borkhers: (Default)
[personal profile] borkhers
Думаю скоро поделиться с общественностью некоторыми наблюдениями об особенностях литературной критики наших дней. Пока же публикую некоторые тезисы - результаты поверхностных наблюдений.

1. Провинциальная критика откровенно продажна. Неподкупность иногда встречается, в основном, при отсутствии предложений. Результат - откровенно графоманическое сочинение получает блестящую критику на уровне местных газет. Более или менее значительные произведения как раз и остаются за кадром. Поскольку никто не читает ни самих произведений, ни, тем более, рецензий (ну, тут исключение - автор: он платит, он и читает), то эта критика просто не имеет значения..Иногда расходы на себя берет спонсор, профинансировавший издание.

2. Вероятно, имеет смысл говорить всерьез о критике столичной. Ее я подразделяю на "старую", придерживающуюся традиций, сочетающую критические и литературоведческие элементы и на новую - по большей степени импрессионистическую и поверхностную.. Последняя выражает скорее не анализ, а отношение критика (или литературной группы, которую критик представляет) к автору. Поскольку обычно на вполне серьезную книжку полагается не более абзаца текста, говорить о каком-либо анализе не приходится. Когда я говорю о "старой" и "новой" критике - речь идет не о возрасте критиков! Я могу назвать несколько имен совсем молодых и не совсем молодых критиков, которые явно принадлежат к "старой" школе. И наоборот.

3, Интересное явление представляет собою "промежуточный" вариант. Здесь имеется видимость анализа текста. Но в ход идут откровенно недобросовестные приемы, напоминающие те, которые в картежной игре наказываются ударами канделябра. Допустим, автор критикуется за то, чего не говорил и не писал. Либо берется одна-две строки и трактуется совершенно вне связи со смыслом стихотворения. Иногда анализируются неопубликованные и не предназначенные для печати материалы. Так, одно из моих неопубликованных стихотворений трижды (!!!) полностью публиковалось в критических статьях (как положительных, так и отрицательных), а под конец было объявлено "скандально известным опусом". Либо предаются гласности детали частных бесед и разговоров. На это мне часто жаловались коллеги по литературному цеху. Сам я лишь один раз "подставился" таким образом.

4. Интересно проследить два феномена - "констелляции", а именно группирование поэтов, писателей и критиков по географическому, дружескому, а то и по родственному принципу. Нечто похожее, кстати, отмечалось в раннем психоанализе, а также сервиллизм в отношении людей влиятельных. Так, молодой критик громит одного столичного поэта(очень хорошего, на мой взгляд) и превозносит другого, с очень сходной поэтикой! В чем разница? Хвалимый живет в том же городе, что и критик, и известен своей культуртрегерской и спонсорской активностью.

5. Разновидность "новой критики" - использование философского терминологического аппарата, при этом французы выходят на первый план... В результате мысль критика растворяется в терминологических построениях...

6. Авторы критиков побаиваются и не затрагивают их, ссылаясь на "Памятник" Пушкина. Моя личная проблема состоит в том, что я не боюсь критиков. Некоторые из них стали объектом моего профессионального интереса.

Date: 2012-07-19 07:03 pm (UTC)
From: [identity profile] shaganne.livejournal.com
Последнее предложение поста - замечательное)

Date: 2012-07-19 07:08 pm (UTC)
From: [identity profile] shaganne.livejournal.com
Мы с критиком Василием Ширяевым играли в такую игру: он написал критику на мою книгу, потом я написала критику на его критику, потом он написал критику на мою критику критики. Потом мы остановились, надоело)

Date: 2012-07-19 07:10 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Это хорошая игра, Ганна! По сути - структура Талмуда - комментарий на комментарий.

Date: 2012-07-19 09:47 pm (UTC)
From: [identity profile] kaplja.livejournal.com
+1
хотела написать тоже самое практически )))))
отличное противоядие!

Date: 2012-07-20 10:34 am (UTC)
From: [identity profile] tarzanissimo.livejournal.com
а шестое положение и появилось как неизбежное следствие пятого!!!
Ну а столичные ещё хуже провинциальных. Живут по принципу: "моя ткусовка? в гении, и главно е выдать премию имени.... чёрт знает кого. но выдать! Расхвалить ( и не шибко грамотно) но срочно сего пиита!" Чужая тусовка? .......Раньше ругали , а теперь мода иная: старательно не замечать тех же столичных, но ЧУЖИХ!
А критика вообще выродилась и к сожалению Вам. Борис, не справиться с приёмами. если все критики угодят к Вам в пациенты... Ой. сколько их! Да ещё и большинство пиитовприведены будут к Вам...
Не говорю уже о перепевхах сто раз сказнного, что именуется ПОЦ-МУД-Дермизмом.тоже....
(deleted comment)

Date: 2012-07-19 08:08 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Нет правил без исключения!
(deleted comment)

Date: 2012-07-19 08:15 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Я знаю еще несколько критиков, живущих далеко от Москвы, но печатающихся преимущественно там. Среди них - вдумчивый Абдуллаев, сердитый и очень упорный Анкудинов, весьма проблемный на мой вкус Саломатин...
Точно так же и авторы, живыщие в провинции активны в Мск, собственно, я в том числе...
(deleted comment)

Date: 2012-07-19 08:23 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
А никаким. ЖЗ уравнивает всех :)))

Date: 2012-07-19 08:03 pm (UTC)
From: [identity profile] chevrette.livejournal.com
Да, последняя фраза звучит зловеще)))))))))) А серьезно... Дело в том, что критика - не наука, а часть литературы, такое же творчество, как и поэзия. Она не обязана замыкаться исключительно на анализе, но имеет право на вольные размышления, интерпретации, ассоциации...А то, что служит дышлом порой, это правда. Есть знания, опыт и слог, поворачивай в любом направлении...

Date: 2012-07-19 08:09 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
и это правда.Но мне кажется, что простое высказывание отношения - не есть часть литературы. Для критика требуется минимальный честный анализ текста.

Date: 2012-07-19 08:12 pm (UTC)
From: [identity profile] chevrette.livejournal.com
Ключевое слово - честный...

Date: 2012-07-19 08:15 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Вот-вот. Без паралогизмов.

Date: 2012-07-19 08:53 pm (UTC)
From: [identity profile] grueffelo.livejournal.com
Борис, а что такое "честный анализ текста" применительно к стихам по-Вашему? Я немного думал на эту тему, но по невежеству ни до чего не додумался.
Если стихи нравятся, то да, можно расписывать "второй план", аллюзии и линки, искать и находить в стихе философские концепции (о которых и сам автор не подозревал) и пр. Можно также попытаться найти место автора в литературе, указать какой-нибудь "изм" (которые, в сущности почти столь же произвольны, как созвездия).
В результате получается в лучшем случае некое самостоятельное художественное произведение "по мотивам", или, вернее, размышления на тему.
Но практически невозможно аргументированно ДОКАЗАТЬ, что какой-либо текст является "плохим" - для удобства скажем "графоманским". Рифмы неинтересные? Ну и что? Заюзанные формы? Ни о чем не говорит. Подражания? Автор пишет в традиции, он "вобрал" в себя всё лучшее Нет нифига смысла? Посконный критик ничего не понимает, а гордый автор не опустится до объяснений, или, наоборот, начнет развивать космогонические теории. И т.д. и т.п. до бесконечности.
К этому нужно добавить, конечно, что уничтожающей критике в истории искусства подвергались именно революционные произведения и авторы.
К тому же "отрицательная" критика - а слово "критика" само по себе несет этот элемент - воспринимается как сведение счетов. Зачем человеку вдруг ни с того ни с сего вообще писать о дерьме - мало ли дерьма пишется и издается?!
Итак, получается, что критик - это исключительно рекламный агент, нахваливающий "свой" товар?

Date: 2012-07-19 08:56 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Ну, простой пример: если стихотворение о пятидесятых годов не нужно писать, что оно о Холокосте. таких примеров - не перечесть. Кстати, мне звонил Марковский, Ваша подборка в следующем номере.
Edited Date: 2012-07-19 08:57 pm (UTC)

Date: 2012-07-19 09:49 pm (UTC)
From: [identity profile] grueffelo.livejournal.com
Спасибо большое! (это о подборке :)
Не, отрицательных примеров навалом, вопрос в положительных. :) Можно ж типа похвалить "какой замечательный стих о Холокосте", только от этого не легче.
Вот и опасаешся писать кому-либо что-либо "критическое" (ну, кроме товарищей) - а вдруг я всё превратно понял ;)

Date: 2012-07-20 10:39 am (UTC)
From: [identity profile] tarzanissimo.livejournal.com
не только получается, но как правило так и есть...

Date: 2012-07-23 04:47 pm (UTC)
From: [identity profile] alsit25.livejournal.com
И все таки во времена скажем романтизма футуристов не было
Но и сомнительна самооправдывющая мысль что
впечатление о стихах субъективно и бездоказательно

Date: 2012-07-19 08:17 pm (UTC)
From: [identity profile] misha18.livejournal.com
В России, как правило, большие поэты были замечательными критиками. Вспомним Блока, Брюсова, Ходасевича, Бродского, наконец.
Так что и Вам придется взяться за это неблагодарное дело.
Предлагаю потренироваться сначала “на кошках".
Готов выслушать самую едкую и прелюдную критику на мою последнюю книгу. С меня не убудет. Книга здесь:
Flash-book: http://poezia.us/book1/book.html
PDF version:http://poezia.us/kritikam/Mikhail%20Rakhunov-poetry%20book.pdf

Послесловие к книге Евгения Витковского, надеюсь, нет, — уверен, зная его лично, написано объективно:
http://vodoleybooks.ru/home/item/978-5-91763-094-6.html

Date: 2012-07-19 08:22 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Я избегаю критических высказываний о коллегах. В принципе, считаю, что когда поэт берется за критику, имеет место так называемый "конфликт интересов". Хотя. согласен, многим такого конфликта удается избежать. Но другие... Прочтите уничтожающую критику Брюсова в адрес прекрасных стихов Цветаевой... Примеров - не счесть. Книжку прочту. Критиковать - не буду.

Date: 2012-07-19 08:55 pm (UTC)
From: [identity profile] alsit25.livejournal.com
мишу ракунова, если забыли, читать не стоит. о Витковском лучше почитать у меня. Или посмотреть кино про мафию. Проблема же в том,что каждый критик думает что искренен. Как Брюсов отрицая Цветаеву . Если она поэт, то кто я? Или Коржавин Бродского. Это честное удивление. Анализ текста не всегда бывает недобросвестным, по крайней мере совесть иного автора анализа спит спокойно.

Date: 2012-07-19 08:57 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Согласен.

Date: 2012-07-20 10:44 am (UTC)
From: [identity profile] tarzanissimo.livejournal.com
Ну, коржавин и объективность??? Чего захотели? Да он в Литинституте ( мой однокурсник был, знаю его лучше. чнм надо бы: человек приячятный а вот критикик ещё хуже чем пиит....) входил среди разговора и без тени юморв заявлял:" это вы тут о чём? я не согласен!"""

Date: 2012-07-20 05:42 pm (UTC)
From: [identity profile] alsit25.livejournal.com
Ну и что ? Помню сидим в комнате- три еврея , заходит пацан, и слышит - как я этих жидов ненавижу , дитя в обморок . Пошутили. Ну полемист
Но слыл человеком порядочным , и про герцена бессмертное написал
И публицистика у него приличная из Бостона, хоть местами совковая.
А Вы объективны? Вы же тоже полагаете что стишки выдающиеся пишите?
И что переводите прилично. А скажи нет , укусите. Коржавин в эпизоде с Бродским целую культуру защищал, культуру Евтушенко и Беллы, всех тех кто его любил вполне объективно. Посклушайте, что поет великолепная Вероника Долина. О том как голубь мира ей писмо от него принес.

Date: 2012-07-21 02:49 pm (UTC)
From: [identity profile] tarzanissimo.livejournal.com
Долина??? С Ввами всё ясно.

Date: 2012-07-21 02:52 pm (UTC)
From: [identity profile] alsit25.livejournal.com
Видимо вы предпочитаете евтушенко и окуджаву взявшись за ручки в пыльных шлемах

Date: 2012-07-22 11:16 am (UTC)
From: [identity profile] tarzanissimo.livejournal.com
Окуджава - поэт всё же и мой друг многолетний. А Евтушишка просто мастеровитый графоман и главное деляга.

Date: 2012-07-22 01:55 pm (UTC)
From: [identity profile] alsit25.livejournal.com
Да у него штук десять на бумаге без гитары читать можно , а так сентиментальное нытье для чуствительных интеллигенток . Мало ли кто с кем дружит! Вон Бродский с Рейном дружил . А Вы далеко не Бродский . Если у Вас Дикинсон грфоманка...

(no subject)

From: [identity profile] tarzanissimo.livejournal.com - Date: 2012-07-23 08:24 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alsit25.livejournal.com - Date: 2012-07-23 02:10 pm (UTC) - Expand

Date: 2012-07-19 08:57 pm (UTC)
From: [identity profile] misha18.livejournal.com
Спасибо. Буду рад.

Date: 2012-07-23 04:52 pm (UTC)
From: [identity profile] alsit25.livejournal.com
Миша если ЕВ нравятся ваши дебильные стишки это Его дело Ему много чего нравится лишь бы было много
Но за Тисдейл вас на кол посадить надо и на головку надавить чтоб не мучался

Date: 2012-07-19 09:23 pm (UTC)
From: [identity profile] postal2.livejournal.com
Ваши характеристики (из п.3)подходят не только к литературной критике, но и вообще к любой современной полемике.

Date: 2012-07-23 08:28 am (UTC)
From: [identity profile] tarzanissimo.livejournal.com
иЗВИНИТЕ, бОРИС, НО НЕ ХОЧЕТСЯ ЛИ вАМ ИНОГДА ЗАБАНИТЬ ЭТОГО НАРЫВАЮЩЕГОСЯ НА СКАНДАЛЫ alsit25? я ЕГО ЗАБАНИЛ. тАК ОН В вАШЕМ ЖУРНАЛЕ ХАМИТ И ВЗДОРНИИЧАЕТ, НУ А ЕСЛИ УЧЕСТЬ, ЧТО ОН НЕ ОЧЕНЬ=ТО МОЛОД, ТО НЕ ПАЦИЕНТ ЛИ ОН вАШ?

Date: 2012-07-21 02:32 pm (UTC)
From: [identity profile] apatrikeyev.livejournal.com
Чудно, но… При всей моей неплодовитости и полной неизвестности один «критик» 3-го типа отыскал мои рубаи у Мошкова и потоптался по ним. Лет через 7-8 тот же самый, судя по тону, нашел в ЖЖ курсовую какой-то студентки журфака, которой стукнуло в голову анализировать мой книжку трехстиший, и поехидствовал снова Сначала было очень обидно, а потом я подумал – если его так проняло, значит, стихи в цель попали. Просто у него такая защитная реакция – моя поэтика, видимо, вытаскивает на свет божий все его стихотворные смертные грехи. Как тут не разгневаться?
(deleted comment)

Date: 2012-07-22 07:09 am (UTC)
From: [identity profile] apatrikeyev.livejournal.com
Слишком похоже на приглашение заразится какой-нибудь дрянью. Ходить не советую – береженного бог бережет. А мошенники и так все узнают, если захотят.

Date: 2012-07-23 08:34 am (UTC)
From: [identity profile] tarzanissimo.livejournal.com
А ЭТО И БЫЛ , ВИДИМО.alsit25... БЕЗГРПМОТЕН ВЕСЬМА: "пишЕте" и пишИте перепутал ! А это один из признаков ещё той образованности! Даже хамит безграмотно!

Date: 2012-07-23 05:18 pm (UTC)
From: [identity profile] alsit25.livejournal.com
Зациклило? Вы уже раз написали , а как даму обхамили тоже помните?

Date: 2012-07-23 08:45 am (UTC)
From: [identity profile] tarzanissimo.livejournal.com
А ЭТО И БЫЛ , ВИДИМО.alsit25... БЕЗГРПМОТЕН ВЕСЬМА: "пишЕте" и пишИте перепутал ! А это один из признаков ещё той образованности! Даже хамит безграмотно!

Date: 2012-07-23 05:07 pm (UTC)
From: [identity profile] alsit25.livejournal.com
Нет то был не я но побеседуйте с суперграфоманом пробштейном это ваш уровень и стишков и переводов

Date: 2012-07-22 07:28 am (UTC)
From: [identity profile] nourjahad.livejournal.com
На опушках наших опусов,
где цветут созвездья крокусов, —
выпасы добрейших критиков,
многоумных аналитиков.

Date: 2012-07-22 11:17 am (UTC)
From: [identity profile] tarzanissimo.livejournal.com
И не знаютьььь "много гитиков"....

Date: 2012-07-23 10:32 am (UTC)
From: [identity profile] simonk1.livejournal.com
Вот , помнится, и товарищ Сталин плохо относился к "некоторым" критикам,которые залечили товарища Жданова и других товарищей...:-)

И, Вася, не бери себе в голову...:-)

Date: 2012-07-23 05:19 pm (UTC)
From: [identity profile] alsit25.livejournal.com
А голова есть у Васи?

Date: 2012-07-24 08:46 am (UTC)
From: [identity profile] tarzanissimo.livejournal.com
Да этот забаненный мудак в чужих постах хамит! Просто дело в том, что его графоманские "перевозы" никто не читает, вот н и беснуется, завидует всем. кого зачем-то прочёл! Случай имеет диагноз,естественно известный Борису. Видишь ли, Сеня. таких всегда немало, и на них внимание обращать могут только психитры, что по долгу службы и приходится делать Борису!
Лучше ты, кстати, написал бы мне по моей почте, как у тебя дела. а то давно я тебя не слыхал.
From: [identity profile] tarzanissimo.livejournal.com
Да этот забаненный "аль-что-то там", мудак в чужих постах хамит! Просто дело в том, что его графоманские "перевозы" никто не читает, вот н и беснуется, завидует всем. кого зачем-то прочёл! Случай этэт имеет диагноз,естественно известный Борису. Видишь ли, Сеня. таких хамов всегда немало, и на них внимание обращать могут только психитры, что по долгу службы и приходится делать Борису!
Лучше ты, кстати, написал бы мне по моей почте, как у тебя дела. а то давно я тебя не слыхал.
Твой В.Б

December 2020

S M T W T F S
  1 23 45
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 24th, 2025 02:27 am
Powered by Dreamwidth Studios