borkhers: (Default)
[personal profile] borkhers

*
Один из моих пациентов, довольно часто навещавший реанимационное отделение по поводу белой горячки или, реже, алкогольной эпилепсии, работал на еврейском кладбище - ремонтировал памятники. На этом кладбище - несколько дорогих мне могил. Но я никак не решался поговорить с пациентом и установить с ним деловые контакты. Однажды я все же заговорил с ним о его работе. Но даже завершить фразу пациент мне не дал. Вот! - начал гневно говорить он - читаю на этих памятниках: доцент, адвокат, доктор! Почему не написано махер (делец), жулик, взяточник? Да, подумал я, трудно антисемиту работать на еврейском кладбище, хоть, казалось бы... Но вслух сказал: Знаете, Степанов, ведь когда Вы умрете, на вашей могиле не напишут, что Вы - алкоголик.
Пациент прямо задохнулся от гнева. Я??? - закричал он, - это я - алкоголик?!!!
Он лечился в отделении одиннадцатый раз.

*
Неспособность алкоголиков и наркоманов осознать свои проблемы - не новость. Эта неспособность имеет свое научное название: алкогольная анозогнозия. А если проще - отсутствие критики к своему состоянию. Но одну конкретную сценку хотел бы описать.
Я вел занятие у студентов-медиков. На общественных началах, конечно. Путь на кафедру мне был закрыт. Да и сейчас я работаю не в медицинском институте, а в Университете. Тема как раз была - неспособность алкоголиков критически оценить себя. Мы побеседовали с пациентом, который провел у нас несколько дней. Он подробно рассказал, как давно пьет, сколько может выпить за один раз и прочую "важную для дела информацию". Наконец я спросил его: "Вы - алкоголик?

Что вы! - ответил пациент, - у меня же не было "белки"! Меня просто перетрусило.

Мы пригласили для беседы пациента, у которого белая горячка была уже не один раз. Он тоже подробно рассказал о себе. А на вопрос, алкоголик ли он, пациент твердо ответил "нет!". Потому что он работает, и, вообще на "Привозе" не ночует.

Пришлось найти пациента, который ночует на "Привозе". И этот сказал лучше всех: доктор, я Вам скажу откровенно. Я думаю, что такой болезни "алкоголизм" вообще нет. Я сорок лет пью, со сколькими я говорил, со сколькими пил! Никто не пьет просто так. У каждого что-то есть на душе...
*
Вот почему в группах анонимных алкоголиков, каждый говорящий представляется: "Я-алкоголик". Осознание болезни нужно закрепить.

*
Как-то ко мне на прием пришла доктор с сыном. Сын был опийным наркоманом, с длительным стажем и внутривенным способом введения наркотиков. Он давно уже потерял свою семью, много лет не работал. продавал вещи, которые воровал у близких. Я направил его в стационар, а затем - в группу анонимных наркоманов. А матери порекомендовал посещать группу для родственников наркоманов.
*
Через неделю она пришла ко мне, горя от возмущения. Куда вы нас направили! Там моего сына заставляют говорить, что он-наркоман! А меня в моей группе, что я - мать наркомана! Меня! Я такой же доктор, как и Вы! И вдруг я - мать наркомана!
Никаких разъяснений она слушать не пожелала....
(deleted comment)

Date: 2012-03-17 07:55 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Я никогда ничего не говорю человеку, с которым не побеседую с глазу на глаз. Обычно, для того, чтобы хоть как-то разобраться с пациентом, мне необходимо несколько часов.
(deleted comment)

Date: 2012-03-17 08:00 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Коли так: Вы -не алкоголик. Потому что важные симптомы алкоголизма - симптомы утраты количественного и ситуационного контроля над употреблением спиртного :))) А Вы говорите, что этих симптомов у Вас нет.
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-03-17 08:02 am (UTC) - Expand

Date: 2012-03-17 07:49 am (UTC)
From: [identity profile] marina-fr.livejournal.com
Померила на себя. Нет, если бы пила, то тоже не могла бы такое озвучить при всех. Только себе.

Date: 2012-03-17 07:58 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Понимаю Вас. Но это "если бы". А при реальных проблемах - направил бы пациента в группу. Там некого стесняться. Все такие. Включая докторов и консультантов. Таково правило. Кто не прошел через алкоголизм, с алкоголиками в группах работать не может. Я принял участие в организации групп АА в свое время. Но не работал там. Пил в юности довольно много, но малость не дотянул... Не тот уровень.

Date: 2012-03-17 08:23 am (UTC)
From: [identity profile] funus-festus.livejournal.com
Это первое правило. Пока не скажешь сам себе, что та алкоголик, всякое лечение бессмысленно. Но не согласен с тем, что алкоголизм - болезнь. Синдром, да, но не первопричина.

Date: 2012-03-17 08:59 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Вы не согласны не со мной, а с современной психиатрией и наркологией. Бывает, конечно, симптоматический алкоголизм. Ну, к примеру, истинный запой (дипсомания), как эквивалент большого депрессивного приступа. И т.д. Но это - не основная масса наших клиентов...

Date: 2012-03-17 09:23 am (UTC)
From: [identity profile] funus-festus.livejournal.com
Это когда причина лежит на поверхности. Знаю не одного шизофреника, с успехом лечившегося водкой. По моему мнению, на алкоголизм у современной наркологии взгляд крайне поверхностный.

Date: 2012-03-17 09:54 am (UTC)
From: [identity profile] green-dancer.livejournal.com
>Знаю не одного шизофреника, с успехом лечившегося >водкой.

Меня смущает слово "успешно", а также слово "лечившегося". По-моему, это самообман.

Date: 2012-03-17 10:04 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
спиртное не лекарство, но помогает :) Но иногда оно - причина заболевания. И не так редко.

Date: 2012-03-17 10:03 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
согласен. кстати, описана так называемая Греттеровская форма шизофрении, т.е. сочетание шизофрении с алкоголизмом. Протекает более благоприятно :)

Date: 2012-03-17 12:34 pm (UTC)
From: [identity profile] funus-festus.livejournal.com
Если честно, названия по автору не припомнил бы. Но я и не психиатр. Я реаниматолог.Работаю в ЦРБ. Алкоголики - наш профиль. До 80% посетителей реанимации. И тут на счет благоприятного течения есть свое мнение. Спиваются они быстро и многие уже поумирали от белой горячки после очередного курса терапии.

Date: 2012-03-17 08:27 am (UTC)
From: [identity profile] i-crust.livejournal.com
Доктор,
но ведь если я скажу, что я алкоголик, то значит, у меня наличествует критическое отношение к своему состоянию?!

Date: 2012-03-17 09:00 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
именно так, и в этом смысл традиции АА.

Date: 2012-03-17 05:39 pm (UTC)
From: [identity profile] i-crust.livejournal.com
но тогда я убежу себя, что раз я самокритичен, но следовательно, я не алкоголик!

Date: 2012-03-17 08:33 am (UTC)
From: [identity profile] akinakatana.livejournal.com
Пью регулярно, иногда без меры, считаю, что имею проблемы с алкоголем, что посоветуете?

Date: 2012-03-17 09:47 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Узнать, есть ли в Вашем городе реабилитационный центр работающий по программе "Двенадцать шагов" и обратиться туда. Не советую "вшивания", кодирования и проч.

Date: 2012-03-17 09:50 am (UTC)
From: [identity profile] akinakatana.livejournal.com
Почему? Все вокруг твердят о "высокой эффективности кодирования"?

Date: 2012-03-17 10:05 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
формат ЖЖ не дает мне возможности обосновать свое мнение...

Date: 2012-03-17 09:01 am (UTC)
From: [identity profile] reznichenko-d.livejournal.com
У меня вот молодая родственница пьет.

Когда с пьяных глаз чего-то совсем запредельного начудит, - признает и кается. Но, есть мнение, признает только потому, что того от нее требуют.

Борис Григорьевич, не прошу консультации, просто мнение спрашиваю, вам-то подобные ситуации наверняка знакомы.

Date: 2012-03-17 09:49 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Женский алкоголизм - особая проблема. Я бы посоветовал воспользоваться "покаянным настроением" и начать процесс лечения, вернее, реабилитации. Но эффект, увы, не гарантирован.

Date: 2012-03-17 10:20 am (UTC)
From: [identity profile] reznichenko-d.livejournal.com
Я, откровенно говоря, плохо представляю, что такое реабилитация. К кому идти - к участковому наркологу? Психиатру? Частному кодировщику? Зашивать ампулу? Понятия не имею.

Date: 2012-03-17 12:58 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Существуют специализированные реабилитационные центры, работающие по программе АА (12 шагов и 12 традиций). рекомендую этот вариант.

Date: 2012-03-18 07:43 am (UTC)
From: [identity profile] reznichenko-d.livejournal.com
Спасибо большое.

Date: 2012-03-17 09:28 am (UTC)
From: [identity profile] medvezhiy-ugol.livejournal.com
А где здесь проходит граница между компетенцией психиатра и нарколога? Мне казалось, что психиатры занимаются либо психическими предпосылками алкоголизма (наркомании), либо, наоборот, последствиями, но ими заниматься, не вылечив первопричину сложнее...

Date: 2012-03-17 09:33 am (UTC)
From: [identity profile] amado.livejournal.com
А я пищевой алкоголик...
А с любимым папенькой, который точно алкоголиком не был (аргументировал: у меня не бывает похмелья. И это правда)мы договорились о терминах: ты не алкоголик, ты бытовой пьяница)) Он соглашался. Но он и этим не был.

Date: 2012-03-17 09:33 am (UTC)
From: [identity profile] amado.livejournal.com
Ой, извините, я опять не туда нажала...

Date: 2012-03-17 09:54 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Нет границы. Термин "нарколог" - советский и постсоветский. В большинстве стран психиатры занимаются лечением таких больных. Алкоголизм и наркомании входят в международные классификации психических заболеваний.

Date: 2012-03-17 09:28 am (UTC)
From: [identity profile] no-ua.livejournal.com
Ваш пост було додано у стрічку "Nародного Оглядача" [NO.UA (http://no.ua/) - найкраще в українських блогах]. Ви можете прочитати свій запис за цією адресою: 
http://no.ua/blogs.php?id=105072
(deleted comment)

Date: 2012-03-17 10:08 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Спасибо! Очень забавно!

Date: 2012-03-17 10:03 am (UTC)
From: [identity profile] potainoi.livejournal.com
Доводилось (и не раз) встречать героиновых наркоманов, которые заявляли: "да, я наркоман". Говорили это без иронии, без какой-либо бравады, а просто констатировали такой о себе факт. Я не собираюсь спорить с психиатрией, тем более с Вами, к тому же согласен с тем, что Вы написали в этом посте. Добавил просто жизненное наблюдение, интересно было бы Ваше мнение на этот счет.
P.S. Вспомнился анекдот, по-моему он кстати: - Сколько психологов нужно, чтобы поменять лампочку? - Достаточно одного, но при условии, что она готова меняться.

Date: 2012-03-17 10:09 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Да, я знаю этот анекдот. Знаю и наркоманов, осознающих свою зависимость. Но типический вариант - иной.

Date: 2012-03-17 10:15 am (UTC)
From: [identity profile] green-dancer.livejournal.com
О, господи. "Игры, в которые играют люди". Получается, что самообман - это самозащита больного человека, страх посмотреть в лицо правде. И в группах обучают элементарной смелости и правдивости.

Знаете что! меня больше всего одна вещь задевает. Ведь так, пьянствуя или куря, человек проживает жизнь, а иногда и долгую-долгую жизнь, не годы - десятилетия. Вот мой дед прожил 83 года. Пил, пил, пил, а перед смертью, года два за, его проняло. Говорил: "Нащо ж я пив, що ж я в своей жизни бачив? ой не пий, Володю..."

Но ведь каждый день он мог сделать другой выбор. И каждый день укреплять "альтернативную ветку" судьбы. И каждый день он покорно топал по наезженной колее... Но почему? 365 дней в году помножить на десятки лет...

Почему люди так цепляются за эту самоубийственную глупость? Неужели так трудно сделать окончательный выбор - не жить с компромиссным решением (я пью, но не напиваюсь) - а порвать навсегда?

Это немыслимо. Для меня (я - естественный абстинент и никогда и не знал, и не знаю, и не узнаю, как воздействует алкоголь) - это страшно. Страшна как компания опустившихся алкоголиков, так и молодая семья на дне рождения с гостями, которые наливают вино и поднимают тост - "За здоровье!". И пьют ту дрянь, которая это здоровье губит. Немыслимое противоречие. Мои родители были когда-то такой семьёй. И хоть они доставали бутылку какого-то там вина раза четыре в год, - я не любил их в этот день.

Такая вот эволюция получилась, кстати, в одной семье. :)

И ещё, хочется написать. Вчера вечером иду, дышу ещё чуть морозным воздухом, свежим таким. Впереди меня идёт парень. Остановился, закурил... брррр! ну, как этим можно дышать, я даже притормозил, чтобы он отошёл от меня подальше, - резкая вонь сигареты у некурящего человека вызывает чуть ли не рвотный рефлекс. Неприятнейшая вещь! а ведь курильщик (наверное) тоже себя обманывает? дескать, что вы, я не так много курю, да и то, когда никому не мешаю...
Edited Date: 2012-03-17 10:20 am (UTC)

Date: 2012-03-17 02:13 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Спасибо, друг. История Вашего деда потрясает... Увы, какие-только истории сейчас только не всплывают из моей памяти...

Date: 2012-03-17 11:26 am (UTC)
From: [identity profile] doktorsha.livejournal.com
последняя история очень наглядная...

Date: 2012-03-17 12:59 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
верю. Спасибо!

Date: 2012-03-17 11:55 am (UTC)
From: [identity profile] bulavinka.livejournal.com
Я тихо радуюсь еврейской крови в моём роду. Доктор, вот вы писали про священника, который перестав пить спиртное, стал гневливым, чего раньше за ним не было замечено вообще. Одна страсть заменилась другой, это всегда так?
Вот и у Лескова есть изумительный рассказ "Очарованный странник", там герой, избавившись от пьянства, стал плохо ориентироваться на местности (как там сказано "магнетизер...пьяного беса от меня свел, а блудного при мне поставил...").

Date: 2012-03-17 01:00 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
К сожалению, так бывает очень часто. Абстиненты (люди бросившие пить или колоться) часто становятся угрюмыми и испытывают чувство опустошенности. Оно и понятно. Я чуть позже напишу об этом.

Date: 2012-03-17 12:17 pm (UTC)
From: [identity profile] raoul-duke23.livejournal.com
про то - что алкоголики не осознают проблемы - не обязательно.
Они ее могут не озвучивать, потому что стыдно.

Date: 2012-03-17 01:01 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Как у Сент-Экюпери: пью, потому что стыдно, стыдно. потому что пью.

Date: 2012-03-17 01:04 pm (UTC)
From: [identity profile] raoul-duke23.livejournal.com
Так все и бывает, и вырваться из порочного круга очень сложно

Date: 2012-03-17 12:52 pm (UTC)
From: [identity profile] jermungandr.livejournal.com
и в жж есть хорошие статьи оказывается

Date: 2012-03-17 01:02 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
спасибо!

Date: 2012-03-17 02:16 pm (UTC)
From: [identity profile] pytina.livejournal.com
как понятно. у меня есть знакомый алкоголик, у которого было несколько эпизодов белой горячки, но алкоголиком он себя не считает, потому что успешный человек с карьерой и под забором не валяется. и пить ему нравится, потому что без алкоголя скучно жить. даже не знаю, можно ли тут выработать критическое отношение.

Date: 2012-03-17 04:36 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
очень сложно

Date: 2012-03-24 01:03 pm (UTC)
From: [identity profile] better-days.livejournal.com
Очень понравилась вторая часть! Можно процитировать ее у себя в журнале отдельно от остального? Со ссылкой, конечно же.

Date: 2012-03-24 07:15 pm (UTC)
From: [identity profile] sbelozerski.livejournal.com
Хороший текст. Видно по постам, актуальный. Нас всех надо постоянно долбать этой инфой. Чтоб не забывали никогда...

December 2020

S M T W T F S
  1 23 45
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 14th, 2025 01:12 am
Powered by Dreamwidth Studios