borkhers: (Default)
[personal profile] borkhers
*
Может ли психотерапия избавить человека от навязчивых страхов? Не во всех случаях. Но - может, Знакомый психотерапевт работающий в технике НЛП утверждает, что может сделать это за сорок минут. Не верю. По крайней мере, у меня на это уходит много больше времени....

*
Привести клинический случай? Необходимы три условия - случай старый (до 1985 года), "отрицательные герои" - вне пределов досягаемости, но главное - случай должен быть простой и показательный. На одну страничку. Один такой у меня есть.

*
Ко мне обратился молодой человек по поводу приступов страха. Тогда это называлось "диэнцефальным синдромом", ставить диагнозы неврозов считалось чем-то почти неприличным. О эта советская стыдливость! Кроме того молодой человек боялся оставаться наедине со своей пятилетней дочерью. И панически боялся острых предметов.

*
Нужно обладать богатой фантазией, чтобы объяснить такое сочетание поражением диэнцефальной области мозга и эмоциональной неустойчивстью. Или не обладать воображением вовсе.
Советская психиатрии семидесятых годов - как раз такой случай. Впрочем, такие пациенты попадали все больше к невропатологам.

*
О том, что он боится оставаться с маленькой дочкой, пациент рассказал мне на пятой встрече. О том, как у него возник первый приступ паники - через три месяца после начала работы. Не подумайте, он не забыл и не вытеснил этих обстоятельств! Он просто боялся рассказать о ней, равно как и стыдился сообщить мне об обстоятельствах своей жизни.
Вот почему я не поверю в снятие подобных страхов за сорок минут. Разве только подавить их? но подавленное - возвращается (с).

*
Первый приступ паники у молодого человека возник, когда он занимался дочкой, вырезал ей картинки. Внезапно у него возникла фантазия - он может вскрыть девочку, чтобы увидеть ее внутренние органы. Немедленно вслед за фантазией его охватил страх. Он начал бояться себя. Бояться дочь. Бояться острых предметов. В дальнейшем его жизнь напоминала бесконечное решение задачи о волке, козе и капусте. Он, дочь и острые предметы не должны были сойтись в одной лодке....

*
Он никому не говорил о своей фантазии. Он боялся, что его сочтут опасным сумасшедшим. Он, впрочем, и сам считал себя таким. Обращаясь к докторам он говорил только о страхе, а то и только о приступах сердцебиения.... Пациент много говорил о родителях, дедушке. воспитавшем его... Но никогда не говорил о жене. Наконец я решился и задал ему прямой вопрос. Оказалось, что обстоятельства семейной жизни молодого человека ужасны. Жена пьет. употребляет наркотики. Постоянно пропадает из дому, находится в притонах. О какой-либо супружеской верности не приходится и заикаться. Молодая женщина спала с кем попало. Иногда - за дозу опия. А иногда и за бутылку портвейна.
*
Было нелепо спрашивать, почему он не рассказал об этом сразу!

*
Его жена в период их знакомства была немногим лучше. Совсем не то - молодой человек. До его жены у него был только один случайный эпизод с женщиной много его старше. Он всегда чувствовал себя очень скованным в сексуальном отношении. Почему вдруг он женился? Подруга забеременела. Ее образ жизни не дал ей спохватиться вовремя. Лишь в конце четвертого месяца беременности она, что называется "спохватилась". Аборты и теперь, увы, не редкость. Тогда аборт был основным средством планирования семьи. Но аборт можно было делать только до 12 недель. Для более позднего вмешательства нужен был или знакомый гинеколог или особые медицинские показания.

*
Молодой человек гинеколога нашел. Но гинеколог вовсе не хотел делать аборт в поздние сроки. Он уговорил моего пациента сохранить ребенка. При этом он в подробностях описал ему, как выглядел бы аборт на этом этапе беременности. Эта картина вызывала у молодого человека первый в его жизни приступ страха! И несколько месяцев он не сказал мне об этом ни слова!

*
Теперь картина была понятна. Играя с дочерью, пациент подумал, что если бы тогда он все же настоял на прерывании беременности, он был бы свободен и его ситуация не была бы такой, какой она есть. Эта мысль была немедленно вытеснена из сознания. Вместо нее перед мысленным взором пациента предстала картина убийства его дочери. И он, он должен был стать ее убийцей!

*
Это был один из немногих случаев, когда освобождение приходит в результате инсайта... Я встретил молодого человека через год. Он уже был в разводе со своей женой и сам воспитывал ребенка. Жена и не претендовала на участие в воспитании.... Вскоре она умерла. Не от наркотиков. Ее жестоко избили, разрыв селезенки, вовремя не распознанный. Кто избил? Выходило, что дело не обошлось без советской милиции.

*
Нужно добавить еще и то, что молодой человек сам был нежеланным ребенком. Его мать часто говорила ему в детстве, что она хотела сделать аборт. Матери довольно часто рассказывают детям такие вещи. Зачем, о Господи?

(deleted comment)

Date: 2012-05-13 07:27 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
и антропофагия будет разрешена (с)

Date: 2012-05-13 07:23 am (UTC)
From: [identity profile] zolot4.livejournal.com
так как получается - стоит осознать причину страха и страх пройдёт?
насколько я понимаю, это фрейдизм.
снова же, читал, что фрейдизм не подтверждается научно.

Date: 2012-05-13 07:24 am (UTC)
From: [identity profile] amado.livejournal.com
научно - это как?

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-05-13 07:28 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] grey-horse.livejournal.com - Date: 2012-05-13 07:29 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-05-13 07:30 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] zolot4.livejournal.com - Date: 2012-05-13 07:39 am (UTC) - Expand

Date: 2012-05-13 07:28 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Но подтверждается практически.

(no subject)

From: [identity profile] zolot4.livejournal.com - Date: 2012-05-13 07:38 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-05-13 07:41 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] zolot4.livejournal.com - Date: 2012-05-13 07:44 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] trapezion.livejournal.com - Date: 2012-05-13 03:45 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-05-13 06:27 pm (UTC) - Expand

Date: 2012-05-13 07:24 am (UTC)
From: [identity profile] grey-horse.livejournal.com
Ну, я предпочел бы знать (если бы мать действительно хотела).

Date: 2012-05-13 07:29 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Я предпочел бы не знать. как на чей вкус :)

Date: 2012-05-13 07:34 am (UTC)
From: [identity profile] amado.livejournal.com
И напрасно хотели бы. Ведь женщины импульсивны. Ну, хотела, но вас ещё не было! А родила и сама себе, возможно, удивилась, как хотела избавиться. И рассказывают от дурной головы, по легкомыслию: типа, прикинь, я дурой была? Или просто совсем без всякой мысли, так, сиюминутно обидеть(и такое бывает).
А человеку травма, несоизмеримая со сказанным...

(no subject)

From: [identity profile] grey-horse.livejournal.com - Date: 2012-05-13 07:35 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] amado.livejournal.com - Date: 2012-05-13 07:36 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-05-13 07:36 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] meamia.livejournal.com - Date: 2012-05-13 08:51 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] amado.livejournal.com - Date: 2012-05-13 08:53 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-05-13 06:26 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] meamia.livejournal.com - Date: 2012-05-14 05:24 am (UTC) - Expand
(deleted comment)

Date: 2012-05-13 07:29 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Посмотрю, спасибо!

Date: 2012-05-13 07:32 am (UTC)
From: [identity profile] je-nny.livejournal.com
Бедный!
Сколько таких "тихих ужасов", запрятанных в дальние уголки, живет у людей в сознании...
Хорошо, что удалось ему помочь!

Date: 2012-05-13 07:36 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Да, в этом смысле, работа психотерапевта нелегка... Спасибо!

(no subject)

From: [identity profile] je-nny.livejournal.com - Date: 2012-05-13 07:37 am (UTC) - Expand

Date: 2012-05-13 07:41 am (UTC)
From: [identity profile] zolot4.livejournal.com
кстати, попутно - но ведь человек не может быть полностью без какого-либо страха. обязательно что-то да и сидит в нем.
скажем, у меня много всяких.
можно ли избавиться от страхов самостоятельно, самостоятельно осознав причину? или должен быть помощник со стороны?

Date: 2012-05-13 08:10 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
присутствие помощника почти обязательно. Но можно приобрести навыки самоанализа...

страх

From: [identity profile] alexandr granovsky - Date: 2012-05-13 08:15 am (UTC) - Expand

Re: страх

From: [identity profile] zolot4.livejournal.com - Date: 2012-05-13 08:24 am (UTC) - Expand

Re: страх

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-05-13 08:27 am (UTC) - Expand

Re: страх

From: [identity profile] zolot4.livejournal.com - Date: 2012-05-13 08:54 am (UTC) - Expand

Date: 2012-05-13 08:53 am (UTC)
From: [identity profile] stroheckgasse.livejournal.com
Как интересно читать Ваши Записки! А Вы и сейчас практикуете?
Спасибо Вам!

Date: 2012-05-13 01:15 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Да, я продолжаю работать. Спасибо!

Date: 2012-05-13 09:09 am (UTC)
From: [identity profile] shestakova8.livejournal.com
Но каков сам парень!
*Степень его человеческой порядочности непостижима.

Date: 2012-05-13 09:11 am (UTC)
From: [identity profile] shestakova8.livejournal.com
Надо лучше объяснить, наверное:
- Или он уже родился хорошим человеком, или родители правильно воспитали (а то, что мать сказала - это ужасно! Ох, не умеют человеки сдерживать себя и не замечают, как ранят словом. Э-эх(.

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-05-13 01:16 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] shestakova8.livejournal.com - Date: 2012-05-13 01:17 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] nordik-dragon.livejournal.com - Date: 2012-05-13 09:22 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] shestakova8.livejournal.com - Date: 2012-05-13 09:26 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-05-13 01:19 pm (UTC) - Expand

Date: 2012-05-13 09:17 am (UTC)
From: [identity profile] roi-s.livejournal.com
очень интересная история. У меня несколько лет назад были приступы паники, хотел обратиться к психологу, но в конце-концов не стал. Прошли сами собой через некоторое время.

Date: 2012-05-13 01:20 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Да, так тоже бывает. Но лучше все же лечиться. Хотя бы медикаментозно

Date: 2012-05-13 10:04 am (UTC)
From: [identity profile] green-dancer.livejournal.com
Насколько мне это всё знакомо с детства. И по сей день. Нет, конкретика у меня своя и навязчивые страхи - свои, вот только с врачами мне, наверное, не повезло.

Борис Григорьевич, вы знакомы с киевлянами? Насиннык, Кузнецов? вы знаете, я в юности за восемь лет двенадцать раз попадал в ПНБ и всякий раз 1) я тянулся (инстинктивно?) к тем врачам, кто хоть как-то мог со мной говорить и слушать, 2) никто никогда не пытался вникнуть в мою жизнь так, как вы здесь описываете. А состояние моё было крайне мучительным - и описанные вами навязчивости как раз и задавали ритм страданий. Они сменяли друг друга, в том числе и сексуальные навязчивости (к сожалению, я был молод), рассказывать о них было очень трудно, я всё держал в себе и всё надеялся, что очередной врач как-то сможет увидеть, вникнуть... по обрывкам моих жалоб.

Невозможно раскрыться перед врачом, который орёт на пациента, унижает, перед врачом нравственно нечистоплотным, перед врачом раздражённым, перед тем, кому нет дела до пациентов, они для врача - пустое и надоедливое место.

Хм. Так я и мучался и мучаюсь в жизни... я смирился и научился терпеть, как терпят обязательную боль при неизлечимой болезни. "Никто никому не нужен в этом мире, и никто никому ничего не должен". Никогда. :(

Вы пишете в общем-то о нормальном, человечном подходе к людям, попавшим в беду. Но вы - исключение в мире врачей. Таким как вы я раньше вообще не встречал.

И знаете, благодаря виртуальному знакомству с вами, я стал немного лучше думать о верующих людях.
Edited Date: 2012-05-13 10:13 am (UTC)

Date: 2012-05-13 01:21 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Я очень рад. Нет, тех, кого я знал в Киеве, уже давно нет.

Date: 2012-05-13 11:26 am (UTC)
From: [identity profile] marynochka.livejournal.com
Что-то я не поняла, вылечили-то вы его как?

Date: 2012-05-13 01:13 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Вроде бы все ясно написано :)))

(no subject)

From: [identity profile] marynochka.livejournal.com - Date: 2012-05-13 06:45 pm (UTC) - Expand

Date: 2012-05-13 11:49 am (UTC)
From: [identity profile] verba.livejournal.com
А есть ли обратная реакция? Психиатр тоже ж человек. Что происходит с его ценностями от ежедневного соприкосновения с ужасной (объективно ужасной), но ставшей нормой реальностью?

Date: 2012-05-13 01:14 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Думаю, что у каждого свои варианты. Я и несколько моих друзей выстояли.

Date: 2012-05-13 12:11 pm (UTC)
From: [identity profile] seryoznaya.livejournal.com
Это был один из немногих случаев, когда освобождение приходит в результате инсайта...
Один из немногих? А в большинстве случаев освобождение приходит в результате чего?

Date: 2012-05-13 01:14 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Анализ переноса и прочее (см. учебник)

Date: 2012-05-13 02:35 pm (UTC)
From: [identity profile] ognivka.livejournal.com
А почему только до 1985 года?

Date: 2012-05-13 04:30 pm (UTC)
From: [identity profile] eleonorar.livejournal.com
"Давно замечено, насколько велико было во времена Флавиев и Антонинов внимание ко всему, что связано с целительством. Все признавали медицину общественно значимой практикой и видели в ней одну из высших форм культуры, наряду с риторикой и философией. Как подчеркивал Боверсок, увлечение медициной сопутствовало развитию второй софистики, и многие известные риторы получили медицинское образование или выказывали интерес к этой дисциплине. При этом очень рано было установлено родство философии с медициной, а их разграничение порождало теоретические проблемы и приводило к соперничеству в разделе сфер деятельности. С первых же строк "Наставлений о здоровье" мы сталкиваемся с отголоском этих дискуссий: врач, говорит Плутарх, заблуждается, если думает, будто сможет пренебречь философией; равно будет ошибкой ставить в упрек философу то, что он, выходя за отведенные ему пределы, обращается к вопросу о здоровье и поддерживающих его режимов. Поистине, заключает Плутарх, медицина ни в чем не уступает свободным искусствам (eleutherai technai),когда речь заходит об изяществе, изысканности, способности доставлять удовольствие: тем, кто ее изучает, она дает доступ к очень важным познаниям, касающимся благополучия и здоровья."

М.Фуко "История сексуальности", "Забота о себе". Глава IV. "Тело".



Date: 2012-05-13 06:30 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Эта книга - на моей полке. Но не вполне понимаю связь этой цитаты и случая, приведенного мною.

Date: 2012-05-13 06:20 pm (UTC)
From: [identity profile] warriores.livejournal.com
Очень интересный случай, хорошо, что парню удалось помочь.
Вот только всегда ли страх проходит вследствие осознания его причин? У меня есть некоторые небольшие страхи, которые не мешают мне жить и одна серьезная фобия или обсессивно-компульсивное расстройство, не знаю как правильно это назвать, в общем, мизофобия, она у меня лет с 10, сейчас мне 32, я ходила и к психотерапевту и к психологу, плюс сама много всего читала по психологии, все пытаюсь найти корни своей мизофобии и не могу ничего вспомнить из своего детства, что бы могло объяснить эту фобию. И еще я как-то читала, что обсессивно-компульсивные расстройства трудно поддаются лечению и редко излечиваются полностью. Так ли это? Были ли в вашей практике случаи мизофобии?
Edited Date: 2012-05-13 06:23 pm (UTC)

Date: 2012-05-13 06:29 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Были, но ни в одном случае это не было изолированным расстройством. Что касается обсессивно-компульвного расстройства, то его действительно очень трудно лечить и полное излечение- редкость.

Date: 2012-05-13 06:30 pm (UTC)
From: [identity profile] pulgrim.livejournal.com
"Нужно добавить еще и то, что молодой человек сам был нежеланным ребенком. Его мать часто говорила ему в детстве, что она хотела сделать аборт. Матери довольно часто рассказывают детям такие вещи. Зачем, о Господи?"

Да.... Мне вот тоже рассказала в 13 лет. А потом, в 17, это не очень приятно вылилось на психотренинге. Пришлось походить до знакомого психолога... Но это очень большая и глубокая травма.

Date: 2012-05-13 06:31 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Нет никакого сомнения. Проработка этой травмы - дело непростое.

Date: 2012-05-13 07:23 pm (UTC)
From: [identity profile] ubizza-ap-stenu.livejournal.com
Сижу, читаю, традиционно ржу (простите, наверное, это тоже нервное). :-)) Не над записками и не над ситуацией, а над собой и проносящимися мыслями. Например: я с детства временами пугаюсь того, что сделаю следующий шаг (особенно в подъезде на ступеньках), упаду и разобьюсь на осколки. Почему? - не вем. При том, что знание физики человеческого тела исключает такой вариант. Но однажды приснилось, и осталось. Как и страх, что поднимаюсь по знакомой лестнице, а попадаю в другой мир. Иногда на этих страхах бывает крайне забавно работать - какие сюжеты для рассказов случаются, ой!! В стиле киберпанк, например. Вот и вопрос о границе между болезнями и просто фантазией... буйной, да. Вопрос в виде конкретного меня. Смешно.
Или ещё: мне никогда не угрожал аборт, наоборот, я долгожданное дитя любви, ну прямо сплошная мечта. За исключением того, что родители хотели мальчика, ждали мальчика, и даже во время родов акушерка сказала маме, что "мальчик идёт, головастый". А тут хоп! - ай-яй-яй. Какая неприятность. Никаких абортов не надо, родители попросту очень быстро отвернулись от "неудачного эксперимента" и после некоторых стараний родили-таки мальчика. А я всё детство во всех играх, во дворе и в школе, исполняла мужские роли, ну потому что так складывалось. Стрелять умею, строевую подготовку сдала на "отлично", в мяч играть так и не научилась, поскольку неспособна принять его на пальцы - всё, летящее в лицо, встречаю только кулаком в морду, сплошные ауты. :-)) Опять же, смешно.

Date: 2012-05-13 08:55 pm (UTC)
From: [identity profile] rinatishe.livejournal.com
да уж, "добрая" мама запрограммировала с детства ребенка на шизоидность, а последующие навязывания лишь усугубили проблему.
а медикаментозно тоже поддерживали терапию?

Date: 2012-05-29 05:19 pm (UTC)
From: [identity profile] corbulon.livejournal.com
Вы прекрасно пересказали то, что ОН говорил Вам.
Но вряд ли этого оказалось достаточным, чтобы избавиться от страхов и невроза.

А что Вы говорили ему? Какие аргументы Вы нашли и использовали? Как это было? Сколько сеансов прошло после инсайта?
(Для меня это и есть самое интересное)

December 2020

S M T W T F S
  1 23 45
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 16th, 2025 10:50 am
Powered by Dreamwidth Studios