borkhers: (Default)
[personal profile] borkhers
6,60 КБ

*
Прежде чем снова отправиться в путь, потопчемся на месте, оглядимся, не забыли ли чего - важного. Конечно, забыли. Это больная тема - тема императорского венца, лаврового венка, тема первенства и, следовательно, - соперничества. И, нежданно пристегнувщаяся к ней тема иллюзий, социальных представлений, мифологии, наконец.

*

Как ни странно, но И.Б. занял первенствующее место в русской поэзии. В соотвтетствии с традицией русской истории, коронацию проводили варяги. Сиречь - шведы. К двадцатому столетию они стали слишком разумными, чтобы попытаться навести порядок в России самим.

*

Или слишком наивными, не понимая, что к миллиону (иногда - гораздо меньше, как в случае И.Б.) денег прилагается еще и златой венец. На удивление - без терновника.

Дух изобретателя динамита через медиумов - Нобелевский комитет - надел три короны на российские головы. Андрей Сахаров был коронован во Владыку Совести России. Алекандр Солженицын - во Владыку Прозы и Истории. Иосифу достался венец и титул Золотого Солнца Русской Поэзии.

*

Деньги, как мы знаем, Иосиф (на паях) вложил в нью-йоркский ресторан "Русский самовар", где подолгу засиживался. Однажды, поедая там действительно замечательные пельмени ,автор этих строк всерьез размышлял, за каким столиком сидит Дух Поэта. Ни на минуту не допуская, что он может быть за тем же столиком, или где-то рядом. Дело было днем. Ресторан был почти совершенно пуст.

*
Финансовые вопросы - всегда удивительно просты. Особенно если денег нет, или их мало.
Судьба золотого венца куда сложнее!

*

Блин, но ведь выдавали же шведы и раньше золотые венцы (после последней попытки прибрать нас к рукам при Петре - что еще им оставалось?). Бунин, Пастернак, виртуальный Шолохов, наконец. Но никто из этих людей практически не был воспринят как владыка, император.

А ведь Иван Бунин вполне годился на эту роль! Для меня и сейчас Бунин один из самых значительных поэтов России. О прозе уже не говорю. С Пастернаком понятно - отказался, прижали, высылкой пригрозили. Пастернак остался. В России и без премии. Быть знаменитым некрасиво, не это поднимает ввысь, не надо заводить архива... Не надо, а то КГБ конфискует при обыске. Собственно, архив ведёт КГБ.

*
Бродский уехал и никогда не вернулся. Если он и был императором, то императором в изгнании.

*

Венцом своим, на мой взгляд, он распорядился отвратительно. Ну, хотя бы, не обеспечил преемственности власти, не придумал закона о престолонаследии в поэзии. То есть поступил как Петр. Смутное время и чехарда не заставили себя ждать. И гендерная ситуации повторилась: среди претендентов и кратковременных владык отчетливо наметился сдвиг в сторону юбки. Но две прежние владычицы Анна и Марина вряд ли обрадовались в запредельном мире.

*

Шутки шутками, а вот вопрос: почему читательский народ, не приняв абсолютной власти Пастернака (а он и задолго до Нобеля близок был к ней, да Сталин окоротил, признал Маяковского "лучшим и таланливейшим"), покорился под пяту Иосифа Первого, который и не подумал лично возглавить литпроцесс?

*
Лауреатом он стал, а в качестве владыки остался номинантом, номинальным.

*
Подчинение народа не зависело от воли императора. Время было такое, знаете ли. перестройка. Народ бросился читать, писать и говорить. Запад вдруг представился лучшим из миров. И те, кто находился ТАМ стали почти небожителями.

Помню триумф двух одесских поэтесс, напечатавшихся в эмигрантском альманахе "Сталкер". А трудно представить себе что-то худшее, чем этот тоненький, в серой мягкой обложке, чикагский альманах. Хорошо знаю - позже сам публиковался в нем.

*
Но тогда уже никому не было дела до Бродского, поэзии и прозы. Наступили железные девяностые. Народ перестал читать, писать и говорить. Танки постреляли по Парламенту. И это было Торжеством Демократии. Хребет интеллигенции надломися под тяжестью экономических проблем. Попса хлынула в уши - и заглушила все. Народ поэта - читатель вымер, как от чумы. Теперь население чуть восстанавливается.

*
Иллюзорное владычество Бродского продлилось года три-четыре. И в лучшие эти годы влияние его на умы с влиянием, скажем, "титанов шестидесятых" - Евтушенко, Вознесенкого, Рождественского (был ведь Роберт Рождественский!) не сравнить. По той, хотя бы причине, что стихи его сложноваты были для массовго сознания. Разве что письмо римскому другу. Его-то и цитировали повсеместно, и под гитару пели. А "Рим" не споешь. А "Большую элегию Джонну Донну" и наизусть-то не выучишь, впрочем, одна моя знакомая - справилась.

*
Бродского возводили на царство, а ввели в моду. И выводят. Кто не любил - рады. Кому все равно - тем все равно. Кто любил - тому больно.

*
Я - любил.


Еще одно мнение от Игоря Караулова здесь

Date: 2007-03-18 09:30 am (UTC)
From: [identity profile] letny.livejournal.com
Во-первых, написано замечательно. Я расплакался, как ребёнок.Очень мужественое, прекрасное короткое эссе.

Собственно, о том, будет ли литература вообще. Я и сам побаиваюсь, что нет.

Однако, не следует забывать, что всё в Господней воле.

Date: 2007-03-18 09:33 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Ему же слава и держава ныне и присно и вовеки веков. Аминь.

Date: 2007-03-18 09:38 am (UTC)
From: [identity profile] partr.livejournal.com
Я, пользуясь Вашим ровным настроением, напомню максиму "не оспоривай глупца".

Качество поэзии И.Б. таково, что вне зависимости от сиюмитнутной моды, сведения счетов, зависти и прочих конъюнктурных обстоятельств он прочно занял место среди выдающихся мастеров. Заложенное в И.Б. чудо не подвластно критике - как бы ни старались те, кто пытается умалить его заслуги. На мой взляд, Бродский не нуждается в апологии. Попытки введения или выведения И.А. в моду смешны и преходящи, его поэзия их переживет, перейдет эту планку "с запасом". Судьба творчества определяется не литполитикой, а - как особенно наглядно показывет опыт ХХ в - потребностью в хорошей поэзии.

Date: 2007-03-18 09:44 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Вашими бы устами! Но стабильная слава требует стабильной популяции читателей-интеллектуалов. Я повторюсь с этим проблема из проблем! Вот простые цифры. Четырехтомник Набокова во время оно был издан миллионным тиражом! Теперь книги В.Н. (значительно лучше выверенные) издаются тиражами 5000 на все русскоязычное пространство.

И последнее. Это спор не с глупцами, а с умными, талантливыми людьми, с многими из которых меня связывают дружеские отношения. Ну не все, конечно. Но многие.

Date: 2007-03-18 11:02 am (UTC)
From: [identity profile] partr.livejournal.com
Стабильная слава не требует ничего, кроме подлинности таланта. Критика или реклама могут повлиять на тиражи - в краткосрочной перспективе. Настает (и проходит!) время обывания и деконструктивных упражнений, когда спрос на те вневременные вещи, которые представлены в поэзии Бродского, ограничен. Есть в этой сложной системе уравнений две константы - духовность и подлинная поэзия. Они говорят друг с другом напрямую; все попытки посредничества - вторичны.

Date: 2007-03-18 11:07 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Спасибо. Все - правда.

Date: 2007-03-18 09:44 am (UTC)
From: [identity profile] albir.livejournal.com
А почему "...любил"? А сейчас?

Date: 2007-03-18 09:45 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
И сейчас. Добрый день!

Date: 2007-03-18 09:54 am (UTC)
From: [identity profile] albir.livejournal.com
Добрый день, Боря! Вчера с Левоном и Цыпой тебя долго и хорошо вспоминали.

Date: 2007-03-18 09:46 am (UTC)
From: [identity profile] cambala.livejournal.com
спасибо, Борис. а я и сейчас люблю.

Date: 2007-03-18 09:52 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Так и я люблю. Привет, Наташа!

онтология

Date: 2007-03-18 10:04 am (UTC)
From: [identity profile] a-ilichevskii.livejournal.com
Ну вот. Все точно.
Таня Щербина мне в thread к твоему первому посту о И.Б написала заключительную ремарку - может, ты среди всего этого изобилия не заметил:
"Отношение к Бродскому носит онтологический характер".
Вот полноценное осознание этой формулировки сейчас важнейший момент в лит-ре.
Уверен в этом.

Re: онтология

Date: 2007-03-18 10:05 am (UTC)
From: [identity profile] a-ilichevskii.livejournal.com
Собственно, об этом и была моя рецензия.

Re: онтология

Date: 2007-03-18 10:18 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Скорее - эссе и очень удачное. Татьяну Щербину зафрендил.

Тогда. в коммуналке, во время чтения она жестикулировала и бретелька то и дело соскальзывала вниз...

Юность моя, где ты, отзовись!

Re: онтология

Date: 2007-03-18 10:10 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Согласен. Я, конечно, Щербинину ремарку заметил. Когда-то Таня со своим тогдашним мэном (все, что о нем помню - писал огромные венки сонетов, вернее, плел, и читал их бесконечно, блы страшне Тани как минимум вдвое) сидела в комнате в коммуне, которую снимал со воей тогдашней уомэн.

Это было хорошо.

Побежал ее френдить!

Re: онтология

Date: 2007-03-18 05:01 pm (UTC)
From: [identity profile] shcherbina.livejournal.com
Мы виделись, бретелька, коммуналка?
А я склеротик, и сейчас мне жалко,
что Вы не здесь, а может, я не там.
Спасение годам и городам -
ЖЖ-бретелька - ленточка френдов.
В on line дворец - из коммуналки off!

Re: онтология

Date: 2007-03-18 05:11 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Да это было славное "ночное",
хоть без лошадок. Было дохрена
стихов, вина. Но Бог судил иное.
Все новое. Полиция. Страна.

Итак, он лайн, сеть, именной ЖЖ.
И не поправить ничего уже.

Re: онтология

Date: 2007-03-18 05:22 pm (UTC)
From: [identity profile] shcherbina.livejournal.com
Тут нечего и поправлять -в сети ж
без всяких самолетиков летишь!

Date: 2007-03-18 10:48 am (UTC)
From: [identity profile] galabr.livejournal.com
Спасибо Вам за цикл таких замечательных статей о Бродском...

Date: 2007-03-18 10:54 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Спасибо Вам. Это не только о Бродском...

Date: 2007-03-18 01:21 pm (UTC)
From: [identity profile] 050778.livejournal.com
Пассаж про традицию коронации шведами замечательный! :-)

Date: 2007-03-18 03:33 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Спасибо!

Date: 2007-03-18 01:33 pm (UTC)
From: [identity profile] dextiar.livejournal.com
Дорогой коллега!
Вы увлеклись и хватаете через край. Я всё пониимаю, но титул Солнца русской поэзии давно и навеки отдан другому. Придумайте хотя бы иной и тогда уже раздавайте. Я думаю, самого Б. сильно бы возмутило такое титулование. Не искушайте же дух поэта :)

Date: 2007-03-18 03:28 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Здесь, как Вы понимаете доля иронии. но не забыть бы: мой друг, славист из Гарвардща, говорил что для америки хватает одного поэта и одного прозаика из России. Бродский и Солженицын, остальные заранее не в счет.:-)

Date: 2007-03-18 03:16 pm (UTC)
From: [identity profile] pticca-gen.livejournal.com
Предмет разговора в этом посте (в отличие от первых двух) от меня несколько ускользает – хм, хм, действительно эссе))). Тема раздачи слонов вообще вещь пространная.

Обеспечение преемственности власти в поэзии – насколько это вообще возможно? Пример с тем же И.Б. и А.А. не слишком канает. Разве не выскакивают преемники сами, как черти из табакерки?
А влияние на умы титанов 60-х легко объяснить: значение писателей, мало-мальски потворствующих власти никогда не было так абсолютно, как в тогдашней России. Вспомните привилегии, которыми владели всякие члены СП и т.д. Мы, так сказать, все тебе дадим, ты только пиши, как надо. Но прошло время – где они, все эти титаны? Выступают ли где, может, учат кого-либо? А Вашего первого поста про И.Б. хватило, чтобы френдлента раскалилась до красна.

Спасибо, что затеяли весь этот сыр-бор – уЖЖасно интересно. Ведь не только о Бродском)

Date: 2007-03-18 03:32 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Говоря честно - эти рассуждения об иерархии и преемственности несерьезны. Хоть Державин лиру и впрямь передавал. И А.А. Бродского выделила и внятно определила свою позицию. А вот И.Б. в этом отношении ни внятностью, ни стабильностью не отличался. То комлпиментами завалит и книги публиковать поможет, то дерьмом назовет (Цветков). То стихи напишет издевательские, то того же человека захвалит и вознесет до небес (Кушнер). Но это так, к слову...

Date: 2007-03-18 05:02 pm (UTC)
From: [identity profile] pticca-gen.livejournal.com
Да, сие можно отнести к личностным особенностям И.Б.
опять же это (может быть, к сожалению))) не меняет главного - Титан

Date: 2007-03-18 04:11 pm (UTC)
From: [identity profile] m-i-su.livejournal.com
Ах, Леночка, что за лексика!
"Пример не КАНАЕТ!"
Ко мне зашел дядя, молодящийся старик с тростью и в зеленом кашне, обожатель стихов и мыслей Херснского, он прочел Вас и сказал: ну и лексикон у молодежи нащей!

Date: 2007-03-18 05:12 pm (UTC)
From: [identity profile] pticca-gen.livejournal.com
Антон, простите!)
Языковая эклектика свойственна мне))))), в устной речи больше, чем в письменной (что, конечно, меня нисколько не извиняет). Хорошо, что Вы и Ваш обожаемый мною дядя не слышат, как я говорю ;-)
(deleted comment)

Date: 2007-03-18 06:38 pm (UTC)
From: [identity profile] m-i-su.livejournal.com
Кашне зеленое.

Борис, раз Вам никто не пишет за Бродского, расскажу ирландский анекдот в честь Св. Патрика. И Вы слушайте, Лена.

Диалог в авиакассе:

- Two tickets to Dublin (анл.)*
- Куда, блин?
- Тo Dublin.

* (англ.) Пару билетиков на фестиваль Джойса, плиз.

Date: 2007-03-18 08:03 pm (UTC)
From: [identity profile] pticca-gen.livejournal.com
чудный перевод))))))))))))))))))

Date: 2007-03-18 06:58 pm (UTC)
From: [identity profile] arkshtypel.livejournal.com
Ось вам и мий глэк на капусту.
1. Замечательно сказал Цветков: когда я вижу, что кто-то может такое, то понимаю, что и для меня не все потеряно. 2. Когда уже казалось, было, что все мыслимые и немыслимые велосипеды изобретены, Бродский выехал на своей не-пойми-сколько-колесной машинерии, и пусть толпа, как водится, колеблет треножник, это в порядке вещей.
3. Возможно, Бродский стал последним великим. Потому что новая генерация, уж не знаю, насколько нелицемерно, отрицает сам статус "великого поэта", чего нам с тобой, боюсь, уже не понять. Хотя, когда ты, пусть даже не слишком всерьез, рассуждаешь в терминах "царствования" и "коронации", то я и это, будучи упертым антимонархистом, тоже не очень понимаю.
4. Прав Игорь Караулов, говоря, что ни за одной поэтикой нельзя закреплять статус общеобязательно предпочтительной. Более того, ни за каким вкусом нельзя закреплять статус безупречного.
5. Неприязнь к гению подчас бывает продуктивней любви.
6. А что касается морщащихся снобов, то я с тобой вместе и как можно более смачно скажу: -господа, вы идиоты...

Date: 2007-03-18 08:19 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
приготовились - начали. Вместе, синхронно сказали. Спасибо, Аркадий! А Маша - вернулась?

Date: 2007-03-18 09:21 pm (UTC)
From: [identity profile] arkshtypel.livejournal.com
Во вторник вернется, вечером. СМСками перебрасываемся.

Date: 2007-03-20 09:09 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Вот уже и вернулась. Здравствуй, Машенька!

Date: 2007-03-19 12:06 am (UTC)
From: [identity profile] art-of-arts.livejournal.com
сперва я полюбил и до сих пор люблю "Шествие"
Копье мое, копье мое, копье
Оружие, имущество мое


а потом - позднего Бродского стихи
На севере если и верят в Бога,
то как в коменданта того острога,
где всем нам вроде бока намяло,
но только и слышно, что дали мало.

Date: 2007-03-20 09:10 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Для меня Бродский начался с "Остановки в пустыне". И затем "часть речи", которую до сих пор считаю лучшей частью...

December 2020

S M T W T F S
  1 23 45
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Feb. 7th, 2026 04:31 pm
Powered by Dreamwidth Studios