borkhers: (Default)
[personal profile] borkhers

*
Вот диалог матери с сыном.
- Стоять! Я кому сказала - стоять! Рядом! А то сейчас же пойдешь домой!
- Да, мама. Хорошо, мама...
А вот подумайте? сколько лет сыну?
*
На вид лет эдак сорок, может, чуть старше. Впрочем, алкоголизм делает человека старше внешне и младше - внутренне. В традиции АА принято считать, что психологический возраст алкоголика вычисляется по формуле: паспортный возраст минус срок злоупотребления спиртными напитками. Это, конечно, грубая и неверная схема. Но если условно считать ее верной, то пить этот "мальчик" должен где-то лет с шести.

*
Он и сейчас пьян. И пытается общаться с двумя собутыльниками. Именно от этой опасной беседы и пытается отвлечь его мама.
- А ну, ко мне! Я кому сказала! Сейчас пойдешь домой!
Шестилетний-сорокалетний мальчик, пошатываясь, послушно идет к маме. Мама берет его за руку и держит.
*
Эту сцену я наблюдал несколько дней назад на Староконном рынке. Ничего особенного в ней нет. Роль матери в жизни человека невозможно преувеличить. Способность матери подчинить себе сына, либо навсегда оттолкнуть его от себя безгранична. Психиатры и психологи часто говорят о "симбиотических" парах мать-сын.
Сын не имеет никакой самостоятельности. Он сопровождает мать до самой ее смерти. Лишь оправившись после потери такой человек может устроить свою личную жизнь. И то - не всегда. Я знал несколько таких пар. В некоторых случаях сын психически болен. В других, как в наблюдаемой нами сценке - алкоголик. Но довольно часто - просто предельно зависимый от материнской фигуры человек.
*
Англичанин имеет жену и любовницу. Он любит жену.
Француз имеет жену и любовницу. Он любит любовницу.
Еврей имеет жену и любовницу. Он любит маму.
*
Но симбиоз не знает этнических различий. Наблюдаемый нами случай совсем не еврейский. И герой его вряд ли имеет жену и любовницу. Может, и имел когда-то. Но присутствие двух всемогущих сил - водки и матери - сделало совместную жизнь супружеской пары невозможной. Впрочем, это уже моя фантазия. И дальнейшие мои рассуждения по отношению к этому случаю - фантазийны. Но основываются на опыте наблюдения за другими парами.
Единственный способ для этого более чем взрослого человека "отделиться" от матери - отказаться от спиртного. И постепенно взрослеть. Мать этого не знает. Но, как говорил Гродек, она не знает, зато ОНО знает. Поэтому бессознательно мать не хочет, чтобы сын бросил пить. И если он сделает несколько шагов "в правильном направлении", мать поведет себя так, что сын "сорвется". Наверное, это уже повторялось много раз. Подобная схема в психоанализе называется навязчивым повторением. Или - неврозом неудачи. Или - неврозом судьбы. В народе говорят - наступаем на одни и те же грабли. И эта поговорка лучше объясняет суть проблемы, чем любой термин.
*
Нужно исписать много страниц специальными терминами, писал Эрик Берн, чтобы объяснить что мужчина - "сопляк" или что женщина - "сука".
*
Совсем недавно мой бывший пациент при встрече со мной жаловался: мать, много повидавшая от него в ту пору, когда сын беспробудно пил, все время предлагает ему выпить рюмочку. Еще пример. Жена, дважды пытавшаяся покончить с собой из-за пьянства мужа, обижается, когда "завязавший муж" на ее дне рождения отказывается выпить за ее здоровье, И не просто обижается - плачет при гостях, убегает в другую комнату....
*
Как часто родственники - часть проблемы пациента! Психоаналитики предпочитают не контактировать с родней взрослых пациентов.
И враги человеку - домашние его - говорил Христос.

да,уж!

Date: 2012-03-25 09:26 pm (UTC)
From: [identity profile] natalipast.livejournal.com
одни парадоксы...

Re: да,уж!

Date: 2012-03-25 09:27 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
не одни. Как говорят в Одессе - с прицепом.

Re: да,уж!

Date: 2012-03-25 09:40 pm (UTC)
From: [identity profile] natalipast.livejournal.com
позвольте анекдот
две подруги судачат о мужьях
одна- вышла замуж за еврея и жалуется
-я уж и так и эдак,а он только о маме думает!
вторая говорит -создай эротическую обстановку,сделай праздничный ужин при свечах...
уставший муж пришел с работы и видит-
жена сидит в эротическом черном белье,
на столе изысканный ужин,тихо мерцают свечи...
муж,заламывая руки,-
Я так и знал!
Я ТАК И ЗНАЛ!!!
-что случилось с МАМОЙ!!!???

Re: да,уж!

Date: 2012-03-26 04:46 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Знаю этот анекдот. В тему.

Date: 2012-03-25 09:59 pm (UTC)
From: [identity profile] green-dancer.livejournal.com
Я как-то слушал выступление Лизы Глинки (доктор Лиза, вы слышали о ней, конечно). И она упомянула о своей соседке, которая воспитывает взрослого сына-аутиста, кажется, она сказала, сорока лет. Меня как-то проняло очень... воспитывать взрослого сына сорока лет? воспитывать??!

А однажды я выходил из ПНД и столкнулся с пожилой женщиной, прямо у входа. И она рассказала в нескольких фразах, что у неё есть сын-шизофреник, и ему уже сорок пять лет, живут они вместе и - вот эти слова я помню точно: "Я его единственный друг!". Тоже, так это прозвучало, что меня морозом как-то по спине проняло. Впрочем, я - человек очень впечатлительный.

Всю жизнь прожить вместе с мамой как ребёнок? прятаться от всех страхов, от всех злых людей, от всего мира за спину мамы. У меня, к сожалению, была очень похожая ситуация в молодости, сейчас я уже живу сам, остался сам, - и я сейчас могу сказать: какое это благо и удовольствие - жить самому! ни от кого не зависеть! и стремиться не зависеть в принципе: ни финансово, ни психологически, ни этически!

Массаракш, да лучше в детстве помереть, чем всю жизнь не взрослеть и так жить!

PS Меня спасает интеллект и вот тот чёртик внутри, который иногда зовётся любопытство, иногда - пассионарность, иногда - поиск новых проблем для себя и значит, их решений. Мне очень многое нужно в этой жизни, я сам чувствую, я - жадный. Очень. А значит, и щедрый.
Но повзрослеть не вовремя, знаете, это всё-таки очень обидно. Потерять очень много времени и "промучаться" десяток лет - вместо того, чтобы быть! Быть, жить, радоваться и подниматься каждое утро для жизни!

А причина ведь та же - неправильное воспитание.
Хм. Но зато сейчас-то! :))))
Edited Date: 2012-03-25 10:15 pm (UTC)

Date: 2012-03-26 04:47 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Спасибо Вам! Это очень яркие примеры. У меня перед глазами несколько таких...

Date: 2012-03-26 09:11 pm (UTC)
From: [identity profile] svetlana-panina.livejournal.com
ребенка-аутиста надо воспитывать всю жизнь. в эмоциональном плане и в 40 лет аутист остается ребенком. насколько вообще аутиста можно "воспитать"? скорее - обучать, и это приходится делать родным каждый день - обучать тем вещам, которые обычный ребенок узнает после 2 лет из опыта взаимодействия с другими людьми.
Edited Date: 2012-03-26 09:22 pm (UTC)
(deleted comment)

Date: 2012-03-26 04:49 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
О мертвых - ничего или хорошо.

Date: 2012-03-26 05:52 am (UTC)
From: [identity profile] barinovaalena.livejournal.com
Согласна, просто тема уж очень болезненная, знакомая. Царствие всем небесное.

Date: 2012-03-26 04:49 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Ох, это чуть иная история. Нужно написать несколько слов о таком "эмоциональном шантаже". Правда, обычно мать в таких случаях не умирает.

Date: 2012-03-26 06:05 am (UTC)
From: [identity profile] krafchuk.livejournal.com
Как раз мой случай! Стоило в детстве опоздать, или не позвонить, как у матери, сразу начинался сердечный приступ или становилось плохо. До сих пор не могу простить эти игры с здоровьем и чувство собственной вины.

Date: 2012-03-26 08:05 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Да, здоровье матери - сильный аргумент. "Клянусь здоровьем своей матери" - сильная клятва. В детстве была распространена в нашем дворе.

Date: 2012-03-26 08:09 am (UTC)
From: [identity profile] krafchuk.livejournal.com
Угу, у нас тоже, но пользовалась она им, жестоко.
From: [identity profile] bobrinna.livejournal.com
эх... больше всего нервы изматывают, эт точно (
а если мать давно умерла, он уже пожилой человек, а не может в запои не впадать? это ему адреналина в жизни не хватает? скука заедает?
Edited Date: 2012-03-26 05:20 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
так не мама же основная причина алкоголизма...

Date: 2012-03-26 06:05 am (UTC)
From: [identity profile] bobrinna.livejournal.com
неудовлетворенность, видимо..

Date: 2012-03-26 06:07 am (UTC)
From: [identity profile] krafchuk.livejournal.com
Напишите о шантаже, были интересные случаи?

Date: 2012-03-26 08:07 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Разумеется. Напишу в одном из следующих постов.

Date: 2012-03-26 08:10 am (UTC)
From: [identity profile] krafchuk.livejournal.com
Спасибо, доктор!

Date: 2012-03-26 06:14 am (UTC)
From: [identity profile] davos-seaworth.livejournal.com
Так Вы недоцитировали анекдот, Борис!
..Русский имеет жену и любовницу, любит выпить.

А ситуаций, подобной описанной Вами, огромное количество. Наблюдал такую сцену в нашей налоговой инспекции, возраст участников тот же, что у вас, но оба совершенно трезвые, и очевидно непьющие.
Реплик сына за всю получасовую сцену 2 или 3, они односложные, поэтому опускаю за неинформативностью.
...Вот, и скажи спасибо Алику, что предупредил меня! Потом за неоплаченный налог они всю твою дурацкую зарплату заберут и не посмотрят, это тебе не шутки! ...нянькаюсь тут с тобой... Где кабинет, который нам нужен? Иди поищи справочный стол или что тут у них есть! Стой! Вот доска объявлений, читай тут! Простите, дама, а в какие тут кабинеты? По адресу на двери? Спасибо! Хватит читать - всё понятно, иди ищи дверь, на которой наш адрес. Смотри, номера домов указаны от и до, надо дверь где дом меньше и больше нашего. Нет, стой, надо ещё чётный и нечётный... Что ты там знаешь? Всё, я уже нашла. Кто тут последний, дама, Вы? Стой тут вот за ней, никуда не отходи.
(через некоторое время выясняется, что при одном месте работы и доходе меньше определённого подавать декларацию не нужно)
Всё, пошли отсюда! Да не надо от тебя ничего, несчастье ты моё. Что там декларировать, твою зарплату? Не смеши! Что Алик? Алик деньги зарабатывает, у Алика дела, а у тебя? Кому ты вообще нужен, кроме меня? Сравнил! Себя и Алика!

По лицу сына было видно что его психологический возраст до подросткового не дошёл.

Date: 2012-03-26 08:08 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
У нас этот раздел анекдота никогда не рассказывался. Спасибо за дополнение. Пример описан очень живо!

Date: 2012-03-26 08:26 am (UTC)
From: [identity profile] davos-seaworth.livejournal.com
Ну тогда ещё два дополнения :)
- Итальянец ...любит обеих.
- Немец ...любит Фюрера.

Date: 2012-03-26 08:49 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Тоже новость...

Date: 2012-03-26 06:30 am (UTC)
From: [identity profile] wlada-kap.livejournal.com
Грустно... Хорошо, что Вы об этом пишите, - тема при всей распространённости мало озвученная.

Date: 2012-03-26 08:08 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Спасибо!

Date: 2012-03-26 08:15 am (UTC)
From: [identity profile] dfs-odessa.livejournal.com
Как-то наша преподаватель по психологии, кинула фразу, что проблема инфантилизма, в наше время, все молодеет. Фраза была в соответствующем контексте своих отношений с довольно уже взрослым "ребенком". Сам себя считаю довольно зависимым от матери, потому эта тема для меня - нечто злободневное. Поэтому, услыхав от уважаемого человека и специалиста, что у него такое же, испытал некоторое разочарование, хотя и понятно, что это глупо :)

Date: 2012-03-26 08:50 am (UTC)

Date: 2012-03-26 09:20 am (UTC)
From: [identity profile] kaplja.livejournal.com
есть термин "созависимость", касающийся родственников и близких алкоголиков
действительно, очень часто они не заинтересованны в трезвости алкоголика, потому что тогда будет труднее им манипулировать

самое ужасное, что про это семейное заболевание (про созависимость) почти никто и не догадывается, об этом мало пишут, мало говорят, в наших наркодиспансерах по прежнему лечат больных, а не семейную болезнь, связанную порой с целым рядом поколенческих ошибок... но кто же будет в этом разбираться? всем некогда, и спасение утопающих дело рук самих утопающих

я наблюдала слезы пожилой женщины, уже бабушки, когда она впервые поняла свое состояние... сначала от алкоголизма повесился ее отец, которому она будучи ребенком желала смерти (жалела мать), потом при трагических обстоятельствах погиб муж-алкоголик, и вот запил сын, и она ужасно боялась, что с ним тоже что-то случится, и стала искать какой-то выход
и так набрела на анонимных алкоголиков, а там ей объяснили что такое созависимость....

катарсис был бурный.
не знаю только, что теперь с ней и с ее сыном, справились ли....
знать ведь это еще не все, нужно научится выживать и преодолевать болезнь, и отношения семье выстраивать совершенно иначе

Date: 2012-03-26 12:26 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Мы этим феноменом довольно долго занимались. Одна из моих аспиранток вот-вот защитит диссертацию о созависимости. тема к ней пришла из самой гущи жизни.

свойственно городам

Date: 2012-03-26 10:31 am (UTC)
From: [identity profile] feuer81.livejournal.com
Алкоголики вообще отдельная тема... МНого раз наблюдал: в каждом микрорайоне есть точка сборки местного "клуба почитателей водки" - причем у них есть какой-то период жизни: примерно раз полгода они "теряют" своих бойцов, но так уже успешно к ним прибывает молодое пополнение... И тусят они со своим божественным напитком каждый день, независимо от погоды...

Re: свойственно городам

Date: 2012-03-26 12:37 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Собутыльники - одна из важнейших ролей игры "алкоголик". Но - не единственная...

Date: 2012-03-26 04:44 pm (UTC)
From: [identity profile] esper-godmade.livejournal.com
Страшная тема, на самом деле...
И сложное у меня к ней отношение. Даже уже не знаю, что и как лучше, - у моего близкого друга, к сожалению, была такая ситуация, и пока матушка его выпасала, картина была очень печальная, но хотя бы какие-то пределы были обозначены. Матушка устала, разменялись в разные квартиры - и очень скоро его забили насмерть случайные собутыльники, которых в общую с матушкой квартиру было не привести... Замечательный поэт, 37 лет было.
"Поэтому бессознательно мать не хочет, чтобы сын бросил пить. И если он сделает несколько шагов "в правильном направлении", мать поведет себя так, что сын "сорвется". - ну я не пью, слава Богу, но матушка у меня всегда была очень доминантная и гиперопекающая, что, конечно, тоже привело к не самым лучшим последствиям. Когда я явно приобрела какую-то зрелость и самостоятельность, думала, будет простив этого бешеное восстание, в том стиле, что Вы описали. Нет - просто очень быстро поведение изменилось таким образом, чтоб роли переменились и уже я должна представлять родительскую фигуру: мы болеем-болеем, водить нас только под ручку всюду, того не можем, этого не можем, принять решение боимся, готовить разучились и т.п. Т.е. та же созависимость в обратном отражении... Тоже мало веселого.

December 2020

S M T W T F S
  1 23 45
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated May. 13th, 2025 06:38 pm
Powered by Dreamwidth Studios