borkhers: (Default)
[personal profile] borkhers

*
Любовь издавна уподобляли безумию. Разумеется, речь шла о страстной любви в юношеском возрасте... Хотя, влюбленность в пожилом возрасте вызывала еще большее недоумение окружающих. Юношеская любовь представлялась безумием естественным, а в пожилом....
В последней классификации психических болезней влюбленность включена в соответствующий раздел...
*
Это, разумеется, плод болезненной фантазии самих классификаторов. Влюбленность уводит человека от реальности. Но разве идеология, искусство, религия, наконец, не уводит человека в некий иной пласт реальности, отличающийся от работы и ведения домашнего хозяйства?
*
Фрейд говорил, что жизнь состоит из отношения работы и отношений любви. Фромм написал "Искусство любить" - может быть самую романтическую книгу в современной психологии, а то и литературе вообще.. Юнг трактовал влюбленность как нечто, напоминающее одержимость: женский архетип в мужчине "анима" проецируется на возлюбленную, а мужской архетип женщины "анимус" на возлюбленного. В результате влюбленные видят не друг друга, а некую смесь реальности и архетипов коллективного бессознательного. Крушение иллюзий означает и крушение любви.
*
В средние века считалось, что если мужчина вступает в сексуальные отношения с женщиной не с целью зачатия, он (и она) становятся игрушками в руках демонов. Мужчина, обладающий возлюбленной, на самом деле совершает соитие с женским демоном - суккубом, а женщина в это же время ласкает мужского демона - инкуба. Вполне соответствует воззрениям Юнга: ничто не появляется на пустом месте.
*
Любовь все же может быть патологической. Психиатры говорят о "эротическом бреде". Что это такое? Здесь, влюбленная (или влюбленный) не осознают своей влюбленности. Напротив, женщине представляется, что объект ее любви влюблен в нее и домогается близости с нею. Она может либо уклоняться от этой навязчивой любви, или неожиданно для объекта - согласиться.... Мужчину это "согласие" застигает врасплох. Он совершенно не представляет, о чем собственно речь...

Почему это - бред? Никакие факторы реальности, никакое убеждение не может изменить мироощущение "влюбленной". Ее "роман" становится центром ее жизни, вытесняя все прочее. Реальные отношения рушатся. Иногда у пациентки создается впечатление, что те, кто пытается ее разубедить сговорились между собой и в чьих-то интересах (родителей или мужа) пытаются сломать ее "подлинное счастье". То есть возникают какие-то идеи преследования, хотя они никогда не выходят на первый план. В выраженных случаях пациентка может считать себя вершиной привлекательности, ей представляется, что целый мир влюблен в нее...

*
Вот история. Женщина 54 лет ходит на массаж. Она начинает замечать, что массажист (годящийся ей в сыновья) относится к ней совершенно особенно. Что-то есть неповторимое в прикосновении его рук, его взглядах, его словах... Нет сомнения! Мальчик всерьез и безнадежно влюблен в нее... Безнадежно, потому, что она замужем и "другому отдана и будет век ему верна". К тому же она - намного старше и хотя бы поэтому не может ответить взаимностью. Но может ли она остаться равнодушной к столь глубоким, и столь тщательно скрываемым чувствам? О, нет! Она перестает спать. Часами думает о том, что она должна как-то объясниться со своим массажистом, думает о том, что она ему скажет и что он ответит ей. Приподнятое настроение не покидает ее. На слова близких она реагирует как-то странно, смысл слов не сразу доходит до нее - она вся в собственных мечтах. а пока она начинает ходить на массаж чаще, просит продлить курс, платит массажисту непомерные гонорары. Нет, говорит она себе, я не влюблена. Но я должна как-то отблагодарить этого молодого человека за ЕГО любовь.
В конце концов она собирает все свои драгоценности, в том числе и доставшиеся ей по наследству и несет их массажисту. И тот принимает подарок! (вот этого уже понять никак не могу. Все же должен был почувствовать, что с женщиной творится что-то неладное). Муж замечает пропажу ценных вещей. Жена открывает ему свою тайну. Что может сделать муж? Он ведет ее на консультацию к психиатру. Диагноз особых сомнений не вызывает. Эротический бред развивался на фоне мягкого, но достаточно заметного маниоформного состояния. Женщина больной себя не считает, но смиренно соглашается принимать лечение. Состояние довольно быстро улучшается. Мужу удается войти в контакт с массажистом и тот возвращает драгоценности...
*
Женщина некоторое время посещала меня для контрольных бесед. Мне казалось, что у нее все в порядке. Но однажды она сказала мне: доктор, Вы знаете, он все же любит меня. Он такой нежный, деликатный человек... Когда он видит меня в поликлинике он быстро куда-то убегает. Не хочет меня травмировать, будить во мне тяжелые переживания...
*
Что я могу сказать? В жизни этой женщины была поздняя любовь, психотическая, но все же - любовь. И это воспоминание, это чувство осталось чем-то самым значительным в ее жизни, по крайней мере, в последние годы. И она ни за что не откажется от него. Даже при улучшении состояния.
Это можно ( и нужно) назвать - отсутствием критики к перенесенному психозу. Но почему-то мне не хочется произносить эти слова.

психоз

Date: 2012-03-23 05:43 am (UTC)
From: [identity profile] bobrinna.livejournal.com
нормальная женщина всегда жаждет любви, причем взаимной. а есть тип женщин, которым нужна именно страстная любовь. а то, что возраст такой, что уже глупо и смешно мечтать о страстной любви и вызвало, как мне кажется, это зазеркаливание: это он любит меня, а не я, значит, я не в смешном положении, а просто глубоко благодарна за его чувства.
а мне жаль её...

Re: психоз

Date: 2012-03-23 05:45 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Мне жаль ее, когда я думаю о ней, какой она была в глазах близких. Но субъективно она была и оставалась счастлива... Это, как Вы понимаете, очень старая история.

Re: психоз

Date: 2012-03-23 05:54 am (UTC)
From: [identity profile] bobrinna.livejournal.com
да, вы правы ) если бы ешё и близкие отличались такой же мудростью.
с другой стороны, нужно ли такое счастье во психозе ей и её близким?

Re: психоз

Date: 2012-03-23 05:59 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Нет, конечно. Но по-моему слова "любовь" и "нужно" в принципе очень плохо сочетаются.

Re: психоз

Date: 2012-03-23 06:04 am (UTC)
From: [identity profile] bobrinna.livejournal.com
любовь+нужно - идеальный вариант. но, к сожалению, очень болезненный.

Re: психоз

Date: 2012-03-23 06:59 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
по-моему почти невозможный и невыносимый...

Re: психоз

Date: 2012-03-23 07:14 am (UTC)
From: [identity profile] bobrinna.livejournal.com
из-за вечного противоборства эгоцентризма и эмпатии?

Re: психоз

Date: 2012-03-23 05:59 am (UTC)
From: [identity profile] lagunamarfa.livejournal.com
Странно, что такое произошло с замужней женщиной.

Re: психоз

Date: 2012-03-23 06:02 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
А разве психоз - не более, чем просто странность?

Re: психоз

Date: 2012-03-23 06:09 am (UTC)
From: [identity profile] lagunamarfa.livejournal.com
Мне трудно судить о том, что такое психоз, просто, мне кажется - он не может возникнуть без причины. Подобного рода состояние разве не следствие постоянного дискомфорта и дисгармонии в семейных отношениях?

Re: психоз

Date: 2012-03-23 07:00 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Нет. Причины тут иные. Кстати, супружеская жизнь этой женщины складывалась замечательно...

Re: психоз

Date: 2012-03-23 07:17 am (UTC)
From: [identity profile] lagunamarfa.livejournal.com
Вот как...
Странно это.

Re: психоз

Date: 2012-03-23 06:06 am (UTC)
From: [identity profile] bobrinna.livejournal.com
очень распространённый вообще-то )
замужние - такие же люди, не взирая на наличие или отсутствие, крепость или слабость моральных устоев

Re: психоз

Date: 2012-03-23 06:10 am (UTC)
From: [identity profile] lagunamarfa.livejournal.com
Я не о моральных устоях.

Re: психоз

Date: 2012-03-23 06:30 am (UTC)
From: [identity profile] bobrinna.livejournal.com
а, замужняя - априори любящая мужа?
Edited Date: 2012-03-23 06:32 am (UTC)
(deleted comment)

Re: психоз

Date: 2012-03-23 06:43 am (UTC)
From: [identity profile] lagunamarfa.livejournal.com
Когда моделируют то, что не хватает, заболевая при этом психозом, это уже хроническая и длительная нехватка, т.е. глубокое женское несчастье. Вы считаете, муж здесь ни при чем?
(deleted comment)
From: [identity profile] lagunamarfa.livejournal.com
Безумных влюбленностью)))
Я не проив таких толп))
Что может быть лучше толпы счастливых людей, даже, если их это счастье - лишь иллюзия.
(deleted comment)
From: [identity profile] rifle2.livejournal.com
Другое дело, что я понятия не имею, что такое реальность.
Мы все живем своими иллюзиями всю жизнь.
Тот, кто сможет навязать другим свою иллюзию (свое представление о реальности) - тот становится великим человеком.
From: [identity profile] green-dancer.livejournal.com
Ну да... как это у Норбекова:
представьте себе первую безумную любовь столетнего юноши!..
красиво! как и фантазии Ефремова о необходимости пропорционально удлинить все возрастные этапы развития личности при возрастании срока жизни. Юность - до сорока лет! великолепно читается!

Беда только в том, что это лишь фантазии. А "безумие" от "не безумия" отличается тем, что нормальный человек вздохнёт на свои фантазии и пойдёт обед варить или в ЖЭК - субсидию выбивать. См. также Тимур Шаов "Любовное чтиво".
(deleted comment)
From: [identity profile] green-dancer.livejournal.com
а для меня ассоциации к слову "нормальный" - как якорь, держась за который я чувствую себя увереннее. :) словно бы стрелки измерительных приборов, которые находятся в "зелёной зоне". :)

Re: психоз

Date: 2012-03-23 06:38 am (UTC)
From: [identity profile] lagunamarfa.livejournal.com
Ага... И любимая мужем.

Re: психоз

Date: 2012-03-23 06:51 am (UTC)
From: [identity profile] bobrinna.livejournal.com
при таком замечательном раскладе статус замужества, как привлекательный логотип, лишь символизирует состоятельность бренда )
Edited Date: 2012-03-23 07:04 am (UTC)

Re: психоз

Date: 2012-03-23 07:00 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Здесь брак не имеет никакого значения.

Re: психоз

Date: 2012-03-23 07:08 am (UTC)
From: [identity profile] bobrinna.livejournal.com
да, я так и поняла )
дело больше в темпераменте женщины и импульсивности её мировосприятия?
в предрасположенности получать удовлетворение только от материальной стороны жизни?

Re: психоз

Date: 2012-03-23 09:15 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
психоз не обязательно имеет чисто психологические причины. Но психологические особенности возраста и характера значение имеют, да.
(deleted comment)

Date: 2012-03-23 09:15 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Нет, этот фактор значения не имеет.

Date: 2012-03-23 08:15 am (UTC)
From: [identity profile] dolma-lhamo.livejournal.com
я Вас процитировала: http://dolma-lhamo.livejournal.com/39764.html?mode=reply#add_comment

надеюсь это в пределах нормы, особенно если учитывать контекст

Date: 2012-03-23 09:16 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Посмотрю Ваш пост и отвечу на Ваш вопрос.

Date: 2012-03-23 09:16 am (UTC)
From: [identity profile] rinatishe.livejournal.com
интересная история! правильно ли я понимаю, что долгое пребывание неподготовленной психики в измененном или расширенном состоянии сознания может выразиться в психоз?

Date: 2012-03-23 09:22 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Такое может быть при известной предрасположенности. Но этот случай не подходит под данную схему.

Date: 2012-03-23 09:31 am (UTC)
From: [identity profile] zinaida popova (from livejournal.com)
Доктор,Вы как в воду глядели,мой друг сегодня был ранен,его дама влюбилась в массажиста,о чём он вчера узнал,она разведена и с другом встречается два года,ей 50 на днях было,как помочь ему.Он,массажист, женат.У неё порыв.пишет ему стихи.А друг всё для неё сделать готов и делал.Она частенько стала употреблять,ходит с подругами к ясновидящим и экстрасенсам,ищет свою судьбу новую.Думаю.что это плохо кончится,извините.

Date: 2012-03-23 09:37 am (UTC)
From: [identity profile] zinaida popova (from livejournal.com)
Я не умею находить Ваши ответы.

Date: 2012-03-23 09:37 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
да, все повторяется...

Date: 2012-03-23 09:40 am (UTC)
From: [identity profile] zinaida popova (from livejournal.com)
Может он что нибудь напишет Вам.Ему сейчас тяжело.рекомендовала ему пообщаться.Может ему легче станет,он хороший человек,спасибо.

Date: 2012-03-23 10:03 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Зинаида, я очень загружен и не могу заниматься дистанционным консультированием, простите...

Date: 2012-03-23 11:03 am (UTC)
From: [identity profile] green-dancer.livejournal.com
ходит с подругами к ясновидящим и экстрасенсам

По-моему, это самый "нехороший" симптом. :(

Date: 2012-03-23 06:26 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
cогласен!
(deleted comment)

Date: 2012-03-23 06:25 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
can"t heal me love!

Date: 2012-03-24 09:27 am (UTC)
From: [identity profile] trapezion.livejournal.com
А итальянский философ Альберони проводил параллели между влюблённостью и эпохами революций. Весьма убедительно, кстати =)

Date: 2012-03-24 07:10 pm (UTC)
From: [identity profile] neerest.livejournal.com
Что Вы думаете о профилактике этих явлений, доктор?

Date: 2012-03-28 06:11 pm (UTC)
From: [identity profile] mirovaya-dusha.livejournal.com
Вспомнила фильм 2002 года с Одри Тоту "Любит – не любит..."
Точная иллюстрация к этой теме.

December 2020

S M T W T F S
  1 23 45
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jun. 10th, 2025 01:23 pm
Powered by Dreamwidth Studios