borkhers: (Default)
[personal profile] borkhers
*
Раз-два в год мне звонит моя бывшая пациентка. Здравствуйте! - говорит она бодрым, немного мяукающим голосом, - это Лиза с паническими атаками! Я неизменно отвечаю - Я помню Вас, Лиза! Кстати, а когда у Вас последний раз была паническая атака? Семь лет назад (восемь, девять, десять) - отвечает Лиза. Время, как мы знаем, идет быстро.
Лиза уже знает, что сейчас я ей задам вопрос, почему же до сих пор она определяет себя как "Лизу с паническими атаками". Лиза есть. Панических атак нет как нет. Но в самоопределение этой женщины слова "паническая атака" вошли прочно. Это часть ее индивидуальной психики. Расстаться с этой формулировкой нелегко.

*
Вы скажете - она говорит так, потому что хочет, чтобы я ее узнал. И она мне вот сейчас скажет то же самое. Но, в принципе, ей уже пора привыкнуть к тому, что я ее помню. Для психотерапевта память - одно из орудий труда. Я помню, в каком возрасте ее отец ушел из семьи, когда умерла ее бабушка, я помню, когда она впервые поцеловалась с мальчиком, помню страшилки, которые ей рассказывали в детстве. Помню какие лекарства она принимала. Много чего еще.

*
Иногда она говорит иначе: Это Лиза, у которой были панические атаки! - и смеется. Я должен похвалить ее, и хвалю. Вот ведь она учла мои пожелания! И я одобряю это стремление быть приятной для своего доктора. . Хотя ничего она не учла. Сейчас ли. в прошлом ли, но панические атаки являются частью ее жизни.

*
Вот старый одесский анекдот: едет поезд, на полке лежит Абрамович и стонет: Ох, как я хочу пить! Ох, как я хочу пить! Не выдержав этих стенаний, сосед идет к проводнику и. приносит Абрамовичу стакан чая. Абрамович выпивает чай, говорит спасибо, ложится на полку и стонет: Ох, как я хотел пить! Ох, как я хотел пить!

*
Страдание драгоценно. Это не такая вещь, с которой легко расстаются.

Date: 2012-06-29 05:16 am (UTC)
From: [identity profile] pisma-lane.livejournal.com
да! я тоже сталкиваюсь с этим у своих пациентов. страдание драгоценно.

Date: 2012-06-29 05:22 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
В этом нет никакого сомнения...

Date: 2012-06-29 05:35 am (UTC)
From: [identity profile] kolvas.livejournal.com
Страдание драгоценно. Это не такая вещь, с которой легко расстаются.***

Афоризм.)

Date: 2012-06-29 05:36 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
М.б., м.б.

Date: 2012-06-29 05:37 am (UTC)
From: [identity profile] alar563.livejournal.com
Почему они хотят чтобы их пожалЕли?

Date: 2012-06-29 05:41 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Детки бегут к мамке, чтобы погладила бобо - так считал Толстой.

Date: 2012-06-29 05:55 am (UTC)
From: [identity profile] gomazkov.livejournal.com
Но возможно, такое жёсткое самоопределение связано у Лизы конкретно с Вами как бывшим её врачом?
А с другими - она просто Лиза? Или даже Лизок?)

Date: 2012-06-29 07:01 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Да, тут возможен и такой вариант.

Date: 2012-06-29 06:19 am (UTC)
From: [identity profile] gzy-gzy.livejournal.com
Помнится, про Абрамовича, который хотел пить, там ещё дальше было, мол, сосед попросил: "Да помолчите же Вы, наконец!", а тот: "Какой ты зануда... Нет, ну какой ты зануда... Ну надо же, зануда какой...":-)

Может, страдание как способ самоидентификации?

Date: 2012-06-29 07:01 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Конечно.

Date: 2012-06-29 10:12 am (UTC)
From: [identity profile] crusty-da-clown.livejournal.com
Тоже вспомнил анекдот из этого ряда. Умер муж, вдова плачет:
- Ах, на кого ж ты нас покинул? Сидел, ел огурцы и преставился. Ты так любил огурцы. Ах, огурцы. Огурцы...
Пришедший священник говорит:
- Дочь моя, к чему здесь огурцы? Вспомни лучше ещё что-нибудь хорошее, что с ним связано.
Вдова:
- Ах он так любил меня трахать на сеновале. На сеновале, на сеновале. Трахать, трахать...
Священник в ужасе говорит ей:
- Ох, дочь моя, пусть лучше будут огурцы.

(no subject)

From: [identity profile] gzy-gzy.livejournal.com - Date: 2012-06-29 10:15 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-06-29 10:27 am (UTC) - Expand

Date: 2012-06-29 08:18 am (UTC)
From: [identity profile] ira-mf.livejournal.com
о да.

Date: 2012-06-29 08:59 am (UTC)

Date: 2012-06-29 08:19 am (UTC)
From: [identity profile] formerchild.livejournal.com
>>Для психотерапевта память - одно из орудий труда.

О да, я потрясён какая у вас, психотерапевтов, память. Иногда мой притворяется, что забыла какие-то подробности моей жизни, но меня не обманешь, к сожалению для моей психотерапии... ))

Date: 2012-06-29 09:00 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Когда память начнет сдавать - нужно бросать работу.

(no subject)

From: [identity profile] formerchild.livejournal.com - Date: 2012-06-29 11:54 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-06-29 02:12 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] green-dancer.livejournal.com - Date: 2012-06-29 04:11 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-06-29 05:01 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] formerchild.livejournal.com - Date: 2012-07-01 05:36 pm (UTC) - Expand

Date: 2012-06-29 08:46 am (UTC)
From: [identity profile] about-visotsky.livejournal.com
== Страдание драгоценно. Это не такая вещь, с которой легко расстаются. ==

Как же это верно и как же грустно, что это верно...

Date: 2012-06-29 09:00 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Увы...
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-06-29 10:10 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] about-visotsky.livejournal.com - Date: 2012-06-29 11:26 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-06-29 02:05 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] about-visotsky.livejournal.com - Date: 2012-06-29 02:18 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-06-29 02:21 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] about-visotsky.livejournal.com - Date: 2012-06-29 02:24 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ivan-sautkin.livejournal.com - Date: 2012-06-29 10:33 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] about-visotsky.livejournal.com - Date: 2012-06-29 04:16 pm (UTC) - Expand

Date: 2012-06-29 09:29 am (UTC)
From: [identity profile] alpamare.livejournal.com
Это прямо как встреча проктолога со старым пациентом:
- Постойте, где-то я Вас видел... А ну-ка, нагнитесь... А-а, это Вы товарищ депутат!

Date: 2012-06-29 09:38 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
доктор, это для Вас.

(no subject)

From: [identity profile] alpamare.livejournal.com - Date: 2012-06-29 09:44 am (UTC) - Expand

Date: 2012-06-29 11:15 am (UTC)
From: [identity profile] duskhunter.livejournal.com
может быть, она таким образом напоминает не о своих атаках, а о твоих сеансах?

Date: 2012-06-29 12:46 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Я ведь допускаю и такой вариант. Но словесная формулировка должна была бы быть иной... Как вы? Не собираетесь в наши края? Кстати, мои звери (Естествослов) уже вышли из клетки (типографии).
Edited Date: 2012-06-29 12:47 pm (UTC)

Date: 2012-06-29 01:55 pm (UTC)
From: [identity profile] dennett.livejournal.com
тут мне кажется не в страдании дело, а в том, что панические атаки были самой сильной и яркой частью ее жизни.

у меня у самого они были - там вся реальность меняется, вся вселенная. редко что может сравниться.

Date: 2012-06-29 02:01 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
В любом случае - это не та часть жизни, с которой легко расстаются...

Date: 2012-06-29 03:57 pm (UTC)
From: [identity profile] green-dancer.livejournal.com
Вы не совсем правы, Борис Григорьевич, страдание самоценно и самодостаточно, страдание - это как самоперезаписывающийся вирус в отдельно взятой голове, его очень трудно извлечь, стереть, освободиться от него.

Кстати, вы меня извините, если что не так напишу в комментах, у меня сейчас отнюдь не лучшее самочувствие, но тем вернее я могу сказать: привычка к страданию - это саморазрушительная и самоубийственная привычка, это намного хуже, чем курение, алкоголь и марихуана вместе взятые; это нечто похожее на информационный рак мозга, пожирающий все свободные ресурсы и не оставляющий надежды на спасение; привычка к страданию уже не зависит от воли или желания пациента, она не контролируема и подчиняет себе и образ жизни и саму личность.

Лучше бы я пил и курил, чем привыкал страдать. Это убьёт меня вернее, чем пуля, и вернее, чем нож. Это... когда тело не болит, но психика "приучена" к саморазрушению и самопожиранию до стадии полного разложения и личности и души, и всего, что может быть хорошего у человека.

В аду не страдают, само страдание - это ад.
Так вот где-то по ощущениям.
И нет у меня антивируса, который бы вылечил мою привычку себя страдать. Нет. Вот отчаяние до последней граничной степени, - нет его. Нет, господи, нет.
Нечем себя спасти, можно только терпеть - привычку к страданию.

===
А облегчение (вы знаете, честно напишу, уже больше шести лет я так живу каждый день, плюс-минус так) ко мне приходит только во сне. Просыпаясь я каждое утро обрекаю себя пройти через ад... привычки к страданию. Это и смешно и страшно одновременно.
===
И самое интересное: мне это страдание даром не нужно. Привычка стала самодостаточным зверем внутри меня, тем самым волком из притчи, которого я, дурак, раскормил, а теперь волк кормится мной самостоятельно. Представьте, мне 37, лето, жарко... и нет ни будущего ни прошлого. Кроме этого тёмного волка, сотканного из неуправляемого клубка агрессивной психической энергии, который меня лопает.

Я не могу его вышвырнуть, он меня сильнее.
И мне некому в принципе честно рассказать и выплакаться или выкричаться, или ещё как-нибудь освободиться от этого тёмного зверя. И силы воли, энергии души для того, чтобы себя взять за шкирки и заставить что-то сделать - тоже нет. Я в глубокой гравитационной воронке.

Я не ценю страдание. Из-за этого страдания я столько интересного упустил в жизни. Оно меня харчит. И рычит. Это правда.
Edited Date: 2012-06-29 04:18 pm (UTC)

Date: 2012-06-29 05:03 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Как всегда - с интересом прочел Ваш комментарий. Тем более, что сейчас я как раз обдумываю эту тему. Ваше мироощущение очень важно для меня.

Date: 2012-06-29 04:19 pm (UTC)
From: [identity profile] misha18.livejournal.com
Вам, как психиатру, будет интересно посмотреть настоящий не выдуманный страх. Блестяже сделан:
Бросьте все дела и посмотрите: всего пять минут.

http://misha18.livejournal.com/45062.html

Если хотите посмотреть фильм полностью. Сообщите на почту. Пришлю линк.

Date: 2012-06-29 05:04 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
сейчас посмотрю. Вернее, через полчаса.

(no subject)

From: [identity profile] borkhers.livejournal.com - Date: 2012-06-29 08:56 pm (UTC) - Expand

Date: 2012-06-29 04:27 pm (UTC)
From: [identity profile] ubizza-ap-stenu.livejournal.com
Внутренний театр.
Недостаток внешней оценки? поддержки и прочего понимания?

Date: 2012-06-29 05:05 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
"Я" сидит в первом ряду и с интересом наблюдает.
(deleted comment)

Date: 2012-06-29 08:54 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Да, это кажется простым и понятным. Спасибо!

Date: 2012-06-29 07:02 pm (UTC)
From: [identity profile] postal2.livejournal.com
вспоминается Ницше:
Развалины как украшение
Люди, которые испытали много духовных перемен, сохраняют некоторые воззрения и привычки прежних состояний; и тогда эти воззрения и привычки выступают из их нового мышления и поведения, как остатки неведомой старины и седые развалины строений; и часто они служат украшением всего ландшафта.

Date: 2012-06-29 08:55 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Да. У меня была такая мысль - возводя дом, подумай о том, как он будет выглядеть в виде руины. То есть - подумай о будущем.

Date: 2012-07-02 04:28 pm (UTC)
From: [identity profile] nata-r.livejournal.com
Соматические дела забываются быстрее.
Впрочем, многие так тонут в болезни, что несмотря на все эскулапские старания остается: "болен я. болен! ну что же мне вы все не верите, что мне плохо?!"
И почему-то в провинции как-то неприлично направлять к психиатру... обижаются очень...

p.s. В последнее время как-то уж очень много стали диагностировать эти "панические атаки". И там, где можно было бы попытаться поискать болезнь тела, докторам стало проще списать на душевное и не напрягать свой мозг...

December 2020

S M T W T F S
  1 23 45
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 22nd, 2026 02:27 pm
Powered by Dreamwidth Studios