borkhers: (Default)
[personal profile] borkhers
фрейд 001
*
Для меня психоанализ начался с самиздата. Я учился на втором курсе мединститута, когда впервые познакомился с поэтом Анатолием Гланцем. По профессии Толик был инженером-наладчиком, часто ездил в командировки. Привозил он оттуда все больше - увлекательные истории. В то время, как другие командировочные чаще привозили дефицитный ширпотреб из глухих провинций Империи. Почему вдруг он увлекся Фрейдом и Юнгом? Тайна сия велика есть. Но в то время он был держателем крупнейшей самиздатовской библиотечки психоанализа. То время - это 1968-1969 год. То еще время. У Толика были фотокопии и ксероксы всего, что издавалось до революции и в первые годы после революции: "Психологическая и психоаналитическая библиотека" под редакцией профессора Ивана Ермакова. Были и единичные тамиздатовские книги, вернее, их ксерокопии. Так, был первый том избранных сочинений Фрейда изданный в Лондоне (эта книга появилась у нас позднее). Второго тома я так и не видел - похоже, он просто не был издан.

*
Главным "хитом" психоанализа для меня стало тогда "Толкование сновидений" Фрейда. И, когда у нас организовался подпольный психоаналитический кружок, в котором в начале психиатры составляли меньшинство, мой первый реферат был именно по этой классической книге. Десять лет спустя, когда после конгресса в Тбилиси, о психоанализе уже можно было что-то говорить, этот же реферат, дополненный несколькими примерами анализа сновидений простого советского человека, я прочел на университетской научной конференции. Сергей прочел реферат по "Психопатологии обыденной жизни". Наши доклады произвели фурор. На фоне схоластических рассуждений о том, что теперь категория деятельности может быть дополнена категорией установки, живые примеры из книг Фрейда и, главное, из нашего личного советского опыта, весьма слабенького, и все же(!) действительно слушались хорошо. Еще тринадцать лет спустя я подготовил первое издание "Толкования сновидений" на постсоветском пространстве. Набирали книгу еще при живом СССР, вышла же она уже после августа 1991 года. Впоследствии ее еще несколько раз переиздавали - с моим предисловием и без предисловия, однако с составленным мною словарем и комментарием. Предисловие издавалось отдельно в урезанном и искаженном виде (а оно было урезано еще в первом издании). Но неизменно - без разрешения автора предисловия и комментариев. И, понятно, без упоминания его (моего) имени.

*
Хорошо, что они упомянули имя Фрейда - мрачно пошутила моя жена. А чего шутить? Действительно хорошо!
Page 1 of 3 << [1] [2] [3] >>

Date: 2012-06-24 09:55 am (UTC)
From: [identity profile] raria.livejournal.com
как легко читаются ваши тексты
!!
спасибо

Date: 2012-06-24 09:57 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Спасибо, Валерия!

Date: 2012-06-24 10:16 am (UTC)
From: [identity profile] tutellia.livejournal.com
"толкование сновидений" мне выдали в научной б-ке МГУ на первом курсе в 1971-м, видно, по недосмотру... я за вечер законспектировала и страшно была собой горда... потом уже больше не выдавали.

Date: 2012-06-24 10:21 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Я читал ксерокс с фотокопии шесть на девять... Хорошо, что глаза были молодые!

Date: 2012-06-24 10:23 am (UTC)
From: [identity profile] corbulon.livejournal.com
Сильно смущает, что интерес к снам со стороны психоаналитика вызывает активный интерес клиента,
а это само по себе сильно влияет на сны, на их частоту и содержание.
Сны становятся управляемыми и начинают отражать уже не клиента,
а взаимоотношения в системе клиент-психотерапевт-теория (типовые интерпретации) психотерапевта.
К примеру мое равнодушие к снам приводит к тому, что они снятся крайне редко и немедленно забываются безо всякого следа. Но легко представить себе и противоположную ситуацию.

Date: 2012-06-24 10:27 am (UTC)
From: [identity profile] dibrov-s.livejournal.com
Я читал эту книгу. Без упоминания, да...

Date: 2012-06-24 10:38 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Вы совершенно правы. Но это и делает анализ сновидений весьма ценным в процессе терапии. Это своего рода индикатор терапевтического процесса. Буквально вчера мне рассказали замечательный сон, который помог мне ясно понять, какова структура переноса у клиентки.

Date: 2012-06-24 10:39 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
А я сейчас запощу титульный лист - с упоминанием....

Date: 2012-06-24 10:43 am (UTC)
From: [identity profile] corbulon.livejournal.com
Мне надо было конкретизировать свои сомнения:
все же ведущей частью в системе клиент-психотерапевт-теория
является психотерапевт (а то и теория), а это может привести к тому,
что психотерапевт видит то, что хочет и может увидеть, а клиент следует за ним и его авторитетом.

Date: 2012-06-24 10:48 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Это одна из распространенных ошибок. Да, иногда клиент, особенно начитанный в области психоанализа хочет быть "приятным" для аналитика. Но вопрос в квалификации аналитика - распознает ли он эту особенность переноса?

Date: 2012-06-24 10:55 am (UTC)
From: [identity profile] arhetip-v.livejournal.com
Мне трудно даже представить, каково вам было в тех условиях! Зато вы самый толернатный психиатр, которого я знаю - и я думаю, что это, в том числе, и благодаря причастности к психоанализу )

Date: 2012-06-24 11:00 am (UTC)
From: [identity profile] corbulon.livejournal.com
Конечно.
Вопрос именно в квалификации психоаналитика и в его внутреннем недоверии к своим наработанным привычкам. Но как проверить соответствие сна рассказу о нем??

(Я стал интересоваться вопросами психоанализа после того как прочел в мемуарной книге Юнга пересказ его первого сна, в возрасте 2-3 года. Этот пересказ вызвал у меня абсолютное недоверие, если не сказать больше. Если мэтр психоанализа пишет без тени сомнения такое о своем собственном сне, то.... )

Date: 2012-06-24 11:04 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
в значительной степени. Собственно, я работаю практически как аналитик уже двадцать с лишним лет...

Date: 2012-06-24 11:04 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Вы имеете в виду сатанинский образ в подземелье, который Юнг трактует как фаллос?

Date: 2012-06-24 11:12 am (UTC)
From: [identity profile] corbulon.livejournal.com
Да, да.
С подробным описанием сортов тканей, их цветов, размеров помещения и самого фаллоса и т.д.

Date: 2012-06-24 11:36 am (UTC)
From: [identity profile] frgt.livejournal.com
Психоанализ - лженаука,фантастика на службе у манипуляторов.

Date: 2012-06-24 12:04 pm (UTC)
From: [identity profile] arhetip-v.livejournal.com
А вы работаете и как психиатр, и как аналитик - или только как аналитик?

Date: 2012-06-24 01:24 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
В последние десятилетия почти исключительно как аналитик.

Date: 2012-06-24 01:25 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Благодарю Вас за ценные сведения, которые мне, как путешественнику, весьма интересны.

Date: 2012-06-24 01:27 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Кстати, позднее мы познакомились с двумя критическими исследованиями американского марксиста Гарри Уэллса. "Павло и Фрейд" и, позднее, "Крах психоанализа". Это были весьма ценные источники!

Date: 2012-06-24 01:29 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Да, выглядит фантастично. Кроме того, повторю слова Мастера из известного романа: поражаюсь, как Берлиоз его не узнал! Более яркого портрета сатаны я в аналитической литературе не видел.

Date: 2012-06-24 01:46 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Вот наша шутка, я написал и повесил в лаборатории такой плакат:

Валерианны корни с бромом
эффективней Хорни с Фроммом.

Date: 2012-06-24 01:46 pm (UTC)
From: [identity profile] corbulon.livejournal.com
Да уж, да уж.
И увидено глазами Мастера, и описано руками Поэта, и задумано пророком Новой Религии.
Только причем тут сон двухлетнего ребенка, научная добросовестность и скрупулезная тщательность экспериментатора?
Да и часть божьего творенья - фаллос - на символ сатаны не тянет: скорее уж это мозг.

Date: 2012-06-24 01:56 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
По-моему, диктую свои воспоминания, Юнг был в глубокой старости и психозе. Что не умаляет достоинств этой книги.

Date: 2012-06-24 02:07 pm (UTC)
From: [identity profile] tverdyi-znak.livejournal.com
А если сны сразу забываю? Иногда помнится что-то смутное - что-то сюрреалистическое... (шепотом) Доктор, это что-то ужасное и неизлечимое? :)
Page 1 of 3 << [1] [2] [3] >>

December 2020

S M T W T F S
  1 23 45
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 12th, 2026 10:08 am
Powered by Dreamwidth Studios