borkhers: (Default)
[personal profile] borkhers
*
Возвратимся к случаю женщины, которая не хотела выбрасывать сломанный стул. Этот, не такой сложный в клиническом отношении случай (классический "советский психиатр" поставил бы диагноз в течение получаса), весьма сложен с психологической и философской точки зрения. Он заставляет нас задуматься о границах человеческого "Я", о взаимоотношениях человека с объектами окружающего мира - одушевленными или неодушевленными.

*
Для нас ясно, что стул, подобранный на помойке стал для этой женщины не просто символом ее существования, но частью ее "Я", в какой-то степени - стержнем, на котором ее "расколотое Я" (Р.Лейнг) держится. Присутствие выброшенной кем-то вещи в обстановке невиданной по тем временам роскоши напоминало ей ее присутствие в этом изменивышемся доме и изменившемся мире, мире, которому она уже не могла "соответствовать". Работа, супружеские отношения, отношения с ребенком были разрушены к тому времени.

*
Она казалась себе вещью. Старой вещью, которой попользовались и выбросили. Теперь они жили вдвоем - она и сломанный стул. Они не могли выжить друг без друга. Стул был бы выброшен немедленно, если бы женщина покинула этот мир. Такое наследство никто не примет. Но и сама женщина психологически не могла выжить без присутствия старой сломанной вещи. Выжить психологически. Как могло случиться так?

*
Мартин Бубер писал о двух типах отношения человека к объектам окружающего мира. Отношение "Я-ТЫ" и отношение "Я-ОНО". Первый тип отношения - эмоциональный, проникающий в глубины бытия, прдумастривающий отклик даже, если речь идет о природе (Не то, что мните вы, природа, не слепок, не бездушный лик... Ф. Тютчев). Знаменитая фраза о том, что если слишком долго смотреть в бездну, бездна начинает смотреть на тебя - как раз об этом. Неодушевленный предмет, например, произведенгие искусства, книга - да что угодно!, может стать чем-то одушевленным (И лишь один буфет казался мне тогда одушевленным И.Бродский)...

*
Второй тип отношения "Я-ОНО" (не путать с фрейдовским "Я и ОНО") У Бубера речь идет об отношении к вещам этого мира и - не в последнюю очередь - к людям, как к бездушному инструменту для достижения цели. Именно этот тип отношений, по мнению Бубера, характерен для современного общества.

*
Дополнять великих - невиданная дерзость. Но, прочитав работу Бубера, я в свое время сказал: есть и третий тип отношения "Я-Я". Когда к миру, к его объектам, человек относится как к самому себе. Государство это я! - провозглашает Людовик Четырнадцатый. Мадам Бовари - это я! - пишет Флобер о своей героине. Каждая мать относится к ребенку, как к части своей личности, своего тела. И это нормально, если ребенку год. А если сорок лет? О симбиотических отношениях я уже писал в этих записках.
*
Собственно, речь идет о нарциссических отношениях. Не случайно один из видов "переноса" у нарциссических личностей Х.Кохут назвал "зеркальным": человек видит в другом - себя.

*
Приведу занятный пример. Каждый более или менее верующий человек отождествляет себя со святым, имя которого носит. Но эта идентификация может идти двумя путями. Первый вариант - верующий стремится стать похожим на "своего" святого. Ну, например, бессознательно стремится подражать его внешнему облику. Второй вариант, характерный для сильных мира сего, человек старается сделать святого похожим на самого себя. Конкретно - заказывает живописцу икону святого, лик которого тождественен лицу заказчика. Одну из одесских церквей украшает как рахз такая мозаика. Но ведь это прервращение другого в самого себя - давняя традиция, мы находим нечто подобное в картинах Итальянского Возрождения, собственно почему только итальянского?

*
Другой вариант - когда собственное "Я" человека становится хрупким, ненадежным. Тогда отождествление с объектом как бы гарантирует человеку реальность существования. Сломанный стул - как раз такой случай. Архетипически он соответствует знаменитой "иголке в яйце", а литературный пример сращения слабого "Я" с объектом, это все та же гоголевская "Шинель".

Date: 2012-05-24 05:16 am (UTC)
From: [identity profile] l3lu.livejournal.com
А я все думаю о той женщине. Что, если бы ее муж нашел хорошего реставратора мебели и привел пресловутый стул в порядок? Починил, отлакировал, сменил обивку... это могло повлиять на состояние жены? Или она вообще бы запретила ремонт?
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] l3lu.livejournal.com - Date: 2012-05-24 05:20 am (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] l3lu.livejournal.com - Date: 2012-05-24 05:31 am (UTC) - Expand

Date: 2012-05-24 08:01 am (UTC)
From: [identity profile] cortas.livejournal.com
Лучше бы он не стул лакировал, а ее саму отвез в СПА-салон, в парикмахерскую, в дорогой магазин немного приодеть, потом по Парижу прогулял. Ну, и кое-что еще. Она бы, наверное, о стуле забыла.

Date: 2012-05-24 11:00 am (UTC)
From: [identity profile] lizaharris.livejournal.com
Если у человека пытаются отнять последнее из того, что он может назвать своим, и пытаются это переделать в соответствии со своими личными представлениями и вкусами, то....
впрочем, вывод о лечебном воздействии подобной процедуры можете сделать сами.

(no subject)

From: [identity profile] l3lu.livejournal.com - Date: 2012-05-24 11:12 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] lizaharris.livejournal.com - Date: 2012-05-24 11:28 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] l3lu.livejournal.com - Date: 2012-05-24 11:42 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] lizaharris.livejournal.com - Date: 2012-05-24 12:09 pm (UTC) - Expand

Date: 2012-05-25 06:48 am (UTC)
From: [identity profile] arcanoiddn.livejournal.com
Предполагаю, что запретила бы, ибо в таких подачках она не нуждается, тем более от него.
Edited Date: 2012-05-25 06:48 am (UTC)
(deleted comment)

Date: 2012-05-24 05:37 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Она не позволила бы ни выбросить стул, ни отреставрировать его.
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-05-24 06:00 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] l3lu.livejournal.com - Date: 2012-05-24 08:39 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-05-24 08:42 pm (UTC) - Expand

Date: 2012-05-24 05:45 am (UTC)
From: [identity profile] stranger9.livejournal.com
Это напомнило мне рассказ Тэфи "Воротничок".

Date: 2012-05-24 06:01 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Да, немного, но есть. Гораздо больше тут от "Шинели", из которой "мы все вышли".
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-05-24 06:40 am (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-05-24 06:49 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] cortas.livejournal.com - Date: 2012-05-24 08:13 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-05-24 08:59 am (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] cortas.livejournal.com - Date: 2012-05-24 10:47 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] l3lu.livejournal.com - Date: 2012-05-24 08:58 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-05-24 09:04 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] l3lu.livejournal.com - Date: 2012-05-24 11:10 am (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] l3lu.livejournal.com - Date: 2012-05-24 11:36 am (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] l3lu.livejournal.com - Date: 2012-05-24 11:51 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] radix50.livejournal.com - Date: 2012-05-24 07:11 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-05-24 08:43 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] radix50.livejournal.com - Date: 2012-05-25 04:01 am (UTC) - Expand

Date: 2012-05-24 06:22 am (UTC)
From: [identity profile] revliscap.livejournal.com
Мне кажется, что у этой женщины в данном случае все обстояло несколько иначе.
Она страдала от недостатка внимания, и использовала стул, как повод для общения.

У меня тоже есть привычка накопительства барахла, но мне кажется. что у меня это связано с тревогой о будущих бедах, мол, "пригодится на черный день". Так же я часто неуверен в принятых решениях, по многу раз перепроверяю, все ли готово и все ли сделано, в частности, перед уходом по сто раз проверяю, выключен ли свет. Неприятные переживания. Но зато часто, после хорошо обдуманного и принятого решения, все происходит именно так, как я ранее себе представлял, буквально до мистики.

Date: 2012-05-24 06:30 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Это было бы так, если бы не общий "контекст" ее состояния...

(no subject)

From: [identity profile] alcafard.livejournal.com - Date: 2012-05-24 07:22 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-05-24 07:56 am (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-05-24 08:44 pm (UTC) - Expand

Date: 2012-05-24 07:43 am (UTC)
From: [identity profile] ahcalam.livejournal.com
"Каждая мать относится к ребенку, как к части своей личности, своего тела. И это нормально, если ребенку год."
Почти сразу после зачатия поняла, что он другая личность и другое тело :) Думала, все так.

Date: 2012-05-24 07:54 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
О, нет! Иногда пуповина так и не перерезается. психологически, конечно.

Date: 2012-05-24 07:53 am (UTC)
From: [identity profile] ubizza-ap-stenu.livejournal.com
(обычное ворчание со стороны)
Сразу же подумалось - не в "дополнение к великим", конечно же, а в силу наблюдений, - что вполне себе случается в этой жизни сочетание обеих принципов Я-ТЫ и Я-ОНО. Человек может отзываться на природу и общаться со шкафом как с лучшим другом, а на окружающих смотреть как на предметы.
Эмульсия - есть такая штука. Соединение несоединимого. И существует же.

Date: 2012-05-24 07:55 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Вне всякого сомнения! +1!

(no subject)

From: [identity profile] ubizza-ap-stenu.livejournal.com - Date: 2012-05-24 08:00 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-05-24 09:00 am (UTC) - Expand

Date: 2012-05-24 08:31 am (UTC)
From: [identity profile] cortas.livejournal.com
Человек пассивный пытается сохранить свое "Я", пряча его в предметы, подобно тому, как при отступлении своей армии люди прячутся по подвалам. Человек активный нуждается в обратном процессе, в переносе своего "Я" на окружающий мир, подобно наступающей армии, которая устанавливает на завоеванной территории свои законы.
Жена моего друга, человека весьма активного, заказывает у художников картины и дарит ему на Дни рождения: "Товарищ Сталин вручает Олегу Н. значок Альпинист СССР" на фоне Эльбруса, Олег в костюме императора Александра III, в мундире и с орденами, Олег в берете Че Гевары, и так далее. Эти картины помогают Олегу идти вперед в его непростом бизнесе, завоевывать все новые территории.

Date: 2012-05-24 09:03 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
А по нашему, они помогают ему раздуть свое нарциссическое "Я". Что вовсе не всегда способствует активности и успехам в бизнесе. Хотя, скорее всего, он воспринимает эти картины как шутку, которая продиктована любовью. А потому - хороша.

(no subject)

From: [identity profile] cortas.livejournal.com - Date: 2012-05-24 10:55 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-05-24 08:41 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] lizaharris.livejournal.com - Date: 2012-05-24 10:56 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-05-24 08:45 pm (UTC) - Expand

Date: 2012-05-24 09:37 am (UTC)
From: [identity profile] zolot4.livejournal.com
нательные крестики из той же оперы.
кстати, церковная практика тоже этим пользуется. всякими фетишами.

Date: 2012-05-24 08:47 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Не путать символы с необычными вещами, которые как правило символической и сентиментальной нагрузки не несут. Кроме того, учтите, я ношу крест и отношусь к этому серьезно.

Date: 2012-05-24 01:22 pm (UTC)
From: [identity profile] amado.livejournal.com
Ой, какая это интересная тема...
Вот у меня есть стремление выбрасывать всё, что мне не нужно в данный момент. Я не храню дома ни одной лишней бумажки, никаких сувениров, писем. Периодически я избавляюсь от "хлама". Хорошая ведь привычка...
Но два раза я сама чувствовала, что это слишком. Когда умер мой отец, которого я очень любила, мой, может быть, самый близкий друг, я ещё до похорон начала лихорадочно собирать все его вещи и вынесла на помойку. Все.
И второй раз. У меня гостили дети - сын, невестка и внучка. И вот в день, когда они возвращались, я ещё при них начала выносить на помойку лишние игрушки, матрац, кровать, стульчик внучки. И ничего не могла с собой поделать. Мне кажется, что это от того, что мне трудно допустить что вещи долговечнее любимых. Хорошо, если так. А если это бессознательное желание особождаться от всех привязанностей?...
Извините, Борис, если слишком многословно и не по теме...
Все мы пациенты...

Date: 2012-05-24 08:48 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Ну, м.б. эти два эпизода чрезмерны. Но само правило избавляться от отживших вещей - разумно по-моему.

Date: 2012-05-24 01:38 pm (UTC)
From: [identity profile] lagunamarfa.livejournal.com
Очень интересно было прочесть. Я тоже привязываюсь к вещам: любимая подушка, чашка только моя и проч.
Значит у меня хрупкое "Я"?))

Date: 2012-05-24 08:48 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
И хорошая чашка.

Прошу

Date: 2012-05-24 02:32 pm (UTC)
From: [identity profile] flitched9000.livejournal.com
прощения за дурацкий вопрос, возможно он к другой части записок: отношение "я-мы" где-то предусмотрено?

Re: Прошу

Date: 2012-05-24 08:49 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Об этом много пишет Р.Лейнг, одна из его книг так и называется.

Re: Прошу

From: [identity profile] flitched9000.livejournal.com - Date: 2012-05-25 01:58 pm (UTC) - Expand

Date: 2012-05-24 03:32 pm (UTC)
From: [identity profile] dz0rin.livejournal.com
Может быть, это попытка отстоять собственную самость, способность что-либо решать в собственной жизни, чем либо распоряжаться, иметь хоть какое-то собственное неприкосновенное пространство, отстоять право занимать в этом пространстве хоть какое-то местечко (способность тела иметь объём)?..

Date: 2012-05-24 08:50 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Да, и это. Но такое болезненное отношение к своему пространству м.б. результатом онтологической незащищенности.

Date: 2012-05-24 05:05 pm (UTC)
From: [identity profile] e-1-off.livejournal.com
Сколько не пытайся рационально объяснить отношение этой женщины к стулу, каких теорий не привлекай, думаю, нельзя не то, что описать словами, а человеку в здравом уме и твердой памяти хотя бы просто осознать, что она на самом деле видела в этом стуле. Не думаю, что она просто идентифицоровала себя с ним. Думаю, это была, наверное, именно бездна, в которую она смотрела и которая смотрела в нее.

Date: 2012-05-24 08:50 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Это был сломанный и ненужный стул.

(no subject)

From: [identity profile] e-1-off.livejournal.com - Date: 2012-05-24 08:59 pm (UTC) - Expand

Date: 2012-05-24 06:15 pm (UTC)
From: [identity profile] trapezion.livejournal.com
А помните, Вам когда-то давно стишок у меня понравился - он как раз об отношении к старым вещам =)
У меня все дачные вещи, старые предметы обстановки - своего рода фетиш. Дача - не просто кусок земли, а целый кусок души. Немудрено: ведь там прошло моё детство. Мне кажется, моя привязанность стала намного сильнее в тот момент, когда я поняла, что есть места и вещи, которые существуют уже только внутри моей памяти. Из реальности они исчезли навсегда. Тревожное, печальное, но завораживающее ощущение.
А в подростковом возрасте я хранила странные вещи: осколок любимой чашки, например, или гипс, хранящий форму моей ноги. С возрастом это прошло. Возможно, моё хрупкое "я" немного окрепло? =)

Date: 2012-05-24 08:51 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Конечно! И возмужало :)))

Date: 2012-05-24 08:01 pm (UTC)
From: [identity profile] rinatishe.livejournal.com
можно было сказать, что она "заякорилась" на этот предмет. и суть терапии была бы в разборе якорения и нескольких сеансах эриксоновского гипноза.
это могло бы помочь?

Date: 2012-05-24 08:52 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Видно НЛПиста по когтям (терминам)

Date: 2012-05-24 09:03 pm (UTC)
From: [identity profile] listoboy.livejournal.com
Каждый более или менее верующий человек отождествляет себя со святым, имя которого носит.

Верю в Бога, но не знаю имен святых и не отождествляю себя ни с кем.

Date: 2012-05-25 02:57 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
что же, значит бывает по-разному. Но понятие "ангела-хранителя" глубоко укоренено среди верующих. Как и культ соименных святых - само слово именины или тезоименитство...

(no subject)

From: [identity profile] listoboy.livejournal.com - Date: 2012-05-25 09:32 am (UTC) - Expand

December 2020

S M T W T F S
  1 23 45
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 12th, 2026 09:49 am
Powered by Dreamwidth Studios