borkhers: (Default)
[personal profile] borkhers


*
Для человека, далекого от психиатрии, шизофрения и психоз - синонимы. Если человек пережил психическое расстройство, он по-любому - шиз. Если человек ведет себя странно - он тоже шиз. То есть, человек простой - стихийный последователь Гризингера: для него существует только один психоз. Хуже, если такого же мнения придерживается профессионал-психиатр. В смысле, человек, имеющий диплом профессионала. А психотерапевты, в особенности, аналитики (то есть та группа, к которой я принадлежу) также принципиально говорят о психозе вообще, не считая нужным вникать в детали... Более того, всерьез говорят о том, что у каждого человека есть "психотическое ядро". Это так же разумно, как утверждать, что всякий человек в потенциале - паралитик, поскольку младенцем он не мог ходить.

*
Психиатрический диагноз всегда представлял собой прекрасный экран, на который специалист может проецировать свои пристрастия, научные убеждения, интересы, невежество. В хирургии подобное было бы совершенно невозможно, в терапии - опасно. В психиатрии, с учетом ограниченного набора медикаментозных средств, эффективность лечения (по крайней мере - в мое время) мало зависела от квалификации врача. Было популярно высказывание, приписываемое Маслоу: только психиатр может сорок лет совершать одни и те же ошибки и называть это богатым клиническим опытом.
*
Были врачи, которые ставили диагноз шизофрении всем. Были такие, которые наоборот не ставили диагноз шизофрении никому. Работая в Овидиопольской больнице, я регулярно получал выписки из второй областной психбольницы со стереотипным диагнозом "Органический периодический психоз". У старшего врача этой больницы была диссертация на тему органических психозов. Мы с Сергеем говорили, что органический периодический психоз - заболевание эндемичное (то есть встречающееся только в определенной местности), в данном случае, в районах одесской области, которые обслуживались второй психиатрической больницей.

*
Вот еще один пример эндемических диагнозов. Когда в Одессе появился первый компьютерный томограф, ко мне на прием десятками начали приходить пациенты с диагнозом "атрофия лобных долей головного мозга". Диагноз ставился на основании сверхсовременного для той поры исследования и потому казался неоспоримым. Ни у одного пациента никаких клинических симптомов этого тяжелого состояния не было. Моя задача состояла в том, чтобы поговорить с пациентом, осмотреть его, а затем убедить в том, что он здоров. Последнее было труднее всего. Но никогда не было у меня более благодарной группы пациентов. Приходили они ко мне с выражением отчаяния на лицах, уходили, улыбаясь. Ситуация была понятна. Одно из двух - или плохо работает томограф, или доктор не умеет интерпретировать результаты исследования. В конце концов я не выдержал,позвонил доктору, который ведал томографией (мы были хорошо знакомы) и спросил его, что означает эпидемия атрофии. - Понимаешь, - сказал он, - наш томограф плохо работает, мы называем его"вася"...
*
Два забавных случая, имеющих отношение к диагностике. Как-то в больницу поступил цыганский барон. Самый настоящий. И совершенно сумасшедший. Он был убежден, что его преследуют все таксисты города Одессы, поскольку у барона была любовница. А у любовницы был брат-таксист, который решил вступиться за честь сестры. Он, понятное дело, договорился со всеми таксистами города, чтобы те постоянно за бароном следили. В номерах машин были устойчивы сочетания каких-то цифр и букв. Все это имело особое значение, ему специально показывали такси по телевизору в фильмах и новостях. Особенно потряс его таксист-милиционер в фильме "Бриллиантовая рука". Во дворе два пенсионера играли в шахматы. Клеточки на доске ясно говорили - таксисты достанут его всюду. Пациент понял, что дни его жизни - сочтены. И, взяв весь золотой запас общины, он отнес его в милицию, умоляя взять ценности, но спасти его жизнь.
*
Было не вполне ясно, что делать с золотом. По-видимому, его вернули общине. А вот что делать с бароном, было ясно сразу - в больницу его привезли прямо из отделения милиции. Диагноз параноидной шизофрении был очевиден. Но старший врач больницы ставить такой диагноз категорически не хотел. Созвали общебольничную конференцию. И на ней старший врач выдвинул концепцию реактивного параноида. То есть, бреда, развившегося в результате психической травмы. Я не удержался и спросил, в чем же заключалась травма. Мне ответили - в том, что барон имел любовницу. Для его тонкой натуры вести двойную жизнь было невыносимо. Его совесть требовала отмщения. Из этого требования и вырос бред. С точки зрения психоанализа рассуждение небезнадежное. Но нужно было видеть барона... Он явно не тянул на мученика совести.

*

Второй случай и того краше. Я повел больного на консультацию к старшему врачу. Больной был не мой - его вел все тот же мой друг, Сергей. Но он в это время читал лекцию и попросил меня "доложить" пациента. Больной был совершенно клинически ясен. Осмотр требовался для оформления инвалидности. Побеседовав с пациентом, старший врач предложил мне записать диагноз: "Шизофрения, параноидная форма. Вялое течение". Я писать диагноз отказался. И вот почему. Параноидная шизофрения никак не может быть вялотекущей. Это классический пример приступообразно-прогрессирующего заболевания. То есть, после каждого приступа углубляется эмоционально-волевой дефект. В данном случае дефект был налицо.
Но старший врач обрушил на меня такую волну гнева, что я написал абсурдный диагноз, дал старшему подписать историю болезни и отнес историю Сергею. Тот прочел заключение и остолбенел. Сергей - человек упрямый. Он тут же позвонил старшему и начал ему что-то доказывать, ссылаясь на классификации, монографии... Ничего ему не помогло. Абсурдный диагноз остался на первой странице истории болезни.

Для больного, впрочем, это никакого значения не имело...

Date: 2012-03-12 09:36 pm (UTC)
From: [identity profile] dinoza-yats.livejournal.com
Тронкая натура цыганского барона и тавма-любовница - это класс. Тоже своего рода бред :)

Date: 2012-03-13 04:50 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
бред целого собрания психиатров! Через три года пациент все же получил настоящий диагноз...

Date: 2012-03-12 10:18 pm (UTC)
From: [identity profile] krupelega.livejournal.com
Вы блестяще пишете. Интересно,ярко,динамично. Очень нравится читать Ваши записки.

Date: 2012-03-13 04:50 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
спасибо!

Date: 2012-03-12 10:23 pm (UTC)
From: [identity profile] green-dancer.livejournal.com
Подождите! но ведь есть такой диагноз: шизофрения вялотекущая параноидальная. И его ставят (точнее, ставили), именно в такой формулировке. Или я что-то путаю, и "Шизофрения, параноидная форма. Вялое течение" - это совсем другой диагноз?
Edited Date: 2012-03-12 10:23 pm (UTC)

Date: 2012-03-13 04:46 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Различают следующие варианты вялотекущей шизофрении:

с явлениями навязчивости[1], или вялотекущая шизофрения с обсессивно-фобическими расстройствами[4];
с явлениями деперсонализации[1][4];
ипохондрическая[1];
с истерическими (истериформными) проявлениями[1][4];
бедная (простая вялотекущая) шизофрения[1][4].

Date: 2012-03-12 10:28 pm (UTC)
From: [identity profile] pytina.livejournal.com
а много с вялотекущей шизофренией было?

Date: 2012-03-13 04:48 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
сейчас это называется шизотипическим личностным расстройством. Я наблюдал лишь нескольких таких пациентов за всю многолетнюю практику. А в советские времена этот диагноз ставился расширительно и широко использовался КГБ.

Date: 2012-03-12 11:46 pm (UTC)
From: [identity profile] stranger9.livejournal.com
А в стране был вялотекущий, но развитой социализм.

Date: 2012-03-13 04:48 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
недоразвитый, недоразвитый

Date: 2012-03-13 04:58 am (UTC)
From: [identity profile] stranger9.livejournal.com
Одновременно и такой и такой. Это же не строй, а диагноз.

Date: 2012-03-13 05:15 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
как выяснилось со смертельным исходом

Date: 2012-03-13 05:19 am (UTC)
From: [identity profile] stranger9.livejournal.com
Этот больной такой же, как и его папА. Вечно живой, давно умер, а дело его живёт.

Date: 2012-03-13 06:46 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
И как живет!

Date: 2012-03-13 07:37 am (UTC)
From: [identity profile] stranger9.livejournal.com
В Одессе оно давно бы окочурилось, а здесь ещё живёт и хочет Азиопу строить.
(deleted comment)

Date: 2012-03-13 04:49 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Ни слова не придумал! Так решила научно-практическая конференция...

Date: 2012-03-13 05:38 am (UTC)
From: [identity profile] sara-bara-by.livejournal.com
Спасибо большое, за Ваши записки, получаю огромное удовольствие:)
Увидеть травму в муках совести и флешбеки с шашечками :)) старший врач, наверное, был не исправимым романтиком:)

Date: 2012-03-13 05:47 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
прагматиком, думается

Date: 2012-03-13 05:56 am (UTC)
From: [identity profile] rakugan.livejournal.com
Спасибо!
история барона прекрасна :)

Date: 2012-03-13 06:44 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Хотя и печальна...

Date: 2012-03-13 05:58 am (UTC)
From: [identity profile] arhetip-v.livejournal.com
Борис, психоаналитики (вы ведь их имеете ввиду под "аналитиками"?) говорят не о психозе, а о психотиечском уровне, и это совсем, совсем не то же самое.

Date: 2012-03-13 06:42 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
ЯЧ ведь и сам аналитик, мне ли не знать! Но в том-то и дело, что говорят "это психоз", "это психотик", или даже гордо - "я - психотик". Термин :"психотическое ядро" Вам, навреное, тоже хорошо знаком. По этому поводу я немало копий сломал на конференциях и семинарах, да все без толку. А "психотический уровень" - термин приемлемый,сам им изредка пользуюсь. Но дело-то в том, что уровень этот - не один...

Date: 2012-03-13 06:46 am (UTC)
From: [identity profile] arhetip-v.livejournal.com
Честно говоря, меня вполне устраивает термин "психотическое ядро", он описывает нечто, что дано мне в ощущениях. По сути, это всего лишь остатки младенческих переживаний, ведь "психотический уровень" - это только лишь отсылка к самому раннему периоду жизни. А чтоб про психоз говорили, я не слышала. Интересно было узнать ваше мнение по этому поводу.

Date: 2012-03-13 07:59 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Я ведь написал - говорить о психотическом ядре - все равно, что говорить о "паралитическом ядре" - на основании того, что младенец не мог ходить.

Date: 2012-03-13 08:11 am (UTC)
From: [identity profile] arhetip-v.livejournal.com
Да, и такое ядро тоже есть, почему нет? :)
Мне нравится идея, что человек не просто меняется, а наращивает все новые и новые слои личности, не теряя прежних. И эта идея отражена в концепции психотического ядра. Мне это близко.

Date: 2012-03-13 10:25 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
строящийся дом похож на разрушенный дом Но это разные вещи.

Date: 2012-03-13 10:41 am (UTC)

Date: 2012-03-13 06:43 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Вы не родственница Станислава Минакова?

Date: 2012-03-13 06:47 am (UTC)
From: [identity profile] arhetip-v.livejournal.com
К сожалению, даже не знакома с ним )

Date: 2012-03-13 07:00 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Это русский поэт, живет в Харькове.

Date: 2012-03-13 06:15 am (UTC)
From: [identity profile] koshkodil.livejournal.com
Барон - мученик совести... :)))))))))))))))))

Date: 2012-03-13 06:39 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Да, страдалец. Не шучу - потому что болезнь у него приняла неблагоприятное течение...

Date: 2012-03-13 07:07 am (UTC)
From: [identity profile] jahontova.livejournal.com
Эх, барон цыганский! Золото общины надо было закопать, а не в милицию нести!
Спасибо, Борис! :)

Date: 2012-03-13 07:13 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
А нам - откопать его на досуге :)))

Date: 2012-03-13 07:18 am (UTC)
From: [identity profile] jahontova.livejournal.com
да, откопать, посмотреть сколько там есть и снова закопать до лучших времён и новых приключений :)))

Date: 2012-03-13 07:55 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Эту гору золотых предметов в милиции сфотографировали и описали. Я видел и фотографии и описание. там было достаточно. Приблизительно столько, сколько у Остапа, когда он попытался перейти румынскую границу...

Date: 2012-03-13 08:41 am (UTC)
From: [identity profile] rinatishe.livejournal.com
"Хороший терапевт способен воспринимать любого индивида самого по себе, не стремясь причислить его к опреде-ленной группе и занести в определенную графу. Плохой терапевт, проработай он хоть сто лет, всегда будет находить только подтверждение теорий, которые он узнал в начале своей карьеры. Именно это имел в виду некто, сказавший, что терапевт может повторять одни и те же ошибки в течение сорока лет, а потом назвать их «богатым клиническим опытом»."
Маслоу А. "Психология бытия"

Date: 2012-03-13 10:12 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Спасибо. Итак, высказывание, как и предполагалось, вязано с Маслоу но принадлежит неизвестному...

Date: 2012-03-13 12:28 pm (UTC)
From: [identity profile] rinatishe.livejournal.com
я не занудства ради. подумал, что раз это в книжку может попасть - лучше поправить заранее :-)

Date: 2012-03-13 10:17 am (UTC)
From: [identity profile] prividenie-ja.livejournal.com
Не могу понять, почему в этих случаях кто-то оспаривал верный диагноз и настаивал на другом. Зачем??

Date: 2012-03-13 03:46 pm (UTC)
From: [identity profile] aprelskay-kapel.livejournal.com
Познавательно,спасибо.
Да уж,постановка психиатрического диагноза задача интересная,а уж если о психотическом эпизоде речи нет,то и вовсе творческая.

Date: 2012-03-14 07:42 pm (UTC)
From: [identity profile] listia.livejournal.com
золото, любовница, такси, шахматы, муки совести и споры о диагнозе - замечательно рассказанная трагическая история! Спасибо, очень интересные записки!

December 2020

S M T W T F S
  1 23 45
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 12th, 2026 07:59 pm
Powered by Dreamwidth Studios