Sep. 2nd, 2014

borkhers: (Default)
Прежде всего - мне почти не приходилось встречать в нашей стране человека чисто русской культуры и человека чисто украинской культуры. Всегда присутствует некая смесь, естественная в сообществе, где все по сути двуязычны, где даже в самой русскоязычной семье украинский язык живет в пословицах типа - не вмер Данила - болячка задавила или песнях. Где практически все учили украинский в школах - ну, и т.д. И даже самый сознательный украинец помнит, что свои дневники и многие произведения Тарас Шевченко написал по-русски. А русский язык Гоголя полон украинизмов.

Мне кажется, именно эта смесь всегда вызывала раздражение у людей, жаждущих цельной и непротиворечивой идентичности. И для одних таких типично отторжение всего русского, а для других - всего украинского. Надо честно сказать, что и до, и после распада СССР в разное время и Россия и Украина много сделали для стимулирования таких реакций отторжения. Сегодня Россия в этом отношении резко вырвалась вперед. Но я далек от того, чтобы политику нынешней администрации РФ распространить на всю историю русско-украинских отношений. Эти отношения знали гораздо лучшие времена. И гораздо худшие - тоже.

Теперь о совместных русско-украинских культурных проектах. Сегодня они необходимы, как никогда. И, скажу честно, более необходимы для Украины. нельзя допустить полной интернализации нашей страной внешнего конфликта, по крайней мере на уровне взаимодействия культур. Наши политики вовсю играли - и заигрались - на проблемах культурно-языковых (за полным нежеланием решать проблемы экономические и правовые). Но эти культурные проекты по понятным соображениям желательно осуществлять на территории Украины.

Личная этика и личная гигиена - личное дело каждого. Каждый волен не мыться месяцами. Но нельзя требовать от других, чтобы они не морщились встречая такого человека. Внутренние запреты, которые налагаются на нас совестью, опять же - наше внутреннее дело. Я общался и буду общаться с моими российскими друзьями, если они не высказали открыто антиукраинской позиции. Даже если они как в рот воды набрали и молчат, как будто у нас нчего не происходит - это их право, вернее - их страх. Но деятели культуры, одобрившие аннексию Крыма, подхватившие риторику путинского режима и усиливающие ее - перестали для меня существовать. Я не перестану сотрудничать с российскими журналами, которые сохраняют лицо. И - без сожаления откажусь от публикаций в тех, которые открыто поддержали агрессию Путина. Но это, повторяю, - мое личное дело.

Временно (а в моем возрасте, возможно и навсегда) я отказываюсь от личного присутствия на территории РФ. Но допускаю заочное участие в культурных мероприятиях.
И, конечно, не позволю себе ни отдыхать, ни работать в Крыму.

verses

Sep. 2nd, 2014 09:40 pm
borkhers: (Default)
***
Что шепчет мне в ухо осенний сухой ветерок?
О чем шелестит вымирающий брошенный сад?
По-прежнему думает бедность - она не порок.
Порок притаился в узорах чугунных оград.

Кто выйдет на дивный балкон из высоких дверей,
из светлого прошлого, из беззаботных трудов,
из чисел лото, из открыток, из южных морей,
из нежных руин отслуживших свое городов.

Я думаю это она, в белом платье до пят,
Прекрасная Дама, к которой стремились сердца,
и в памяти строки и строфы недвижно стоят,
и новое время морщины сгоняет с лица.

December 2020

S M T W T F S
  1 23 45
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Aug. 12th, 2025 09:38 pm
Powered by Dreamwidth Studios