borkhers: (Default)
[personal profile] borkhers
*
Вот, подумал: не приходится удивляться тому, что жизнь докторов делилась на две части - внутри стен психушки и вне ее стен.. Мир психиатрии классический "параллельный мир", который не должен пересекаться с миром обыденным....
Думаю, что две половинки жизни больных - внутри и вне больницы - еще менее совместимы. Да мало ли таких параллельных миров! Фронт и тыл, тюрьма и воля, жизнь на море и на суше... Переходя из одного "мира" в другой, человек не может не измениться. Его личность как бы расщепляется. и ипостаси личности похожи друг на друга весьма мало - иной лексикон, иные формы поведения, иные интонации голоса.

*
Надзирательница женской колонии может быть милой и заботливой женой (знал одну такую - в семейной обстановке). Но могу представить, какова она была "на рабочем месте". Всесильный глава КГБ Андропов (а позднее - генсек) был классическим подкаблучником дома, где, правда, старался появляться как можно реже.

*
ЧЕМ СИЛЬНЕЕ РАБОТА ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ОБЫЧНОЙ ЖИЗНИ, ТЕМ ГЛУБЖЕ РАСЩЕПЛЕНИЕ. ПСИХОСОЦИАЛЬНЫЙ ШИЗОФРЕНИЧЕСКИЙ СИНДРОМ.

*
Каменная оболочка больницы, стены, отделяют ее от мира, как оболочка простейшего организма выделяет его из внешней среды. То, что находится за стеной - всегда - немного - застенок. Как тюремные сторожа принадлежат тюремному миру, как и заключенные (об этом есть стихи у Юрия Михайлика, да и у меня были), так и персонал больницы принадлежит миру безумия, а не наоборот. Отсюда и легенда о том, что все врачи-психиатры безумны. Легенда, колторая скорее нравится докторам. По крайней мере все мы охотно шутим на эту тему.

*
С началом рабочего дня доктор-психиатр переходит в иной мир и меняется. Иногда он "выныривает", чтобы глотнуть свежего воздуха свободной нормальной жизни. В любом психиатрическом стационаре есть какие-то кабинеты, ординаторские, где доктора собираются на полчаса выпить чашечку кофе и превратиться в обычных людей. Моя психологическая лаборатория была одним из таких благословенных мест.

*
На границе параллельных миров всегда стоят часовые, охрана. Вот вам приемный покой психушки - чем не приграничный КПП, где не просто досматривают и обыскивают. но и раздевают догола, моют на глазах у охранников-санитаров, все равно - мужчина ты или женщина, переодевают в скорбное одеяние и ведут под охраной туда, где, скорее всего, для начала тебя поместят в поднадзорную палату, да и подвяжут на всякий случай, пока не приглядятся...
В этот момент человек становится ОФИЦИАЛЬНЫМ безумцем, он прошел обряд инициации.
*
Собственно так ли уж отличается психушка в этом отношении от любой другой больницы? Много, много общего. И помывка в холодной больничной купели, и "возложение" больничного облачения вместо нормальной гражданской одежды. А когда - и стрижка головы, и бритье укромных частей тела, "пострижение" в больные. Ритуал есть ритуал.
Много общего у психушки и других больниц, ничего не скажешь... Но отличия все же есть.

*
Рядом с приемным покоем - другой КПП - для условно здоровых докторов и посетителей. Это главный (и единственный, если не считать пролома в стене) вход в психушку. Красивое здание, обращенное лицом к городу, административный корпус. Даже на старых открытках видов Одессы есть это строение! Есть такая открытка и в моей маленькой коллекции видов старой Одессы. Коллекция состоит из двух открыток - на одной психушка, на другой - знаменитый театр оперы и балета. Символичное сочетание...
*
На этом КПП тоже свой часовой, санитар в грязном халате, осуществляющий фейс-контроль - лениво и недобросовестно. Там же последний осколок нормального мира - лоток, за которым стоит грузная женщина - тоже в белом халате, она продает булочки и пирожки.
*
Но главный часовой - зам. главного врача по лечебной (медицинской) части попросту - завмед, Н.А. Окна ее кабинета выходят на полукруглую дорожку к главному входу. Ровно за пять минут до официального начала рабочего дня она занимает свой пост у окна отслеживая проходящих мимо докторов. Три минуты она просто смотрит. Затем начинает укоризненно покачивать головой... За две минуты до начала - уже опоздание в некотором смысле. Потом она составит список опоздавших и его зачитают на общеврачебной пятиминутке. Мы с Сергеем называли эти списки "расстрельными".

Date: 2012-06-21 05:11 am (UTC)
From: [identity profile] vekagan.livejournal.com
С началом рабочего дня доктор-психиатр переходит в иной мир и меняется. Иногда он "выныривает", чтобы глотнуть свежего воздуха свободной нормальной жизни.

Интересно... Никогда так себя не ощущал.

Date: 2012-06-21 05:50 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
А Вы работали в остром мужском отделении для возбужденных пациентов? :))) И самоеглавное - общая атмосфера учреждения

Date: 2012-06-21 06:03 am (UTC)
From: [identity profile] vekagan.livejournal.com
И ещё в каких острых... А атмосфера, так она и за больничным забором не лучше.

Date: 2012-06-21 06:07 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
В известном смысле - да. Но пятидесятиметровый коридор, палаты по обе стороны нам 10=20 человек, а больных иногда больше, чем коек. Скованные нейролептиками пациенты с выпученными глазами семенящие вдоль стены. ужасающая ванная и сортир. нет, разница все же есть.

Date: 2012-06-21 02:57 pm (UTC)
From: [identity profile] vekagan.livejournal.com
Ну да, начинал я в отделении на 60 коек в абсолютно неприспособленном помещении, где было 180 пациентов... Но прививки детством по военным городкам, клиническими базами института (за редчайшими и относительными исключениями), коммуналками, солдатчиной и проч. позволяли видеть в психиатрических больницах просто людей ( и часто - каких людей!), а не декорации из дерьма, в которые они были помещены. И потом в 1980-1990-ых видел в петербургских соматических больницах всё те же палаты на 20-30 человек с матрасами на дощатых настилах на койки... "Советское значит отличное!" ... отличное от нормального. А забор был условной формальностью между по сути мало различаюшимися мирами внутри и вне психиатрических больниц.
Edited Date: 2012-06-21 03:03 pm (UTC)

Date: 2012-06-21 03:07 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Какое-то значение, вероятно имеет то, что я пришел в ме5дицину лет на 10 позже и в основном работал в Овидиополе и в Одессе, где в целом - обстановка была неплохая. Могу себе представить. чего навидались Вы!

Date: 2012-06-21 06:10 am (UTC)
From: [identity profile] morskaya-swinka.livejournal.com
Про обряд пострежения в больные - как открытие для меня. Потому что - точно ведь!!! Я так помню как сдавалась в роддом. Вроде предстоит самое светлое дело в жизни, но отношение к тебе....

Date: 2012-06-21 07:02 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Я тоже подумал о роддоме....

Date: 2012-06-21 05:12 pm (UTC)
From: [identity profile] ddodo.livejournal.com
про роддом попадалось интересное исследование:
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Article/Bel_RodObr.php

Date: 2012-06-21 06:38 pm (UTC)
From: [identity profile] shestakova8.livejournal.com
Да, дно из самый страшных переживаний - женские "больницы": вроде одно и то же - что человека рождаешь, что аборт делаешь.
*Бррр, лучше не вспоминать. То-то же удивилась одному посту, когда женщин, рожающих дома, причислили к самовольно убивающим детей об асфальт.*
(Всё же гений Лесков - как точно он в "Житие одной бабы" истерию описал и выравнивание психики (пусть такое и невозможно на самом деле, хотя - не верю. Если человека оставить в покое и не давить на него - он, как кошка, сам "выберется".)
(deleted comment)

Date: 2012-06-21 07:50 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Каков был род этого успеха?
(deleted comment)

Date: 2012-06-21 09:05 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Ага! Мы все - безумцы на свободе... но такой взгляд на мир - признак так называемой профессиональной деформации.
(deleted comment)

Date: 2012-06-21 11:33 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Я как раз об этом- в разных людях мы вищдим пациентов. А это - далеко не так.

Date: 2012-06-21 07:18 am (UTC)
From: [identity profile] hwy.livejournal.com
Что-то Пропповское есть во всем этом, сказочное...

Date: 2012-06-21 07:51 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
А это и есть страшные сказки в известном смысле...

Date: 2012-06-21 08:44 am (UTC)
From: [identity profile] krupelega.livejournal.com
Потрясающе! Всё же остаюсь с убеждением, что Вы способны словами гениально точно и глубоко передавать мир человеческих эмоций.
Каждый раз, когда мне приходилось очутиться в больнице из-за болезней мужа, я ощущала буквально физически, что попадаю в другой мир: есть мир обычный и есть мир больничный, где чувствуется и понимается концентрация реального и потенциального горя, страха физической боли , страха утрат , страха смерти , страха безумия(пришлось посещать близкую подругу в психиатрической лечебнице)...
И ведь израильские больничные условия не просто благоприятны, а в некоторых больницах напоминают красоту мраморных залов музеев.. Чистота, на стенах картины, кондиционирование, хорошая красиво подаваемая еда, постельное и нательное прекрасное бельё без ограничений, чистота в душевых, имеются спец. приспособления возле унитазов для полной гигиены и т.п.
Но почему же душа испытывает ощущение перехода из обычного мира в мир ГОРЯ,,, БЕЗУМИЯ ????!!!!

Date: 2012-06-21 09:04 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Скорби и во дворце скорбь. Но у нас как-то заметнее, знаете ли

Date: 2012-06-21 10:05 am (UTC)
From: [identity profile] lizaharris.livejournal.com
"Но почему же душа испытывает ощущение перехода из обычного мира в мир ГОРЯ,,, БЕЗУМИЯ ????!!!!"
А почему столько знаков вопроса и восклицаний? ))
Больничный мир и есть мир горя, боли, страданий, болезней.... Это не иносказание, а совершенно прямое значение и обозначение. Энергетика больниц не может не отражать то, что происходит в её стенах. Какие бы эти стены не были. Что вас так удивляет-то?

Date: 2012-06-21 07:02 pm (UTC)
From: [identity profile] krupelega.livejournal.com
Меня ничего не удивляет! Слово энергетика в данном контексте с моей точки зрения неуместно,т.к. энергетика-это отрасль промышленности и никакого отношения к человеческим мироощущением не имеет. Энергетика в Вашем контексте мне напоминает все виды суеверий типа сглаза и приворота. Простите- более адекватного ответа на Ваше обращение ко мне,у меня нет. Будьте благополучны и счастливы...

Date: 2012-06-21 08:00 pm (UTC)
From: [identity profile] lizaharris.livejournal.com
"энергетика-это отрасль промышленности и никакого отношения к человеческим мироощущением не имеет."
да-да-да, конечно, вы совершенно правы ))))

Date: 2012-06-29 08:55 pm (UTC)
From: [identity profile] green-dancer.livejournal.com
Кстати, а вы знаете, когда я впервые увидел энергетику человека? наверное, впервые - вряд ли... но я отлично помню как сияли глаза одной молодой женщины, которая была влюблена в первый раз в жизни и верила в это чувство, и глаза эти светились почти в полной темноте, - тёмный силуэт и сияющие от любви глаза. Или светящиеся любовью. Невероятное зрелище, фантастическое.

Это женщина так же была психически больной, она постоянно переживала кучу страхов, почти никогда не выходила из бреда, жила в однокомнатной квартире вместе с родителями и сестрой с её парнем плюс кошки, ни минуты уединения. И в то же время она сумела (посмела? осмелилась? без страха, на одной вере в любовь) любить и быть заботливой и верящей любящей женщиной.
Edited Date: 2012-06-29 08:57 pm (UTC)

Date: 2012-06-30 07:38 pm (UTC)
From: [identity profile] lizaharris.livejournal.com
Да, хороший пример.
Вы ещё раз подтверждаете истину: чтобы увидеть, надо смотреть. А увиденное, пройдя через сердце, становится ответом.
Поэтому мы видим разное и по-разному. Одинаковых сердец нет, но есть родственные, очень сходные. Как есть совсем чужие.

Date: 2012-06-29 08:41 pm (UTC)
From: [identity profile] green-dancer.livejournal.com
И ведь израильские больничные условия не просто благоприятны...

А вот где бы об этом можно было бы прочесть и фотоснимки посмотреть? не подскажете?

Date: 2012-06-21 08:45 am (UTC)
From: [identity profile] lizaharris.livejournal.com
"Надзирательница женской колонии может быть милой и заботливой женой"
Не верю! (с)
....может казаться милой и заботливой женой... со стороны... в глазах
интеллигентного мужчины )))
Влк в овечьей шкуре не перестаёт быть волком.

Date: 2012-06-21 09:02 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Нет, расщепление реально. Нацистские и сталинские лагеря это доказали....

Date: 2012-06-21 09:24 am (UTC)
From: [identity profile] lizaharris.livejournal.com
Моё "не верю" не значит что этого не может быть)) Это моё отношение, моё мироощущение, мой опыт. Меня маска хорошести, одетая на тирана, никогда не введёт в заблуждение на счёт того, что в человеке составляет его сущность. И никогда тюремная надзирательница не сможет быть милой в моих глазах. Это исключено, потому что это параллельные вселенные. Не идут милые люди в надзиратели. А если идут, то тут же перестают быть милыми. Это читается в глазах, на раз.
Edited Date: 2012-06-21 09:25 am (UTC)

Date: 2012-06-21 10:19 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Социальные роли, субличности, маски... Очень похоже, но лишь на первый взгляд...

Date: 2012-06-21 10:33 am (UTC)
From: [identity profile] lizaharris.livejournal.com
Человек есть то, во что он верит. И чем сильнее верит, тем глубже погружение.
Но есть разные точки из которых вид совершенно разный )) Взгляд изнутри верующего на самого себя, взгляд со стороны другого верующего, взгляд прохожего, взгляд скептика или взгляд, допустим, просветлённого монаха.
Кто из них увидит маску, кто - психическое расстройство, кто - клоуна, а кто - то, что описывает сам верующий?
И где мера, которой меряется истина?

Date: 2012-07-02 07:47 am (UTC)
From: [identity profile] tettigona.livejournal.com
как пример - фильм\книга "мальчик в полосатой пижаме"
Хорошо показано, что надзиратель - это работа, как и жена надзирателя. В остальное время они могут быть какими угодно.

Date: 2012-07-02 09:48 am (UTC)
From: [identity profile] lizaharris.livejournal.com
Фильм и книга - это художественный вымысел. И личное отношение автора к теме.
Если кто-то во что-то верит, то он сумеет быть убедительным для тех, кто разделяет эти взгляды)) Это элементарная логика алогичной веры.

Это совершенно ненужный спор. Я, лично я, знаю что есть грани, переступив которые человек меняется раз и навсегда. Как бы он не хотел в это не верить. Как бы окружающие и близкие этого не замечали. Как бы посторонние честно не пытались рассказать что человек может быть прежним в такой ситуации. Обмануть можно весь мир. Но только не себя самого.
Это как лишиться девственности. Один раз и на всю жизнь. И происходит это не тогда, когда происходит половой акт и на простыни остаются следы крови. Нет. Это происходит совершенно незаметно для окружающих, но совершенно определённо для самой девушки.

Date: 2012-06-21 10:09 am (UTC)
From: [identity profile] lizaharris.livejournal.com
"ЧЕМ СИЛЬНЕЕ РАБОТА ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ОБЫЧНОЙ ЖИЗНИ, ТЕМ ГЛУБЖЕ РАСЩЕПЛЕНИЕ."
Но это имеет логичное объяснение - третий закон Ньютона никто не отменял.
Срабатывает механизм компенсации, иначе системе грозит выход из стоя.
По-другому - никак.

Date: 2012-06-21 10:18 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
О том и речь.

Date: 2012-06-21 08:47 am (UTC)
From: [identity profile] kolvas.livejournal.com
Идеология меняется, а туалеты, психушки и тюрьмы остаются неизменными (для большинства). Вечные символы чего?

Date: 2012-06-21 09:03 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Рабства, думаю.

Date: 2012-06-21 09:29 am (UTC)
From: [identity profile] kolvas.livejournal.com
Скорее всего, вы - правы.(

Date: 2012-06-21 09:39 am (UTC)
From: [identity profile] marta-ketro.livejournal.com
"ЧЕМ СИЛЬНЕЕ РАБОТА ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ОБЫЧНОЙ ЖИЗНИ, ТЕМ ГЛУБЖЕ РАСЩЕПЛЕНИЕ"
любопытно. Выходит, чем однородней среды обитания, тем комфортней? в идеале и дом, и работа, и просто общество должны не сильно контрастировать?

Date: 2012-06-21 10:16 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Не вполне так. Но, скажем, моряк полгода в море и полгода - дома, без работы. Его жизнь как бы разделена на две части. И он не может использовать домашние стереотипы отношений в море и - наоборот. Нечто подобное с врачами моей профессии. Так мне кажется. Правда есть те, кто в работу "не врубается". Но тут речь не о них...
Edited Date: 2012-06-21 10:17 am (UTC)

Date: 2012-06-21 10:19 am (UTC)
From: [identity profile] marta-ketro.livejournal.com
Понятно, спасибо.

Расщепление

Date: 2012-06-21 08:29 pm (UTC)
From: [identity profile] ivan-sautkin.livejournal.com
Мы, киношники, называем этот психосоциальный шизофренический синдром "компенсацией". Это один из важных инструментов в построении характера в драматических произведениях – сентиментальность компенсирует жестокость, у расточительных всегда есть скелет в шкафу и т. д. Персонажи, сделанные по этому принципу, получаются очень правдоподобными, что наводит на размышления о границах безумия.

Re: Расщепление

Date: 2012-06-22 03:34 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Вот на этих-то границах и нет часовых. И документы на них не проверняют. И багаж - не досматривают. Оказывается, коношники - стихийные адлерианцы!

Re: Расщепление

Date: 2012-06-22 08:15 am (UTC)
From: [identity profile] ivan-sautkin.livejournal.com
Что касается целенаправленной природы поведения – определенно! Да и во многих других моментах очень похоже)

December 2020

S M T W T F S
  1 23 45
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 17th, 2026 06:48 am
Powered by Dreamwidth Studios