borkhers: (Default)
[personal profile] borkhers
*
Они хотят, чтобы их любили. Они хотят быть красивыми и привлекать взоры. Они хотят быть женами и матерями. И для этого они налагают на себя чудовищный пост, отказывают себе в хлебе насущном, теряют вес, иссушают плоть, утрачивают последние остатки женской привлекательности. Они доводят себя до такой степени истощения, что сама их жизнь подвергается опасности....

*
Да, что важно: у них прекращаются месячные. "Обыкновенное у женщин", как это называется в Библии.

*
Какая иллюстрация к Гегелю! Какая диалектика! Желая одного, девушка добивается прямо противоположного. Она не может быть сексуальным объектом по причинам... ну, скажем... эстетическим. Она не может стать матерью по причинам физиологическим. Создание семьи становится неосуществимой мечтой. И их новое, преображенное, иссушенное на зависть пустынницам, тело предназначено для ИНОГО. Для чего?
Если бы теория инстинкта смерти не существовала бы, один взгляд на группу подобных пациенток заставил бы выдвинуть эту теорию. Кстати, об инстинкте смерти впервые заговорила женщина. Сабина Шпильрейн, знаменитая пациентка-любовница Юнга, героиня двух плохих фильмов.

*
И еще, что важно: часто новое состояние приковывает пациенток к их родителям, прежде всего - матерям. Очень жестким, требовательным. Проблема перерезки психологической пуповины в этих случаях практически неразрешима. Пациентки одновременно любят и ненавидят своих матерей. Как часто души девушек, страдающих расстройствами питания, переполнены агрессией....

*
Одна из моих давних пациенток с анорексией как-то видела сон, где я предстал в виде нацистского врача, работающего в концлагере : в белом халате, накинутом на эсесовскую форму. Я шел среди груды мертвых тел узников, иссушенных, как ее собственное тело... В ее фантазиях она сама была жертвой. Ей хотелось быть жертвой. И видеть врача в роли одного из своих палачей. Главными же палачами, разумеется были - родители.

*
Психоаналитику не приходится удивляться. сталкиваясь с негативным переносом у своих пациентов. Но никогда до того случая фантазии пациентов не превращали меня в нацистского преступника. К тому же, занимаясь терапией этой девушки,
я и впрямь был соучастником ее страданий, я беседовал с ней вместо того, чтобы накормить ее. Впрочем, накормить ее можно было только связав ей руки и вставив зонд в желудок. В клинике, куда в конце концов она попала, с ней поступали именно так.

*
Фантазии о мучениях наконец-то воплотились в реальность! И вот, что еще объединяет мучениц и пациенток с анорексией: стремление к совершенству.

*
Я впервые столнулся с тяжелой анорексией на втором году моей работы в Одессе. То есть, было мне 28 лет. Современная литература по этому вопросу была совершенно недоступна. О психоаналитической литературе и речи не было. Мне, как и иным коллегам, приходилось открывать психодинамику пищевых расстройств заново. Не то, чтобы изобретать велосипед, а мастерить его из негодных деталей. Ибо я все же знал, что велосипед существует.

*
Парадоксально, но ключиком для понимания мне послужил не психиатрический учебник, а евангельское изречение: " по плодам их узнаете их". В переводе на психиатрический язык это звучало так: то, чего хотят люди на словах не имеет значения. То, чего они добиваются реально И ЕСТЬ ТО, чего они желают. Мои пациентки хотят уничтожить свою женственность - прежде всего. Отказываясь от пищи, они отказываются от женственности. Как отказывались от нее пустынницы первых веков христианства. Глотая пищу, они тем самым "глотали" женскую физиологию. И, наглотавшись, исторгали ее из себя (булимия), такое отвращения эта физиология у них вызывала. Эти наблюдения я сделал на нескольких первых своих пациентках. С соответствующей литературой я познакомился много позже.

*
Сейчас я рассказываю не о современном состоянии вопроса пищевых расстройств. Это всего лишь воспоминания молодого (вернее, бывшего когда-то молодым) доктора о медицине конца семидесятых годов.

Date: 2012-06-17 06:50 am (UTC)
From: [identity profile] grey-horse.livejournal.com
У меня были периоды отвращения к еде, может быть, не дотягивающие до мед. определения анорексии. Поэтому не думаю, что оно так жестко завязано на пол.
Про неосознанное или полуосознанное отрицание родителей, а значит, всего, что они дают - вот это в точку.

Date: 2012-06-17 06:53 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
У меня не было ни одного аноректика - мужчины. И мировая статистика - о том же.

(no subject)

From: [identity profile] grey-horse.livejournal.com - Date: 2012-06-17 07:02 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-06-17 07:05 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mszappata.livejournal.com - Date: 2012-06-17 07:07 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-06-17 07:12 am (UTC) - Expand

Date: 2012-06-17 07:12 am (UTC)
From: [identity profile] corbulon.livejournal.com
А вам не кажется, что погружение в рефлексию для слабых людей чрезвычайно опасно, и именно рефлексия ведет в частности к анорексии и другим расстройствам?
Тогда точно без психотерапии уже не обойтись.

А если НЕ "заражать" людей страстью к рефлексии, раздумьям об отношениях с родителями, о родовой или детской травме и т.д., что тогда?

Date: 2012-06-17 07:14 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Именно тогда многие расстрйоства будут более выраженными, а лечить их будут заведомо неэффективными методами, вроде "электротерапии" девятнадцатого века.

(no subject)

From: [identity profile] corbulon.livejournal.com - Date: 2012-06-17 07:19 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-06-17 07:21 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] corbulon.livejournal.com - Date: 2012-06-17 07:25 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-06-17 07:29 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] corbulon.livejournal.com - Date: 2012-06-17 07:34 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-06-17 07:36 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] corbulon.livejournal.com - Date: 2012-06-17 07:42 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] grey-horse.livejournal.com - Date: 2012-06-17 08:38 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] corbulon.livejournal.com - Date: 2012-06-17 09:08 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] grey-horse.livejournal.com - Date: 2012-06-17 09:10 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] corbulon.livejournal.com - Date: 2012-06-17 09:13 am (UTC) - Expand
(deleted comment)

Date: 2012-06-17 07:31 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Да, социальный фактор тут весьма важен. Общественный идеал красоты играет свою роль, об этом я писал несколько дней назад. А сегодня речь - о глубинных, деструктивных тенденциях, которые не менее важны, чем показ мод.
(deleted comment)
(deleted comment)
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-06-17 12:28 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] maryxmas.livejournal.com - Date: 2012-06-17 10:18 am (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] maryxmas.livejournal.com - Date: 2012-06-17 11:09 am (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] maryxmas.livejournal.com - Date: 2012-06-17 12:38 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] maryxmas.livejournal.com - Date: 2012-06-17 12:54 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] maryxmas.livejournal.com - Date: 2012-06-17 01:02 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alienor-sm.livejournal.com - Date: 2012-06-17 04:47 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] maryxmas.livejournal.com - Date: 2012-06-17 05:50 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alienor-sm.livejournal.com - Date: 2012-06-17 05:55 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] maryxmas.livejournal.com - Date: 2012-06-17 07:07 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-06-17 06:33 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] maryxmas.livejournal.com - Date: 2012-06-17 07:12 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] raria.livejournal.com - Date: 2012-06-17 08:13 pm (UTC) - Expand

Date: 2012-06-17 07:29 am (UTC)
From: [identity profile] maryxmas.livejournal.com
сводить анорексию к желанию следовать модным стандартнам и к проблемам с матерью несколько некузяво, поскольку уже давно известно, что очень часто анорексия связана с желанием избежать взросления и вот этой самой женственности, о которой вы говорите, из-за сексуального насилия в семье, того же инцеста.

Date: 2012-06-17 07:31 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Согласен с Вами. Хотя и социальные стандарты важны.

(no subject)

From: [identity profile] maryxmas.livejournal.com - Date: 2012-06-17 09:07 am (UTC) - Expand

Date: 2012-06-17 09:23 am (UTC)
From: [identity profile] ask-robert.livejournal.com
Сомневаюсь в привязке анорексии к последствиям сексуального насилия и инцеста. Возможно, я не в теме, но остаюсь в заблуждении, что анорексия расцвела буйным цветом лишь в наше время. Не смотря на гораздо большие масштабы сексуального насилия и инцеста, просто насилия, и вообще фактов сурового отношения к детскому воспитанию, резко отличающегося от современных стандартов и наличия многодетности, высокой детской смертности, раннего признания "взрослости", общество не сталкивалось с многочисленными примерами женской анорексии.

В следствие чего, думаю, искать причины этого поведения надо в изменениях в обществе последних десятилетий, и не в области сексуального насилия, которое, напротив, снизилось в огромных масштабах.

(no subject)

From: [identity profile] maryxmas.livejournal.com - Date: 2012-06-17 09:51 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ask-robert.livejournal.com - Date: 2012-06-17 09:55 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] maryxmas.livejournal.com - Date: 2012-06-17 10:16 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] corbulon.livejournal.com - Date: 2012-06-17 10:20 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alienor-sm.livejournal.com - Date: 2012-06-17 04:49 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] maryxmas.livejournal.com - Date: 2012-06-17 05:53 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alienor-sm.livejournal.com - Date: 2012-06-17 05:59 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] maryxmas.livejournal.com - Date: 2012-06-17 07:16 pm (UTC) - Expand

Date: 2012-06-17 07:50 am (UTC)
From: [identity profile] stroler.livejournal.com
Ваша землячка Кира Муратова очень много размышляла на эту тему и и много говорила в своих интервью на эту тему. Ваша сторонница! И возможно, что эти её интервью и её фильмы кого-то предостереги и спасли.

Date: 2012-06-17 07:52 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Да, она очень неплохо разбирается в психологии. Мы ведь знакомы. Я консультировал несколько ее фильмов и даже написал сценарий для короткометражки.

(no subject)

From: [identity profile] a-zvereva.livejournal.com - Date: 2012-06-17 09:59 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-06-17 10:44 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] koroleni.livejournal.com - Date: 2012-06-17 10:35 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-06-17 10:44 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-06-17 12:30 pm (UTC) - Expand

Date: 2012-06-17 07:51 am (UTC)
From: [identity profile] elenaanufrieva.livejournal.com
о боже мой...как остановить эту эпидемию?

я смотрю на этих полудохлых цыплят(извините уж меня за правду), которые ещё и бояться поправиться - и мне дурно, честно.
мне вот щаз делают комплименты частенько, что я, как девочка, а я про себя в это время думаю, а совершенно честно говорю - мне это ничего не приносит - и уж тем более, не добавляет счастья - то есть, это вообще разные области жизни!...и это не мой выбор был и есть - такой стать и быть...я свой образ жизни не выбирала, и не выбрала бы никогда сознательный голод. Мне очень "помогло" в этом наше государство и все перемены в нём. И продолжает помогать. Плюс я всегда вела и веду очень подвижный образ жизни - даже, когда вопреки ...плюс я холерик(иногда скрываю это, что тоже только кушает меня))
вы говорите, что это не глупость...да нет - начинается всё с чистой глупости у них, раз это эпидемия - кто-то что-то сказал, "хочется быть, как"...
я вот щаз смотрю на себя и думаю, что похожа на тётю смерть))...хорошо ещё, что сложение,сама конституция хорошая, а то бы совсем.....так мне же вот-вот стукнет 49, мне уже не рожать детей, и потом я элементарно себя прощаю, потому что понимаю,- моей вины в этом мало - жизнь так сложилась - а моей жизни ох как нечего завидовать.
и вот думаю, - насегодня дай мне такое питание постоянно, как у нас в Одессе было принято в советское время - ну Вы помните, - наверное, килограмм пять набрала бы(и очень не мешало бы!)...причём с непривычки пошли бы болячки всякие желудочно-кишечные сначала.
а больше не набрала бы, вряд ли (

бабушка нам с Петькой говорила, когда мы есть отказывались маленькими:"войны да голода на вас нет..."
начиная с 90-х частенько вспоминаю эти её слова.
И этим девчонкам тоже самое сказать хочется...

Date: 2012-06-17 07:54 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Ну, это не эпидемия. То есть "социальная анорексия" - да. Но она чаще всего удерживается в определенных рамках и обратима. А иногда эта болезнь смертельна...

(no subject)

From: [identity profile] elenaanufrieva.livejournal.com - Date: 2012-06-17 08:03 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-06-17 08:05 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] heartoflilac.livejournal.com - Date: 2012-06-17 09:14 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] elenaanufrieva.livejournal.com - Date: 2012-06-17 11:30 pm (UTC) - Expand

Date: 2012-06-17 08:38 am (UTC)
From: [identity profile] himmelsweit.livejournal.com
"то, чего хотят люди на словах не имеет значения. То, чего они добиваются реально И ЕСТЬ ТО, чего они желают." - эти слова очень заставляют задуматься... Если это касается любого человека - то особенно. Получается, что наши скрытые желания - наши самые главные враги? Ведь очень много людей, живущих неблагополучно... Неужели, это отчасти из-за того, что они сами подсознательно этого хотели?

Date: 2012-06-17 10:46 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
По крайней мере так считали в средние века. Да и позднее. Вол Вам строки Григория Сковороды (цитирую по памяти, возможны неточности!)
Правду Августин певал -
ада нет и не бывал.
Валя - ад твоя проклята,
воля наша пещь нам ада:
зарежь ту волю, друг,
ни ада нет, ни мук.

Date: 2012-06-17 08:44 am (UTC)
From: [identity profile] cassyan.livejournal.com
В Ростове сейчас есть ПАРИШ - Психоаналитическая ассоциация Ростова имени Шпильрейн. И доска на доме.

psychoanalyse.narod.ru/images/Spielrei/doska.JPG

Date: 2012-06-17 10:47 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Верю. У нас целых две ассоциации. Одну из них я номинально возглавляю...

Date: 2012-06-17 09:36 am (UTC)
From: [identity profile] katworld.livejournal.com
Было бы очень, очень интересно услышать Ваш более подробный отзыв о фильме Кроненберга (про Юнга и Шпильрейн)...

Date: 2012-06-17 10:48 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Попробую днями, спасибо!

(no subject)

From: [identity profile] heartoflilac.livejournal.com - Date: 2012-06-17 09:23 pm (UTC) - Expand

вспомнить Дарвина

Date: 2012-06-17 10:29 am (UTC)
From: [identity profile] chaadaev56.livejournal.com
об анорексии почему-то пишут только как о социальной и психологической патологии, но никто не рассматривал ее с точки зрения эволюции. между тем, следуя Дарвину, мы должны признать, что анорексия просто атавизм, имеющий вполне рациональное основание.

я никогда не слышал об анорексии у женщин, ведущих половую жизнь. как правило, это молодые женщины и подростки, у которых высокий гормональный фон накладывается на сексуальную невостребованность.

в традиционном обществе, живущем в условиях постоянного дефицита ресурсов, такие существа -- лишний рот и обуза, от которой нужно только поскоре избавиться. социальные правила приема пищи -- и это повторяется по широкому спектру, от звериного прайда до племен Новой Гвинеи -- очень жесткие: едят сначал самцы, потом дети, потом матерые фертильные самки. если девчонкам при этом что-то достанется, им повезло, если нет -- черт с ними, "бабы новых нарожают", когда с ресурсами будет получше. это не блажь и не "мужской шовинизм", это естественный отбор -- сообщества, жившие по другим правилам, давно сгинули.

по какой цепочке гормональных сигналов подростковый организм включается на самоуничтожение -- вопрос к эндокринологу (на который вряд ли кто-то из них может ответить, ибо исследований анорексии в этом аспекте, кажется, не было). но психологу и психиатру здесь вряд ли есть работа: какие психологические объяснения придумывает для себя ненужный эволюции организм -- вопрос факультативный и досужий. ну разве что попробовать инсулином проколоть.

чем больше живу, тем меньше верю в психологию. странно, что о людях часто больше узнаешь из Animal Planet, чем из психологических дискурсов. последние просто отрезаются бритвой Оккама.

Re: вспомнить Дарвина

Date: 2012-06-17 10:50 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Значит, и я с моей многолетней работой подпадаю под Вашу бритву. Хорошо, что она виртуальная...

Re: вспомнить Дарвина

Date: 2012-06-17 12:39 pm (UTC)
From: [identity profile] maryxmas.livejournal.com
либо вы очень мало слышали об анорексии, либо у вас избирательный слух.
(deleted comment)

Date: 2012-06-17 02:33 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Однако! В училище я читал нервные болезни. Не сдать мне экзамен было подвигом. Двойки я ставил в исключительных случаях, или не ставил вообще. Но, боюсь, что из-за модного экзамена студента из училища не отчисляют. В конце концов есть пересдача и пересдача в присутствии комиссии.
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] alogic.livejournal.com - Date: 2012-06-17 05:26 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-06-17 06:31 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alogic.livejournal.com - Date: 2012-06-17 07:19 pm (UTC) - Expand

Так оно и есть.

Date: 2012-06-17 02:08 pm (UTC)
From: [identity profile] al-orion.livejournal.com
Уже год я живу с пищевыми расстройствами. Сначала был весьма непродолжительный период анорексии, который сейчас вспоминается, почему-то, только в светлых тонах. А после начался булимический кошмар.
Со многим в данной записи я согласна - и с отрицанием женственности и с амбивалентными чувствами к матери... Правда, в моем случае, никакой жестокости и насилия не было. Что касается стереотипов, навязанных глянцевыми журналами и другими СМИ, тут не все настолько однозначно. Идеалы многих анорексичек весьма далеки от обложек и телеэкранов.
И еще. Есть такой аспект, как компенсация. Мысли наподобие "если я не преуспеваю в чем-то, то хотя бы похудею". Т.е. желания контролировать свою жизнь вымещается в контроле над телом, а в случае булимии будто плывешь по течению, смирившись со всем происходящим.
Но причины причинами, а как выбраться из этого - неизвестно. Мне кажется, что в пищевых расстройствах, как и в наркомании, бывших не бывает.
Edited Date: 2012-06-17 02:14 pm (UTC)

Re: Так оно и есть.

Date: 2012-06-17 02:35 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Да, бывших не бывает. Спасибо за то, что Вы написал здесь. Было бы очень здорово, если бы Вы написали подробнее.

Re: Так оно и есть.

From: [identity profile] al-orion.livejournal.com - Date: 2012-06-17 02:40 pm (UTC) - Expand

Re: Так оно и есть.

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-06-17 09:34 pm (UTC) - Expand

Date: 2012-06-17 04:38 pm (UTC)
From: [identity profile] alienor-sm.livejournal.com
О, ура! Вы - первый человек, кому, как и мне, не понравилось это кино.
Правда, о существовании второго я и не знала. :)

Date: 2012-06-17 09:29 pm (UTC)
From: [identity profile] heartoflilac.livejournal.com
Если Вы об "Опасном методе", то я второй)))) И знаю еще минимум человек 10 )))

(no subject)

From: [identity profile] alienor-sm.livejournal.com - Date: 2012-06-17 09:34 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] heartoflilac.livejournal.com - Date: 2012-06-17 09:45 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-06-17 09:35 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] nakx.livejournal.com - Date: 2012-06-18 09:26 pm (UTC) - Expand

December 2020

S M T W T F S
  1 23 45
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 17th, 2026 06:48 am
Powered by Dreamwidth Studios