borkhers: (Default)
[personal profile] borkhers
У одного из моих друзей и коллег фотография профессора М. стоит на книжной полке. Он до сих пор курит любимые папиросы М.

Другая коллега назвала именем М. своего сына. Третий коллега как-то в сердцах сказал, что М. погубил научную и клиническую психиатрию в Одессе на долгие десятилетия. Официальная биография профессора М. в психиатрическом журнале рисует портрет скучного педанта — человека науки. Если прочитать список научных трудов М., можно смело сказать, что трудился он зря. Никому и в голову не придет сегодня пользоваться теми методами лечения, которые были в свое время предложены М.

Все это правда. Как говорил раввин из известного анекдота: “И ты, Сара, тоже права”.

* * *

Все это не имеет никакого отношения к личности М., фантазера, романтика, пьющего и остроумного человека, всю жизнь хотевшего только одного: чтобы произошло чудо и он, М., имел бы к этому чуду некое отношение. Или просто — совершил бы его. Подлинным лозунгом М. было “А вдруг?”. Так чувствует игрок. Игрок знает, что удача улыбается редко. Но игрок верит, что эта редкая улыбка предназначена ему. И хотя жизнь все время разочаровывает игрока, игрок никогда не бывает по-настоящему разочарован.

М. был очаровательным и очарованным игроком.

* * *

Он не произошел ни от обезьяны, как считал Дарвин, ни от коровы, как шутил Ильф. Думаю, его тотемом был лев. Лев-мужчина, самец льва. И крупные мясистые черты его лица и прическа, слегка напоминавшая гриву, явственно говорили об этом.

Он не был хищником. Собственно, самец льва и не охотится. Это делает, как известно, самка.

* * *

М. видел много улыбок. Ему улыбались прекрасные женщины и девушки-студентки, коллеги, родственники пациентов и сами пациенты. Но удача так и не улыбнулась ему. Мне действительно очень жаль, что этого не произошло.

* * *

Мы встречаемся на больничной аллее. Он говорит мне: “Собираетесь в отпуск? Жаль. Когда вернетесь, шизофрении уже не будет. Приезжают ребята из Москвы. Они привезут магнит…”

Идея заключалась вот в чем: у шизофреников вывихнуто магнитное поле головного мозга, расположено в неправильной плоскости. С помощью сверхмощного магнита это поле можно попытаться вправить.

Вправить мозги — грубое выражение. Вправить магнитное поле головного мозга — смелая, но вполне безнадежная научная гипотеза.

* * *

В отношении магнитного поля в психиатрии предшественниками М. были Парацельс и Месмер. И если в М. было известное величие, то это был отсвет славы Парацельса.

* * *

Как-то Парацельс говорил, что не нужно осуждать отправляющегося в странствие. “Тот, кто остается дома, может жить с удобствами и обогащаться, но я не желаю ни жить с удобствами, ни обогащаться”.

* * *

Тогда, после разговора с М., я шел в свою лабораторию, размышляя о том, что лучше — романтизм М. или мой скептицизм. Ни у него, ни у меня не было шансов победить шизофрению. Но я и не хотел браться за безнадежное дело. А у М., по крайней мере, было желание помочь человечеству, некий порыв, мечтание, “сон золотой”. Мне было жаль нас обоих.
(deleted comment)

Date: 2012-08-03 05:52 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
спасибо! Мне очень приятно!

Date: 2012-08-03 06:35 am (UTC)
From: [identity profile] alfa-delta.livejournal.com
"Тогда, после разговора с М., я шел в свою лабораторию, размышляя о том, что лучше — романтизм М. или мой скептицизм" - все равно люди не могут измениться, даже если понимают, что лучше романтизм М.:). Ведь мы уже родились со своим характером!
Очень интересно Вы пишете, читаю с наслаждением:) Спасибо!

Date: 2012-08-03 07:06 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Спасибо Вам!

Date: 2012-08-03 06:23 am (UTC)
From: [identity profile] corbulon.livejournal.com
М. - это талант, даже гений. Гений человеческого общения.
Но не гений психиатрии.
Edited Date: 2012-08-03 06:40 am (UTC)

Date: 2012-08-03 07:05 am (UTC)
(deleted comment)

Date: 2012-08-03 07:05 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
преступление и болезнь - разные вещи. Статистически преступления чаще совершаются вменяемыми людьми... А №прививика" против шизофрении... не верю.
(deleted comment)

Date: 2012-08-03 07:57 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
По-моему Эйнштейн сказал: тысячи ученых знают. что это невозможно, один невежда, который этого не знает совершает великое открытие.

Date: 2012-08-03 10:13 am (UTC)
From: [identity profile] green-dancer.livejournal.com
Помните, вы как-то писали о Блейхере В.М., с которым у вас была переписка?

Борис Григорьевич, а я ведь тоже был с ним знаком, но оценил этого человека совсем иначе, чем вы.

Это было в первый год моего заболевания. Тогда я добивался внимания всех врачей, которые оказывались в пределах досягаемости. :) И те молодые специалисты, которые только-только закончили медВУЗ, наверное, тоже были романтиками, - они верили (наверное), что парню в 19 лет можно помочь! и вот в числе прочих попыток меня привели на консультацию к Блейхеру. Помню, его кабинет в "павловке", помню странные лампы голубого свечения. Помню как Блейхеру дали мою карточку, и двое молодых психиатров рассказали обо мне, а затем Блейхер задал мне два-три вопроса. Не глядя на меня. Затем посмотрел так, словно бы перед ним был не человек, а тень! - вот, взглядом не замечая человека перед собой, как будто бы я был манекеном или вообще ненужной и надоевшей одеждой на спинке стула.

И сказал (навсегда запомню!):
-- Зачем вы его ко мне привели? это же классический случай!

(Имелась в виду, очевидно, симптоматика, набор жалоб.)

И вот так ко мне и относились в общем-то, - в течение шести лет, - пока я не попал на КМАПО и не познакомился с Насинныком.
===
Борис Григорьевич, рассудите сами: если для вас Блейхер - ваш коллега, о котором у вас остались хорошие воспоминания, то кем может быть Блейхер для меня, в моих глазах, теперь, - кроме как халатного и равнодушного, нечуткого и бездарного специалиста?

Он не помог, он не захотел тратить время, ему было всё ясно, "и зачем вы его ко мне привели?". А меня ожидал ад на ближайшие восемь лет. И спасение в конце из этого ада. А спасла меня в том числе и молодой интерн (тогда, в начале 2000-х), врач, со своим оригинальным взглядом на мир, близким к индуистской философии - которая тоже не верила (как призналась потом), что что-то получится. "Я тогда почти не видела в глубине личности того человека, которым ты стал, когда наступила ремиссия". Труд, труд и труд. Честный труд. И успех в конце.

Вот это для меня лично единственный критерий в ответе на вопрос, имеет ли право врач называть себя врачом?
Edited Date: 2012-08-03 10:19 am (UTC)

Date: 2012-08-03 10:24 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Да, для Меня Блейхер так и остался вдумчивым специалистом и хорошим человеком. В то же время понимаю Вас. И понимаю ситуацию в целом... Вадим Моисеевич вынес диагностическое суждение, не имевшее отношение к лечению и тем более к отношению к Вам, как к личности...Только отсутствие кабинета и статуса консультанта помешало мне сотню раз сказать то, что слышали Вы... Однако я бы не говорил этих слов при пациенте.

Date: 2012-08-03 09:25 am (UTC)
From: [identity profile] green-dancer.livejournal.com
Убить за деньги - эти люди вменяемы.
Ого! вы это серьёзно? убить за деньги - это нормально с точки зрения психического здоровья? по-моему, это явная патология.

Date: 2012-08-03 09:23 am (UTC)
From: [identity profile] green-dancer.livejournal.com
Эх... всё те же стереотипы по отношению к шизофреникам. Да, некоторые больные действительно могут совершить убийство или доставать соседей, которые "облучают". Но ведь это означает лишь то, что таким людям, уже заболевшим, уже стоящим где-то на учёте, имеющим право на человеческое отношение и максимально качественную медпомощь - не помогли вовремя и эффективно.

Недавно в новостях была хистори про матушку в глубинке, убившую двух из толпы приемных детей.

Вы имеете в виду вот эту историю в Долгопрудном?
http://www.1tv.ru/news/social/210143
Или, может быть, другую?

Психотики намного чаще обычных людей (по той же статистике) совершают попытку суицида - до 50% заболевших хотя бы раз пробуют уйти из жизни. (Статистики суицидальных попыток по конкретным заболеваниям у меня нет.) Или наносят себе самоповреждения - я знаком с такими людьми виртуально. Или калечат себя психологически: стигма, одиночество, самоизоляция, постепенное саморазрушение, социальная деградация, алкоголизм, ранние смерти из-за запущенных соматических заболеваний etc

Лечить превентивно бессмысленно -
1) лечили бы качественно хотя бы с момента манифестации, с первого психоза - уже было бы хорошо!
2) лечение - это не только ПНБ, таблетки и уколы, режим и трудотерапия ("коробочки и конвертики клеить"). Лечение - это не равнодушие окружающих т.н. здоровых людей. Потому как психологическая атмосфера вокруг нас всех может либо поддерживать психическое здоровье, способность организма восстанавливаться, - либо наоборот.

Иногда я думаю, что пословица "моя хата с краю, я нічого не знаю" не зря касается именно украинцев.
Edited Date: 2012-08-03 09:38 am (UTC)

Date: 2012-08-03 10:06 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Обстоятельный и верный по сути ответ, спасибо...
(deleted comment)

Date: 2012-08-03 07:04 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Параллельные прямые не пересекаются...А здесь есть явные точки пересечения. так что параллелизм тут лобачевский, а не эвклидов...

Date: 2012-08-03 07:14 am (UTC)
From: [identity profile] corbulon.livejournal.com
В юности мы с ребятами в лаборатории засовывали голову между полюсами мощного магнита.
Полюса раздвигать приходилось, так что магнитное поле, по меркам физиков, было не очень большим - всего примерно в 100-200 тысяч раз больше земного.
Ничего не чувствуется, но если головой потрясти, то во рту возникает кислый вкус, как будто лизнул контакты электрической батарейки: слюна электролит и в магнитном поле возникает ток, который и ощущается.
А в остальном ничегошеньки интересного. :))
Кстати - поля в ЯМР-томографах очень большие.

Date: 2012-08-03 07:56 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Знаю. нет, вправить психику магнитом - фантазия родом из 16го века...

Date: 2012-08-03 08:50 am (UTC)
From: [identity profile] corbulon.livejournal.com
Это я хотел немного повеселить вас и ваших читателей. :)

Date: 2012-08-03 08:51 am (UTC)

курит любимые папиросы М

Date: 2012-08-03 07:19 am (UTC)
From: [identity profile] fly-in-fish.livejournal.com
как это знакомо) мы в юности курили L&M, потому что их курил Бродский, а Бродский в свою очередь говорил, что L&M это Оден.
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
У нас лМ назывались Леонид Макарович (Имелся в виду Кравчук, первый президент Украины) К моменту их появления я уже бросил курить...

Date: 2012-08-03 07:43 am (UTC)
From: [identity profile] troninatania.livejournal.com
Некоторые люди навсегда - и соперник, и коллега, и друг, и враг.

Date: 2012-08-03 07:54 am (UTC)

Date: 2012-08-03 07:50 am (UTC)
From: [identity profile] irkathena.livejournal.com
очень узнаваемо ты его описываешь. Лев, мне та же мысль приходила при виде его.
и с теплом и добротой.
Ему бы понравилось :-)

Date: 2012-08-03 07:55 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Практически уверен в этом. иначе бы не писал :)))

Date: 2012-08-03 01:15 pm (UTC)
From: [identity profile] irkathena.livejournal.com
а смотри какое забавное вот:
http://47tau.livejournal.com/949439.html

Date: 2012-08-03 08:06 am (UTC)
From: [identity profile] krupelega.livejournal.com
Вы не только талантливый литератор, вы - добрейший и великодушнейший человек...
И то и другое вместе, в одном разливе, это прекрасно. Будьте всегда здоровы и благополучны.

Date: 2012-08-03 08:54 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Взаимные самые лучшие пожелания!

Date: 2012-08-03 08:24 am (UTC)
From: [identity profile] chevrette.livejournal.com
Не знаю, мне кажется, надо издавать. Понятно, что много личного, широкому читателю не предназначенного. А и Бог с ним! Пусть будет узкий, но глубокий)

Date: 2012-08-03 08:53 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Это уже решенные вещи. Издатель торопит. А я пока не тороплюсь...

Date: 2012-08-03 08:40 am (UTC)
From: [identity profile] kosta-kosta.livejournal.com
Даже грустные и печальные Ваши рассказы - просто как светлое окошко... Спасибо

Date: 2012-08-03 08:53 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Спасибо Вам!
(deleted comment)

Date: 2012-08-03 08:52 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Не так давно видел такое кино ВВС, где этот миф пропагандируеццо...
(deleted comment)

Date: 2012-08-03 09:07 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
понимаю, да.
(deleted comment)

Date: 2012-08-03 09:08 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
в семидесятые было ругательство взбибисившийся интеллигент.
(deleted comment)

Date: 2012-08-03 10:05 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Я тоже начал слушать голоса с 10 лет. Но почему-то запомнил программу Максима Гольдберга "Глядя из Лондона" и позднее - Севы Новгородцева

Date: 2012-08-03 09:40 am (UTC)
From: [identity profile] groundhogman.livejournal.com
Что-то я не верю в романтику и "сон золотой". Чем больше романтики на поверхности - тем больше практичности внутри и бумажек в кармане..

Date: 2012-08-03 10:05 am (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Одно другому не мешает, увы.

Date: 2012-08-03 12:26 pm (UTC)
From: [identity profile] kaplja.livejournal.com
Я знаю подобного священника. )
Очень милый и очень оторванный от реальности человек.
Всегда у него какие-то утопические идеи и куча задействованных в этом людей, которые появляются из ниоткуда и исчезают потом в никуда. Сам он никогда не отчаивается и всегда с улыбкой находит оправдания, что вот опять не получилось.
При этом любые попытки объяснить утопичность очередной идеи наталкиваются на искреннее непонимание, и на такую же искреннюю надежду успеха, что любой реалист отказывается от задачи переубедить его в чем-то.

Date: 2012-08-03 12:55 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Да, это скорее личностный тип, чем профессия...

Date: 2012-08-03 02:22 pm (UTC)
From: [identity profile] resonata.livejournal.com
А мне нравится Ваш М. :) Романтики имеют шансы хотя бы куда-то дойти :))
Спасибо Вам! Вы так о людях пишете, что сердце начинает трепетать нежностью :)
Edited Date: 2012-08-03 02:22 pm (UTC)

Date: 2012-08-03 06:08 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Есть некоторые люди о которых я писал бы иначе...

Date: 2012-08-03 02:27 pm (UTC)
From: [identity profile] elenaanufrieva.livejournal.com
...вот ведь странно.
Столько всего побеждено человеком(как и убито)...а победить какой-то выворот клеток(или сосудов - не знаю) мозга - до сихпор не научились.Ведь и операции на головном мозге делают...что ж такое?

Date: 2012-08-03 06:08 pm (UTC)
From: [identity profile] borkhers.livejournal.com
Есть вещи, которые мы не научимся делать. по-моему. наши возможности велики, но не безграничны.

December 2020

S M T W T F S
  1 23 45
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jun. 30th, 2025 09:35 am
Powered by Dreamwidth Studios