borkhers: (Default)
[personal profile] borkhers
*
Совсем свежее впечатление. Стоя на литургии, услышал стук, повторявшийся с некоторой периодичностью. Я оглянулся. Ага! Вот в чем дело! Девочка где-то двух с половиной лет играла с металлической пудренницей и губной помадой. Удержать в ручках эти два интересных предмета ей было нелегко. Периодически она роняла пудренницу. Вот откуда неподобающий стук!
Когда это происходило, мать наклонялась - как будто совершая поясной поклон, поднимала пудренницу и опять давала ее ребнку. Черех минуту ребенок вновь ее ронял и все повторялось сначала.

*
Девочка перехватила мой взгляд. Она вновь уронила пудренницу, ухватилась за ногу матери, спряталась за нее, а затем выглянула, одарив меня кокетливой улыбкой....

*
Что двухлетние девочки кокетливы - знают все, кто воспитывал детей. Но вот что странно! Мать стояла в плаке до бровей. Ни следа косметики на ее лице - все как положено. Юбка до пят. Строгая кофточка застегнутая до горла. (Одна моя знакомая. кстати, одевающаяся точно так же, называет этот наряд "православным прикидом"). А двухлетняя дочка строгой женщины была в коротеньком платьице. В ее ушках поблескивали золотые сережки. И ее детские губки были накрашены! Довольно аккуратно, ясно, что ребенок не сам накладывал макияж....

*
Кто видел фильм Вуди Аллена "Анни Холл", вероятно, помнит сцену в классе. Ученики начальной школы один за другим встают из-за парт и говорят, чем они заняты теперь, когда они выросли. "У меня текстильная фабрика", "У меня игорный бизнес", "У меня трое детей", "Я был зависим от героина, теперь я зависим от метадона". Сам Вуди Аллен присутствует во время это сцены в двух лицах - как рыжий мальчик и как взрослый человек.

*
В то время, - говорит взрослый Аллен, - я впервые открыл для себя женщину. Рыжий мальчик неожиданно целует свою соседку по парте. Девочка расплывается в счастливой улыбке, которая переходит в плачущую гримасу. Он поцеловал меня! - кричит она, - он поцеловал меня! Иди- ка сюда! - строго говорит учительница рыжему мальчику. Что я такого сделал? Что я такого сделал - плаксивым голосом скулит рыжий мальчик. В твоем возрасте, - говорит учительница, - у тебя в голове должны быть знания, а не девочки!

*
Тут девочка топает ножкой и говорит голосом взрослой капризной женщины: О, черт! Даже Фрейд писал о латентном периоде развития либидо! (латентный, скрытый период развития сексуального влечения по Фрейду продолжается от шести лет по начала полового созревания. Энергия либидо направляется в это время на познание окружающего мира)

Ей отвечает взрослый Вуди Аллен: Но у меня не было никакого латентного периода развития либидо! И я ничего не могу с этим поделать!

*
Короче - я хочу поговорить о феномене сексуализации детства. Наше строгое общество, настаивающее на химической или хирургической кастрации педофилов, в то же время делает все для того, чтобы подчеркнуть сексуальность ребенка, сделать его (ее) сексуально привлекательным!

*
Я не считаю ребенка "ангелом", лишенным сексуальности. Я согласен с тем, что либидо не рождается из ничего вместе с активизацией половых гормонов. Я признаю фрейдовскую классификацию фаз развития либидо и связь между этими фазами и определенными чертами характера взрослого человека. Я знаю, что сексуальность ребенка может проявиться в самом раннем возрасте....

*
Лет двадцать назад я консультировал молодую пару по поводу странных состояний их годовалой дочки, которая периодически сучит ножками, краснеет и пыхтит, вся напрягается. Какой-то умник сказал им, что это такая эпилепсия.
Я успокоил родных, объяснив, что это НЕ эпилепсия. Но молодые люди явно не были готовы услышать, ЧТО ИМЕННО происходит с их девочкой. А если бы я сказал им правду, они впали бы в куда большее отчаяние, чем в случае подтверждения диагноза тяжелого заболевания - эпилепсии.

*
Совсем недавно мы с женой обедали в обществе этой девочки,( превратившейся в очаровательную молодую женщину), и ее друга. Глядя на них. я вспомнил тот давний эпизод и улыбнулся.

*
Но сейчас возвращаюсь к главному - наша культура стимулирует сексуальность ребенка. Это проявляется в одежде, в одобрении сексуального интереса и притязаний ребенка, в конкурсах типа "Звездочка", где маленькие дети двигаются по сцене, как взрослые певицы, да и одеты так же "скромно". Не говорю о конкурсах типа "маленькая мисс" и "маленький мистер".

*
Я не морализую. Если кто-то считает, что все это "достойно и праведно есть", он может придерживаться этого мнения. Но тогда пусть будет готов принять последствия такого отношения к детству и к детям. И для них. И для себя.

Date: 2012-05-31 05:46 am (UTC)
From: [identity profile] tumanjarom.livejournal.com
даже у животных тема секса не играет такую огромную роль как у людей, зараженных фрейдизмом

Date: 2012-05-31 05:48 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
У животных тема секса возникает только в репродуктивный период. Исключение - китообразные и высшие приматы.

Date: 2012-05-31 11:07 am (UTC)
From: [identity profile] croca.livejournal.com
У не зараженных фрейдизмом тема тоже играет, но они не знают, что с ней делать.

(no subject)

From: [identity profile] locco-motiv.livejournal.com - Date: 2012-05-31 06:06 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] croca.livejournal.com - Date: 2012-05-31 07:45 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

Date: 2012-05-31 05:49 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Конечно. Это имитационное поведение. И во многом поведение детей вне всяких конкурсов также носит имитационный характер.

(no subject)

From: [identity profile] croca.livejournal.com - Date: 2012-05-31 10:32 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-05-31 10:54 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] croca.livejournal.com - Date: 2012-05-31 10:59 am (UTC) - Expand

Date: 2012-05-31 02:35 pm (UTC)
From: [identity profile] heartoflilac.livejournal.com
Вот как раз иллюстрация к этому всему.
http://youtu.be/3etZ7UkeMWA
Испытываю очень странное ощущение глядя на этот клип. Если попытаться описать, то наверное это ощущение того, что я наблюдаю какую-то мутацию. Немного не по себе, признаться.
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] heartoflilac.livejournal.com - Date: 2012-05-31 02:59 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] heartoflilac.livejournal.com - Date: 2012-05-31 07:15 pm (UTC) - Expand

Date: 2012-05-31 06:00 am (UTC)
From: [identity profile] zavva.livejournal.com
у меня глупый вопрос: на ваш взгляд, существовали и существуют ли времена или общности людей, где отношение к сексу и сексуальности можно считать нормальным, сбалансированным, может быть даже образцовым?

Date: 2012-05-31 06:55 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
На этот вопрос мне трудно ответить. Мне кажется, человечество все время металось между полюсами строжайших ограничений и вседозволенностью.

(no subject)

From: [identity profile] zavva.livejournal.com - Date: 2012-05-31 07:22 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-05-31 07:34 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] green-dancer.livejournal.com - Date: 2012-05-31 08:40 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-05-31 08:56 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] nkbokov.livejournal.com - Date: 2012-05-31 08:57 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-05-31 08:57 am (UTC) - Expand

Date: 2012-05-31 06:32 am (UTC)
From: [identity profile] roi-s.livejournal.com
вы же сам написали, что подавление детской сексуальности приводит к комплексу Эдипа и наверно к другим комплексам тоже, так зачем же ее подавлять?

Date: 2012-05-31 06:58 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Разве я за то, чтобы ее подавлять? Я говорю о искусственной стимуляции, о сексуализации детства.
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-05-31 09:50 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alar563.livejournal.com - Date: 2012-05-31 11:02 am (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] alar563.livejournal.com - Date: 2012-05-31 12:48 pm (UTC) - Expand

Date: 2012-05-31 07:04 am (UTC)
From: [identity profile] alar563.livejournal.com
"я хочу поговорить о феномене сексуализации детства. Наше строгое общество, настаивающее на химической или хирургической кастрации педофилов, в то же время делает все для того, чтобы подчеркнуть сексуальность ребенка, сделать его (ее) сексуально привлекательным!"

Как всегда интересно. С другой стороны, у мальчиков поощряется проявление мужского характера, и это не так бросается в глаза. Можно предположить что всё это проявление половой стратегии - женщин учат привлекать, а мужчин завоевывать. Так они лучше найдут себе пару.
Edited Date: 2012-05-31 07:06 am (UTC)

Date: 2012-05-31 07:10 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Почему, это вполне понятно - мальчики бескончено играют в войнушки, дерутся. Родители учат их не распускать нюни и давать сдачи...
Но видели ль вы в магазине Андрюшку?
Он самую лучшую выбрал игрушку.
Он выбрал ружье. И сказал продавец:
ты будешь охотником. Ты - молодец!
Edited Date: 2012-05-31 07:11 am (UTC)

(no subject)

From: [identity profile] alar563.livejournal.com - Date: 2012-05-31 09:12 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-05-31 09:17 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] arhetip-v.livejournal.com - Date: 2012-05-31 11:36 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alar563.livejournal.com - Date: 2012-05-31 01:03 pm (UTC) - Expand

Date: 2012-05-31 07:11 am (UTC)
From: [identity profile] ubizza-ap-stenu.livejournal.com
Здравствуйте. Пункт раз: можно я это заберу для сайта? Там как раз тема "пошла". Вы удивительно совпали по времени. Был бы комментарий врача к интервью социолога.
И два. Оффтоп. Продолжаю читать Ваши книги. Поймала себя на том, что не просто читаю, "чтобы прочесть" или пока, например, чай в чашке не кончится. Читаю, пока не набредаю на какое-то "слово дня". Сегодня дошла до формулы "Время ранит, а Вечность - лечит", и вот теперь хожу под впечатлением... думаю.
Спасибо.

Date: 2012-05-31 07:33 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Спасибо! Можно, конечно. Но дополни еще и праздником Святого Валентина, когда мальчиков в детском саду учат, как признаваться девочкам в любви...

(no subject)

From: [identity profile] croca.livejournal.com - Date: 2012-05-31 10:20 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-05-31 10:52 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] croca.livejournal.com - Date: 2012-05-31 10:57 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ubizza-ap-stenu.livejournal.com - Date: 2012-05-31 10:30 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-05-31 10:53 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ubizza-ap-stenu.livejournal.com - Date: 2012-05-31 11:42 am (UTC) - Expand

Date: 2012-05-31 08:23 am (UTC)
From: [identity profile] katworld.livejournal.com
Очень мудро, спасибо.

Date: 2012-05-31 08:57 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Спасибо Вам!

Date: 2012-05-31 08:59 am (UTC)
From: [identity profile] nkbokov.livejournal.com
Деревенская детвора смотрит не Вуди Алена, а на курицу и петуха.

Date: 2012-05-31 09:04 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Всем девицам будь отрада,
рви в садах для них плоды.
не показывай им зада
без особенной нужды.

проводя в деревне лето,
их своди на скотный двор.
Помогает много это
расширить их кругозор... (с)

Что касается Аллена, он просто иллюстрирует исчезновение латентной фазы.

Date: 2012-05-31 09:18 am (UTC)
From: [identity profile] valde-khan.livejournal.com
У нас есть бутик с большими фото на стенах, как в любых других бутиках. Но вот магазин это детской одежды, и на фото дети, но во "взрослых" позах, подставки там и все такое. А если поглядеть социальные сети то у девочек в 10-12 лет уже проблемы с их парнем и они думают лишаться ли им девственности.

Date: 2012-05-31 09:20 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Ох, часто уже и думать уже не о чем. одну мою клиентку в тринадцатилетнем возрасте товарки дразнили "последней девственницей в мире"

Date: 2012-05-31 10:18 am (UTC)
From: [identity profile] croca.livejournal.com
Мамой вполне могут заинтересоваться органы опеки (http://croca.livejournal.com/71886.html). А про воспитание девочек я писала в посте "Корона не жмет?". Пропихивая на детские конкурсы красоты, родители подсознательно активируют и закрепляют первобытную программу ребенка, не дают ему развиться.

Date: 2012-05-31 10:51 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Согласен. У меня была одна беседа с олигархом их Грузии. Он старательно делал "звездочку" из своей одаренной внучки. ей это явно на пользу не шло... М.б. напишу об этой истории завтра...

(no subject)

From: [identity profile] croca.livejournal.com - Date: 2012-05-31 10:58 am (UTC) - Expand

Date: 2012-05-31 11:03 am (UTC)
From: [identity profile] locco-motiv.livejournal.com
термин "сексуальность" которым вы оперируете в этой теме - какую для вас имеет расшифровку?

и оправдано ли вообще разделение на взрослых и детей - если один и тот же человек бывает на протяжении жизни и тем и другим? мне почемуто кажется что есть теденция искусственно создавать некий "мир детства" больщая часть элементов которого рушится в процессе вхождения в общество именно в силу их искуственности

Date: 2012-05-31 11:52 am (UTC)
From: [identity profile] zolot4.livejournal.com
хорошо сказано.
насколько читал, раньше мира детства не было.
дети считались неполноценными взрослыми и готовились к взрослой жизни.
а где-то с прошлого века пошла фетишизация детей.
дети стали кумиром.
"не сотвори себе кумира".

(no subject)

From: [identity profile] locco-motiv.livejournal.com - Date: 2012-05-31 04:29 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-05-31 08:23 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] zolot4.livejournal.com - Date: 2012-06-01 05:56 am (UTC) - Expand

Кочка зрения экономиста

Date: 2012-05-31 11:17 am (UTC)
From: [identity profile] flitched9000.livejournal.com
"...наша культура стимулирует сексуальность ребенка...". IMHO, не культура, а её (и человечества) враг -- потреблятство, ранее известное как товарный фетишизм. Да, отдельные проявления оного отмечены со времён устойчивой письменности, но occupy случился только с господством конвейера...

Re: Кочка зрения экономиста

Date: 2012-05-31 08:21 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
приличный неприличный каламбур. Спасибо!

Date: 2012-05-31 12:03 pm (UTC)
From: [identity profile] dz0rin.livejournal.com
Как Вы думаете, теория Фрейда не есть ли один из тех взглядов на ребёнка и его равзитие, который не видит в детстве своеобразия и является как бы предтечей аргументации, выдвигаемой в пользу преждевременного стимулирования "естественной" сексуальности ребёнка?

Date: 2012-05-31 08:20 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Ни в коем случае. Эта теория констатирует факты.

(no subject)

From: [identity profile] dz0rin.livejournal.com - Date: 2012-06-01 03:08 am (UTC) - Expand

Date: 2012-05-31 01:06 pm (UTC)
From: [identity profile] vz-mnenie.livejournal.com
Здравствуйте!
Вы написали интересный пост, поэтому мы выбрали его для публикации в разделе «Мнения» (http://vz.ru/opinions/)
газеты ВЗГЛЯД.
С уважением, редактор раздела «Мнения» Екатерина Зоркина (gazetavz@gmail.com).

Date: 2012-05-31 08:19 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Приятно узнать.

Date: 2012-05-31 02:01 pm (UTC)
From: [identity profile] natalia-zima.livejournal.com
Я довольно часто встречаю такие пары ( мать,минимально выражающая свою женственность и рядом дочь, выражающая ее избыточно и преждевременно) Но это скорее случаи для индивидуальной работы - зачем взрослая женщина передоверяет презентацию своей несостоявшейся сексуальности ребенку; эдакий обратный комплекс злой мачехи
А общую тенденцию сексуализации детства невозможно не заметить -достаточно пройтись по магазину детской одежды; даже младенческие комплекты содержат весь взрослый набор модных трендов, а рядом с гольфиками и ободками -непременно косметика и лаки для ногтей
Но ведь и "открытие ребенка" европейской культурой состоялось не так давно,и педагогика -одна из самых молодых областей знания.Первые догадки и шаги в направлении, что ребенка надо учить и воспитать не как "недоделанного" взрослого, а принципиально иначе, принадлежат Лютеру.И только 20й век можно считать определенно "детским", создавшим и индустрию, и культ детства как особого состояния души,отдельной планеты. Сугубо детские песни,фильмы,книжки, детская одежда опять же, - все это по большей части заслуга 20века.Я не знаю, в чем причины "отката", возможно,был слишком сильный перекос, в особенности, в Союзе, где и у взрослых-то секса не было,не то что детской сексуальности.И теперь эти выросшие дети отыгрываются на своих.
Но факт налицо - песни,фильмы,книжки для школьников стремительно "взрослеют", про девичьи журналы я вообще молчу, вот уж где стимуляторы.Каждому родителю, как и мне самой, приходится решать эти вопросы индивидуально,на глазок,да и дети тоже разные,тут уж сильно и не притормозишь,и не пришпоришь.Но вопрос - а норма - какова она? Если и то, и другое - как и асексуальное "советское" детство, так и сексуализированное нынешнее - напрямую связаны с меняющимся культурным запросом?
а про педофилию и сексуализацию в одном флаконе, это да, совсем новенький парадокс.дети должны выглядеть как объекты желания, но желать их нельзя.

Date: 2012-05-31 08:19 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Мне очень близко то, что Вы написали. Спасибо!

Date: 2012-05-31 05:10 pm (UTC)
From: [identity profile] corbulon.livejournal.com
"...возвращаюсь к главному - наша культура стимулирует сексуальность ребенка..."
Хочу отметить, что это в первую очередь относится именно к России, на Западе всё много сдержаннее.
И, во-вторых, крайне неприятную роль играет показное богомольство, или тот самый внешний и внутренний "православный прикид", который Вы метко отметили, вырождающийся в отвратительное ханжество с раздвоением сознания.

Date: 2012-05-31 08:18 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Я думаю, что валить все на Церковь - крайне несправедливо. Ибо что-что, а сексуализация детства Православием не поощряется. меня поразило, что мать, столь строгая к себе, так нарядила ребенка... Но не духовенство же виновато в этом!

(no subject)

From: [identity profile] corbulon.livejournal.com - Date: 2012-05-31 08:53 pm (UTC) - Expand

Date: 2012-05-31 05:17 pm (UTC)
From: [identity profile] zolot4.livejournal.com
вы наверняка видели эти картинки. но все же приведу в тему.
это украинские выпускницы этого года:
http://v-n-zb.livejournal.com/4548218.html

а это богларские выпускницы этого года:
http://ru-marazm.livejournal.com/3242916.html

такая вот сейчас сексуализация-порнографизация детство-юношества

наверняка нужно психометодики корректировать под современность.

Date: 2012-05-31 08:16 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Да! украинских видел. А вот болгарских... Хороша страна Болгария!

Date: 2012-05-31 05:51 pm (UTC)
From: [identity profile] pater-zvan.livejournal.com
мы как раз недавно с супругой эту тему обсуждали. детей делают маленькими взрослыми. но не только внешне. им навязыают взрослые модели поведения. отсюда, наверное, и обстрение проблемы педофилии - детей уже сложно отличить от взрослых по ряду признаков

Date: 2012-05-31 08:14 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Это действительно просто бросается в глаза. Особенно если сравнить с фотографиями детей столетней давности...

Date: 2012-06-01 08:03 am (UTC)
From: [identity profile] magabanga.livejournal.com
"Наше строгое общество, настаивающее на химической или хирургической кастрации педофилов, в то же время делает все для того, чтобы подчеркнуть сексуальность ребенка, сделать его (ее) сексуально привлекательным!"
Вы почти дословно процитировали антиутопию английского писателя и сценариста Бена Элтона "Слепая вера". Мысли витают в ноосфере :)

Тема проявлений сексуальности и интереса к сексу в детском возрасте очень любопытная. Однако из вашего поста не очень ясно, как вы оцениваете это? Как патологическое или как естественное состояние? То, что подлежит коррекции?
Чтобы быть точной: я не про взрослых. Про их стремление подчеркнуть сексуальность своего маленького ребенка в принципе и так все понятно :/

Date: 2012-06-01 09:35 am (UTC)
From: [identity profile] apatrikeyev.livejournal.com
http://news.yahoo.com/sex-history-window-pedophile-priests-mind-082106333.html

Can you read English? It is difficult for me to type in Russian.
From: [identity profile] fillmoscow73.livejournal.com
"наша культура стимулирует сексуальность ребенка." - Борис, я бы сказал по-другому. Наша культура стимулирует сексуальность ребенка, не понимая того. Существует некоторое массовое раздвоение личностей. 1)С одной стороны, хотят чтобы их дети были самыми-самыми (красивыми, заметными, смело выступающими/читающими стихи), умиляются кокетливости дочек, как рано проявляется в ней женщина, какой подвижный и спортивный сын. А уж если "сыночек" в песочнице проявит интерес к "дочке", то просто уси-пуси.2)С другой стороны, мы "все православные", жутко духовные, "надо об учебе думать, а не о гулянках". А если уж появляются книжки для детей с ответом, откуда берутся дети - то ужас-ужас, разврат и бездуховность. По этой же причине свернули программы полового просвещения в школах. Либо уроки духовности либо просвещение. Так дальше пойдет, то и "Лолиту" запретят как разлагающее влияние.

December 2020

S M T W T F S
  1 23 45
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 12th, 2026 09:49 am
Powered by Dreamwidth Studios