borkhers: (Default)
[personal profile] borkhers

*
Нужно сорок дней стоять перед истеричкой на коленях, но на сорок первый Вы должны поставить на колени ее!
*
Это энергичное выражение принадлежит Е.А.П., моему первому учителю в области психоанализа. ему в то время было за восемьдесят. Он сотрудничал с Моисеем Вульфом, единственным подготовленным психоаналитиком в России, по словам Фрейда, был другом и сотрудником нескольких известных одесских аналитиков двадцатых годов...
В мое время это был невысокий еврейский старик. чисто выбритый в круглых очках. Думаю, ни перед кем он на коленях двно не стоял (тяжелый артроз), на колени тоже никого не ставил...
*
Е.А.П. воплощал собою непрерывность психоаналитической традиции, что-то вроде "апостольской преемственности". Я мог с гордостью говорить (и говорил когда-то), что между мной и Фрейдом стоит два человека - Вульф и Е.А.П. Правда, сегодня мне совершенно ясно - то, что я получил от него было вульгаризированным психоанализом образца все тех же двадцатых. Но в то время ничего иного получить было невозможно. Я благодарен своему учителю прежде всего за то, что он объяснил мне важность соблюдения основных правил психоанализа и научил меня классическому анализу сновидений.
*
То высказывание моего учителя, с которого я начал эту историю, означало всего лишь то, что не нужно торопиться указывать больной на ее психологические проблемы, до этого нужно ее долго и внимательно выслушивать. И только затем - конфронтировать. Таки называется прием, когда психотерапевт показывает клиенту, какую роль в проблемах играет он сам (она сама). С попыткой (возможно, преждевременной) такой конфронтации связана самая неприятная история в моей профессиональной жизни.
*
Дело было лет двадцать пять тому назад. Мой коллега, профессор А. направил ко мне свою дочь для прохождения психотерапии. То была двадцатилетняя студентка медицинского института. Она была очень красива и эмоциональна. Тип ее личности был откровенно истероидным. Теперь этот тип называется гистрионическим (от греческого "гистрион" - сцена). Она и впрямь была очень демонстративна.

*
Одну из своих проблем, она видела в том, что все мужчины не ценят ее, как личность, а видят в ней только тело, только сексуальный объект. Если верить ей, то со всех сторон на нее изливались потоки похоти. Это вызывало у нее постоянное чувство отвращения, вплоть до физической тошноты.
*
Следует сказать, что девушка немало делала для того, чтобы привлекать к себе грешные взгляды мужчин. Ее одежда и сейчас бы воспринималась как провокативная. А в конце восьмидесятых она резко выделялась на общем фоне довольно раскованных молодых одесситок. То же можно было сказать и о ее мимике, жестикуляции, тембре голоса.
В современных учебниках психиатрии пишут, что одним из признаков гистрионической личности является откровенно провокативное, соблазняющее сексуальное поведение. Разумеется, я выслушивал девушку, но до поры никак не комментировал эту сторону ее проблем.
*
Как всегда бывает, чем старательнее я игнорировал ее жалобы на развращенность мужчин, тем настойчивее эти жалобы становились. По всем правилом нужно было дать пациентке соответствующую интерпретацию. Однажды я понял, что мой час настал (он и впрямь настал, но совсем в ином роде). В тот день девушка пришла ко мне в легкой кофточке на голое тело. Верхние пуговицы кофточки были расстегнуты. Сидя в кресле напротив меня она несколько наклонялась вперед....
*
И я спросил ее: А не думаете ли Вы, что Вы сами чем-то провоцируете слишком эротизированное отношение к Вам?
- Нет! Что Вы имеете в виду?
-Подойдите к зеркалу и посмотрите на себя.
Девушка подошла к зеркалу. Она минуту стояла неподвижно. Потом застегнула кофточку, сказала "извините" и вышла. Больше я ее никогда не видел.
*
Зато вечером мне позвонил ее отец. Он ледяным тоном, голосом автоответчика, произнес фразу, которую, вероятно готовил какое-то время. Я помню ее дословно.
*
Я прислал к Вам свою дочь, чтобы Вы проводили психотерапию, а не для того, чтобы Вы соблазняли ее! Только уважение к Вашему отцу не дает мне возможности подать на Вас в суд.
*
А. не дал мне возможности как-то оправдаться. Он сразу же повесил трубку. Какое-то время я был в отчаянии. Мне очень нравился А., это был замечательный человек. Меньше всего я хотел бы заслужить его презрение. Мы иногда встречались на улице. Он отворачивался, не замечая меня. И я не решался позвонить ему и рассказать, как было дело.
*
Прошло три года. Стыдно сказать, но я старался не брать в психотерапию истероидных клиенток. Страх перед оговором мучил меня. В те годы я был единственным врачом, практиковавшим анализ (чуть позже ко мне присоединился Сергей Дворяк). И мне не с кем было поделиться своими чувствами, ни тебе супервизора (Е.А.П. уже умер к тому времени), ни т.н. "балинтовской группы"...
*
Однажды вечером мне домой позвонили. То был профессор А. Он сказал мне еще одну отрепетированную фразу тем же голосом автоответчика: Я должен перед Вами извиниться. Я знаю, что моя дочь лгала. Не спрашивайте меня, почему я это понял. Просто примите к сведению." А. повесил трубку.
*
Как-то я встретил его на улице. А. кивнул мне, но не поздоровался и не остановился. Старая шутка. Ложки нашлись, но осадок остался. Я обратил внимание на то, что А. выглядит очень плохо. Вскоре я узнал, что он умер от рака легких. Я не пошел на похороны, не хотел столкнуться там с его дочерью. А ведь у меня должны уже были бы выработаться навыки "отстранения". но не выработались...
*
Я никогда не узнаю, как А. понял, что его дочь оговорила меня. Но в собственных фантазиях решил, что она оговорила еще кого-то, и так, что в ее лжи у несчастного отца уже не было сомнений. Или вдруг она рассказала отцу правду? Три года спустя? Нет, это невозможно.

Date: 2012-04-26 04:33 pm (UTC)
From: [identity profile] heleine.livejournal.com
Можно версию?

Может быть, он просто понял?
Увидел её. Другими глазами, - не "привычно", а как со стороны. И понял, что "картинка - не складывается".
А тяжело признать, что твой ребенок оказался подлецом. Это в какой-то мере объясняет позднейшее "не здоровался"...

Date: 2012-04-26 04:38 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Нет, не думаю. Думаю - первый вариант. Такие оговоры-конфабуляции редко бывают единичными. Но опять-таки - это версия.

Date: 2012-04-26 07:37 pm (UTC)
From: [identity profile] heleine.livejournal.com
Да, логично....

Date: 2012-04-26 04:38 pm (UTC)
From: [identity profile] eleonorar.livejournal.com
Спасибо, что поделились этой историей.

Date: 2012-04-26 04:39 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Я как-то уже рассказывал ее на лекции... Как Вам станет ясно из следующей истории, мне еще повезло.

Date: 2012-04-26 05:01 pm (UTC)
From: [identity profile] eleonorar.livejournal.com

Я знала одну барышню, здесь в Израиле, которая надев короткую юбку(чрезвычайно короткую) например, шла на рынок в Тель-Авиве, где местные арабы не оставались равнодушными к такой персоне и потом рассказывала мужу, что она больше не может терпеть сексуальных домогательств со стороны мужчин и всё такое прочее...

Date: 2012-04-26 05:06 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Да, это похоже на тот случай. Но, думаю, при нынешней моде, не говорю о жарком климате, Вашей знакомой приходится проявлять чудеса изобретательности :)))

Date: 2012-04-26 05:36 pm (UTC)
From: [identity profile] eleonorar.livejournal.com
Она в этом преуспела.
Я вовсе не ханжа и вообще считаю, что это личное дело каждого, что кому носить. Но такая форма кокетства - это уже, по-моему, патология, особенно, если учитывать ещё и целый набор присущих ей качеств, очень похожих с описанием Вашей подопечной.
Эта мадемуазелька была женой моего двоюродного брата, и каждый раз она жаловалась своим родителям и родителям моего брата, какой ужасный Израиль и как там невозможно жить из-за сексуальных домогательств, а мне приходилось доказывать родственникам обратное.

Date: 2012-04-26 06:03 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Картинка ясная.

Date: 2012-04-26 06:08 pm (UTC)
From: [identity profile] amado.livejournal.com
Невозможно, невозможно))

Date: 2012-04-26 06:09 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Была песенка - невозможное стало возможным!

Date: 2012-04-26 04:42 pm (UTC)
From: [identity profile] kolvas.livejournal.com
Хорошо, что настолько ярко выраженная демонстративность - редкость.

Date: 2012-04-26 04:45 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
не так редко, как кажется. По крайней мере, я планирую рассказать еще несколько историй, не имеющих, правда, отношения ко мне. Но я был свидетелем событий.

Date: 2012-04-26 04:46 pm (UTC)
From: [identity profile] wadiczka.livejournal.com
интересно, перестала ли она вести себя так вызывающе после заключительного визита к Вам? И вообще терпеть не могу таких дразняще одетых баб, они сами провоцируют взгляды мужиков. А потом говорят - вот, мужикам только одно и надо.

Date: 2012-04-26 04:51 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Я после этого случая никогда ее не видел и ничего о ней не знаю.

Date: 2012-04-26 06:03 pm (UTC)
From: [identity profile] marko-de-osad.livejournal.com
... есть вероятность, что после такой проработки(отстранения))) вы вполне можете ее повстречать , если она окажется в городе, и узнать множество интересных деталей.

Date: 2012-04-26 06:09 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Думаю, я ее просто сейчас не узнаю... Ей ведь около пятидесяти лет...

Date: 2012-04-26 06:24 pm (UTC)
From: [identity profile] marko-de-osad.livejournal.com
...если она жива, то несомненно вы узнаете друг друга, и это будет свидетельством полного отпускания ))) (в моем понимании), хотя может все ограничится общением во сне :)

Date: 2012-04-26 07:15 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
и такое возможно...

Date: 2012-04-26 04:59 pm (UTC)
From: [identity profile] buzhor.livejournal.com
Имхо не обязательно так же оговорила
просто накопились конфабуляции
и разом стало все делиться на 50 задним числом в т.ч. и твой эпизод

Date: 2012-04-26 05:00 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Да, возможны варианты...

Date: 2012-04-26 05:27 pm (UTC)
From: [identity profile] nebula8.livejournal.com
"Старая шутка. Ложки нашлись, но осадок остался." нет, ему просто было неловко поддерживать контакт после того, как он понял, что напрасно считал вас виновным. Я тоже стараюсь не общаться с людьми, перед которыми чувствую себя виноватой. Именно потому, что чувствую себя виноватой...

Date: 2012-04-26 06:04 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Скорее всего так. Кроме того, кода мы встретились он уже был очень болен и ему явно было не до меня и не до всего...

Date: 2012-04-26 05:39 pm (UTC)
From: [identity profile] ubizza-ap-stenu.livejournal.com
А вообще - о чём такое говорит? Вызывающее, провокативное поведение одновременно с настойчивым отрицанием оного.
У меня подруга - четверть века уже миновала, как мы познакомились - всю жизнь отличается прямо-таки патологическим умением авторитарно изрекать чего не надо где не надо. И при этом сильно расстроена, что жизнь не сложилась, что она такая белая и пушистая, а ничего не вышло. Указать - глухой номер, не воспринимает. Противостоять тоже тяжело.
Иногда думаю - я ведь тоже полагаю себя белой и пушистой, не виноватой в разном... едрить, неужто настолько ошибаюсь?
Как бы это... проверить.

Date: 2012-04-26 06:04 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Спокойно! все в порядке...

Date: 2012-04-26 06:32 pm (UTC)
From: [identity profile] amigofriend.livejournal.com
Спасибо что рассказываете, очень интересно. Нелёгкая это работа.

Date: 2012-04-26 07:15 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
спасибо Вам, что читаете.

Date: 2012-04-26 07:16 pm (UTC)
From: [identity profile] alina lezhenina (from livejournal.com)
Барышня опасней Доры и Анны О.)

Date: 2012-04-26 07:19 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Не то слово! но мне попалась только одна такая. Другим повезло меньше - завтра напишу...

Date: 2012-04-26 07:59 pm (UTC)
From: [identity profile] radix50.livejournal.com
Трудная у вас работа, по вашим записям благодарности вы за свою работу не много получаете, хотя психи что с них взять

Date: 2012-04-27 03:45 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Ну, это не так по всем пунктам. Работа мне всегда нравилась - мне не было скучно! И те, кого Вы называете "психами" - люди в полном смысле слова.

Date: 2012-04-27 04:01 am (UTC)
From: [identity profile] radix50.livejournal.com
Это в вас любовь к людям и милосердие говорит и это вам и помогало работать и помогать тем кого вы считаете людьми

Тема

Date: 2012-04-26 08:00 pm (UTC)
From: [identity profile] uratar2011.livejournal.com
Спасибо , как всегда захватывающе.

Re: Тема

Date: 2012-04-27 03:45 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Спасибо Вам!

Date: 2012-04-26 08:52 pm (UTC)
From: [identity profile] ask-robert.livejournal.com
Некоторым феминисткам информация о провокационном сексуальном женском поведении - как кость в горле...

Date: 2012-04-27 03:46 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Не сомневаюсь. Но что поделаешь?
(deleted comment)

Date: 2012-04-26 11:59 pm (UTC)
From: [identity profile] ganna rozkovskaya (from livejournal.com)
Интересно! Спасибо за рассказ.Жду следующий...

Date: 2012-04-27 03:47 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
ждать недолго. Спасибо!

Date: 2012-04-27 03:46 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Не забудьте записать в словарь :)))

Date: 2012-04-26 11:52 pm (UTC)
From: [identity profile] alogic.livejournal.com
Почему-то вас все постоянно обвиняют в попытках соблазнения:)

Date: 2012-04-27 03:48 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Два случая. За 40 лет работы. :))) А в принципе - да здравствуют нежные девы и юные жены, любившие нас! (с)

Date: 2012-04-27 02:39 am (UTC)
From: [identity profile] ma535468.livejournal.com
можно ли было бы ее вылечить если бы вы поступили по другому?

Date: 2012-04-27 03:49 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
История болезни, как и история, не знает сослагательного наклонения

Date: 2012-04-27 01:01 pm (UTC)
From: [identity profile] curios-creature.livejournal.com
А тогда "Игры, в которые играю люди" еще не была написана? Это ж "Чулок". Правда, внятного антитезиса автор к ней не предложил, увы.

Date: 2012-04-27 03:15 pm (UTC)
From: [identity profile] grueffelo.livejournal.com
Когда я работал в молодежном клубе при общине, еще студентом, к нам ходила одна девушка, в общем симпатичная, которая постоянно рассказывала, как все ее хотят. Правда, она как-бы особо не жаловалась на это. Кто был повзрослее - ухмылялся "в усы". Как-то она начала историю про то, как ее захотел водитель метро. Когда сюжет дошел до логического развития (водитель метро бросил водить метро и вышел в салон сооблазнять эту даму) - рассказ был встречен раскатом здорового хохота.
Недавно я встретил эту же - уже женщину, мать и т.д. в поезде. И она начала мне рассказывать примерно такую-же невероятную историю ухаживания за ней местного миллионера...

December 2020

S M T W T F S
  1 23 45
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 17th, 2026 06:01 am
Powered by Dreamwidth Studios