borkhers: (Default)
[personal profile] borkhers
*
Слово "поэт" обычно нуждается в прилагательных. Ну, скажем - ранжировка. Великий, крупнейший, известный, заметный. Ну, по жанру - эпический, лирический, иронический, баснописец, наконец. Но есть еще одно прилагательное,и тут-то и проблема.
Русский поэт. Украинский поэт, пишущий на русском языке. Еврейский поэт, живущий на Украине и пишущий на русском языке.
Тут есть три вектора, выбирайте приемлемый. Первый -язык, на котором пишет поэт. Второй - страна, в которой он проживает. Третий - кровь, которая течет в его жилах.
В цивилизованных сообществах отечеством поэта обычно признавался язык, на котором он пишет и культура, к которой он принадлежит. Принцип гражданства возникал в основном на торжественных процедурах - флаг какой страны поднимать? Когда Бунину вручали Нобелевскую премию, от вывешивания флагов отказались, потому что у изгнанника нет отечества - не советский же флаг поднимать в Стокгольме. А если один оказался без флага, то и остальные потерпят. И никто не пожаловался.
Осталась кровь. И, скажем прямо, практическое значение в дискуссиях имеет еврейская кровь.
Здесь имеют значение даже доли, примесь еврейства - половинка, четвертушка, восьмушка - где остановиться?
Увы, сегодня в сети эта тема, столь непопулярная и неполиткорректная прежде, обрела права гражданства. После первого биеннале поэтов в Москве, на котором я появился(2005), мне попалась статья в какой-то небольшой православной газете. Автор написал, что среди участников биеннале он насчитал двадцать евреев. Вот люди общались, а он считал. Но и тут по пословице - дурак, дядя, плохо считаешь. Больше их было. Навскидку, не считая, скажу.

По сути речь идет о старой теме еврейского засилья. Излюбленная антисемитская песня - чуждый элемент проникает в культуру коренного народа, разлагая ее изнутри. Если использовать терминологию Шефаревича, малый народ одолевает большой.

Не так давно кто-то отвандалил мою биографию в "Википедии". Там написано, что я русский поэт. Тот, кто "редактировал" запись, написал - еврейский псевдопоэт. Еще один красавец написал как-то, что я "самый настоящий одесский еврей, который говорит так, как в фильме "Ликвидация", и применять по отношению к нему термин "русский поэт" оскорбительно для понятия русского поэта". Эти примеры могу перебирать как четки. Почему-то нелегко забыть -"невнятное идиш-бормотание", "еврейская помойка"...

Но практическое значение для этого разговора имеют два популярных тезиса. Привожу их в том варианте, с которым столкнулся лицом к лицу. Один известный русский писатель (русский во всех трех смыслах - по крови, по гражданству по языку - как-то сказал мне следующее:
- Ты не пишешь по-русски. Ты используешь русские слова, превращая русский язык в новый идиш.
Переходя от частного к общему, сформулируем это так: на каком бы языке ни писал еврей по крови, он создает еврейскую литературу на языке диаспоры. Кровь решает все.

Второй тезис из другого разговора:
Евреи не талантливы, они мастеровиты. Они хорошие часовщики и портные. То же самое в литературе - они остаются хорошми ремесленниками, но искры Божией в них нет.
Опять-таки сформулируем это иначе: кровь определяет уровень литературных достижений.

Вот на эти темы и поговорим. Буду продолжать завтра. ЕБЖ.
Page 2 of 2 << [1] [2] >>

Date: 2009-08-05 06:13 am (UTC)
From: [identity profile] ex-dobroele.livejournal.com
я - беларус, пишущий по-русски
не нужен ни у себя, в Беларуси, ни в России
русскоязычные литераторы у нас не очень котируются
а в России своих полно

Date: 2009-08-05 06:17 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
ВЫ этом смысле и Ваш покорный слуга в том же положении. русскоязычные авторы в Украине тоже - инородцы, а я - инородец вдвойне.

(no subject)

From: [identity profile] ex-dobroele.livejournal.com - Date: 2009-08-05 06:19 am (UTC) - Expand

Date: 2009-08-05 06:30 am (UTC)
From: [identity profile] kruglov-s-g.livejournal.com
Вспомнил старенький анекдот:
Врач больному:
-Тааак...все ваши болезни - от злоупотреблений! немедля бросайте пить и курить!
-Доктор, в рот не брал никогда....
-Ага. Значит,жирное-острое употребляйте поменьше!
-Да вообще жиров и острот не ем...
-А что ж вы едите?
-Одну капусту.
-Вот, я же говорил! капусту поменьше ешьте!..

Говоря по-армейски (в смысле - не по-арамейски, а как в СА говорили:), - докопаться можно и до столба.
(это парафраз евангельского: "Не может укрыться град, верху горы стоя"))

Борис, это неизбежно.
На что уж я, во-первых, нестатусный поэт, во-вторых, русский поп и проч., - а и то получал всякого. И "еретик",и "жидофил, продался за 30 шекелей", и "ваще не поэт, а гавно", и "как вы смеете внушать людям ложные надежды, используя поэтические способности", и даже - "пижон православной блогосферы", всего и не упомнишь!...
Нет, я не к тому , чтоб не брать во внимание, - все равно внимать-то будете, по-человечески-то... А просто - это всё неизбежно. Как погода.
Посему - желаю вам не промочить ноги и не получить насморка в скверную погоду!))

Date: 2009-08-05 08:29 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Спасибо, отец Сергий. Я по-моему уже и так слишком расчихался. тут как не вспомнить Ваш цикл о Натане.
Тем более что в православной среде антисемитизма не меньше, чем в литературной. Вот и летаю как моль между ладошками...
а поэт Вы, батюшка, вполне статусный. Но понимаю, что молнии Вы притягиваете не хуже одинокого дуба среди долины ровныя...Нтчего, выстоим как-то.

(no subject)

From: [identity profile] kruglov-s-g.livejournal.com - Date: 2009-08-05 10:04 am (UTC) - Expand

Date: 2009-08-05 06:36 am (UTC)
From: [identity profile] choknutyj.livejournal.com
Пожалуйста!
Пишите стихи!
Мы их читаем :))

Date: 2009-08-05 08:31 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
настроение не очеьн стихотворное. Но не насовсем же выбило из колеи.

(no subject)

From: [identity profile] choknutyj.livejournal.com - Date: 2009-08-05 08:56 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2009-08-05 09:02 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] choknutyj.livejournal.com - Date: 2009-08-05 09:16 am (UTC) - Expand

Date: 2009-08-05 07:31 am (UTC)
From: [identity profile] net-ushky.livejournal.com
иногда и очень редко идя по лесу и глядя под ноги, чтобы не споткнуться, вдруг случается оторвать взгляд от земли, запрокинуть голову и глянуть сквозь склонившиеся кроны обступивших стволов глянуть в заоблачную синеву. почти всегда потрясение чувств от необъятности обступившей тебя бездны и глубокой вечной темноты над головой и яркого даже в полуденном солнце света звезд. но шокирующий миг быстро проходит, опускаю голову и дальше - дальше бреду по-прежнему глядя себе под ноги...

Date: 2009-08-05 08:32 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
И слышишь шаги идущих сзади и тяжелое дыхание в затылок.

(no subject)

From: [identity profile] tom-i-lina.livejournal.com - Date: 2009-08-07 06:27 am (UTC) - Expand

Date: 2009-08-05 08:01 am (UTC)
From: [identity profile] marishia.livejournal.com
"Ты не пишешь по-русски. Ты используешь русские слова, превращая русский язык в новый идиш" - мне кажется, что это даже обсуждать бессмысленно
а если бы все эти люди не знали, что Вы - еврей, это бы как-то повлияло на их реакцию на Ваши стихи? что это вообще значит, русско-еврейская поэзия? как они определяют наличие еврейства в стихах (кроме того, что заведомо знают о Вашей национальности или о национальности другого автора)?
давайте эксперимент проведем, возьмем штук сто неизвестных стихотворений, и пусть эти люди навскидку определят, какое русское-русское, какое, скажем, литовское, а какое написано на этом прекрасном (жаль, не существующем) языке "новый идиш"
если точность попаданий достигнет, скажем, процентов семидесяти-восьмидесяти, тогда есть тема для обсуждения
иначе - у этого всего действительно есть только одно название

Date: 2009-08-05 08:36 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
прекрамный план эксперимента. Конечно не догадаются. У меня есть интересное наблюдение. В Н.Й. издавался журнал "Эго", может и сейчас издается. Эти ребята публикуют ВСЁ, что им присылают ВСЕ. Расчет простой - каждый автор купит несколько экз. для себя и друзей. разумеется, там преобладает графомания, продуккция очень пожилых людей, евреев, конечно.
И вот большлинство стихов подчркнуто в есенинской традиции. И калитка вам, и березка, и уточки по речке плывут.

(no subject)

From: [identity profile] marishia.livejournal.com - Date: 2009-08-05 08:46 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2009-08-05 09:02 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marishia.livejournal.com - Date: 2009-08-05 10:51 am (UTC) - Expand

Date: 2009-08-05 08:04 am (UTC)
From: [identity profile] larvatus.livejournal.com
Ты не пишешь по-русски. Ты используешь русские слова, превращая русский язык в новый идиш.

С cоответствующими поправками, то же самое ещё более обоснованно можно сказать, и не раз было сказано, об английском слоге Джозефа Конрада, Владимира Набокова, Артура Кёстлера, и Тома Стоппарда. Но в англоязычной литературе от этого почему-то никому не холодно и не жарко.

Date: 2009-08-05 08:37 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
И о английском Бродского тоже. Но здесь анализ языка не связан с дикриминационными идеями. Кроме того, мы пишем на нашем родном языке, а не на языке эмиграции, нас и достает сильнее.

(no subject)

From: [identity profile] larvatus.livejournal.com - Date: 2009-08-05 05:12 pm (UTC) - Expand

Date: 2009-08-05 09:31 am (UTC)
From: [identity profile] shet.livejournal.com
Угу, а Пушкин, сволочь такая, "создавал африканскую литературу на языке диаспоры"... потому что "кровь не спрячешь".

Date: 2009-08-05 10:31 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
так. А лермонтов - шотландскую.

Date: 2009-08-05 10:26 am (UTC)
From: [identity profile] duskhunter.livejournal.com
жидовство - смертельная болезнь, передающаяся половым путем!

Date: 2009-08-05 10:31 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
фермент, разлагающий русскую литературу изнутри.

(no subject)

From: [identity profile] duskhunter.livejournal.com - Date: 2009-08-05 10:35 am (UTC) - Expand

Date: 2009-08-05 11:22 am (UTC)
From: [identity profile] passer-by-here.livejournal.com
угу, второй тезис мне был преподнесен лет десять в Одесском универе профессором Корсаковым (только обнаружила, что его не стало всего пару лет назад, царство небесное)..

про остальное... ассоциативно: вот я сегодня решила не оставлять ответ на комментарий, в котором с юзерпика на меня смотрит свинячья морда, хотя текст там довольно вежливый. подумала: стоит ли, если за человечьим обликом проглядывает вот такое.

думаю, в вашем случае это тоже применимо. хотя дерьмо ведь не всегда рассасывается, иногда накапливается, и тогда удержаться труднее

Date: 2009-08-05 11:23 am (UTC)
From: [identity profile] passer-by-here.livejournal.com
хотела сказать - лет десять назад. оказывается, больше пятнадцати...

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2009-08-05 08:32 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] passer-by-here.livejournal.com - Date: 2009-08-06 03:51 am (UTC) - Expand

Date: 2009-08-05 06:49 pm (UTC)
From: [identity profile] nikodimitrij.livejournal.com
Я очень люблю стихи, если они написаны по-русски, то я считаю, что написаны они русским поэтом( если, конечно, не оговаривается, что это перевод такого-то с такого-то языка),а те, кто заботится о "чистоте крови" не понимают, что крадут у русской поэзии её лучшие строки. Они стихи по настоящему не любят, да и свою родину тоже. Я бы, наоборот, всех, кто либо корни российские имеет, либо хоть однажды что-то по русски написал, зачисляла бы в русские поэты, писатели, учёные, философы и т. д. Возможно, не все из них с этим бы согласились, ведь у каждого из них мог бы быть свой выбор, но я думаю так. Надеюсь, Вас я не обидела?

Date: 2009-08-05 08:31 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
И мне кажется, что язык - определяющий фактор. Я с Вами согласен.
(deleted comment)

Date: 2009-08-05 08:31 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
не так уж и смешно, как Вам кажется.

Вы попали в Топ-30 Зиуса!

Date: 2009-08-06 03:07 am (UTC)
From: [identity profile] xeus-top-98.livejournal.com
Ваш пост написан настолько интересно, что вы попали в Топ-30 Зиуса (http://xeus.ru/top/) самых обсуждаемых тем в Живом Журнале (http://www.livejournal.com/).
Это очень положительное явление. Пожалуйста, продолжайте в том же духе. © Зиус
Пройди обновленный тест - узнай сколько стоит реклама в твоем блоге. (http://xeus.ru/vip/post_price.php)

Date: 2009-08-06 06:03 am (UTC)
From: [identity profile] ohtori.livejournal.com
Не кровь, нет.

Date: 2009-08-06 06:43 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Согласен

Date: 2009-08-10 09:49 am (UTC)
From: [identity profile] callinica.livejournal.com
Больше недели болела и в жж не заходила, потому - только сейчас обнаружила серию Ваших постов. Ничего нового, конечно, в той мерзости, о которой вы пишете, нет, но оттого не менее грустно. Это такой парадокс: с одной стороны, понимаешь, что люди, которые способны делить поэтов по крови, во власти предрассудков скорее всего непреодолимых, предрассудков, которые прежде всего - признак глубокого душевного плебейства. И их не хочется удостаивать ни ответа, ни упоминания. А с другой стороны - если не говорить об этом, то получается только хуже. Вы молодец, что ответили. Мне кажется, важно напоминать и проговаривать время от времени, чтО порядочно, а что нет - потому что тех, кто знает и помнит без напоминаний, не так уж и много на самом деле.

Date: 2009-11-23 11:09 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
золотые слова!

Date: 2009-08-10 04:02 pm (UTC)
From: [identity profile] notabler.livejournal.com
Ни у кого не возникает никаких комплексов, если люди не относятся к еврейской национальности. Мой брат, Владимир Таблер - неплохой, как мне кажется, поэт. А кто он по национальности? Да и я сама, конечно же. Мама - русская, папа - немец, родились в сталинской ссылке (я - в лагере), жили в нескольких республиках СССР, обосновались в Литве, теперь, значит, граждане ЕС, я теперь живу в Англии. Он пишет по-русски, подсыпая туда то белорусское словцо, то литовское. Кто мы, какой национальности? Русский язык делает нас русскими, а корней никаких нет. Перекати-поле, как литовцы нас звали, когда за независимость боролись. Ну и что, у меня по этому поводу голова не заболела ни разу. Через 200 лет все такими будут

Date: 2009-08-10 11:39 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
POZIVEM - UVIDIM )))

Date: 2009-08-17 01:18 pm (UTC)
From: [identity profile] dark-beer.livejournal.com
При чем тут кровь? У млекопитающих в процессе зачатия не кровь используется, а сперма ;)

Date: 2009-11-23 11:08 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
полезное сведение которое мне, как путешественнику, чрезвычайно интересно!

Date: 2009-11-23 10:44 am (UTC)
From: [identity profile] luxtdtmostht.livejournal.com
Большое спасибо, интересно было прочитать ваш пост. Очень интересно: давно ли вы завели блог?

Date: 2009-11-23 11:07 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
года четыре назад... Это легко проверить 6)))

Date: 2010-03-12 02:34 pm (UTC)
From: [identity profile] oles-barlug.livejournal.com
зачем рефлексировать на эту темы? ну, говорят какие-то мудаки о Вашем еврействе и что?
Page 2 of 2 << [1] [2] >>

December 2020

S M T W T F S
  1 23 45
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 27th, 2026 02:45 pm
Powered by Dreamwidth Studios