
*
На донышке воспоминаний остается самое тяжелое. Но до дна пока ногой не достать - как в детстве, после непосильного заплыва, когда возвращаешься к берегу.
*
Стараясь отложить на потом все самое печальное, судорожно вспоминаешь хоть что-нибудь веселое. И это веселое оборачивается чем-то отвратительным и скорбным. Жизнь не симфония, пасторальной не бывает. А веселое - все больше о девушках и о водке. И чем потом обернулось веселье?
*
Ну, вот веселое: сидит напротив меня пациент, алкоголик, вторая стадия, перенес белую горячку, навидался чертей зеленых и черных. Спрашиваю его: - А вы много пьете? Он отвечает: - А как каждый нормальный мужчина. Как Вы, доктор!
Я уточняю: - А это сколько? - Ну, бутылки три портвейна на день. Я опять уточняю: - 0,5 или 0, 75?
- Конечно, 0,75, - отвечает пациент. - 0,5 - это же ни то, ни сё!
Сидящий рядом со мной доктор М. начинает смеяться уже на первой фразе больного. Выражение "ни то, ни сё" просто приводит его в восторг...
Позже я узнал, что просто есть такая алкогольная поговорка, что 0,5 - ни то, ни сё. Никакой оригинальности... Были еще алкогольные поговорки типа "не пьют телеграфные столбы - у них стаканчики перевернуты", "не пьет сова - после семи не продают".
Но чем было это "веселье" для семьи больного? А у него была семья - жена и трое маленьких детей. Он вообще был слесарем шестого разряда. Говорил: - Что это, доктор. Вы выдумали, что мне пить нельзя. Я, когда не пью - больной совсем, руки у меня дрожат. А выпил с утра двести грамм - и работаю целый день!
*
Еще "веселое". Приезжаю в Петербург, ну, Ленинградом он был тогда. Прихожу в гости к известному ученому, моему коллеге. Прихожу с бутылкой коньяка. Садимся за стол. И тут я вижу, что пока я тяну первую рюмку, коллега мой выпивает остальное! И достает из-за ряда книг бутылку водки. Заныкал! Плохи дела! Начинаю пить больше, чтобы ему досталось меньше. Страшная ошибка - никогда так не поступайте! Мой коллега уже заметно пьян. Но ему нужно еще.А время позднее - в магазинах спиртное не продают уже. Ничего, говорит коллега, сейчас я тебе покажу фокус! И мы спускаемся на улицу. Мой коллега останавливает такси.
*
В те баснословные года у водителей такси был дополнительный бизнес. Днем они покупали водку по 4 рубля бутылка, а вечером - продавали по 10 рублей жаждущим. Вот таким "жаждущим" и был мой коллега. Но в чем же фокус?
*
А фокус был вот в чем. Когда машина остановилась, мой коллега попросил бутылочку. Ему дали. Но вместо красной бумажки, мой коллега показал водителю красную книжечку... Водитель выматерился и дал газ. Коллега с торжеством показал книжечку мне. Напрасно он это сделал. Незачем мне было знать, что профессор психиатрии работает не только в клинике, но и в КГБ...
Но на этом веселье не кончилось.
*
Минут через десять с работы вернулась жена моего ученого коллеги. С ее мужем разговаривать к тому времени было невозможно. А вот со мной, относительно трезвым, можно было и поговорить. Вся ярость несчастной женщины обрушилась на меня:
- Как Вы смели! - кричала она, - как вы смели принести спиртное в дом Евгения Павловича (назовем его так)! Вы что, с Луны свалились? Вы что, не знаете, что он алкоголик и психотик?
*
Я попытался объяснить, что я приехал из Одессы и об алкоголизме и психическом заболевании Е.П. понятия не имел.
- Не лгите! - закричала она, - ВСЕ ЗНАЮТ ЧТО ОН АЛКОГОЛИК! Вон отсюда! Никогда больше не появляйтесь в этом доме!
Зря она на меня кричала. Я бы и так больше к ним не пришел... К банкету после моей защиты (защищался в Питере) я уже был более подготовлен и хорошо знал, кого из коллег приглашать в ресторан нельзя. В их числе был и один из официальных оппонентов.