From: [identity profile] pernata-fogel.livejournal.com
не то слово...

Date: 2012-05-07 07:07 pm (UTC)
From: [identity profile] nika-rrektno.livejournal.com
увы
интересно, "а как у них"? теоретически я знаю, а практически - сильно ли отличается эта часть правосудия за рубежом? или это одни мы такие?

Date: 2012-05-07 08:03 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Отличается значительно. Есть система восстановительного правосудия. Она существует параллельно с обычным. Очень распространена в Канаде и США, чуть менее в Европе. У нас делаются первые шаги. Но делаются.

(no subject)

From: [identity profile] nika-rrektno.livejournal.com - Date: 2012-05-07 09:14 pm (UTC) - Expand

Date: 2012-05-07 07:11 pm (UTC)
From: [identity profile] nika-rrektno.livejournal.com
с другой стороны, зато на зоне мужики адвокатов не слушают, кто по этой статье сел, тому того-с. И поделом.

Date: 2012-05-07 08:04 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Увы, некоторые попадают зря...

(no subject)

From: [identity profile] nika-rrektno.livejournal.com - Date: 2012-05-07 09:15 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-05-07 09:45 pm (UTC) - Expand

December 2020

S M T W T F S
  1 23 45
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 13th, 2026 11:02 pm
Powered by Dreamwidth Studios