borkhers: (Default)
[personal profile] borkhers
статью Михаила Айзенберга о фашизации литературы. Грубым передергиванием карт являются обвинения в том, что М.А. требует ограничения литературной, а то и физической свободы непоименованных фигурантов, применения к ним "полицейских мер". Печальная констатация факта не есть призыв к репрессиям.

Опять-таки, всем понятно, о чем идет речь. Не о литературе как таковой, но о литературе идеологизированной, политизированной, отзывчивой на громкие сиюминутные события народной жизни. О литературе, адресованной не "эстетам" и филологам, но среднестатистическим массам. О литературе, способной развлечь, вызвать глумливый смех. О литературе, способной "зажечь", возбудить гнев. О литературе, прямо указующей на тех, кто виноват и дающей рецепты, что с виноватыми делать. А виноватым окажется все тот же эстет, очкарик, мозгляк, трижды проклятый еврей-либерал, которому в полушутливой стихотворной форме нет-нет да и порекомендуют покинуть географическую и семантическую территорию и пуститься в очередное странствие. А тем, кто уже покинул пределы, указать, опять-таки в полушутливой форме, что из-за бугра Русь не учат.

Михаил Айзенберг, как и автор этих строк, как раз такой еврей-либерал и есть. Его стихи массам непонятны и ни к чему массы не призывают. Его эссе написаны в подчеркнуто сдержанном стиле и, пожалуй, слишком осторожны, чтобы быть призывом.
И глумливый чернорубашечник для нас представляет некую угрозу, даже если и лично к нам относится неплохо. В политическом процессе он, литератор, всего лишь малое звено, передаточное колесико, зубчатка, маховик раскрутится не завтра.

Но не лишне вспомнить, что фашизм в Италии начинался как феномен культурный, литературный, тесно связанный с футуризмом...

Date: 2010-03-23 03:16 pm (UTC)
From: [identity profile] chernyshkov.livejournal.com
...Ощущение, что это "намёки тёмные на то, чего не ведает никто". Слишком абстрактно. И о понятиях, опять же, автор не договорился.
А чернь, как подсказывает опыт, книжек не читает - она в основном смотрит телевизор.

Date: 2010-03-23 03:18 pm (UTC)
From: [identity profile] chemodanov.livejournal.com
к сожалению, тут спрос определяет. но не стоит волноваться, читают это в подавляющем большинстве не "среднестатистистические массы" , а горстка маргиналов, среди которых львиная доля -- не действующие, а эстетствующие

пока что болтливой корове бог только язык дает, не рога

Date: 2010-03-23 03:29 pm (UTC)
From: [identity profile] raf-sh.livejournal.com
Борис, даже если Вы правильно угадали подразумеваемое автором, он сделал всё, чтобы это (или другое) подразумеваемое упрятать потщательнее. И упрятал - не раскопать.
Вода. Темная во облацех.

Date: 2010-03-23 03:39 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
ох, Раф, не в облацех, а на земле, даже из берегов немного выходит. О расплывчатости - правильно, в этом-то и есть интеллигентский дефект, нам как-то не пристало говорить резко и прямо. А вот в ответ говорится с последней прямотой, что М.А. клеит на лоб оппонентам ярлыки (хорошо не мишени) и прочее поучительное.

Date: 2010-03-23 03:40 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Рога сей корове даст не Бог, а некто другой, рогами обладающий. Путь от языка к рогам - нармальный путь исторического развития. Книжка-листовка-штык.

Date: 2010-03-23 03:41 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Чернь иногда собирается в толпу и слушает...

Date: 2010-03-23 03:45 pm (UTC)
From: [identity profile] raf-sh.livejournal.com
Не знаю, тем более - дискуссий не видел. Статья, по-моему, водянистая - можно написать и яснее, будь ты хоть какой интеллигент. Впрочем, действительно - что из-за бугра учить инсайдеров.

Date: 2010-03-23 03:52 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
А Ильич промежду прочим из-из бугра и учил. И научились люди. Дискуссию нужно посмотреть у известного нам пиита.

Date: 2010-03-23 03:55 pm (UTC)
From: [identity profile] zuzlishka.livejournal.com
Я соглашусь

Date: 2010-03-23 04:00 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
И правильно сделаете :))). Хотел найти манифест итальянских футуристов в сети, перенабирать не хочется...

Date: 2010-03-23 04:31 pm (UTC)
From: [identity profile] raf-sh.livejournal.com
(Не знаю, о ком речь.)
From: [identity profile] scythean.livejournal.com
Прилепин? Шаргунов? Емелин? Родионов? Никто не подходит... нет никаких "фашизоидов".

Date: 2010-03-23 04:41 pm (UTC)
From: [identity profile] sergey-putilov.livejournal.com
Соглашусь. Темно и вяло.

Date: 2010-03-23 04:51 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Слабоват интеллигент. да? Ну, оппоненты почетче будут.
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
У Родионова просто не знаю идеологизированных стихов. Кстати, вдруг вспомнил его стих о том, как пытают поэтесс в черных кофточках. Надо было быё запостить вчера!
А примеров достаточно, сами знаете. Но не мне же их всесто М.А. приводить.

Date: 2010-03-23 05:06 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
дал ссылочку

Date: 2010-03-23 05:09 pm (UTC)
From: [identity profile] veron-k.livejournal.com
Вы считаете, что право на существование имеет только литература, адресованная "эстетам" и филологам, но не среднестатистическим массам.
Что не дожно быть литературы способной "зажечь", возбудить гнев.
Самим-то не скучно будет с вашими филологами?
Да и все традиции русской словестности от протопопа Аввакума
до Солженицина оказываются против вас с Айзенбергом.

Date: 2010-03-23 05:11 pm (UTC)
From: [identity profile] veron-k.livejournal.com
Это емелин был , естественно.
У меня компьютер сломался.

А что, если

Date: 2010-03-23 05:14 pm (UTC)
From: [identity profile] regent.livejournal.com
А вот у меня есть друг, на сто процентов "эстет, очкарик, мозгляк", но русский. Таким образом подтверждается моя догадка о том, что на этот светлый образ нет этнической монополии.

Re: А что, если

Date: 2010-03-23 05:17 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
И у меня много таких друзей. Но пока огонь критики направляется этнически. Я ведь не свою точку зрения высказываю. Предпочитал бы, чтобы причин для этого не было.

Date: 2010-03-23 05:20 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Приветствую! Я не против публицистики в литературе, хоть сам не очень публицистичен. Житие протопопа знаю прекрасно, часто цитирую на лекциях. Но вот беда - эта прекрасная литература как-то связана с великой гарью и всеми гонениями и анафемствованиями... То есть пафос и призыв имеют последствия. А скучное филологическое бормотание последствий не имеет. Это - к слову.

Date: 2010-03-23 05:22 pm (UTC)
From: [identity profile] sergey-putilov.livejournal.com
Нет, я Айзенберга карикатурным интеллигентским хлюпиком, очкариком и мозгляком не считаю. Вполне, по-моему, может постоять за себя. Просто почему-то он счёл нужным говорить так странно-неопределённо. Тут оппонентам с обеих сторон почётче бы надо.

Date: 2010-03-23 05:29 pm (UTC)
From: [identity profile] raf-sh.livejournal.com
М-да... Мне этого языка взаимовозмущенного взаимопонимания - не понять. Какое-то бурное пыхтение манной каши в отдельно взятой кастрюле, и явно - старинный спор-междусобойчик. Если уж люди, никем не задетые, берут на себя, не задумываясь, бремя задетости столь водянистыми эскападами исходной статьи - а другие энергично атакуют в ряд - значит, они что-то знают.

Date: 2010-03-23 05:32 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Или что-то делят :)))

Date: 2010-03-23 05:39 pm (UTC)
From: [identity profile] veron-k.livejournal.com
Ну тут уж кому как нравится.
Должны ли буковки автора иметь отношение к окружающей реальности или так игра в бисер (зато безопасная). И для литератора и для окружающей среды.
Впрочем в книги способные серьезно изминить современный мир я не верю.
А насчет литературных позиций (и поз)то их всегда хватало.
Не только мнение филилогов-очкариков имеет право на выражение.

Date: 2010-03-23 05:39 pm (UTC)
From: [identity profile] raf-sh.livejournal.com
Мы делили апельсин,
много наших полегло...

Сочтутся славой, свои же люди.

Date: 2010-03-23 05:55 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
думаю, что Архипелаг ГУЛАГ был одной из книг,изменивших мир.Не гворя уже о Евангелии или Коране.
Кстати, я не филолог :)

Date: 2010-03-23 07:06 pm (UTC)
From: [identity profile] demian123.livejournal.com
Мировая история правду показывает: биология - непобедима.
И словом она успокаиваема - лишь только на время. Как пар в котле нашего бронепоезда.
А это, от чего пытаемся - статьями в опенспейсе, чесноком, крёстными знамениями - биология-мама и есть. Увы.
Мир печален и люди гНусны. Здесь пару слов:
http://demian123.livejournal.com/25780.html
И ещё. Вот подумал, что в психоанализе, в его принципах, её - биологии-мамы - одна из нынешних индульгенций. Для умного зверя. Сына волчицы. (Откуда всё? - От волчицы. :))
А первоначально психоанализ, небось, в практической его части, задумывался - для успокоения и благорастворения. Как водится - с благими намерениями.
Оказалось - зависит от того, кто пользуется.
Искусственное (бывает и высокое искусство) Суперэго "очкарика" - здоровее? Внутренний зверь ("Оно") нормального человека - здоровее? Увы - нормального - ...
Что сильнее? Что нормальнее?
Альтруисты - это и есть тот самый, достойный хихиканья и глумления, и восстания масс, Малый Народ.
Малый Народ - без этнической привязки.
О котором так долго говорили большевики Большого.
Альтруизм нормальным не является. Нормальным является - каннибализм.
Что, завершаю своё рондо, и показывает мировая история.
:)

Date: 2010-03-23 07:42 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
мы делили апрельсин, много нас, а он - один, цитрусовый сукин сын!

Date: 2010-03-23 07:45 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Да, антропофагия будет разрешена, как предсказывал Достоевский устами братца Карамазова. Сейчас пойду по ссылочке. Читал комментарий Ваш на оупенспейсе.

Известно:
Если ты не носишь пейсов,
проживешь без оупенспейсов!

Date: 2010-03-23 07:45 pm (UTC)
From: [identity profile] raf-sh.livejournal.com
Цель творчества - цитрусораздача.

Date: 2010-03-23 07:47 pm (UTC)

Date: 2010-03-23 08:49 pm (UTC)
From: [identity profile] demian123.livejournal.com
Тьма их. Тьмы. Хоть в стенку бейсь.
Хоть пиши в (на) оупенснейс.
Теплохладен интернет.
Вот такая жисть - вчерне.
:)

Date: 2010-03-23 08:51 pm (UTC)

Date: 2010-03-23 11:25 pm (UTC)
From: [identity profile] poor-ju.livejournal.com
под псевдонимом "веронк" укрылся???? ага!!!!!
никто не фашизоид из вышеперечисленных
у шаргунова что то такое мелькнуло в юности
- но быстро прошло
поэтому фамилии другие
но они есть
вера кунгурцева - полный фашизоид
но вообще полемизировать тяжело
мы тут типа мирно пишем комменты в жижках
а завтра топро напишет в бля газете
что у нас хуй короткий или пернули громко
или носки у нас воняют
таков будет его полемический ход
альгеймер климакс - че там еще? жппа отвтислая али сиськи
сдулись
сложно пллемизировать)))))



Date: 2010-03-24 05:11 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
имя же им - легион

Date: 2010-03-24 07:37 am (UTC)
From: [identity profile] timur0.livejournal.com
очень невнятная статья, написанная явно для тех, кто "в теме". поэтому непонятно, зачем ее публиковать на таком популярном ресурсе, ведь абсолютное большинство читателей не в курсе этой полемики и в статье нет отсылок, чтобы как-то восстановить контекст. это текст для ЖЖ, для своих

Вы попали в Топ-30 Зиуса!

Date: 2010-03-24 10:10 am (UTC)
From: [identity profile] xeus-top-98.livejournal.com
Ваш пост написан настолько интересно, что вы попали в Топ-30 Зиуса (http://xeus.ru/top/) самых обсуждаемых тем в Живом Журнале (http://www.livejournal.com/).
Зиус поздравляет вас с наступившим Новым 2010 Годом от Р.Х. и желает вам добра.

Date: 2010-03-24 12:47 pm (UTC)
From: [identity profile] emelind.livejournal.com
Фашизоидов вы еще и не виделт.
Для тебя и Дудина фашизоид.
А ноутбук я чаем залил.
А потом столько всего было, чьо к компьютеру Вероники я могу подкрасться только когда ее дома нет.

Date: 2010-03-25 05:27 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Пожалуй, Вы правы. Литературные дискуссии вообще мало кого привлекают. Для меня статья Айзенберга и ее адресаты предельно ясны. Но наш брат (меня это не касается) просто одержим идеей не пиарить фаши и близких к ним. Отсюда и отсутствие ссылок. И расплывчатость.
From: [identity profile] gongora2005.livejournal.com
Вы, несомненно, образованный человек. Психолог. Неужели Вы не видите, что эссе Айзенберга логически бессвязно, представляет собой ригидный параноидный словесный выброс? "Фашист" - часть человека? Вот Д.Д-ов меня упрекает из-за моих католических симпатий, что я Жанну д'Арк сжег. Если я национально-самосознающий, российский (и даже русский) европоцентрик, пишу восторженно о войне в порядке этико-эстетического эксперимента и вообще полагаю, что в качественной русской литературе слишком не раскрыто, затушевано и начало "человека-зверя", и либидо, и мортидо, - то я что, газ подавал в Освенциме? Осторожнее надо быть с такими словами, как "фашист" и цэтэрА. Вам самому не смешно, как Вы зарапортовались, откликнувшись на статью М.А.?
From: [identity profile] gongora2005.livejournal.com
Вы поймите, что никакого, извиняюсь, "еврейского вопроса" для нормальных (не брито- и дубиноголовых) людей не существует. А существуют ДРУГИЕ этнические вопросы, и, кстати, государство Израиль и подлинные российские патриоты здесь по одну сторону, а по другую зеленый флаг с полумесяцем. Я не понимаю, почему при малейшем намеке на несоблюдения каких-то правил благочиния и гипер-осторожности сразу кричат: "Караул! Погром!" В литературе установилась жесточайшая цензура политкорректности, АНАЛОГИЧНАЯ той, что существует в масс-медиа понятно по чьей воле. Называется: сами виноваты, что вас чиченцы взрывають
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Именно потому, что я образованный человек, читавший, в частности книги Адорно и Фромма, Райха и пр. я с пониманием отношусь к тому, что склонность к фашистскому, тоталитарному мировоззрению сокрыта внутри нас. То есть - не только раба нужно из себя выдавливать по капле.
Кстати, а Вы-то почему так разволновались, и обрушили эпитеты "по первому разряду"?
Мне не смешно, увы.
From: [identity profile] gongora2005.livejournal.com
Мы друг друга с Вами принципиально не в состоянии понять. Я приблизительно представляю, что Вы имеете в виду и почему беспокоитесь, Вам причин моего волнения, наверное, тоже не представить иначе, как приблизительно. Я вот именно, что да в этническом вопросе заселения моего города выходцами с Кавказа и из Средней Азии, в религиозном вопросе магометанства на Руси и я - за "духовную оборону нации" и санитарный кордон без литературных лазеек, так что - "фашизоид" по терминологии М.А. Но Вы меня уже представили в ку-клукс-клановском колпаке, и Вам все ясно. А что я единственный жестко написал госпоже секретарю Василенко по поводу инцидента с ее безобразным высказыванием о Н. Ивановой и с возвращенной книгой, это уже Вас не переубедит...
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Милый мой, все дело в нелюбви или в любви. Ну, не любите Вы Адорно и Фромма как психологов и философов, наверное Ильина любите? Или не нравятся Вам, скажем, мои стихи - на здоровье, чьи-то стихи, наверное, нравятся.
Проблема в декларации: Мы друг друга принципиально не в состоянии понять.

Тут уж - за себя расписывайтесь. Мне Ваша идеология не близка. Но понятна.

December 2020

S M T W T F S
  1 23 45
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Most Popular Tags

Page Summary

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 28th, 2026 04:32 pm
Powered by Dreamwidth Studios