borkhers: (Default)
[personal profile] borkhers
*
Ну, вот задали вопрос - а есть ли побочные нежелательные эффекты от психотерапии? По принципу - нет побочных действий, нет и основного. Разумеется, такие эффекты есть. В процессе психотерапии существует некая закономерность: основное и побочное действие психотерапии это почти одно и то же.
*
Хочется сказать - действие правильно проведенной психотерапии? Но что такое правильно проведенная психотерапия? С точки зрения гештальт-терапии просто не существует "правильного" психоанализа. С точки зрения психоанализа нет и не может быть "правильной" гештальт-терапии. Экзистенциальный терапевт с презрением отринет и анализ и гештальт. НЛПист поморщится, услышав все три перечисленных названия... Энциклопедия по психотерапии под редакций Карвасарского насчитывает около 200 видов психотерапии... Много? Катастрофически много.
*
Маслоу писал, ссылаясь на безымянного коллегу, что только психотерапевт может совершать одни и те же ошибки и называть это "богатым клиническим опытом". Хирург и даже клинический психиатр себе такого позволить не может.
Говоря о "побочных действиях" психотерапии я буду исходить из принципов психоанализа, при этом лишь одной из его ветвей. Эту ветвь я могу условно прочертить следующим образом: Фрейд-Анна Фрейд-Фромм-Гартман.

*
Самое, на мой взгляд распространенное побочное действие психоаналитической терапии это "отыгрывание вовне". То есть, вместо проработки выявленных в процессе психоанализа проблем, пациент переносит их во внешний мир и экспрессивно выражает свои проблемы в отношениях с другими людьми.

*
Вот пример из жизни великих. Как известно, Эрих Фромм и Кэрен Хорни были "гражданскими супругами" в течение многих лет. У Кэрен была взрослая дочь, проходившая психоаналитическое обучение. такое обучение обязательно включает тренинговый индивидуальный анализ. Будущий доктор какое-то время должен быть в роли клиента. И это совершенно правильно. Неправильно, если тренинговым аналитиком становится близко знакомый человек или родственник. Это грубая, всем известная ошибка. Однако Хорни попросила Фромма стать аналитиком ее дочери. И Фромм согласился!

*
Обратим внимание на парадокс: никакие знания не предохраняют даже лучших из лучших от "эмоциональных ошибок"!
Фрейд анализирует свою собственную дочь Анну! А ведь это грубейшее нарушение им же введенных правил.

*
Но вернемся к "треугольнику" Фромм-Хорни-дочь Хорни. Как часто бывает, в процессе терапии дочь осознала скрытую ненависть к матери. И, вместо проработки с Фроммом, прямо "выплеснула" свои чувства на мать. И тут исчезла аналитик Хорни и на сцену выступила разъяренная Кэрен.

*
Отыгрывание порождает отыгрывание...

*
Кэрен выгнала Фромма из своего ложа и из своего института. Вспомнила, что у Фромма не было медицинского образования (а то раньше она не знала, что Эрих - социолог). Впрочем, в свободной стране капризы дамы не имеют рокового значения. Эрих ,Фромм просто основал новый колледж. И нашел себе новую жену. Уже не старше его на 12 лет. а намного младше. А история отношений двух крупнейших психоаналитиков прошлого века легла в основу самой известной книги Хорни "Самоанализ".
*
Когда-то я назвал Хорни Екатериной Второй психоанализа. В некотором смысле это верно.

Date: 2012-07-21 09:21 am (UTC)
From: [identity profile] mindphaser-dn.livejournal.com
Вот тогда-то всех троих и надо было к доктору отправить. Что это они устроили, понимаешь ли %)

Date: 2012-07-21 09:23 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
На этом уровне нет уже докторов...

Date: 2012-07-21 09:27 am (UTC)
From: [identity profile] grey-horse.livejournal.com
Я горячий поклонник терапии, хотя, вроде бы, мне самому она не так уж помогла. Парадокс.

Date: 2012-07-21 09:48 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Чаще все же помогает. Но не до концв...

Date: 2012-07-21 09:31 am (UTC)
From: [identity profile] corbulon.livejournal.com
У меня острые сомнения по поводу того, что "дочь осознала скрытую ненависть к матери".
Предполагаю, что Фромм внушил дочери Хорни эту мысль.
Причем незаметно даже для себя - как результат привычной, стандартной интерпретации.

Date: 2012-07-21 09:49 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Так же подумала и Хорни. Кстати, внушение - одна из побочных сторон любой терапии... Даже той, которая считает себя недирективной.

Date: 2012-07-21 10:03 am (UTC)
From: [identity profile] resonata.livejournal.com
А если мать начинает терапию своего сына, который с психозом в больнице, это тоже нарушает здравый смысл и логику? В больнице-то особо никто не разговаривает с пациентами, в основном медикаменты и больше ничего.

Date: 2012-07-21 10:05 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Это грубое нарушение правил и вряд ли приведет к позитивному результату. Разговаривать - одно, проводить терапию - иное.

Date: 2012-07-21 10:10 am (UTC)
From: [identity profile] resonata.livejournal.com
Просто у них с врачом конфликт вышел - врач говорит, что не надо проговаривать, углубляться - это закрепляет бред, а мама, что именно это и надо делать, чтобы агрессия выходила, проговаривалась.
Как такая ситуация выглядит с точки зрения специалиста?

Date: 2012-07-21 10:12 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
нет, проговаривать нужно. Но это не дело матери. У нас есть жесткий принцип - внутри семьи - никакого анализа!

Date: 2012-07-21 10:13 am (UTC)
From: [identity profile] resonata.livejournal.com
А если других психотерапевтов нет и не предвидится в ближайшее время, только родственников пускают. То что делать? Проговаривать с кем есть или лучше никак, чем с мамой?

Date: 2012-07-21 10:21 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Значит - нет.

Date: 2012-07-21 10:30 am (UTC)
From: [identity profile] resonata.livejournal.com
Психотерапевт должен быть незнакомым человеком?
Хороший знакомый, практически друг - тоже не может проводить терапию?

Date: 2012-07-21 11:55 am (UTC)
From: [identity profile] grey-horse.livejournal.com
Терапия не совмещается ни с какими иными отношениями, в "Лжеце на кушетке" это очень хорошо показано.

Date: 2012-07-21 12:53 pm (UTC)
From: [identity profile] alisa2-77.livejournal.com
вЫ РЕКОМЕНДУЕТЕ иРВИНГА яЛОМА КЛУБУ ЛЮБИТЕЛЕЙ"ЮНЫЙ ПСИХОТЕРАПЕВТ"?

Date: 2012-07-21 12:57 pm (UTC)
From: [identity profile] grey-horse.livejournal.com
Не помню, чтобы я вступал в подобный клуб.

Date: 2012-07-21 03:15 pm (UTC)
From: [identity profile] alisa2-77.livejournal.com
вы ?..нет конечно..я его организатор и единственный член))клуб -юный психоаналитик.девиз-я не психоаналитик..и даже не учусь..но палочкой машу старательно))))"

Date: 2012-07-21 03:11 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Ялом -заслуживает наилучших рекомендаций. Даже для клуба Юный психотерапевт.

Date: 2012-07-21 05:36 pm (UTC)
From: [identity profile] resonata.livejournal.com
А у него все книги про терапию про сексуальные отношения или только эта книга?

Date: 2012-07-21 05:39 pm (UTC)
From: [identity profile] grey-horse.livejournal.com
Не могу ответить, т.к. вопрос содержит в себе ложную информацию. Все его книги так или иначе затрагивают секс, но ни одна - только про секс.

Date: 2012-07-21 03:58 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Увы и ах! Существует правило исключительности аналитических отношений.

Date: 2012-07-21 10:06 am (UTC)
From: [identity profile] corbulon.livejournal.com
Мне кажется, что внушение - самая главная опасность психотерапии, тем более, что даже психотерапевт высокого класса может это делать невольно или просто машинально.

Date: 2012-07-21 10:07 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Это-то и делает внушение побочным эффектом... Я буду продолжать эту тему.

Date: 2012-07-21 10:09 am (UTC)
From: [identity profile] corbulon.livejournal.com
Жду с нетерпением

Date: 2012-07-21 09:00 pm (UTC)
From: [identity profile] rinatishe.livejournal.com
да, тема очень мощная....

тот же Эриксон и потом Гиллиген - много писали про целостность терапевта как основу вообще самой гипнотерапии

буду если благодарен за раскрытие темы.
особенно интересно и внушения и тп, но и внутренняя целостность терапевта.. думаю у Вас много опыта и есть чем поделиться для историии и про самотерапию, и в терапии коллег...

жду с терпением :)

Date: 2012-07-21 12:00 pm (UTC)
From: [identity profile] katworld.livejournal.com
Как разграничить "отыгрывание" и те поступки, которые до тех пор клиенту мешала совершить неуверненность в своих силах или иные внутренние проблемы? (Речи идет об эмансипировании от родителей, разрыве каких-либо нездоровых отношений, увольнении с бесперспективной работы.)

Date: 2012-07-21 04:01 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Ох, это отдельная тема. Я собирался нраписать о расторжении браков в ходе психотерапии как "побочный эффект" терапии. Часть - оправданный. Но далеко не всегда. Фрейд запрещал своим клиентам принимать какие-либо судьбоносные решения пока лечение продолжается. Мы, конечно, не вправе требовать этого от своих клиентов, особенно, учитывая длительность лечения....

Date: 2012-07-21 04:09 pm (UTC)
From: [identity profile] katworld.livejournal.com
Да, тема актуальная. Как писала одна гештальт-терапевт, «Будьте готовы к тому, что изменения могут быть любыми. В том числе совершенно не теми, которые вы заказывали».
Edited Date: 2012-07-21 04:09 pm (UTC)

Date: 2012-07-21 04:15 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Здесь проблема серьезнее. Аналитик-мужчина дает пациентке некий "идеал" интеллектуального и принимающего партнера. В сравнении с этим шаблоном, на фоне позитивного переноса, реальная жизнь может померкнуть и недостатки партнера могут разрастись в ее воображении до катастрофического размера. Об этом - завтра.

Date: 2012-07-21 04:17 pm (UTC)
From: [identity profile] katworld.livejournal.com
Буду ждать )

Date: 2012-07-21 12:40 pm (UTC)
From: [identity profile] lagunamarfa.livejournal.com
Скрытая ненависть к матеори - это интресно. Где можно про это прочитать?

Date: 2012-07-21 03:13 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Всюду. Это распространеннейший феномен.
Edited Date: 2012-07-21 03:13 pm (UTC)

Date: 2012-07-21 12:43 pm (UTC)
From: [identity profile] alisa2-77.livejournal.com
уХ ТЫ..Я И НЕ ЗНАЛА..ЧТО ФРОММ И ХОРНИ БЫЛИ В БРАКЕ..ДА ЕЩЁ И ДОЧЬ..А КАК ПОВЕЛА СЕБЯ ДОЧЬ И РАЗЬЯРЁННАЯ КАРЕН???

Date: 2012-07-21 12:45 pm (UTC)
From: [identity profile] alisa2-77.livejournal.com
МАМАДОРОГАЯ..НАШЛА...ПОСЛЕ СТОЛЬКОИХ ЛЕТ МЫТАРСТВ..НАШЛА..ЛЮДИ ОБСУЖДАЮТ ДЕЙСТВИЯ КАРЕН...ТАК...ТОЛЬКО НИКУДА НЕ УХОДИТЕ))ЕСЛИ БУДЕТЕ РАЗВИВАТЬ ЭТУ ТЕМУ,Я БУДУ САМОЙ ПРЕДАННОЙ ВАШЕЙ ЧИТАТЕЛЬНИЦЕЙ

Date: 2012-07-21 03:18 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
они просто жили вместе лет по-моему 12, легко посмотреть. О дочери не скажу, а как повела себя Кэрен? Выгнала Фроммма из своего ложа и из своего института. Вспомнила, что у Фромма не было медицинского образования. Впрочем,Фромм просто основал новый колледж. И нашел себе новую жену. Уже не старше его на 12 лет. а намного младше.
From: [identity profile] alisa2-77.livejournal.com
Слушайте..ну как можно..вот сейчас я конечно углубляюсь в вас..больше волнуют записки психиатра конечно..членство в клубе сами понимаете)))такой материал!!ммм..закачаешься.Я на вас очень поздно вышла.Ну конечно не сама..подтолкнули..добрые люди привели.Хорошо.теперь..вот ткт у меня под рукой фромм"иметь или быть"..а на полке 5 книг хорни.я даже ни сном и не духом..что вот мы все окажемся связанными какими то нитями.Вот это ариадна..вот даёт))очень приятно что вы развиваете эмоциональночувственную сферу..вы экзистенциальноориентированны?и давно это с вами7и насколько вы далеко ушли от обладательных ориентиров?и если ушли то как вам живётся в "старом"))свете???
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Живется мне хорошо. Я написал в этом посте, что аналитик эго-психологической ориентации Экзистенциальные проблемы, разумеется, меня волнуют и у меня есть несколько статей на эту тему. рад, что Вам нравится мой жрунал.
From: [identity profile] alisa2-77.livejournal.com
Я конечно поняла,что вы вежливо откланялись.Но всё же не могу не внести поправочку.Я не написала что мне нравится ваш журнал.мне нравятся ваши размышления о мире великих))(А кто же тогда Пётр первый?фрейд?).И конечно я не нашла в посте что вы эгоцентрик..может вы просто стесняетесь своего проявления в этом мире..считаете что нельзя его чувственно захватывать..и что это как то эгоистично относительно потребностей самовыражения других людей?
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Ну, о мире великих я размышляю редко. разговариваю с комментаторами вежливо, пока не сталкиваюсь с откровенным хамством. на вопросы личного характера не отвечаю. Это, кстати, входит в правила психотерапии.
From: [identity profile] alisa2-77.livejournal.com
Улыбаюсь вам лучезарно.Да-вы редко размышляете о мире великих,и этот факт можно исправить.Желаю вам чаще размышлять о Хорни и её коллегах по цеху,так как по моему мнению это у вас хорошо получается,и не так много людей я встречала,которые делают это так тактично).Здорово,что клуб "Юный аналитик"смог получить от вас первое правило-не отвечать на вопросы личного характера)законспектировали.А какие ещё правила вы бы могли нам порекомендовать?Ну и последнее,Борис,ни одного вопроса личного характера от нашего клуба к вам не поступало...ни про вашу семью,ни про ваши вкусовые пристрастия,ни про что такое вопросов точно не было.Были вопросы общечеловеческого уровня.Спасибо,что выслушали и ответили.
(deleted comment)

Date: 2012-07-21 03:12 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Пример - перенос, который был первично воспринят как нежелательное осложнение...

О методе

Date: 2012-07-21 07:00 pm (UTC)
From: [identity profile] flitched9000.livejournal.com
Спасибо! В этом тексте ясно осознал, что -- по меньшей мере в Вашем лице -- психология много больше наука, чем экономика. Нам ещё расти и расти, плыть (чего греха таить!) да плыть... В нашем ремесле над таким даже и не задумываются, даже и не подозревают, что об этом надо задумываться. Ужас!

Техническое

Date: 2012-07-22 09:06 am (UTC)
From: [identity profile] resonata.livejournal.com
У Вас на эту запись не проставился тег "записки психиатра".

December 2020

S M T W T F S
  1 23 45
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 12th, 2026 05:51 pm
Powered by Dreamwidth Studios